Файл: Клинковштейн Г.И. Правила и безопасность движения автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надежность крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма проверяют покачиванием рулевой колонки вверх и вниз. Состояние шарнирных соедине­ ний рулевого привода, как правило, проверяют, когда автомобиль находится над осмотровой канавой или под­ нят на подъемнике.

При этом величину люфта в шарнирных соединениях рулевого привода определяют визуально при неодно­ кратном быстром повороте рулевого колеса в одну и другую стороны.

Колеса и-шины. Внезапный разрыв шины или отсо­ единение колеса на ходу представляет собой большую опасность, так как при этом резко нарушается устой­ чивость автомобиля и водителю не всегда удается удер­

жать

автомобиль в пределах

дороги. Поэтому

постоян-

 

 

 

 

 

 

Та б л и ц а 6

 

 

 

 

 

 

Давление воздуха в

 

 

 

Автомобиль

Размер

шинах,

кГісм*

 

 

 

задних

 

 

 

шин

 

передних

 

 

 

 

 

 

 

колес

 

колес

«Запорожец»

ЗАЗ-965А

5,20— 12

1.3

 

1,7

«Запорожец»

ЗАЗ-966В

5,20— 13

1,6

 

1,7

«Москвич-403», «Москвич-407»

5,60— 15

1,7

 

 

 

 

1 ,8

«Москвич-408»

6,00— 13

1,7

 

1,7

«Москвич-412»

6,00— 13

1,7

 

1,7

ВАЗ-2101

«Жигули»

6,15— 13

1,7

 

1,7

ГАЗ-21

«Волга»

6,70— 15

1,7

 

 

1 ,8

ГАЗ-24

«Волга»

7,35— 14

1,7

 

1,7

УАЗ-451

Д

 

8,40— 15

1,8

 

2,2

У А З -451

Д М

8,40— 15

2,0

 

2,4

ГАЗ-51 А ,

ГАЗ-93А

7,50—

20 .

3,0

 

3,5

Г А 3-53А'

 

 

(200— 20)

 

 

4,3

 

 

8,25—

20

2,8

 

ГАЗ-53Ф

 

 

8,25—

20

2,8

 

3,2

Урал-355М

 

8,25—

20

3,5

 

4,5

ЗИЛ-150,

 

ЗИЛ-164А, ЗИ Л -М М З -

9,00—

20

3,5

 

4,5

585Л

 

 

 

(260— 20)

 

 

5,3

ЗИЛ-130

 

 

260—

20

3,5

 

МАЗ-200, МАЗ-500

12,00—

20

4,3

 

5,5

МАЗ-205

 

 

12,00—

20

4,3

 

4,8

М А З -503

 

 

12,00— 20

4,8

 

5,5

Урал 377

 

 

14,00— 20

3,2

 

3,9

КрАЗ-219Б

 

12,00—20

5,0

 

5,5

184


ное внимание к состоянию шин, удаление попавших в них металлических предметов, проверка надежности крепления колес должны являться предметом особой заботы водителя.

Нормы давления воздуха в шинах наиболее распро­ страненных моделей автомобилей приводятся'в табл. 6. Следует помнить, что у сдвоенных колес задней оси необходимо проверять давление не только в шине внеш­ него, но и в шине внутреннего колеса. Движение автомо­ биля с пониженным давлением воздуха в шинах сдво­ енных колес не только резко сокращает срок их служ­ бы, 'но вследствие трения боковин покрышек между собой и сильного нагрева может вызвать воспламене­ ние резины.

Для каждой модели автомобиля в зависимости от нагрузки, приходящейся на колесо, максимальной ско­ рости движения, типичных дорожных ' условий, в кото­ рых эксплуатируется этот автомобиль, и других фак­ торов, при разработке конструкции на автомобильном

заводе подбирают соответствующий им тип и

размер

шин и назначают давление воздуха в шинах,

которое

необходимо поддерживать при эксплуатации

авто­

мобиля.

Применение несоответствующих шин может вызвать их ускоренный износ и внезапный отказ в работе. В свя­ зи с этим запрещено применять шины, не соответствую­ щие по размеру и допустимой нагрузке технической

характеристике транспортного средства.

приборов

Приборы освещения. Проверка состояния

освещения легко осуществима при осмотре

автомобиля

и не требует специальных приборов.

 

Проверка регулировки фар требует специального ос­ нащения. Она может быть выполнена при помощи на­ стенного экрана с соответствующей разметкой или пере­ носным прибором НИИАТ-Э-6.

Для лучшей видимости экран (рис. 78) должен рас­ полагаться в затемненном помещении и иметь белую шероховатую поверхность. При проверке автомобиль ставят на горизонтальную площадку так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна экрану, после чего проверяют каждую в отдельности правую и левую фары (одну из фар закрывают плотной бумагой, кар­ тоном или фанерой).

185


Экран размечают в зависимости от высоты располо­ жения фар и расстояния автомобиля от экрана по сле­ дующей формуле:

Іі —Н —

Ulli

мм,

1

0 0 0

0 0 0

расположения центра

где h — высота (расстояние)

 

светового пятна на экране;

Я— расстояние от центра рассеивателя фар до уровня пола, на котором стоит автомобиль;

/— расстояние между экраном и рассеивателем фар.

Например,

если Я = 1226

м,

1 =

8750

мм,

Іі

составит

h

= 1226 -

14 ~87501 0 0 0 0 ~12260 0

=

1226 -

150 =

1076

 

мм.

 

 

 

Такое расположение пятна дальнего света обеспе­

чивает при

нормальной силе

света

фар

 

 

освещенность

дороги перед автомобилем не менее 100

м.

 

 

 

 

На рис. 79 изображен простейший переносный при­

бор НИИАТ-Э-6 для регулировки фар.

 

 

 

 

разборной

Прибор

состоит из оптической

 

камеры,

базирующей

штанги и двух

съемных

упоров.1,

 

 

 

Оптическая камера рис. 79,

а

изготовлена из

листо­

вого металла и имеет двояковыпуклую линзу

 

 

плоское

зеркало

2,

расположенное

под

углом

45° к

оси

 

линзы,

 

 

Рис. 78. Экран для проверки установки фар:

О —О — вертикальная

ось автомобиля; А—А — продольная ось

автомобиля;

Б—Б — нижняя

граница светового пятна; Д —Д — линия центров

световых

пятен; Л—Л — и

П—П

—вертикальные оси соответственно левой и

правой фар

186


Рис. 79. Прибор Н И И А Т для регулировки фар

и экран 3, выполненный из матового стекла. На экране нанесены линии, соответствующие правильному распо­

ложению светового пятна дальнего света фар.

 

 

 

ясь

Пучок света фары, проходя через линзу и отража­

зеркалом под углом

 

90°, проецируется

на

матовое

стекло экрана. Камера

4

оптической системы имеет

по­

воротную крышку, защищающую экран.

 

 

 

б

 

Для правильной

ориентировки

прибора

рис. 79,

в горизонтальной и

вертикальной

плоскостях

имеется

базирующая штанга

5

с

 

надевающимися на нее двумя

упорами и жидкостный

 

уровень 7,

укрепленный

на

ка­

мере. Каждый из упоров

 

6

штанги при проверке базиру­

ется по впадине между

 

 

рассеивателем и ободком

фа­

ры

8

на уровне ее центра.

 

 

оптическую

камеру

 

После проверки

одной из фар

переставляют на другой конец штанги и проверяют правильность положения светового пятна второй фары. После проверки положения пятна дальнего света необ­ ходимо переключить фару на ближний свет и прове­ рить положение его пятна, которое должно располагать­ ся несколько выше пятна дальнего света.

Различные дополнительные фары и прожекторы, не предусмотренные конструкцией автомобилей, но устано­ вленные на них, могут ослеплять водителей встречных транспортных средств, Вместе с тем установка допол­ нительных фар (кроме противотуманных) не вызыва­ ется необходимостью, так как современные автомобили имеют фары, которые обеспечивают достаточную види­ мость дороги. На тех автомобилях, которым по услови­

187


ям их применения необходимо двигаться с повышен­ ными скоростями, конструкцией предусмотрена установ­ ка прожекторов (например, междугородные автобусы, пожарные автомобили и т. п.).

Поэтому «Правила дорожного движения» запреща­ ют установку на автомобили каких-либо дополнитель­ ных фар за исключением противотуманных. В качестве противотуманных фар могут быть использованы лишь специальные фары, обладающие соответствующими свойствами. Не могут быть поставлены под видом про­ тивотуманных обычные автомобильные или мотоцик­ летные фары, потому что они не могут обеспечить улуч­ шение видимости в тумане, но будут ослеплять води­ телей встречных транспортных средств.

Очень опасной является установка спереди транс­ портных средств каких-либо красных фонарей, что вво­ дит водителей в заблуждение и может привести к до­ рожно-транспортным происшествиям* Красные фона­ ри или отражатели на транспортных средствах соглас­ но Международной конвенции о дорожном движении и «Правилам дорожного движения» могут быть распо­ ложены только сзади транспортного средства.

Номерные знаки и надписи

На каждом автомобиле, мотоцикле и прицепе должен быть номерной знак, выдаваемый Государствен­ ной автомобильной инспекцией (или Военной автомо­ бильной инспекцией).

На автомобилях, доставляемых своим ходом к ме­ сту регистрации или проходящих испытания, должны быть номерные знаки с соответствующей ' надписью «Транзит» или «Проба».

Номерные знаки укрепляют на предусмотренных для этого местах: на автомобилях — два знака: один спе­ реди и один сзади; на прицепах — один знак сзади.

Форма, цвет и размеры номерных знаков преду­ смотрены ГОСТ 3207—58. По этому ГОСТу номерной знак автомобиля состоит из четырех Цифр и трех букв русского алфавита, а знак прицепа из четырех цифр и двух букв, а также слова «прицеп». Надписи на зна­ ке’ должны быть нанесены белой краской, сам же знак должен иметь черный фон,

188

Если конструкцией транспортного средства не пре­ дусмотрено место для крепления номерного знака, то он должен быть установлен по продольной оси симмет­ рии транспортного средства или слева от нее. Отверстие под болты крепления номерного знака располагают так, чтобы головка болта не находила на цифры и буквы. Запрещается изменять размеры, форму и цвет номер­ ного знака или наносить на него дополнительные обо­ значения. .

На грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и автобусах на заднем борту (задней стенке кузова или автоцистерны) должны быть нанесены надписи, повто­

ряющие цифры и буквы номерного

знака. Надписи

должны

быть

сделаны

краской, хорошо заметной на

фоне кузова данного

автомобиля. Высота цифр

не ме­

нее

300

мм,

ширина

не

менее 120

мм,

толщина

штри­

ха

— 30

мм.

Размеры

букв должны

составлять

2/3 от

размера цифр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опознавательные знаки н обозначения

знаков

 

 

•Правила вводят ряд дополнительных

и обозначений,1направленных на повышение безопасно­ сти движения.

При групповой перевозке детей спереди и сзади тран­ спортного средства должны быть установлены квадрат­ ные опознавательные знаки желтого цвета с размером стороны 250—300 мм с каймой красного цвета (ширина каймы ‘/іо стороны) и черным изображением символа дорожного знака 1.20 «Дети». Такая мера позволит водителям издали увидеть стоящий или движущийся автомобиль (автобус) и проявить необходимую осто­ рожность.

На транспортных средствах, движение или букси­ ровка которых разрешается Госавтоинспекцией с опре­ деленной скоростью, сзади слева должен быть установ­ лен опознавательный знак — цветное изображение

знака 2.20 «Ограничение

скорости» (диаметром от 160

до 250

мм

в зависимости от вида транспортного сред­

ства и

шириной каймы

Ѵіо диаметра) с указанием

разрешенной скорости. Наличие такого опознаватель­ ного знака позволит обеспечить контрольза скоростью

159