Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
и земного резонанса. Но если взлет выполняется с |
плотно укатан |
|||||
ной |
площадки, то скорость отрыва не должна |
превышать 20— |
||||
30 |
км/ч. |
Если отрыв происходит при скорости меньше 50 |
км/ч, |
то |
||
|
|
|
разгон вертолета ведется на выдерживании у земли. А при ско рости 50 км/ч вертолет переводится на разгон до заданной скорости с постепенным набором высоты.
При взлетах с боковым ветром следует учитывать, что вертолет стремится накрениться и сместиться по ветру, а поэтому в момент отрыва необходимо отклонять ручку управления против ветра.
Разрешается выполнять отрыв на скорости менее 20 км/ч, если высота контрольного висения более 1-м.
Глава V. УСТАНОВИВШИЙСЯ ПОЛЕТ С ПОСТУПАТЕЛЬНОЙ
СКОРОСТЬЮ
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА
Установившимся горизонтальным полетом называется полет в вертикальной плоскости с постоянной скоростью и на постоянной высоте.
При полете на крейсерских скоростях перемещение вертолета относительно земли сопровождается перемещением относительно воздуха. И из определения установившегося горизонтального полета при рассмотрении действующих на вер толет сил (см. рис. 43) могут быть получены условия выполнения горизонтально
го полета:Y = G |
|
2 М =0 — отсутствие угловых вращений и постоянство направления сил; |
|
|
— сохранение постоянной высоты; |
—Х = А'пл — выдерживание постоянной скорости; ‘2/5 = 0 — отсутствие скольжения.
Величина потребной для выполнения установившегося горизонтального полета аэродинамической силы винтов определяется по теореме Пифагора:
С достаточной точностью можно считать аэродинамическую силу несущих винтов суммарной силой тяги, так как на эксплуатационных режимах полета коэффициенты маховых движений и углы крена вертолета незначительны.
Поэтому Гпотр = - \ f G 2 + X \
Для выполнения установившегося горизонтального полета тяга, создаваемая несущими винтами и потребная для полета, также должны быть равны. Тяга несу щих винтов может быть определена по одной из теорий несущего винта. Но при определении характеристик горизонтального полета более нагляден метод баланса
мощностей.
Потребная мощность несущих винтов — это мощность необходимая для созда ния определенной силы тяги. Тягу несущих винтов условно можно рассматривать как подъемную силу, соответствующую тяге на режиме висения, и пропульсивную силу. В соответствии с этим потребную для горизонтального полета мощность
.можно рассматривать как сумму вентиляторной и профильной мощности:
Nr.n = Nw + Np,
где N у? — N I + N x ,
S6
На режиме висения индуктивная мощность может быть определена по формуле
N і = |
T V , |
- ^ r - , где Т = а + Гпл. |
|
Но в горизонтальном |
полете неравномерное поле скоростей |
по ометаемой поверхности вызывает дополнительную неравномер ность индуктивного потока, а поэтому индуктивная мощность уве личивается на величину поправочного коэффициента. Кроме того, необходимо учесть уменьшение индуктивного сопротивления соос ной несущей системы вследствие проявления в косом потоке по тео рии индукции эффекта биплана. И в горизонтальном полете индук тивная мощность может быть определена по формуле
|
|
|
|
ТѴі |
|
|
|
|
|
где К |
і |
— коэффициент, |
Nt = |
75~ ^ Ѵ'йшл 1 |
|
|
|
индуктив |
|
|
учитывающий неравномерность |
||||||||
ной скорости по ометаемой поверхности винтов; |
хбипл — коэф |
||||||||
фициент индукции |
биплана, учитывающий |
величину и закон |
|||||||
циркуляции вокруг сечения винта на данной точке размаха. |
|||||||||
Для вертолета Ка-26 /Сі = 1,08, хбтш=1 при ц<0,1 |
и хбшш = 0,85 |
||||||||
при цТ^ОД. |
|
скорость |
установившегося |
горизонтального полета |
|||||
Потребная индуктивная |
|||||||||
меньше, чем на режиме |
висения вследствие увеличения секундной массы воздуха, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
R |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
<« |
|
|
проходящей через винт. |
И |
если на режиме висения |
Ѵ[ — — у |
ст, |
то в гори |
||||
|
|
зонтальном полете индуктивная скорость при аэродинамическом расчете опреде ляется по формуле
у, = 0,5<üÄ V V с т2 + (2р2)2_ 2р2,
где
с |
2Г |
_ 16 (G + Г „л) |
тр (ü>R)2F Д(uR)2F
Значения относительной индуктивной скорости гц |
Vj |
представлены на |
u,R |
рис. 62.
На режиме висения профильная мощность определяется как
ЛГр СХра
А(<вДѴ> 4800
В режиме горизонтального полета профильная мощность увеличивается с ростом неравномерности потока по ометаемой поверхности. И чем больше величи на ц, тем больше неравномерность воздушного потока, что и учитывается введе нием поправочного коэффициента. Формула для подсчета профильной мощности в горизонтальном полете принимает вид:
Д (со/?)3
ЛЛрГ = (1 + 5р2) с -Лра 4800 F ,
где коэффициент с%р определяется по профильным полярам как функция сУ0 (рис. 63).
4—3938 |
97 |
Рис. 62. Зависимость относительной индук тивной скорости иде ального винта от ко эффициента тяги и характеристики ре жима полета
Коэффициент подъемной силы связан с коэффициентом тяги соотношением:
3,2сг
Су0= о(1 + 1,2^2)•
Мощность движения определяется по формуле
Nx |
X ByV |
рѴЗ |
|
|
75 |
вр 150 |
1200 ' |
||
|
Величину ~Z,cxS можно определить по рис. 17.
98
Зависимость |
индуктив |
|
|||
ной, |
профильной мощностей |
|
|||
и |
мощности движения |
от |
|
||
скорости |
представлена |
на |
|
||
рис. |
64. Используя |
получен |
|
||
ные данные, строят график |
|
||||
зависимости потребной мощ |
|
||||
ности от |
скорости |
горизон |
|
||
тального полета. Скорость, |
|
||||
при которой мощность, по |
|
||||
требная |
для горизонтально |
Рис. 65. Баланс мощностей горизонтального |
|||
го полета, минимальна, |
на |
||||
зывается |
э к о н о м и ч е |
полета |
|||
ской. |
|
|
При |
||
Диапазон скоростей. |
|
|
|||
анализе |
баланса мощностей |
|
горизонтального полета рассматривают потребную мощность дви гателей, а не несущих винтов:
м- Nг'п
Баланс мощностей, потребных для горизонтального полета вер толета, в транспортном варианте с полетным весом 3050 кГ на вы соте, соответствующей уровню моря, при установленной подвесной пассажирской кабине показан на рис. 65.
Для выполнения установившегося горизонтального полета по требная мощность должна быть равна мощности, создаваемой дви гателями. Располагаемая мощность двигателей и определит теоре тический диапазон скоростей горизонтального полета, представ ленный на рис. 65.
Для вертолета Ка-26 расчетным режимом работы двигателей в горизонтальном полете является первый номинальный.
Для выполнения полета на экономической скорости двигатели должны быть задросселированы до получения минимальной потребной мощности горизонтального полета. Поэтому в полете на экономической скорости наибольший запас (избыток) мощности и наибольшие возможности для маневрирования. И если в полете на экономической скорости установить мощность, больше потребной, то избыток мощности может быть израсходован на увеличение потенциальной энергии высоты (подъем вертолета) или изменение кинетической энергии (величины или направ ления скорости горизонтального полета). Как видно из баланса мощностей, при постоянной мощности двигателя установившийся горизонтальный полет возможен на двух скоростях: Р і> Р Эк, Ѵ2< Ѵ ЭК. Скорость полета больше экономической на зывают скоростью первого режима, а скорость полета меньше экономической — скоростью второго режима. Скорость первого режима, при которой мощность двигателей, потребная для горизонтального полета, равна расчетной, называется теоретической максимальной скоростью, а скорость второго режима — теоретиче ской минимальной скоростью.
§ 2. ХАРАКТЕРНЫЕ СКОРОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОЛЕТА
Изменение теоретического диапазона, теоретических минимальной, максималь ной и экономической скоростей полета вызывается изменением потребной и рас полагаемой мощностей двигателей.
4 |
99 |
0 W SO 120 V, кп/ч О 40 80 120 Ѵ,кп/ч
Рис. 66. |
Баланс мощностей при гори |
Рис. 67. Баланс мощностей при гори |
||||
зонтальном полете транспортного ва |
зонтальном полете |
вертолета в раз |
||||
рианта |
вертолета с подвесной каби |
личных вариантах |
применения: |
|||
ной: |
|
|
1 |
— с опрыскивателем; 2 — с опыливателем; |
||
1 |
— G=2870 кГ; 2 — 0 = 3250 |
кГ |
3 |
— грузо-пассажирский |
||
|
|
|
|
|
Если уменьшить полетный вес, уменьшится требуемая подъемная сила, а сле довательно, индуктивная и профильная мощности и мощность, потребная для го ризонтального полета. Образовавшийся же дополнительный избыток мощности может быть использован для увеличения теоретического диапазона скоростей, т. е. теоретическая максимальная скорость увеличивается, а теоретическая минималь ная скорость уменьшается. При значительном уменьшении полетного веса теоре тическая минимальная скорость становится равной нулю, а потому висение воз можно при первом номинальном режиме работы двигателя. Если же на нулевой скорости при этом появится избыток мощности, то мощность двигателей должна быть меньше мощности 1-го номинального режима. При увеличении полетного веса, наоборот, теоретическая минимальная скорость увеличивается, а максималь ная уменьшается.
В диапазоне полетных весов вертолета Ка-26 при изменении по летного веса изменение соотношения между индуктивной и про фильной мощностями и мощностью движения практически не ска зывается на величине экономической скорости горизонтального полета.
Баланс мощностей горизонтального полета транспортного ва рианта вертолета Ка-26 с подвесной кабиной на высоте, соответст вующей уровню моря, с различными полетными весами показан на рис. 66.
При увеличении вредного сопротивления вертолета увеличи вается мощность движения и тем больше, чем больше скорость по лета.
Изменение потребной мощности горизонтального полета верто летов в транспортном и сельскохозяйственных вариантах на высо те, соответствующей уровню моря, с полетным весом 3250 кГ пока зано на рис. 67.
Как видно из графика, на малых скоростях полета потребная мощность практически одинакова во всех вариантах применения вертолета. Это объясняется тем, что прирост мощности движения в сельскохозяйственном варианте незначителен и компенсируется уменьшением индуктивной и профильной мощностей при уменьше нии отрицательной подъемной силы вертолета (см. рис. 13) по
100