ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 8
Число уравнений соответствует числу неизвестных. При реше нии получаем алгебраическое уравнение высшего порядка. В даль нейшем примем приближенное решение его методом постепенных приближений.
При решении уравнений (123) и (126) была получена следующая зависимость:
C 9 ( ^ ) 3 + C i o ] p - s 2 + s 0 = 0.
Зная s'0, задаемся величиной s2. По уравнениям (130) производим вычисления s0 , s b s l n p , s2 K .n p , s 2 n p , вычисляем безразмерный параметр К = и по уравнению (128) определяем уточненное
|
|
s i n p |
_ |
|
значение s2 , которое |
обозначим s2 . |
|
||
|
Принимая вместо s2 полученное значение s2 , повторяем вы |
|||
числения, |
добиваясь |
совпадения s2 и s2 . |
|
|
|
По полученным окончательно значениям s2 и s 2 n p |
определяем |
||
Qy, |
соответствующее |
данному р0, s'0 и определенным |
параметрам |
|
втулки и |
штока. |
|
|
|
|
Задаваясь последовательно разными давлениями жидкости, |
|||
вычисляем значения |
Qy , s2 , sx , s0 , К и строим графики интересу |
|||
ющих зависимостей. |
|
|
||
|
Максимальное значение давления жидкости, при котором зазор |
|||
становится |
равен нулю, определим из уравнения (128). Положив |
|||
s2 |
= 0 и |
= 0, |
получим |
|
|
|
s i n p |
|
|
|
|
|
Р п р е д = — 7 j ^ - |
О 3 1 ) |
При решении необходимо учитывать следующие возможные случаи нагружения втулки.
1.Давление жидкости действует по всей длине наружной и внутренней поверхностей. В этом случае расчет ведется по указан ной выше схеме.
2.Наружное давление жидкости действует не по всей длине
втулки 13 < |
/ 2 (рис. 95). |
В этом |
случае благодаря поддерживающему действию нена- |
груженного внешним давлением участка втулки фактический
зазор s'2 |
будет больше зазора s2 , вычисленного без учета ненагру- |
||
женного |
участка. |
|
|
Принимая приближенную |
зависимость |
|
|
|
So — s2 = |
(s'o — s2)k', |
(132) |
в которой на основании опытных данных можно принять k |
-к-, |
168
получим предельное давление рп р е д = |
/ { , с , при котором зазор |
исчезает.
В этом случае при решении уравнения (128) задаемся величиной фактического зазора s'2 и по этой величине определяем s0, sh S i n p i s2 n p , К. Подставляя в уравнение (128) найденное значе-
Рис. 95. Схема гидродинамического уплотнения при неполном действии давления по длине наружной по верхности (а) и внутренней поверхности (б)
ние К, определяем величину s2, а по уравнению (132) — s'2, до
биваясь совпадения s'.2 и s'.?. |
|
|
3. |
Внутреннее давление действует не по всей |
длине втулки |
к < |
h ( Р и с - 95). В этом случае фактический зазор |
s'.2 будет меньше |
зазора s2 , вычисленного при наличии нагрузки по всей длине внутренней поверхности.
Пользуясь уравнением (132), необходимо . принять / г ' > 1. Таким образом, оставляя ненагруженный участок на наружной или внутренней поверхности, можно увеличивать или уменьшать величину зазора по сравнению с исходным вариантом.
Это позволяет в зависимости от заданных размеров втулки и рабочего давления дополнительно, кроме изменения положения соединительного канала, определяемого размером 1и управлять величиной утечки жидкости через соединение.
На основании полученных зависимостей выполнен анализ действующих гидродинамических уплотнений при возвратно-
169
поступательном движении штока и приводится сравнение расчет ных и опытных данных.'
На рис. 96 представлена зависимость утечки жидкости от величины зазора So, давления и температуры жидкости.
При s'Q = 25- Ю - 3 мм, давлении свыше 300 кгс/см2 зазор начи нает быстро уменьшаться, при этом возникает прижатие втулки
2000 I
1500
к штоку и сильный нагрев уплотнителыюго узла.
Вследствие нагрева зазор между втулкой и штоком не сколько увеличивается, вяз кость масла уменьшается,
1
WOO |
|
|
|
|
|
|
1.0 г* |
|
\2 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
500 |
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N r J |
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
400 |
|
ООО 700 |
|
|
200 |
Ш |
|
|
вООр.мфьг |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.КГС/СМ2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. |
96. Изменение |
утечки |
жидкости |
че |
Рис. |
|
97. |
Зависимость безразмер |
|||||||
рез |
гидродинамическое |
уплотнение |
при |
ного |
коэффициента К от |
давления |
|||||||||
различных |
значениях радиального зазора |
|
|
|
жидкости: |
|
|||||||||
|
|
и температуры: |
|
|
|
/ _ |
s Q |
= |
50- 10,—4 |
см; |
|
||||
; — s0 = 50-ю' -4 |
t = 60° С; |
2-sQ |
= |
°0" |
|||||||||||
|
|
|
|
2 5 - 1 0 - ' |
см |
|
|||||||||
= |
50-10" |
см, 1=20° |
С; 3- |
|
п ~ 4 |
см, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t — 60° С: |
°0 = |
2 5 - 1 0 " |
см, |
t = 20° С |
вследствие |
чего |
при |
опытах |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
происходит |
некоторое увели |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
чение |
утечки |
жидкости. |
|||||
|
С увеличением |
зазора |
утечка |
резко |
возрастает. Однако для |
каждого зазора существует определенная область давлений, при которых утечка будет незначительной. Следовательно, для за данного давления и конструкции втулки необходимо установить оптимальное значение исходного зазора s0.
При заданной конструкции уплотнения величина утечки зави сит только от исходного зазора s'Q и вязкости масла- r j , так как коэф фициенты С9 , Сю, С 1 3 , Си и С1Ъ не зависят от Съ а следовательно, и от Г).
На рис. 94, б представлено изменение зазоров по длине втулки в зависимости от давления. До соединительного канала (со стороны давления) зазоры больше исходного, а в сторону утечки жидкости—
меньше исходного. |
|
|
|||
На |
рис. |
97 представлено |
изменение |
безразмерного параметра |
|
К = |
Д 2ПР |
в |
зависимости от |
величины |
зазора и давления. Зна- |
s inp |
170
чение К при изменении давления от 0 до р п р е л уменьшается от 1 до 0.
Щелевые уплотнения при малых зазорах чувствительны к пере косам направляющих деталей и склонны к заеданиям.
32.ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ
СДЕФОРМИРУЕМОЙ ВТУЛКОЙ ДЛЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ ВАЛОВ
На рис. 98 изображено уплотнение, подвергавшееся испыта ниям для соединений с вращающимся валом. ^
Уплотнение состоит из плавающей втулки (бронза Бр.АЖ 9-4), имеющей возможность свободно перемещаться в радиальном на правлении. Полость между корпусом и втулкой уплотнена'с по мощью манжетного уплотнения (ГОСТ 8752—70) при снятой пружине. Торец втулки при терт к графито-баббитовому упорному кольцу, образуя при этом торцовое уплотнение. Нор мально втулка находится в не подвижном состоянии. Заплани рованная утечка жидкости про исходит между внутренней по верхностью втулки и валом.
Если же давление жидкости превышает допустимое, то при обжатии втулки, происходящем из-за разности давлений, со прикасаются микронеровности ее и вала, и втулка начинает вращаться. При этом резко воз растаетсопротивление враще нию вала 1-Г температура уплот нительного узла.
Рис. 98. Гидродинамическое уплотне ние с деформируемой втулкой •
Первоначальный диаметральный зазор между валом и втулкой был принят 0,04—0,07 мм.
Зависимость утечки жидкости через уплотнение с деформируе мой втулкой в зависимости от рабочего давления и числа оборотов вала представлена на рис. 99.
Из графика видно, что при давлении жидкости от 0 до 50 кгс/см2 и числе оборотов вала от 0 до 2500 об/мин (9,2 м/с) утечка не превосходила 310 см3 /мин, что является весьма малой величиной. При дальнейшем увеличении давления утечка резко падает. С уве
личением числа оборотов |
вала утечка |
возрастает (диаметр |
вала |
70 мм, наружный ч диаметр |
втулки 76 |
мм, диаметральный |
зазор |
между валом и втулкой при сборке 0,04—0,06 мм, масло веретен ное АУ, t = 17° С).
171
Как видно из результатов .испытаний, данная бронзовая втулка может успешно использоваться при давлениях 50—60 кгс/см2 . Для более высоких давлений необходимо изменить размеры втулки.
Максимальное давление, допускаемое деформациями втулки (до выбора зазора), может быть определено по ранее выведенной зависимости
|
|
|
|
|
Рпред ' |
k'Cv |
|
|
(133) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с10 = с, |
|
|
|
k3itd |
2 |
|
K+ri |
||
|
|
|
|
|
|
С а _ З Е |
rl-rl |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
J 8 |
|
|
— 1 2 |
ч _ |
C7 |
= C5 |
^ 5 — |
C2 |
c3- |
|
|
|
|
|
|
||||||
зооГ |
|
|
|
|
c3 |
= _2_ |
|
|
3E |
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
|
: |
|
200 |
h |
|
|
|
|
После подстановки соответствующих |
||||
|
/ |
3 |
|
|
|
значений |
коэффициентов |
получаем |
||
100 |
II |
2 |
|
|
|
|
|
2г„ |
|
Гв |
|
|
|
'10 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|||
|
|
\ |
|
|
|
Давление, при |
котором |
выбирается за |
||
|
|
50 |
|
150 |
|
|||||
|
|
р.т/сп' |
|
зор, |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Рис. |
99. |
Зависимость утечки |
|
|
|
sQE |
|
|
||
жидкости |
через |
уплотнение |
|
Рп |
|
|
|
|
||
с деформируемой |
плавающей |
|
|
2rf, |
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||||
втулкой от рабочего давления |
|
|
|
|
|
|
||||
и числа оборотов |
вала в ми |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
нуту: |
|
|
|
|
|
|
|
|
/ _ л = |
0; 2 — п = 500 об/мии; |
5 . — п = |
1500 об/мнн; 4 — п = |
|
2500 об/мин |
Подставляя значения входящих вели чин, получим
2 5 - Ю - 4 - 1 , 1 5 - 1 0 ° |
• 59 кгс/см2 . |
(134) |
Лтред |
||
\ 3,82-3,52 |
3 ) |
|
Учитывая, что k! $ 2 1 и возможны колебания модуля нормальной упругости для бронзы Е =(0,85ч-1,15)106 кгс/см2 , имеем довольно точное совпадение с опытными данными. В нашем случае, ска зывается также имеющееся ограничение в прогибе втулки (бла годаря упору ее в торец кольца), вследствие чего k' ^ 1. Другие возможные конструктивные решения уплотнения с деформируе мой втулкой представлены на рис. 100.
На рис. 100, а представлена примерная схема соединения, содержащая манжетное неподвижное уплотнение и подвижное
172
торцовое уплотнение, работающее при малых давлениях жидкости. На рис. 100, б показано щелевое уплотнение, выполненное
в виде плавающей кассеты.
Рис. 100. Схемы применения щелевого уплотнения
в |
сочетании с |
торцовым |
уплотнением: а — щелевое |
уплотнение в |
виде плавающей втулки с манжетами; |
||
б |
— щелевое |
уплотнение |
в виде плавающей кас |
сеты; в — щелевое уплотнение в виде плавающей втулки
На рис. 100, в изображено соединение, состоящее из плавающей • втулки, манжетного и торцового уплотнений.
Материал втулки может быть бронза, латунь и другие, исклю чающие появление задиров при случайном трении в паре с метал лом -вала.
33. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТОРЦОВЫЕ УПЛОТНЕНИЯ
При работе торцовых уплотнений со скоростью вала 5—10 м/с допускаемое среднее контактное давление при длительной работе обычно не превосходит 15—20 кгс/см2 .
173
При повышении давления~происходят значительное повышение температуры поверхностных слоев, разрушение масляной пленки, разделяющей неподвижную и вращающуюся детали уплотнения, и задиры рабочих поверхностей, вследствие чего уплотнение вы ходит из строя.
Для устранения этих ..недостатков с целью повышения приме няемых давлений при высоких скоростях вращения вала целе^ сообразно ввести гидродинамические торцовые уплотнения с под
водом смазки рабочих поверхностей за |
С-С (!вариант) |
счет течения жидкости в клиновом или |
|
ступенчатом зазоре (рис. 101). |
|
<•'//////,
Рис. 101. Схема гидродинамического торцового уплотнения при одностороннем направлении вращения с клиновым и ступенчатым вариантами канавок
Так как жидкость, протекающая в зазоре, соединена с осталь ным объемом жидкости, находящейся в уплотнении, то создаются благоприятные условия для уменьшения разогрева рабочих по верхностей и температуры в масляной пленке.
На рисунке дана схема уплотнения для одностороннего направ ления вращения. Как показывают расчеты, допускаемое давление для гидродинамических торцовых уплотнений при длительной работе может быть значительно повышено при сравнительно про стой и компактной конструкции уплотнителы-юго устройства. Через канавки а происходит подвод жидкости к клиновым зазорам.
На рисунке показано примерное распределение давления жид
кости по радиусу опорной поверхности |
(от точки А до точки В) |
|||
и по средней окружности опорной поверхности |
(сечение |
С — С). |
||
Благодаря наличию радиальных" каналов, нормальных к на |
||||
правлению движения, |
связанных с |
полостью |
масла, |
смазка |
в уплотнении все время" |
возобновляется и при |
соответствующей |
клиновой форме зазоров создается подъемная сила, способствую щая обеспечению жидкостного трения.
От утечки наружу жидкость удерживается цилиндрическим пояском. Клиновые канавки лучше делать на неподвижном
174