Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Надежность крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма проверяют покачиванием рулевой колонки вверх и вниз. Состояние шарнирных соедине ний рулевого привода, как правило, проверяют, когда автомобиль находится над осмотровой канавой или под нят на подъемнике.
При этом величину люфта в шарнирных соединениях рулевого привода определяют визуально при неодно кратном быстром повороте рулевого колеса в одну и другую стороны.
Колеса и-шины. Внезапный разрыв шины или отсо единение колеса на ходу представляет собой большую опасность, так как при этом резко нарушается устой чивость автомобиля и водителю не всегда удается удер
жать |
автомобиль в пределах |
дороги. Поэтому |
постоян- |
|||||
|
|
|
|
|
|
Та б л и ц а 6 |
||
|
|
|
|
|
|
Давление воздуха в |
||
|
|
|
Автомобиль |
Размер |
шинах, |
кГісм* |
||
|
|
|
задних |
|||||
|
|
|
шин |
|
передних |
|
||
|
|
|
|
|
|
колес |
|
колес |
«Запорожец» |
ЗАЗ-965А |
5,20— 12 |
1.3 |
|
1,7 |
|||
«Запорожец» |
ЗАЗ-966В |
5,20— 13 |
1,6 |
|
1,7 |
|||
«Москвич-403», «Москвич-407» |
5,60— 15 |
1,7 |
|
|||||
|
|
|
1 ,8 |
|||||
«Москвич-408» |
6,00— 13 |
1,7 |
|
1,7 |
||||
«Москвич-412» |
6,00— 13 |
1,7 |
|
1,7 |
||||
ВАЗ-2101 |
«Жигули» |
6,15— 13 |
1,7 |
|
1,7 |
|||
ГАЗ-21 |
«Волга» |
6,70— 15 |
1,7 |
|
||||
|
1 ,8 |
|||||||
ГАЗ-24 |
«Волга» |
7,35— 14 |
1,7 |
|
1,7 |
|||
УАЗ-451 |
Д |
|
8,40— 15 |
1,8 |
|
2,2 |
||
У А З -451 |
Д М |
8,40— 15 |
2,0 |
|
2,4 |
|||
ГАЗ-51 А , |
ГАЗ-93А |
7,50— |
20 . |
3,0 |
|
3,5 |
||
Г А 3-53А' |
|
|
(200— 20) |
|
|
4,3 |
||
|
|
8,25— |
20 |
2,8 |
|
|||
ГАЗ-53Ф |
|
|
8,25— |
20 |
2,8 |
|
3,2 |
|
Урал-355М |
|
8,25— |
20 |
3,5 |
|
4,5 |
||
ЗИЛ-150, |
|
ЗИЛ-164А, ЗИ Л -М М З - |
9,00— |
20 |
3,5 |
|
4,5 |
|
585Л |
|
|
|
(260— 20) |
|
|
5,3 |
|
ЗИЛ-130 |
|
|
260— |
20 |
3,5 |
|
||
МАЗ-200, МАЗ-500 |
12,00— |
20 |
4,3 |
|
5,5 |
|||
МАЗ-205 |
|
|
12,00— |
20 |
4,3 |
|
4,8 |
|
М А З -503 |
|
|
12,00— 20 |
4,8 |
|
5,5 |
||
Урал 377 |
|
|
14,00— 20 |
3,2 |
|
3,9 |
||
КрАЗ-219Б |
|
12,00—20 |
5,0 |
|
5,5 |
184
ное внимание к состоянию шин, удаление попавших в них металлических предметов, проверка надежности крепления колес должны являться предметом особой заботы водителя.
Нормы давления воздуха в шинах наиболее распро страненных моделей автомобилей приводятся'в табл. 6. Следует помнить, что у сдвоенных колес задней оси необходимо проверять давление не только в шине внеш него, но и в шине внутреннего колеса. Движение автомо биля с пониженным давлением воздуха в шинах сдво енных колес не только резко сокращает срок их служ бы, 'но вследствие трения боковин покрышек между собой и сильного нагрева может вызвать воспламене ние резины.
Для каждой модели автомобиля в зависимости от нагрузки, приходящейся на колесо, максимальной ско рости движения, типичных дорожных ' условий, в кото рых эксплуатируется этот автомобиль, и других фак торов, при разработке конструкции на автомобильном
заводе подбирают соответствующий им тип и |
размер |
шин и назначают давление воздуха в шинах, |
которое |
необходимо поддерживать при эксплуатации |
авто |
мобиля.
Применение несоответствующих шин может вызвать их ускоренный износ и внезапный отказ в работе. В свя зи с этим запрещено применять шины, не соответствую щие по размеру и допустимой нагрузке технической
характеристике транспортного средства. |
приборов |
Приборы освещения. Проверка состояния |
|
освещения легко осуществима при осмотре |
автомобиля |
и не требует специальных приборов. |
|
Проверка регулировки фар требует специального ос нащения. Она может быть выполнена при помощи на стенного экрана с соответствующей разметкой или пере носным прибором НИИАТ-Э-6.
Для лучшей видимости экран (рис. 78) должен рас полагаться в затемненном помещении и иметь белую шероховатую поверхность. При проверке автомобиль ставят на горизонтальную площадку так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, после чего проверяют каждую в отдельности правую и левую фары (одну из фар закрывают плотной бумагой, кар тоном или фанерой).
185
Экран размечают в зависимости от высоты располо жения фар и расстояния автомобиля от экрана по сле дующей формуле:
Іі —Н — |
Ulli |
мм, |
|
1 |
0 0 0 |
0 0 0 |
расположения центра |
где h — высота (расстояние) |
|
светового пятна на экране;
Я— расстояние от центра рассеивателя фар до уровня пола, на котором стоит автомобиль;
/— расстояние между экраном и рассеивателем фар.
Например, |
если Я = 1226 |
м, |
1 = |
8750 |
мм, |
Іі |
составит |
||||||||||
h |
= 1226 - |
14 ~87501 0 0 0 0 ~12260 0 |
= |
1226 - |
150 = |
1076 |
|
мм. |
|||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
Такое расположение пятна дальнего света обеспе |
|||||||||||||||||
чивает при |
нормальной силе |
света |
фар |
|
|
освещенность |
|||||||||||
дороги перед автомобилем не менее 100 |
м. |
|
|
|
|
||||||||||||
На рис. 79 изображен простейший переносный при |
|||||||||||||||||
бор НИИАТ-Э-6 для регулировки фар. |
|
|
|
|
разборной |
||||||||||||
Прибор |
состоит из оптической |
|
камеры, |
||||||||||||||
базирующей |
штанги и двух |
съемных |
упоров.1, |
|
|
|
|||||||||||
Оптическая камера рис. 79, |
а |
изготовлена из |
листо |
||||||||||||||
вого металла и имеет двояковыпуклую линзу |
|
|
плоское |
||||||||||||||
зеркало |
2, |
расположенное |
под |
углом |
45° к |
оси |
|
линзы, |
|||||||||
|
|
Рис. 78. Экран для проверки установки фар:
О —О — вертикальная |
ось автомобиля; А—А — продольная ось |
автомобиля; |
|
Б—Б — нижняя |
граница светового пятна; Д —Д — линия центров |
световых |
|
пятен; Л—Л — и |
П—П |
—вертикальные оси соответственно левой и |
правой фар |
186
Рис. 79. Прибор Н И И А Т для регулировки фар
и экран 3, выполненный из матового стекла. На экране нанесены линии, соответствующие правильному распо
ложению светового пятна дальнего света фар. |
|
|
|
|||||||||
ясь |
Пучок света фары, проходя через линзу и отража |
|||||||||||
зеркалом под углом |
|
90°, проецируется |
на |
матовое |
||||||||
стекло экрана. Камера |
4 |
оптической системы имеет |
по |
|||||||||
воротную крышку, защищающую экран. |
|
|
|
б |
||||||||
|
Для правильной |
ориентировки |
прибора |
рис. 79, |
||||||||
в горизонтальной и |
вертикальной |
плоскостях |
имеется |
|||||||||
базирующая штанга |
5 |
с |
|
надевающимися на нее двумя |
||||||||
упорами и жидкостный |
|
уровень 7, |
укрепленный |
на |
ка |
|||||||
мере. Каждый из упоров |
|
6 |
штанги при проверке базиру |
|||||||||
ется по впадине между |
|
|
рассеивателем и ободком |
фа |
||||||||
ры |
8 |
на уровне ее центра. |
|
|
оптическую |
камеру |
||||||
|
После проверки |
одной из фар |
переставляют на другой конец штанги и проверяют правильность положения светового пятна второй фары. После проверки положения пятна дальнего света необ ходимо переключить фару на ближний свет и прове рить положение его пятна, которое должно располагать ся несколько выше пятна дальнего света.
Различные дополнительные фары и прожекторы, не предусмотренные конструкцией автомобилей, но устано вленные на них, могут ослеплять водителей встречных транспортных средств, Вместе с тем установка допол нительных фар (кроме противотуманных) не вызыва ется необходимостью, так как современные автомобили имеют фары, которые обеспечивают достаточную види мость дороги. На тех автомобилях, которым по услови
187
ям их применения необходимо двигаться с повышен ными скоростями, конструкцией предусмотрена установ ка прожекторов (например, междугородные автобусы, пожарные автомобили и т. п.).
Поэтому «Правила дорожного движения» запреща ют установку на автомобили каких-либо дополнитель ных фар за исключением противотуманных. В качестве противотуманных фар могут быть использованы лишь специальные фары, обладающие соответствующими свойствами. Не могут быть поставлены под видом про тивотуманных обычные автомобильные или мотоцик летные фары, потому что они не могут обеспечить улуч шение видимости в тумане, но будут ослеплять води телей встречных транспортных средств.
Очень опасной является установка спереди транс портных средств каких-либо красных фонарей, что вво дит водителей в заблуждение и может привести к до рожно-транспортным происшествиям* Красные фона ри или отражатели на транспортных средствах соглас но Международной конвенции о дорожном движении и «Правилам дорожного движения» могут быть распо ложены только сзади транспортного средства.
Номерные знаки и надписи
На каждом автомобиле, мотоцикле и прицепе должен быть номерной знак, выдаваемый Государствен ной автомобильной инспекцией (или Военной автомо бильной инспекцией).
На автомобилях, доставляемых своим ходом к ме сту регистрации или проходящих испытания, должны быть номерные знаки с соответствующей ' надписью «Транзит» или «Проба».
Номерные знаки укрепляют на предусмотренных для этого местах: на автомобилях — два знака: один спе реди и один сзади; на прицепах — один знак сзади.
Форма, цвет и размеры номерных знаков преду смотрены ГОСТ 3207—58. По этому ГОСТу номерной знак автомобиля состоит из четырех Цифр и трех букв русского алфавита, а знак прицепа из четырех цифр и двух букв, а также слова «прицеп». Надписи на зна ке’ должны быть нанесены белой краской, сам же знак должен иметь черный фон,
188
Если конструкцией транспортного средства не пре дусмотрено место для крепления номерного знака, то он должен быть установлен по продольной оси симмет рии транспортного средства или слева от нее. Отверстие под болты крепления номерного знака располагают так, чтобы головка болта не находила на цифры и буквы. Запрещается изменять размеры, форму и цвет номер ного знака или наносить на него дополнительные обо значения. .
На грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и автобусах на заднем борту (задней стенке кузова или автоцистерны) должны быть нанесены надписи, повто
ряющие цифры и буквы номерного |
знака. Надписи |
||||||||||
должны |
быть |
сделаны |
краской, хорошо заметной на |
||||||||
фоне кузова данного |
автомобиля. Высота цифр |
не ме |
|||||||||
нее |
300 |
мм, |
ширина |
не |
менее 120 |
мм, |
толщина |
штри |
|||
ха |
— 30 |
мм. |
Размеры |
букв должны |
составлять |
2/3 от |
|||||
размера цифр. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Опознавательные знаки н обозначения |
знаков |
||||||||
|
|
•Правила вводят ряд дополнительных |
и обозначений,1направленных на повышение безопасно сти движения.
При групповой перевозке детей спереди и сзади тран спортного средства должны быть установлены квадрат ные опознавательные знаки желтого цвета с размером стороны 250—300 мм с каймой красного цвета (ширина каймы ‘/іо стороны) и черным изображением символа дорожного знака 1.20 «Дети». Такая мера позволит водителям издали увидеть стоящий или движущийся автомобиль (автобус) и проявить необходимую осто рожность.
На транспортных средствах, движение или букси ровка которых разрешается Госавтоинспекцией с опре деленной скоростью, сзади слева должен быть установ лен опознавательный знак — цветное изображение
знака 2.20 «Ограничение |
скорости» (диаметром от 160 |
||
до 250 |
мм |
в зависимости от вида транспортного сред |
|
ства и |
шириной каймы |
Ѵіо диаметра) с указанием |
разрешенной скорости. Наличие такого опознаватель ного знака позволит обеспечить контрольза скоростью
159