Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его движения, а водителям своевременно принять ре­ шение об обгоне этого транспортного средства.

На автомобилях, переоборудованных для ручного управления, спереди и сзади могут быть установлены

опознавательные

знаки — равносторонний

 

треугольник

белого цвета

сР размером стороны 200

мм

и каймой крас­

ного цвета (ширина

каймы ’/ю стороны),

в

которой

вписана буква

черного цвета.

 

 

автомобилей (и

Опознавательными

знаками учебных

мотоциклов)

служат

устанавливаемые

 

спереди

и. сзади

щитки в форме

равностороннего треугольника

белого

цвета с размером стороны 200—300

мм

(в зависимости

 

 

от вида транспортного средства) и каймой красного

цвета (ширина каймы '/ю стороны), в которой

вписа:

на буква У черного цвета.

связующего

звена при

Для обозначения

гибкого

буксировке, а также

грузов

и частей мтранспортных

средств, выступающих за установленные габариты или

отстоящие по ширине более чем на 0,4

от внешнего

края габаритного огня, должны применяться

сигналь­

ные щитки или флажки размером 400X400

мм

с нане­

 

сенными по обеим сторонам диагональными чередующи­ мися красными и белыми полосами шириной 50 -мм. В темное время суток любые части, выступающие за установленные габариты по длине или ширине, должны

обозначаться

светоотражающими приспособлениями

или фонарями

белого цвета

спереди и

красного

сзади.

автомобилях с

прицепами

всех типов

На грузовых

и полуприцепами над кабиной посередине должен быть установлен опознавательный знак автопоезда — равно­ сторонний треугольник желтого цвета (с размером сто­ роны 250 мм) и устройством для внутреннего осве­ щения.

На задней стенке прицепа и полуприцепа должны быть установлены два светоотражающих приспособле­ ния красного цвета в виде равностороннего треуголь­ ника (со стороной от 150 до 200 мм), расположенные вершиной вверх на расстоянии не более 0,4 м от на­ ружного габарита по ширине. На передней стенке при­ цепа или полуприцепа дсмжны быть размещены таким же образом два белых светоотражающих приспособле­ ния установленной формы.

190


Знак аварийной остановки, выставляемый позади транспортного средства, представляет собой равносто­

ронний треугольник белого

цвета с

размером

стороны

не

менее 400

мм

и красной каймой

(ширина

каймы

50

мм),

устанавливаемый

вертикально непосредствен­

 

но на проезжую часть. Знак может быть выполнен так­ же и в виде полого складного треугольника из планок красного цвета шириной 50 мм.

Красная кайма или планки знака должны быть вы­ полнены из светоотражающего материала или иметь внутреннее освещение.

Отличительные знаки и световые указатели автомо­ билей аварийных служб (горноспасательной, энергиче­ ской, газовой сети и т. д.), скорой медицинской помощи или другого назначения, а также белые полосы по ди­ агонали на бортах грузовых автомобилей, обслуживаю­ щих предприятия связи, можно устанавливать или наносить только посогласованию с Госавтоинспекцией.

Нанесение надписей рекламного характера, эмблем, гаражных номеров и т. п. «Правилами дорожного дви­ жения» не регламентируется. При нанесении таких над­ писей необходимо следить, чтобы они не мешали раз­ личать надписи номерного знака, а нанесенные на стек­ ла кабины или кузова не ухудшали обзорность для во­ дителя.

Г Л А В А Х

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Условия безаварийной работы водителей

Безопасность движения на улицах и дорогах зависит от ряда условий: состояния транспортных средств, поведения пешеходов, уровня организации дви­ жения. Однако главным условием безопасности движе­ ния является мастерство водителей. Уровень мастерст­ ва водителя определяется совершенством техники и тактики вождения автомобиля. При этом под техникой вождения понимают умение качественно выполнять все операции по управлению автомобилем, а под тактикой вождения — умение водителя выбрать наиболее подхо­ дящий в зависимости от обстановки режим движения.

191


По существу эти два качества

составляют

неразрыв­

ные стороны профессиональной

подготовки

водителя.

Нельзя представить себе квалифицированного водителя, который имеет отличную технику вождения, но не овла­ дел тактикой и, наоборот, нельзя признать мастером то­ го, кто хорошо выбирает режим движения, но не владеет высокой техникой вождения.

Опыт многих водителей, проработавших десятки лет без дорожно-транспортных происшествий, убедительно доказывает несостоятельность еще существующего мне­ ния о том, что наезд или столкновение — дело лишь случая и никто от этого не гарантирован. Высокое мастерство вождения, дисциплинированность, внима­ тельное отношение к автомобилю, хорошее знание Пра­ вил движения — вот те необходимые качества водите­ ля, которые гарантируют безаварийную работу. Безава­ рийная работа не является самоцелью для водителей, она неразрывно связана с высокими производственны­ ми показателями.

Исключительное значение в работе водителя имеет его политическая сознательность, принципиальность, чувство ответственности перед коллективом и уважение к- каждому товарищу по профессии. Выработка этих качеств является неотъемлемым условием воспитания

водителей — подлинных

мастеров

безаварийной

работы.

 

 

Кратко можно назвать основные признаки, харак­ теризующие высокий уровень техники вождения: чет­ кость и быстрота, но не резкость выполнения всех приемов управления автомобилем, т. е. поворотов, трогания с места и торможения, переключения передач. Такие навыки или такой стиль управления автомоби­ лем необходимы, прежде всего, для предотвращения ускоренного износа деталей автомобиля. Чрезмерно рез­ кое и с ненужной силой нажатие на педали тормоза и сцепления, рывки рулевым колесом, нечеткость действий при переключении передач — все это приводит к уско­ ренной разрегулировке, износу и даже поломкам соответ­ ствующих механизмов. Но это не самое главное. Главное заключается в том, что сочетание быстроты,' четкости и плавности действий водителя является важнейшим усло­ вием безопасности движения. На первый взгляд иногда кажется, что важна лишь быстрота. Чем быстрей будет

192


действовать водитель — тем лучше для безопасности. Однако это не так и анализ причин дорожно-транспорт­ ных происшествий показывает, что именно чрезмерная быстрота и резкость действий водителя являются во многих случаях причиной аварий.

Это, прежде всего, проявляется на скользких доро­ гах, при низком коэффициенте сцепления шин с доро­ гой. В этих условиях резкое торможение, как правило, вызывает блокировку колес (юз) и последующий за­ нос; такой же результат получается и при резких, чрез­ мерно быстрых поворотах рулевым колесом. В опреде­ ленных условиях при этом может произойти и опро­ кидывание автомобиля.

Не овладевший техникой вождения водитель с тру­ дом может тронуться с места на скользкой зимней дороге или в грязной колее, так как в результате резко­ го действия педалями управления дросселем и сцепле­ ния происходит пробуксование колес. Мастер вождения, действующий уверенно, но плавно, в этих же условиях трогается с места без труда.

Указанные недостатки техники вождения проявляют­ ся не только при плохих дорожных условиях. Резкие повороты и торможения очень неприятны для пассажи­ ров и опасны, когда движение происходит в транспорт­ ном потоке. Дело в том, что своими резкими действия­ ми водитель может поставить в затруднительное и опасное положение другого водителя, который не ожи­ дает таких внезапных маневров и который, кстати, может иметь несколько большее время реакции.

Есть, однако, и другая сторона недостаточной тех­ ники вождения — это нечеткость, замедленность дейст­ вий водителя, а иногда и ошибочные действия при уп­ равлении автомобилем. Эти недостатки особенно часто бывают связаны с неправильной посадкой водителя на его рабочем месте, несоответствием размеров рабочего места росту водителя и общим плохим техническим со­ стоянием автомобиля. Так, например, несмотря на TOj что кажется совершенно очевидной необходимость уп­ равлять педалью сцепления левой ногой,' а педалями управления дросселем и тормоза — правой, иногда водители допускают опасные нарушения. Это чаще всего связано с тем, например, что двигатель останав­ ливается при холостых оборотах коленчатого вала и,

7 - 6629

193

чтобы -поддержать его работу, водитель, нарушая основ­ ной принцип техники вождения, правой ногой нажимает на педаль управления дросселем, а левой — на педаль тормоза, когда автомобиль движется накатом при при­ ближении к перекрестку. А так как левая нога не на­ тренирована на правильную дозировку усилия, нажим получается либо слишком слабый, что удлиняет тормоз­ ной путь, либо слишком резкий, что вызывает юз, ко­ торый, как уже было отмечено ранее, часто переходит в

занос.

Недостаточная четкость действий часто обнаружива­ ется также, когда сиденье слишком удалено от орга­ нов управления и водитель с трудом достает до педа­ лей, держась при этом за рулевое колесо не только, чтобы управлять автомобилем, но и чтобы сохранить устойчивое положение тела.

Правильная техника вождения может быть обеспече­ на при условии, что рабочее место водителя соответст­ вует росту водителя и он может иметь правильное по­ ложение корпуса. К сожалению, в практике на это не всегда обращают достаточного внимания. Правильной следует считать такую посадку водителя на рабочем месте, когда он достаточно плотно опирается на спинку сиденья, ноги при полном нажиме на педали вытяги­ ваются не полностью, а обе руки расположены на рулевом колесе. Положение тела должно быть устойчи­ вым, но. не напряженным, — это предотвращает быст­ рое утомление. Для этого при управлении автомоби­ лем водитель должен периодически менять положение рук на рулевом колесе и положение корпуса. Поэтому не следует давать какие-то единые рецепты особо точ­ ной посадки водителя.• '

Можно, однако, с уверенностью сказать, что недопу­ стимой является небрежная, расслабленная посадка, в частности, когда водитель высовывает локоть левой ру­ ки в окно или опирается телом на левую дверку, а рулевое колесо держит одной рукой. Такая поза не обес­ печивает постоянной готовности водителя к достаточно быстрым и четким действиям.

Следует заметить, что рабочая поза водителя и чет­ кость его действий зависят также и от его одежды, особенно в зимнее время. Тесная одежда, громоздкая обувь (например, валенки с галошами или рукавицы)

194