Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Рис. 31. Сигналы поворотов
а — налево; б — направо
цикла, мотороллера, мопеда, велосипеда, а также водителем гужевой повозки. Водители же автомобилей при левом, расположении рулевого управления сигнал пра вого поворота показывают левой рукой, согнутой в лок те вверх. Этот сигнал могут подавать и водители дру
гих транспортных средств. |
включается |
стоп- |
|||
При |
торможении |
автоматически |
|||
сигнал, |
а на тех транспортных средствах, где он повреж |
||||
ден или |
отсутствует, |
водитель должен поднять |
руку. |
||
Все |
эти |
сигналы |
предусмотрены |
для безопасного |
|
движения, |
но не дают водителю |
преимущественного |
права на движение и не освобождают его от принятия других мер предосторожности.
Для того чтобы, другие участники движения могли не только заметить сигнал, но и понять намерения води теля, «Правила дорожного движения» требуют от води телей подавать сигнал заблаговременно до начала вы полнения маневра. Время, в течение которого должен подаваться сигнал поворота до начала маневра, «Прави лами дорожного движения» не регламентировано. Одна ко рекомендуется обеспечить предупреждение в течение не менее 5 сек, если это возможно по траектории дви жения.
Водитель, включивший соответствующий указатель поворота, должен продолжать движение в своем ряду и,
88
только убедившись, что намечаемый маневр не создаст помех другим водителям, может приступить к его вы полнению. Если же ситуация движения такова, что на мечаемый маневр (например, перестроение в крайний левый ряд для поворота или разворота) из-за интенсив ного потока транспортных средств осуществить не уда ется, водитель должен продолжать движение в своем ряду до тех пор, пока такая возможность представится. В транспортном потоке нельзя останавливаться в ожи дании удобного момента для осуществления намечае мого маневра, поскольку это может привести к образо ванию затора на дороге или дорожно-транспортному про-
. исшествию.
После поворота или перестроения сигнал световым указателем поворота немедленно следует прекратить, так как дальнейшее включение сигнала будет дезориен тировать других участников движения! Сигнал же ру кой может быть прекращен непосредственно перед нача лом выполнения маневра. Это положение Правил дает возможность водителю при повороте управлять тран спортным средством двумя руками. Но если водитель может выполнить поворот, управляя автомобилем одной рукой, то для безопасности движения лучше, если до са мого поворота он будет другой рукой подавать сигнал.
Применять звуковые сигналы, в том числе звонки, установленные на велосипедах, Правилами движения запрещено круглосуточно в городах и других населен ных пунктах, в том числе вблизи санаторно-курортных учреждений.
Как исключение разрешается подача звукового сиг нала в случае возникновения реальной угрозы наезда ;или столкновения, когда водитель, несмотря на приня тые меры, не может остановить транспортное средство.
На дорогах вне населенных пунктов подача звуковых
. сигналов не запрещена, однако пользоваться ими нужно разумно. Недопустимо, например, подавать сигнал в момент, когда автомобиль при обгоне поравнялся с вело сипедом, мопедом, мотороллером или мотоциклом. От неожиданного сигнала, поданного вблизи, водители этих транспортных средств могут растеряться и. потерять управление. Нельзя подавать сигнал, проезжая мимо гужевой повозки, так как лошадь, испугавшись резкого звука, може'т метнуться в сторону автомобиля.
89
Скорость движения
Скорость движения является одним из важных преимуществ автомобиля. Поэтому водителям запреще но затруднять нормальное движение других транспорт ных средств, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью. На отдельных участках дорог и город ских улиц применением соответствующего дорожного знака (3.7) может быть предписана минимальная допус- , тимая скорость движения.
Однако быстро движущийся автомобиль при столк новении представляет большую опасность для тран спортных средств и пешеходов.
Поэтому в населенных пунктах установлен единый верхний предел скорости движения, который нельзя превышать водителям транспортных средств всех видов. Этот предел — 60 км/ч. Но на отдельных улицах и уча стках дорог в пределах населенных пунктов при нали чии обустройства, необходимого для обеспечения безо пасности движения, по ■ решениям соответствующих органов власти разрешенная скорость может быть повы
шена; о |
начале и конце таких участков водителей |
из |
||
вещают |
дорожными |
знаками «Ограничение |
скорости». |
|
Как |
на дорогах |
вне населенных пунктов, |
где |
ско |
рость движения не ограничена общим верхним преде лом, так и в населенных пунктах и на участках с огра
ничениями скорости движения |
водитель должен уметь |
в соответствии с окружающей |
обстановкой выбирать |
скорость движения такой, чтобы быть в состоянии вы полнить необходимые действия по управлению автомо билем при возникновении неожиданного препятствия движению. Он должен принимать меры к снижению скорости или остановке автомобиля перед любым пре пятствием, котороеон должен был и мог предвидеть.
Однако запрещено резко тормозить, если это не тре буется водителю для обеспечения безопасности движе
ния транспортных средств. |
|
|
|
|
|
|
|
|
сек |
||||||||
При скорости |
30 |
км/ч |
автомобиль проходит в 1 |
||||||||||||||
около |
8,3 |
м, |
при |
скорости 60 |
км/ч |
— 16,7 |
м, |
а при ско |
|||||||||
рости |
80 |
км/ч |
—'22 |
м. |
Между тем |
1 |
сек |
— это |
среднее |
||||||||
время, |
которое необходимо водителю, |
чтобы |
оценить |
||||||||||||||
обстановку и |
|
принять |
правильное |
|
решение. |
|
Следова |
тельно, в зависимости от скорости движения автомобиль
90
может пройти некоторое расстояние, прёжде чем води тель примет необходимые меры по безопасности. При движении с большой скоростью, например, по извилистой
дороге, водитель может не |
успеть снизить скорость |
движения' и в этом случае |
автомобиль под действием |
центробежной силы может потерять устойчивость — сой ти с дороги или опрокинуться.
При выборе конкретной скорости движения водитель должен учитывать приводимые ниже основные факторы.
И н т е н с и в н о с т ь д в и ж е н и я |
т р а н с п о р т |
|||
н ы х с р е д с т в |
и п е ш е х о д о в . При |
наличии |
на |
|
улице или дороге |
большого |
количества |
пешеходов |
и |
транспортных средств, особенно |
на перекрестках, через |
которые транспортные средства движутся во многих на правлениях, условия ориентировки водителя осложня ются. Водителю в этих условиях требуется больше вни мания для того, чтобы определить опаёность. Например, рано утром в сухую ясную погоду, когда движение пе шеходов и автомобилей незначительное, можно ехать с максимальной разрешенной скоростью. На этом же уча стке пути в сумерки при большом количестве автомо билей и пешеходов скорость для обеспечения безопас ности должна быть ниже.
Ш и р и н а и с о с т о я н и е п р о е з ж е й ч а с т и . Недопустимо развивать максимальную скорость на уз ких дорогах и городских улицах, особенно с неровной, увлажненной, заснеженной или обледенелой поверхно стью. При чрезмерно большой скорости движения по не
ровной дороге создаются неудобства |
для пассажиров |
|
(последние могут получить травмы) |
или |
может быть |
поврежден перевозимый груз. |
|
д в и ж е н и я . |
В и д и м о с т ь в н а п р а в л е н и и |
||
Для того чтобы своевременно остановить |
автомобиль, |
водитель должен увидеть препятствие или другую опас ность на расстоянии большем, чем остановочный путь автомобиля.
Условия видимости определяются главным образом состоянием воздушной среды, степенью освещенности и контрастности предметов; они характеризуются дально стью видимости, т. е. расстоянием, на котором водитель может увидеть перед собой различные предметы. Даль ность видимости может быть небольшой из-за тумана, снегопада, темноты.
9І
Одним из наглядных примеров выбора скорости дви жения в темное время суток при свете фар, когда рас стояние, на которое водитель видит дорогу (т. е. даль ность видимости), определяется конструкцией и состоя нием фар:
если фары автомобиля освещают дорогу на 'расстоя нии 30—40 м, то водитель в этом случае должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы остановочный путь не превышал 30—40 м. Поэтому при движении по доро ге с сухим асфальтобетонным покрытием при такой ви димости скорость движения не должна быть больше 50—55 км/ч, а на дороге с мокрым асфальтобетонным' покрытием — 40—42 км/ч.
При хорошей видимости, но ограниченном обзоре дороги, скорость также следует уменьшать, так как водитель должен своевременно заметить пешехода или транспортные средства, движущиеся в поперечном на правлении (например, на перекрестке).
Под обзорностью автомобиля понимают возможность просматривать пространство в стороны и вверх, что обычно ограничивается размерами ветрового и боковых стекол кабины и другими деталями автомобиля. Обзор ность ухудшается в зимнее время из-за льда на ветро вом стекле или при снегопаде, когда водитель просмат ривает дорогу только через участки стекла, очищаемые стеклоочистителем.
Обзор дороги могут ограничивать и внешние препят^ ствия, например, стоящие у тротуара или обочины авто мобили, а на перекрестках — здания или зеленые на саждения, затрудняющие возможность видеть пересека
емую улицу (дорогу) |
на большом расстоянии. |
А т м о с ф е р н ы е |
у с л <э в и я. Они влияют не толь |
ко на ухудшение видимости и обзора пути (туман, иней, изморозь), но и уменьшают коэффициент сцепления ко лес автомобиля с поверхностью дороги при дожде, мок ром снеге, гололедице.
Р е л ь е ф м е с т н о с т и , т. е. наличие на данном участке дороги крутых спусков, на которых увеличива ется тормозной путь автомобиля, и подъемов, преодоле ние которых может быть сопряжено с затруднениями для водителя при переключении передач, а в случае непредвиденной остановки — и с опасностью для окру жающих. Наибольшая осторожность требуется при при-
92
ближении к перелому |
продольного профиля |
дороги — |
|
вершине подъема или началу крутого спуска. |
|
||
О с о б е н н о с т и и с о с т о я н и е |
т р а н с п о р т |
||
н о г о с р е д с т в а |
и п е р е в о з и м о г о |
г р у з а . |
Прежде всего необходимо помнить, что запрещено пре вышать максимальную скорость, определенную заводомизготовителем в технической характеристике данного автомобиля, что может явиться причиной поломки его ответственных деталей и потери управления. Запрещено также превышать скорость, указанную на опознаватель ном знаке, установленном на автомобиле по предписа нию Госавтоинспекции.
Техническое состояние автомобиля также влияет, на выбор скорости движения. Например, если шины на ав томобиле имеют большой износ, то вследствие уменьше ния глубины рисунка протектора ухудшается сцепление колес с поверхностью дороги, а при длительном движе нии с большой скоростью (особенно в жаркую погоду) может произойти внезапный разрыв ткани покрышки. Учитывая это, водитель должен вести автомобиль с умеренной скоростью.
Выбор скорости зависит от'устойчивости автомобиля,- его габаритных размеров, высоты расположения центра тяжести, от характера груза. Наибольшая осторож ность необходима при перевозке длинномерных и налив ных грузов, особенно при частичном заполнении цис терны.
Дать конкретные рекомендации о величине скорости для всех случаев невозможно, так как безопасная ско рость зависит не только от приведенных выше объек тивных условий, но также от квалификации и личных качеств водителя. Важно, чтобы водитель понимал, ка кие факторы он должен учитывать. Если водитель будет внимательно наблюдать за обстановкой движения и ее изменениями, то он сможет правильно выбрать скорость и обеспечить безопасность движения.
Начало движения и расположение транспортных средств
Как правило, автомобильные дороги, улицы го родов и другие проезды предназначены для двусторон него движения. Исключение составляют случаи, когда
93