Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 57. Расчетная зависимость тяги

Рис.

58.

Расчетная зависимость

тяги

вертолета от барометрической высо­

вертолета от барометрической высоты

ты и температуры наружного воздуха

и температуры

наружного

воздуха

при

высоте

контрольного

 

зависа­

при

высоте

контрольного

зависа­

ния

2 м

:

 

 

 

 

 

ния 0,5

м\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

— максимальная температура по рекомен­

1

— максимальная

температура

по реко­

дациям ИКАО;

 

— минимальная

темпера­

мендациям

ИКАО;

 

— минимальная

тем­

тура для арктических условий;

3 —

темпе­

пература

 

для

арктических

условий;

3

ратура в условиях стандартной атмосферы;

температура

 

в условиях стандартной ат­

4

— максимально

допустимый взлетный вес

мосферы;

4

— максимально

допустимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взлетный вес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассчитанный для взлета вес должен быть проверен на возмож­

ность

выполнения горизонтального

 

полета

в

заданных

условиях

(рис. 60). При построении рисунка принято: влажность воздуха 60%', двигатели работают на первом номинальном режиме, тем­ пература воздуха на входе в карбюратор +15° С, скорость полета 70—90 км/'ч по прибору.

Если полет выполняется над водным пространством без бал­ лонетов или при волнении моря более 3 баллов, то взлетный вес рассчитывается на случай отказа одного двигателя (см. гл. V II).

У различных вертолетов тяговые характеристики могут отли­ чаться от стандартных, принятых при построении графиков и но­ мограммы, поэтому рассчитанный для взлета вес должен быть про­ верен при контрольном висении. Вес, рассчитанный без учета влия­ ния воздушной подушки (см. первую шкалу номограммы рис. 59), считается определенным правильно, если вертолет набирает высо­ ту не менее 10— 12 м на взлетном режиме работы двигателя.

Для увеличения запаса мощности следует рассчитывать взлет­ ный вес без учета влияния воздушной подушки во всех случаях, когда необходимо выполнять полет на скорости по прибору менее

91


30—40 км/ч, даже если площадка позволяет выполнить взлет с ис­ пользованием влияния воздушной подушки. В последнем случае правильность расчета взлетного веса можно проверить при зависа­ нии на высоте 2 м по запасу давления наддува двигателей не ме­ нее 60 мм рт. ст. при числе оборотов 96%■ Летом это обычно воз­ можно при номинальном взлетном весе. При весе 3250 кГ запас по давлению наддува обычно не превышает 30—40 мм рт. ст.

Взлетный вес рассчитывается без использования влияния воз­ душной подушки для вертолетов лесопожарного варианта с выливным устройством в рабочем положении и при работах с внешней подвеской (длина троса внешней подвески до 40 м\ если использу­ ется трос меньшей длины, то расчет без учета влияния воздушной подушки обеспечивает больший запас мощности и управления). Рассчитывается без учета влияния воздушной подушки и взлетный вес при эксплуатации вертолета в корабельном варианте, а для увеличения запаса мощности рассчитанный по графикам или но­ мограмме вес уменьшается на 100 кГ. Для вертолетов в геологораз­ ведочном варианте рассчитанный максимально допустимый взлет­ ный вес уменьшается на 150 кГ.

Рис. 59. Номограмма для определения

Рис. 60.

Зависимость

мак­

допустимого взлетного веса

в зависи­

симально

допустимого веса

мости

от

барометрической

высоты

вертолета от высоты и тем­

взлетной

площадки,

атмосферного

пературы

наружного

возду­

давления,

температуры

наружного

ха в горизонтальном полете

 

 

 

Gs

 

 

 

м;

 

воздуха в момент взлета

(штиль):

 

 

 

G \

висении

за пределами

«воздуш­

 

 

 

— при

 

 

 

ной подушки»;

 

— при

А

2

 

G3 —

 

 

 

максимально

допустимый

взлетный вес

 

 

 

92


Вес считается рассчитанным правильно по второй шкале номо­ граммы, если вертолет устойчиво висит на высоте не менее 2 м. При выполнении авиационно-химических работ методом непрерыв­ ной обработки со скоростью не менее 40 км/ч разрешается увели­ чить рассчитанный по номограмме вес на вес химикатов, выраба­ тываемых на одном гоне. При этом правильность расчета проверя­ ется по запасу наддува. Увеличение полетного веса на каждые 50 кГ снижает запас по наддуву на 10 мм рт. ст.

Для вертолета с весом, определенным по третьей шкале номо­ граммы, высота зависания при контрольном висении должна быть не менее 0,5 м. Этот вес является предельным для взлета вертоле­ та и полетов на скорости по прибору не менее 50 км/ч. Но во всех случаях взлетный вес не должен превышать 3250 кГ.

Для исключения значительных ошибок в расчете максимального взлетного веса следует выполнять проверки на соответствие тяго­ вых характеристик стандартным [15].

Из условия достаточного запаса мощности вертолет разгоняют до скорости 50—60 км/ч по прибору при числе оборотов несущих винтов 92—96%'. По достижении требуемой скорости плавно пере­ водят вертолет в установившийся режим подъема, не допуская падения числа оборотов. Если же число оборотов уменьшится на 2—3%, то не изменяя общего шага, поддержать их поворотом кор­ ректора вправо. Переход на требуемый режим полета выполняю - на истинной высоте не менее 20 м.

§4. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА

Взлет по-вертолетному. Отрыв вертолета от земли и набор вы­ соты контрольного висения (вертикальный взлет) был разобран в гл. III. Разгон вертолета при взлете без использования влияния воздушной подушки разрешается выполнять, если вертолет устой­ чиво висит на высоте не менее 10 м над препятствиями -в направле­ нии взлета при любом эксплуатационном режиме работы двига­ телей.

Оптимальным направлением для взлета является такое, когда траектория проходит через препятствия, наиболее удаленные от мес­ та взлета, так как это обеспечивает требуемую скороподъемность на большем удалении от препятствий. Если же препятствия имеют наименьшую высоту, а траектория будет проложена против ветра, то при полете над препятствиями будет наибольший запас высоты.

Для разгона вертолета необходимо плавно отклонить ручку управления от себя, если же на контрольном висении есть запас мощности, то, плавно увеличивая общий шаг, предотвратить сни­ жение вертолета. При отсутствии запаса мощности при контроль­ ном висении начало разгона вертолета сопровождается его незна­ чительной просадкой, которая будет тем меньше, чем меньше из­ менение угла тангажа и плавнее разгон вертолета до заданной скорости.

93


В тех случаях, когда вертолет эксплуатируется на заснеженных площадках, перед выполнением отрыва необходимо поработать не­ которое время на максимально возможных оборотах и наддуве. После того как снежная пыль будет раздута, необходимо верти­ кально набрать высоту, при которой отсутствует влияние воздуш­ ной подушки и сохраняется видимость горизонта или наземных ориентиров впереди вертолета. Отрыв и набор высоты следует вы­ полнять строго против ветра. И если на висении видимость не ухуд­ шается, нужно отклонить ручку управления от себя и выполнить разгон вертолета, просматривая ориентиры под ним и не допуская кренов и снижения. Как правило, при достижении скорости 20— 30 км/ч видимость вновь улучшается, так как снежный вихрь от­ стает от вертолета.

Для взлета по-вертолетному с использованием влияния воздуш­ ной подушки необходимо после отрыва вертолета от земли верти­ кально набрать высоту не менее 2—3 м, выполнить контрольное висение и, если вертолет устойчиво висит на этой высоте, то можно выполнять разгон.

Для более полного использования эффекта воздушной подушки на разгоне, увеличения запаса мощности и упрощения разгона нужно после контрольного висения снизиться до высоты 0,5—1,0 м и зависнуть, сохраняя число оборотов 92—96%'. Затем, плавно от­ клоняя ручку управления от себя, перевести вертолет на режим разгона и для исключения просадки одновременно плавно увели­ чивать мощность двигателей вплоть до взлетной. Взлетный режим работы двигателя и скорость по прибору 50—60 км/ч позволит по­ лучить угол подъема 10— 15° при нормальной управляемости вер­ толета.

Для получения минимальной взлетной дистанции энергичный разгон вертолета производится с высоты контрольного зависания. По достижении скорости 45—50 км/ч по прибору вертолет пере­ водится в набор высоты, а число оборотов сохраняется с помощью корректора. После набора высоты 15 м продолжается подъем с одновременным разгоном вертолета до требуемой скорости. На­ грузка с органов управления снимается автотриммером. Подобный способ взлета применяется и при базировании вертолета на кораб­ лях. Для его выполнения вертолет после зависания на высоте 2— 3 м против ветра разгоняется и проходит над бортом корабля на высоте не ниже 3 м. Следует учитывать, что при смещении с палу­ бы вследствие уменьшения эффекта воздушной подушки вертолет дает просадку. Снижение вертолета можно предотвратить, увели­ чив общий шаг.

Отрыв вертолета на баллонетах с воды также выполняется вер­ тикально. Затем вертолет разгоняется с постепенным набором вы­ соты для исключения касания баллонетов о воду.

Взлет с ограниченных площадок в горах следует выполнять строго против ветра. Разгон вести возможно более энергично, без набора высоты, чтобы над площадкой скорость по прибору состав­

94


ляла 40—50 км/ч. Дальнейшее

увели­

 

 

 

 

 

 

 

 

чение скорости вести при снижении под

 

 

 

 

 

 

 

 

уклон.

 

 

 

 

 

 

конт­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взлет с разгоном с высоты

 

 

 

 

 

 

 

 

рольного зависания над твердым грун­

 

 

 

 

 

 

 

 

том может быть принципиально выпол­

 

 

 

 

 

 

 

 

нен даже

при

высоте

 

висения

менее

 

 

 

 

 

 

 

 

2

м.

Но во всех случаях высота висения

 

 

 

 

 

 

 

 

должна

быть

не менее 0,5

м,

потому

 

 

 

 

 

 

 

 

что из-за уменьшения эффекта воздуш­

 

 

 

 

 

 

 

 

ной подушки и вертикальной составля­

Рис. 61. Зависимость мини­

ющей тяги на разгоне

 

вертолет может

столкнуться с землей.

 

При разгоне с

мальной взлетной дистанции

контрольного висения на высоте 0,5

м

от

барометрической

высоты

от пилота требуется повышенное вни­

воздуха

при

взлете с

ве­

мание. Минимальные взлетные дистан­

и

температуры

наружного

сом,

соответствующим

вы­

ции

для

этого

случая показаны на

соте

контрольного

зависа­

 

Взлет с разбегом

 

 

 

 

 

 

рис.

61.

 

 

вертолета по по­

ния 0,5

м:

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 —

 

 

 

температура

лосе выполняется при высоте контроль­

для

минимальная

 

арктических

условий;

максимальнаярекомендациям

температураИКАО; — темпо­

ного висения не менее 0,5

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

пература

в условиях

стандарт­

 

После контрольного

висения верто­

ной

 

атмосферы

 

 

 

 

лет приземляется, и общий шаг умень­ шается до минимального. Затем устанавливают число оборотов не­

сущих винтов и двигателей 87—92% и давление наддува 550— 650 мм рт. ст. Плавно отклоняя ручку управления от себя и увели­ чивая общий шаг, пилот перемещает вертолет по полосе. Чем боль­ ше увеличение шага, тем больше пропульсивная сила, и если дви­ гатели будут работать на взлетном режиме, то скорость отрыва бу­ дет достигнута при меньшей длине разбега. В зависимости от усло­ вий взлета вертолет отделяется самостоятельно от земли при ско­ рости 20—50 км/ч, а затем пилот переводит вертолет на режим раз­ гона. Не следует для уменьшения длины разбега чрезмерно от­ клонять ручку управления от себя, так как отрыв может произойти первоначально у основных колес и на передние колеса нагрузки значительно возрастут.

Необходимо удерживать вертолет на разбеге в четырехточечном положении вплоть до отделения от земли.

При разбеге вертолета с максимально допустимым для данных условий весом целесообразно для упрощения разбега и отрыва от

земли не устанавливать сразу для

двигателей взлетный режим.

А при достижении скорости 20—60

км/ч

отклонить ручку управле­

 

 

ния на себя и, увеличивая общий шаг, вплоть до получения взлет­ ного режима, отделить вертолет от земли. Число оборотов должно быть равным 92—96%'.

Исследования показали, что при скорости до 60 км/ч признаки «шимми» передних колес отсутствуют. Боковые нагрузки, создавае­ мые неровностями вертодрома, практически не вызывают колебаний передних колес относительно оси их ориентировки. Нет признаков

95