Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

затрудняют движение рук, управление педалями. По­ этому во всех возможных случаях водитель должен быть одет в достаточно свободную и негромоздиую одежду.

Обратимся к основным принципам тактики вождения автомобиля. Мы уже отмечали, что тактика — это умение выбрать правильный режим движения. Глав­ ным показателем режима движения является скорость, хотя она и не является единственным элементом, так как режим движения также определяется положением автомобиля на проезжей части (полосе движения), ди­ станцией до движущегося впереди автомобиля. Однако все остальные элементы режима движения являются второстепенными по сравнению со скоростью. Именно неправильно выбранный скоростной режим является наиболее часто причиной дорожно-транспортных про­ исшествий. Сложность правильного выбора скорости движения заключается в том, что требует одновремен­ ного учета разных факторов или, иначе говоря, комп­ лексной оценки условий, в которых происходит дви­ жение.

Ни в коем случае скорость движения не может оп­ ределяться тем. спешит ли водитель или его пассажир. Необходимо твердо это усвоить и даже в самых эк­ стренных случаях выбирать скорость только в соответ­ ствии с обстановкой.

В этом отношении очень важным качеством водите­ ля является выдержка, позволяющая сохранить спо­ койствие и не поддаться чьим-либо пожеланиям и тре­ бованиям ехать побыстрее, невзирая на конкретную об­ становку.

На криволинейных участках дороги может, как известно, возникнуть занос автомобиля, особенно если дорога мокрая или заснеженная, т. е. коэффициент сцепления с'дорогой имеет малую величину.

Поэтому при приближении к повороту дороги во­ дитель должен учитывать как уменьшение расстояния видимости, так и необходимость обеспечить устойчивое движение автомобиля под действием центробежной силы.

Однако наибольшую сложность в выборе правиль­ ной тактики, вождения представляют быстроменяющиеся условия, зависящие от подвижных объектов —

7*

195

пешеходов и транспортных средств, находящихся на до­ роге. Напомним, что из общего количества дорожно-

транспортных

происшествий опрокидывание

автомоби­

лей и наезды

 

на

препятствия составляют

около 20%

(т. е. всего

Vs)

это те

случаи, когда

водитель

не­

правильно выбрал

режим

движения по

отношению

к

постоянным элементам — закруглению дороги, нали­ чию препятствий на дороге или около нее.

Значительно большее количество дорожно-транспорт­

ных происшествий составляют

наезды

на пешеходов

(около 45%) и столкновения

транспортных

средств

(около 25%). В этих случаях решающую

роль

играют

ошибки водителей при выборе

режима

движения с

учетом динамической среды, т. е. пешеходов и авто­ мобилей.

Умение водителя полностью охватывать всю сово­ купность подвижных и неподвижных объектов, важных с точки зрения безопасности движения и при этом исклю­ чать из своего внимания все не относящиеся к движению объекты (например, рекламы, плакаты, удаленные от дороги здания и т. д.), является главным условием пра­ вильной тактики вождения.

Необходимо коснуться обгонов, при которых часто бывают происшествия и в выполнении которых особен­ но проявляется тактическое мастерство водителя.

В Правилах движения достаточно полно сформули­ рованы требования безопасности к выполнению обго­ нов. Остановимся на двух моментах, касающихся об­ гонов.

Первый — это вопрос о том, а- всегда ли нужен обгон? Видимо, каждый водитель, если он критически отнесется к своей работе, вспомнит не один случай, ког­ да он прибег к обгону напрасно. Это произошло, напри­ мер, тогда, когда передний автомобиль ехал достаточно быстро и когда после обгона (не удалось сколько-нибудь оторваться вперед; или когда сразу после обгона води­ тель подъехал к месту остановки и, наконец, когда об­ гон был вблизи перекрестка, на котором был включен красный сигнал светофора и все равно пришлось остановиться.

А ведь каждый обгон таит в себе большую опас­ ность, чем движение автомобилей в один ряд. При об­ гоне приходится повышать скорость, а обзор пути ухуд­

196


шается из-за обгоняемого автомобиля, особенно если он имеет большие габариты. Поэтому всякий раз, прежде чем выполнить обгон, надо быстро проанализировать, почему передний водитель замедлил движение или не увеличивает скорость (вероятнее всего он видит опас­ ность) , и, во-вторых, нужно учесть, а дает ли обгон ре­ альный выигрыш в скорости движения. При выпол­ нении этого условия частота обгонов сократится, и это будет способствовать повышению безопасности движения.

Необходимо также напомнить, что важным усло­ вием безопасности движения при обгоне является пред­ варительная ориентировка не только в обстановке впереди, но и сзади через зеркало заднего вида, чтобы избежать двойного обгона, наиболее опасного из всех ситуаций на дороге.

При обгоне водитель должен оценивать обстановку впереди, сзади, а также вести наблюдение за обгоняе­ мым автомобилем. Это большая дополнительная нагруз­ ка на внимание водителя, и поэтому частые обгоны за­ метно повышают его утомление. Поэтому для водите­ ля, который уже чувствует усталость после длительной работы, особенно необходимо отказаться от тех обгонов, которые не являются совершенно необходимыми. На примере обгона особенно наглядно можно напомнить, как важно четкое взаимодействие между водителями. Залогом такого взаимодействия является не только вни­ мательное наблюдение за обстановкой, но и, что очень важно, своевременная сигнализация о своих намере­ ниях. В условиях современного интенсивного движения сигнализация о любом маневре — будь то перестроение в рядах, поворот в боковой проезд, выход на обгон — должна совершенно неукоснительно обеспечиваться каждым водителем, причем независимо от того, видит он других участников движения или нет.

Подводя итоги сказанному, постараемся коротко повторить и подчеркнуть те положения, которые харак­ теризуют 'достаточное совершенство техники и тактики вождения автомобиля, а следовательно, и мастерство

вождения.

К таким требованиям можно отнести:

хорошее состояние рабочего места водителя, в том числе регулировку сиденья в зависимости от роста во­ дителя;

197

правильную посадку водителя на его рабочем месте, не напряженную, но собранную и обеспечивающую чет­ кость действий;

постоянное внимательное наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой, исключение при этом от­ влечения внимания на предметы и события, не относя­ щиеся к дорожному движению;

выбор, изменение скорости, а также выполнение любых маневров только на основе оценки обстановки

*и прогнозирования ее возможного изменения; обязательное сигнализирование о .намерении совер­

шить тот или иной маневр; четкое выполнение всех действий по управлению ав­

томобилем, но без поспешности и резкости; постоянную выдержку и самообладание при любых

обстоятельствах движения; предупредительное отношение к своим коллегам по

профессии и всем другим участникам движения.

Движение по проселочным дорогам

В сельскохозяйственных районах перевозки ча­ сто осуществляют по грунтовым дорогам. Движение по сухой . грунтовой дороге не представляет особых за-

труднений, особенно если она пролегает на малопересе­ ченной местности. Однако характерным для грунтовых дорог в сухую погоду является слой пыли, которая,под­ нимаясь из-под колес, резко ухудшает видимость доро­ ги. Поэтому, во-первых, на пыльной дороге надо по воз­ можности двигаться с такой скоростью, чтобы меньше поднималась пыль, во-вторых, помня об ухудшенной ви­ димости, надо соблюдать увеличенные дистанции между автомобилями.

При сильном запылении воздуха даже днем следует включать габаритные фонари или фары.

Особая внимательность требуется от водителя при движении по грязной проселочной дороге в темное время суток.

Несмотря на хорошее состояние фар при движении на поворотах, пересечении оврагов и т. п., скорость бо­ лее 30—35 км/ч становится опасной.

Наличие грязи на дороге приводит к усиленному за­ грязнению стекол автомобиля, приборов освещения и

198


сигнализации. Из-за этого резко ухудшается видимость дороги и самого автомобиля. Необходимо при плохой погоде периодически, несколько раз в день, протирать стекла кабины, фар, габаритных фонарей, стоп-сиг­ налов.

Нужно помнить, что извилистая грунтовая дорога, имеющая много неровностей и близко расположенных к ней деревьев, плохо просматривается при свете фар.

Вождение автопоезда

Управление автопоездом, т. е. автомобилем с полуприцепом или прицепом, является наиболее слож­ ным видом работы водителя, что объясняется больши­ ми габаритными размерами и весом, а также особенно­ стями динамики автопоездов по сравнению с одиноч­ ными автомобилями.

Вождение автопоезда требует от водителя большого опыта.

При вождении автопоезда водителю необходимо следить через зеркало заднего вида за движением при­ цепа.

При движении на повороте прицеп несколько сдви­ гается по отношению к автомобилю-тягачу в сторону центра поворота. Этот сдвиг для обычного двухосного прицепа может достигать 0,5—0,6 м, а для прицепа больших габаритов этот сдвиг может увеличиться до 1,5 м.

При въезде в ворота, если водитель не учтет пере- ■ мещения прицепа, последний может задеть за ворота.

Другой особенностью вождения автопоезда является то, что прицеп периодически отклоняется в стороны от траектории движения автомобиля-тягача. Виляние при­ цепа очень опасно при разъезде со встречными транс­ портными средствами и обгоне.

Для того, чтобы прекратить виляние прицепа, ко­ торое наиболее часто возникает в результате движения прицепа по неровностям дороги, обычно достаточно не­ сколько разогнать автопоезд. При этом под действием тя­ гового усилия, передаваемого через тягово-сцепное уст­ ройство, автопоезд «растягивается», и его виляние* пре­ кращается.

199


Для того чтобы прекратить внезапно возникшее виляние, водитель не должен вести автопоезд при мак­ симальной мощности двигателя, необходимо всегда иметь некоторый «запас» тяговой силы. Это особенно важно при встречном разъезде с другими транспортны­ ми средствами на узких дорогах.

Ответственным моментом при управлении груже­ ным автопоездом является преодоление затяжных и крутых подъемов в зимнее время, когда дорога покрыта снегом и льдом. Важно, чтобы перед въездом на подъ­ ем водитель заранее выбрал передачу, которая могла бы обеспечить преодоление скользкого подъема при по­

стоянных оборотах коленчатого вала

двигателя, т. е.

без переключения передач и остановки

автопоезда.

Г Л А В А XI.

ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Движение в колонне

Автомобильная колонна — это группа автомо­ билей, которые выполняют одно определенное задание и следуют по одному маршруту. Рекомендуется форми­ ровать колонну из однотипных автомобилей, в этом случае удобнее поддерживать одинаковую скорость движения, а также выполнять в пути ремонтные ра­ боты.

Перед выездом колонны с места постоянной стоян­ ки надо тщательно проверить техническое состояние каждого автомобиля. Особое внимание следует обратить на состояние шин. Автомобиль должен быть полностью укомплектован инструментами. Кроме того, на каждом автомобиле должна быть автоаптечка (с набором из ре­

зинового клея, брикетов, струбцин и

других предме­

тов для устранения повреждений шин,

возникших в

пути).

 

Если в составе колонны есть автомобили с прице­ пами, надо тщательно проверить исправность прицепов и их сцепных устройств.

Чтобы движение колонны было четко организовано, автомобилями впереди и в конце колонны должны уп­

200

равлять наиболее опытные водители. Водитель голов­ ного (переднего) автомобиля называется ведущим, во­ дитель хвостового (последнего) автомобиля — замыка­ ющим.

Начальник колонны находится в головном автомо­ биле с группой запасных водителей, которые могут быть использованы в качестве регулировщиков при прохож­ дении автомобильной колонной опасных и особо труд­ ных участков маршрута (спуски, подъемы, водные пе­ реправы и т. п.). Колонну замыкает заместитель на­ чальника колонны, возглавляющий техническую группу, в которую входит бригада слесарей. Техническая группа должна иметь средства для ремонта и при необ­ ходимости цистерну с топливом.

Каждый водитель в колонне должен

быть особен­

но внимателен

и дисциплинирован.

в колонне осу­

Управление

движением автомобилей

ществляется сигналами. При движении колонны команды подаются с головного автомобиля: днем — сигнальными

флажками (желтый — в левой

руке, красный — в пра­

вой), а ночью — сигнальными

фонарями с цветными

стеклами. При отсутствии флажков сигналы могут пода­ ваться рукой. Сигналы подает лично начальник колон­ ны или по его указанию лицо, находящееся в кузове го­ ловного автомобиля.

От водителей на марше требуется точное и быстрое выполнение команд. Так как все водители не могут одновременно видеть сигналы-команды, подаваемые с головного автомобиля, то на некоторые автомобили назначают лиц, принимающих эти сигналы и передаю­ щих их дальше к замыкающему колонны.

Начальник колонны перед выходом колонны в путь знакомит личный, состав с задачей и проводит инструк­ таж о маршруте и графике движения, особенностях местности и дорожных условий, порядке движения ав­ томобилей днем и ночью, скорости движения и при­ мерной дистанции между автомобилями, пунктах от­ дыха и порядке расположения транспортных средств на привалах, пунктах и порядке заправки автомобилей и оказания технической помощи.

Закончив инструктаж, начальник колонны подает команду «Внимание»,'«По машинам» и после того как водители разместятся в автомобилях, подает команду

201


«Заводи». Водители сигнализируют начальнику колон­ ны о готовности к движению открыванием правой две­ ри кабины.

Трогаться с места нужно сразу же, как только ав­ томобиль, находящийся впереди или в стороне, отъедет на расстояние 5 м.

Ведущий, трогаясь с места, не должен сразу перехо­ дить на заданную скорость движения. Некоторое рас­ стояние (0,5— 1 км) ему следует двигаться с понижен­ ной скоростью* пока остальные автомобили не выйдут на дорогу и не построятся в колонну. Такое построение на марше называется вытягиванием автомобильной ко­ лонны. Принятую начальником колонны дистанцию меж­ ду автомобилями водители устанавливают уже во время движения. Водитель головного автомобиля, ру­ ководствуясь указанием начальника колонны, должен выбирать скорость, сообразуясь с установленными нор­ мами и дорожными условиями.

Подъемы преодолевают с разгона, ведущий забла­ говременно должен повысить скорость движения с та­ ким расчетом, чтобы увеличить дистайцию между автомобилями колонны и дать им возможность произвести требуемый разгон. После преодоления подъема ве­ дущий должен двигаться с пониженной скоростью до момента, пока все автомобили не преодолеют подъем; называется это подтягиванием колонны. Подтягивание колонны следует выполнять перед крупными населен­ ными пунктами и после выхода из них, а также при преодолении труднопроходимых участков маршрута дви­ жения.

Во время движения в колонне водитель обязан сле­ дить за подаваемыми сигналами и немедленно их вы­

полнять.

Всякое измёнение порядка движения, а также оста­ новки колонны делаются толькопо команде начальни­ ка колонны.

Дистанция между автомобилями зависит от скорости и условий движения и, выраженная в метрах, как пра­ вило, должна быть не меньше численного значения ско­ рости движения. Например, при скорости движения ав­

томобилей 25

км/ч

дистанция должна

быть

не менее

25

м.

Дистанция увеличивается

вдвое

при

движении

по

скользкой

дороге. В темное

время

суток

скорость

202