ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
По структуре каскада управления различают рулевые машины с ЭТУ (статического типа, астатические и с об ратными связями.
Унифицированная рулевая машина (см. рис. 1.2), ко торая отличается простотой конструкции, надежностью в работе, большим ресурсом (более 2000 ч) и достаточно хорошими энергетическими и динамическими характерис тиками, формируется на основе гидроусилителя соплозаслонка статического типа. Недостатком этих рулевых машин являются сравнительно большие потери расхода
питания при нулевом сигнале управления Q ^T = 10-f-
20 см3/с и «дрейф нуля» при изменении температуры. В основе быстродействующей рулевой машины лежит струйный гидроусилитель с обратной связью (рис. 1.5). Эта рулевая машина характеризуется стабильностью ко эффициентов усиления, высокими динамическими и энер гетическими показателями, но имеет более сложную кон
струкцию.
Третий тип быстродействующей рулевой машины (рис. 1.6) имеет золотники с запертыми управляемыми дросселями как в первом, так и во втором каскаде управления, что определяет ее ценное качество — чрезвы чайно малые потери расхода питания при нулевом сигна
ле управления (QLT ^ 2 -у 3 см3/с). Электрогндравли-
ческий золотниковый усилитель, имеющий обратную механическую связь, отличается исключительно высоким быстродействием ( Г э г у =£^2• ICH с). Однако изготовле ние рулевых машин с золотниковыми гидроусилителями требует применения не только чрезвычайно высокой точ ности, но и самых совершенных технологических методов производства. Кроме того, нормальное функционирова ние рассматриваемой рулевой машины возможно только при осциллирующем движении золотников, когда устра няется их облитерационное залипание. Ресурс работы таких рулевых машин сравнительно мал.
Трехкаскадные рулевые машины применяются при больших мощностях (Г/>5000 Вт) и формируются обыч но на основе гидропривода с объемным регулированием скорости.
12
Рис. 1.5. Схема двухкаскадной рулевой машины с золотни ковым гидрораспределителем и струйным гидроусилителем:
лг — абсолютное перемещение струнной трубки; |
л*— перемещение |
золотника; р\, р2 — давление в гидроцилиндре; р3, |
Ра— давления в |
гидроусилителе |
|
Рис. 1.6. Схема двухкаскадной золотниковой рулевой ма шины с запертыми управляемыми дросселями:
je |
— перемещение управляющего |
золотника; а*— перемещение рас |
|||
пределительного золотника; |
ф — угол |
поворота |
выходного звена; |
||
/ 1, |
/ 2 — токи управления; |
Р\, |
р2~ |
давления |
в гндроцнлнндре; |
|
— давления |
нагнетания и |
слива |
.13
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗОЛОТНИКОВОГО ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ
К гидравлическим характеристикам гидрораспредели телей относятся: силовая характеристика Рд=/(х) при QÄ= 0, показывающая зависимость перепада давлений
нагрузки на |
выходе |
гндрораепределителя |
(например, |
|
в диагонали мостика) |
от входного сигнала |
(перемещения |
||
золотника); |
характеристика расхода |
QR=p(x) при |
||
рд= 0, показывающая |
зависимость расхода |
на выходе |
гидрораспределителя от входного сигнала; обобщенная гидравлическая характеристика Q]X= f ( x 1pR).
Гидравлические характеристики имеют большое зна чение для расчета конструктивных и геометрических па раметров элементов, а также для определения коэффи циентов усиления, постоянных времени, демпфирующих свойств и энергетических показателей гидропривода.
Наиболее важными энергетическими характеристика ми являются: зависимость коэффициента полезного дей ствия гидрораспределителя от давления нагрузки и вели чины входного сигнала г]=/(рд, х)\ потери расхода пита
ния при нулевом сигнале управления Дфц1ІТ= /cQHmax,
характеризующие экономичность гидросистемы и пока зывающие, как велики потери мощности источника пита ния при нейтральном (нерабочем) положении гидрорас пределителя; зависимость расхода, давления и мощности источника питания от величины входного сигнала QШІТ =
“ / 0 0 - Качество и надежность работы гидрораспределителя
в значительной мере определяются характеристиками уп равления, которые показывают зависимость требуемой силы (момента), перемещения входного звена и мощно сти управления от величины полезного расхода и давле ния нагрузки. При этом следует учитывать, что требуе мая сила и мощность управления определяются комплексом усилий, обусловленных силовым гидродина мическим воздействием, трением, «облитерационным за ливанием» и инерционной нагрузкой входного звена.
Сравнительный анализ гидравлических и 'энергетиче ских характеристик с учетом характеристик управления позволяет осуществить научно обоснованный выбор типа гидрораопределителя и количества каскадов усиления, а также построить оптимальную гидравлическую систему управления.
14
Золотниковый гидрораопределитель представляет со бой систему управляемых дросселей, объединенных, как правило, в одной конструкции (рис. 1.7) и включенных по схеме гидравлического мостика (рис. 1.8).
Рн'йн
Рис. 1.7. Схема золотникового регулирующего гидрораспределнтеля с запертыми дросселями
Рис. 1.8. Схема гид равлического мости ка золотникового ре гулирующего гидро распределителя
Золотниковый гидрораспределитель применяется, как правило, в силовых каскадах рулевых машин большой мощности.
По конструктивному выполнению различают цилинд рические (рис. 1.9, а) и плоские (рис. 1.9, б) із о л о т н и к и . В авиационных рулевых машинах наибольшее примене ние нашли цилиндрические золотники с малыми радиаль ными зазорами 6 = 2—5 мкм и небольшим перекрытием х е = (2-7-3) 6. Такие золотники имеют хорошие энергети ческие характеристики .и надежны в работе.
15
Рис. 1.9. Конструкция золотников:
а — цилиндрического; б — плоского
Рис. .1.10. Гидравлическая характеристика уп равляемого золотникового дросселя
15
Основой для построения гидравлических характерис тик золотникового гидрораспределителя является харак теристика расхода управляемого дросселя (рис. 1.10), которую можно представить системой уравнений [4]
|
p6 -|/*2+ б2]/- -Ар |
при |
X ^ |
0; |
Фдр — |
|
|
|
|
|
Pö(Re, x)bö ~|/— Ар |
при |
X < |
0, |
где |
ц — коэффициент |
расхода |
управляемого |
|
|
дросселя при x^zO; |
|
|
|
|
ix а (Re, х) — коэффициент расхода через радиальный |
зазор при перекрытом рабочем окне.
С учетом радиального зазора при нулевом перекры тии статическая характеристика регулирования расхода
золотникового |
гидрораспределителя при ря= 0 |
запишет |
||||
ся в виде уравнений [4] |
|
|
|
|
||
Qn(x) |
Г Qi — Qt |
при X |
0 ; |
|
||
ОзQ 3 — Qz2 |
поир X ^ |
0, |
(1.1) |
|||
|
|
|||||
где |
Qi = lib ух2+ 6Г2]: / — АРй |
|
|
Qz — ц (Re, х) 6b y — Арг r Р
|
|
Q3 = |
pö У* 2+ б21/ — Арз\ |
|
|
|
|
|
' |
р |
|
|
|
Qit = |
pi(Re, JC) 66 "j/ — APi, |
|
|
Qn(x) — расход в |
диагонали; |
Api = Ap2 = |
Ap3 = |
||
= APi = |
|
1 |
|
|
|
|
pпит- |
|
|
|
|
Учитывая, что для |
ненагруженного привода, |
когда |
|||
Рд=0,-а |
. |
1 |
расход уг |
|
|
|
Ар = — Ртп |
|
|
графически выражается отрезком кривой В—D при (см. рис. 1.10), а расход Q3 таким же отрезком кри вой В—D при А'^0; расход Q4— отрезком кривой А—В
при х ^ О , а расход Q2 — отрезком А—В при ,т^0, можно
Рис. 1.11. Характеристики регулирования расхода золотникового гидраспределителя с учетом ради ального зазора
построить на основании системы ( 1.1) график расхода золотникового гидрораепределителя.
Применяя к графикам расходов управляемых дроссе лей, построенным в соответствии с уравнением (1.1), ме тод графического вычитания, получим результирующий график расхода жидкости в диагонали гидрораспределнтеля QÄ=f(x), который представлен на рис. 1.11. Из гра-
15
фика видно, что регулирование расхода в золотниковом
гидрораспределителе характеризуется двумя |
коэффици |
||
ентами усиления ki |
и k2. |
ki = kQx = |
|
Коэффициент |
усиления по расходу |
||
( dQa |
\ |
|
|
= \ |
-J х^ 0 характеризует влияние радиального зазо |
ра, а коэффициент ko — проводимость управляемого дрос селя, практически /г2 не зависит от радиального зазора.
Приближенно коэффициент усиления по расходу при больших -сигналах управления
|
|
ki) — ^Од |
Р і\ И Т |
|
|
|
дх |
р |
|
Аппроксимируя нелинейную статическую характерис |
||||
тику |
(см. рис. 1.11) кусочно-линейной функцией, пред |
|||
ставим ее уравнение в таком виде: |
|
|||
|
|
kiX |
при |
0 ^ |х |^ Х і ; |
QP.(x) — |
k2(х — Ал sign А)+ |
/гіАл sign А; |
||
|
при |
Ал ,<С I Al Am; |
||
|
|
|
||
|
|
Q m S ig n А' |
При |
\ х \ ^ Х т. |
Следует заметить, что с увеличением радиального за |
||||
зора |
коэффициент усиления k{ |
уменьшается, а потери |
расхода питания AQ°miT= 2Qo увеличиваются за счет уве личения утечек.
Влияние перекрытия на коэффициент k\ можно учесть при графическом построении характеристики Qд=/(х) путем смещения расходов управляемых дросселей Qb Qo, Q3, Q4 от начала координат на величину перекрытия
ДА. Перекрытие а ?= (2—3)6 |
уменьшает коэффициент k\ |
и потери расхода питания. |
При больших перекрытиях |
(а е> 10 6) |
характеристика QÄ = f(x) |
приобретает явную |
||||||
зону нечувствительности. |
|
|
|
|
|
|||
Силовую характеристику золотникового гидрораспре |
||||||||
делителя с учетом радиального |
зазора |
и перекрытия |
||||||
(Xs ^0 ,3 6) |
при |
Qfl= 0 |
можно |
записать |
в виде системы |
|||
уравнений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/Од = |
k p x X |
т р и |
0 |
< |
I х \ |
< |
а л ; |
|
/Од = |
/ОпитSign А |
(При |
(А| ^ |
Ал, |
19