ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
камеры управления распределительного золотника, на единицу перемещения якоря электромеханического преобразователя.
1.10. ПЕРЕДАТОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ С ПОЗИЦИОННОЙ (УПРУГОЙ) ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ
Электрогидравлический усилитель со свободноплаваю щим золотником, имеющий упругую (пружинную) об ратную связь на заслонках (см. рис. 1.27), отличается простотой конструкции и повышенной надежностью.
Рис. 1.28. С тр уктур н а я схема электрогидравлического усилителя с механической позиционной обратной связью
Учитывая допущения и обозначения, принятые в уравнении (1.105), запишем систему линеаризованных уравнений движения электрогидравлического усилителя
d (Ах) kQh
dt ~ А3 ДА;
(1.110)
kFi Д/ = СэмпД/г + с0,с (Д/г + Д*) + А2ЛсД/г,
где с0.с■—коэффициент жесткости пружины обратной связи, приведенный к оси сопел (см. рис. 1,27, б), который определяется по формуле
Со.с = |
------------ ( 1.1 1 1) |
|
Т'ша.ѵ |
Структурная динамическая схема (рис. 1.28), состав ленная на основании преобразованных по Лапласу урав нений (1.110), показывает, что сигналом рассогласования в электрогидравлическом усилителе с пружинной обрат ной связью является результирующий крутящий момент (или усилие Fx) на якоре электромеханического преоб
72
разователя, который дополнительно в этом случае выпол няет функции измерителя рассогласования.
Анализ структурной схемы как следящей системы с отрицательной обратной связью, в которой введено обоз начение передаточной функции астатического гидроуси лителя
W-ГУ: KQh
позволяет записать передаточную функцию электрогидравлического усилителя в виде апериодического звена
|
|
|
|
X |
(s) |
£эг°у |
(1. 112) |
|
|
|
№эгу(з)= |
|
П гуН -1 |
||
|
|
|
|
H s ) |
|
||
где |
ГГТэгу,0 а С- ■постоянная |
времени электрогидравлическо- |
|||||
|
|
|
го усилителя с пружинной обратной связью; |
||||
|
|
|
»ТчЦаОаС ____ '7 ->0аС |
1 |
Сэмп |
(1.113) |
|
|
|
|
1 Э Г У = |
Г Г У |
|
||
»т-'О .С |
|
А, |
|
|
времени гидроусилителя с |
||
I |
Г У |
: |
k, ■— постоянная |
||||
|
|
|
Qh |
жесткой единичной обратной связью; |
|||
|
»п.о.с |
k n |
|||||
|
коэффициент передачи. |
|
|||||
« Э Г У |
= |
-----— |
|
Быстродействие электрогидравлического усилителя определяется величиной постоянной времени (1.113), ко торая тем меньше, чем больше жесткость пружины об ратной связи. Из формулы (1.112) следует, что для уве личения со.о при выбранном значении Хтах, нужно уве личивать тяговое усилие, а следовательно, мощность электромеханического преобразователя.
1.11. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СИНТЕЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЕГО СЛЕДЯЩЕГО РУЛЕВОГО ГИДРОПРИВОДА
Следящий рулевой гидропривод с электрическим управлением (см. рис. 1.2, рис. 1.5 и рис. 1.6) применяет ся на летательных аппаратах различного класса.
Основным требованием к такому приводу является сочетание предельной простоты конструкции и надеж-
73
кости работы с высокими динамическими и энергетиче скими характеристиками.
Требование простоты конструкции, надежности и ма лых сдвигов по фазе в широком диапазоне частот ис ключает применение сложных фильтров и гибких обрат ных связей с машинными преобразователями энергии для коррекции динамических свойств следящего при вода.
Динамическая структура рулевого гидравлического привода должна формироваться исключительно с исполь зованием гидравлических и транзисторных элементов, обладающих высокими динамическими свойствами, но без введения сложных корректирующих устройств.
Рис. 1.29. Структурная схема следящего гидропривода с электріг ческнм управлением
Однако это не исключает применения локальных кор ректирующих и обратных связей с целью улучшения динамических характеристик отдельных элементов следя щего привода. Например, применение обратной гидроме ханической связи по динамическому давлению для уве личения демпфирования гидропривода, а также введение обратных связей по току и напряжению в транзисторном усилителе с целью уменьшения постоянной времени элек трической цепи в случае необходимости следует считать не только рациональным, но и неизбежным.
Динамические свойства линейной модели следящего гидропривода с электрическим управлением (см. рис. 1.2 и 1.6), имеющего динамическую структуру, показанную на рис. 1.29, определяются передаточной функцией ра зомкнутого контура [4]
W p(s) |
_______________ K D________________ |
(1.114) |
||
5 (7ls’+ 2С T i;s + 1) ( T s r y s + 1) [ T „ s + 1) ’ |
||||
|
|
|||
где |
TK, SK— постоянная времени |
и коэффициент |
||
|
демпфирования |
исполнительного |
74
гидропривода, определяемые по фор
мулам (1.20) и (1.21); |
электрогидрав- |
|
Т э г у — постоянная |
времени |
|
лического |
или гидравлического уси |
|
лителя (1.95) или (1.107); |
||
Тѵ— постоянная |
времени |
транзисторного |
усилителя сигнала ошибки [4]; |
Kü^kyksi-ykvxk0,c— коэффициент добротности следяще го гидропривода с электрическим уп равлением.
Устойчивость и быстродействие следящего привода
зависят от соотношения сопрягаемых частот динамиче |
|
ских звеньев с частотой среза. |
|
Сопрягаемые частоты определяются следующими со |
|
отношениями: |
|
1 |
колебательного звена |
сок = —------ сопрягаемая частота |
|
Тк |
|
исполнительного гидропривода; |
|
1 |
апериодического элек- |
шэгу = --------- сопрягаемая частота |
Тэгу
трогидравлического усилителя;
1 соу = —— — сопрягаемая частота апериодического звена
Ту
транзисторного усилителя сигнала ошибки. Частота среза устойчивого следящего гидропривода без коррекции зависит в основном от коэффициента доб
ротности:
соср = KD.
С увеличением добротности и частоты среза (в допус тимых пределах изменения запасов устойчивости) поло са пропускания увеличивается, а сдвиг по фазе на конт рольной частоте уменьшается.
Для приводов самолетов и вертолетов, как показывает статистика, значение добротности рулевых приводов со ставляет 10—40 1/с, а для приводов других классов ле тательных аппаратов — 50—500 1/с.
При высоких добротностях (KD= 200—500 1/с) синтез динамической структуры следящего привода с допусти мыми запасами устойчивости требует прежде всего син теза электронных и гидравлических элементов с исклю чительно высокими динамическими свойствами. Напри
75
мер, быстродействующие следяіцие гидроприводы должны формироваться на основе элементов, имеющих сопрягаемые частоты, значительно большие частоты сре за. Постоянные времени этих элементов не должны пре вышать (1—2) 10_3 с. Такие высокие динамические ха рактеристики должны иметь такие элементы следящего гидропривода, как транзисторный усилитель сигнала ошибки, электромеханический преобразователь, гидро усилитель, а также электрогидравлический усилитель.
Исполнительный гидропривод рулевых систем лета тельных аппаратов с небольшой массой 'нагрузки имеет постоянную времени колебательного звена, как правило, достаточно малую (Гк^ 2 -1 0 _3 с).
Таким образом, устойчивость и быстродействие ли нейной модели следящего гидропривода без коррекции динамических свойств полностью определяются соотно шением сопрягаемых частот элементов с частотой среза привода, которая в основном зависит от коэффициента добротности. В свою очередь, частота среза рулевого привода и, следовательно, его добротность определяются расчетными значениями частоты собственных колебаний летательного аппарата в режиме стабилизации. Чем больше частота собственных колебаний летателы-юго ап парата, тем больше должна быть частота среза и поло са пропускания рулевого привода.
Следует заметить, что частота собственных колеба ний увеличивается с уменьшением момента инерции ле тательного аппарата и увеличением скорости полета (числа М ).
Синтез быстродействующего следящего гидроприво да с электрическим управлением основан на решении ря да сложных технических задач.
Прежде всего синтез динамических параметров дол жен осуществляться в комплексе с синтезом оптимальных энергетических характеристик, при этом конструкция должна быть простой и должна обеспечивать высокую надежность системы управления.
Иначе говоря, задачи динамики, энергетики и надеж ности должны решаться одновременно путем синтеза оп тимальных структур гидравлических, электронных и электромеханических быстродействующих элементов без введения сложных корректирующих устройств.'
В целом синтез динамических характеристик следя щего гидропривода с электрическим управлением заклю
76
чается в согласовании сопрягаемых частот динамических элементов с требуемой частотой среза и выборе с этой целью оптимальной схемы и динамической структуры электрогндравлических устройств управления.
Для того чтобы обеспечить в следящем гидроприводе без коррекции с небольшой массой нагрузки, .когда сок^= ^ (2—3)соср, два противоречивых требования — высокое быстродействие и допустимые запасы устойчивости — не обходимо выполнить следующие условия сопряжения частот:
“Л > 0,ср > (6 — 7)іола; |
|
I |
|
||
(0к> |
1°эгу > 0)Ср (приС(< 0,5); |
| |
(1115) |
||
юу ^ |
/іоіоэгу; |
|
|
1 |
|
“ ЭМП |
/І3 ШГУ) |
|
|
-] |
|
где |
соср — частота |
среза |
следящего |
рулево |
|
|
го привода; |
|
|
|
|
|
ш л а — частота |
собственных колебаний |
|||
|
летательного аппарата; |
выбира |
|||
ti\> 1, по> 1, « з ^ 10 — коэффициенты, |
которые |
||||
|
ются на |
основании |
допустимых |
||
|
запасов устойчивости; |
|
1 (0гу--- —— — сопрягаемая частота гидроуеили-
I Г У
теля;
1
“эмп— —------—сопрягаемая частота электроме- і эмп
ханического преобразователя. Наиболее сложной проблемой метода согласования
сопрягаемых частот является выбор рациональной схе мы, обоснование динамической структуры, разработка оптимальной конструкции и совершенной технологии из готовления электронных и гидравлических усилителей и исполнительных устройств. Следует отметить, что этот метод синтеза основан на использовании высоких дина мических возможностей гидродвигателей и электрогидравлических усилителей.
Проведя теоретический анализ динамики электрогидравлических усилителей (1.7, 1.9) и обеспечивая условие синтеза (1.115), можно выбрать или разработать опти-
77
мальную схему быстродействующего ЭГУ с обратной связью.
Теоретические ооновы исполнительных гидроприво дов (см. 1.3) позволяют оценить динамику и рассчитать постоянные времени, сопрягаемую частоту и коэффици енты демпфирования рассматриваемых гидроприводов.
1.12. РАСЧЕТ РУЛЕВОГО ГИДРОПРИВОДА АВТОПИЛОТА
Рулевой гидропривод автопилота относится к классу следящих (автоматизированных) гидроприводов с элек трическим управлением, включающих в себя рулевую машину, электронный или транзисторный усилитель сиг нала ошибки и датчик обратной связи (см. рис. 1.2).
Рулевой гидропривод должен сочетать в себе такие важные качества как высокое быстродействие и боль шую мощность, необходимую для приведения в движе ние рулей, нагруженных шарнирным моментом; стабиль ность характеристик при изменении температуры и на дежность; высокие энергетические характеристики и малую массу; простоту конструкции и удобство эксплуа тации и хранения.
Основной задачей расчета рулевого гидропривода следует считать поиск рациональной функциональной и структурной схемы и определение конструктивных и ди намических параметров, удовлетворяющих требованиям быстродействия, устойчивости и энергетики.
Расчет рулевого гидропривода можно разделить «а следующие этапы.
П е р в ы й этап. Обоснование технических требова ний к рулевому приводу с учетом особенностей его рабо ты в контуре стабилизации рассматриваемого класса ле тательного аппарата.
В т о р о й этап. Выбор и обоснование структуры следящего гидропривода, исходя из требований к дина мическим и энергетическим характеристикам.
Т р е т и й этап. Сопряжение |
частот и определение |
требований к динамике элементов |
следящего привода. |
Построение частотных характеристик разомкнутого кон тура привода.
Ч е т в е р т ы й этап . Расчет элементов и определе ние обобщенных динамических и энергетических харак теристик следящего привода.
78
П я т ы й этап. Исследование устойчивости и вы нужденных колебаний рулевого гидропривода с учетом нелинейных характеристик насыщения по расходу и дав лению, а также трения в гидродвигателе.
Обоснование технических требований к рулевому приводу
Обоснование технических требований представляет собой сложную задачу, которая решается на стыке та ких научно-технических направлений как теория систе мы управления и аэродинамическая компоновка, кон струкция летательного аппарата и теория рулевого при вода.
Для расчета рулевого привода необходимы следую щие данные:
максимальная скорость движения неиагружеиных рулей ............................
закон изменения шарнирного момента
и его максимальное значение . . .
предельный угол отклонения рулей . . момент инерции рулей ............................
момент трения подшипников рулей . момент аэродинамического демпфи рования ....................................................
диаграммы нагрузки рулей (расчетные или экспериментальные) при раз личных законах движения рулей и различных режимах полета лета тельного аппарата ...............................
полоса пропускания привода . . . .
допустимые искажения и резонансы амплитудно-частотной характери стики следящего привода.................
допустимые сдвиги по фазе частотной
характеристики |
следящего |
привода |
|
в диапазоне |
изменения |
частоты |
|
среза контура |
стабилизации |
авто |
|
пилота [сОср.к.с — (1,5—2) <0ла] . |
- . |
сопрягаемая частота летательного ап
парата ......................................................
время запаздывания следящего при вода ..........................................................
коэффициент одновременности работы рулевых приводов нескольких кана лов (тангажа, курса и крена) . . .
время полета летательного аппарата и ресурс работы рулевого привода . ,
б пі а X
Л/5
'ш шах
бтах
J т>у л
Мтр
б —f (Мрул)
Сйп.п
LR
фконтр
1 “ЛА— 77іА
Т
6о
t
7 9