Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ную сеть, например отдельный кабель. В будущем, вероятно, в шахтных условиях найдет применение радиосвязь с использова­ нием пространственной селекции [16].

Одним из важнейших в области автотелеуправления транспор­ том является вопрос о возможности использования существующей

аппаратуры.

Необходимо

учитывать исследования, которые ведутся

в СССР и

за рубежом,

по энергоснабжению электровозной от­

катки переменным током, по бесконтроллерным системам управле­ ния двигателями электровозов, по созданию самоходного обору­ дования с автономным питанием и т. д. Применение серийно изготовляемой аппаратуры, значительная часть которой морально

устарела,

снижает

уровень разработок,

делает их

технически

и

экономически

нецелесообразными, бесперспективными.

Напри­

мер, привод для управления стрелочными

переводами типа ПМС-4

потребляет мощность порядка 0,3 квт,

а привод типа ШСП-М

около

10

квт.

Однако

первый

обеспечивает перевод

стрелки за

3

сек,

а

второй — за

0,3 сек.

Системы

управления

стрелками

с

приводом ПМС-4

являются

технически

сложными

и

ненадеж­

ными, а с приводом ШСП-М — энергоемкими. Нужен привод с ма­ лым временем срабатывания и небольшой потребляемой мощностью.

Целесообразность применения релейно-контактных или бескон­ тактных элементов определяется технико-экономическими сообра­ жениями — простотой, надежностью и экономичностью. В настоя­ щее время бесконтактные элементы различного типа в ряде слу­ чаев успешно конкурируют с релейно-контактными устройствами. Если формально сравнивать принципиальные электрические схемы систем шахтной автоматики на контактных и бесконтактных эле­ ментах по их числу в схемах, то сравнение будет не в пользу последних. Однако рассмотрение логических схем говорит об обрат­ ном. Наконец, необходима унификация аппаратуры, разработка ее с учетом наиболее перспективных теоретических и эксперименталь­ ных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом.

В аппаратуре автотелеуправления, разработанной Институтом горного дела СО АН СССР, на движущемся электровозе устанав­ ливается около 100 электромагнитных реле, 14 контакторов и т. д.

При работе на горизонте 10 электровозов,

как видно, сложность,

а следовательно, и надежность указанной

системы автотелеуправ­

ления оказывается такой же, как и системы ДМРЦ . Если учесть, что система Д М Р Ц при этом сохраняется как необходимый эле­ мент системы автотелеуправления, то становится ясным, что по­ добные разработки являются по существу бесперспективными, не­ соответствующими современному уровню науки и техники.

Не менее важным вопросом при конструктивной разработке транспортных систем является унификация аппаратуры. Например, рациональные идеи, заложенные в аппаратуру системы БТАС кон­ структорского бюро Цветметавтоматика, потеряны в массе разнотипных блоков с практически одинаковыми функциональными зависимостями.

190


С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. А в т о м а т и з а ц и я

 

в

угольной

 

промышленности.

Под

 

общей

ред.

проф.

В. Г. Гейера. М., Углетехиздат, 1956.

 

 

 

 

 

транспорте.

М., Госэнергоиздат,

 

1960.

278 с.

2. А в т о м а т и з а ц и я

 

на

подземном

 

 

Авт.: Е. С. Снаговский и др.

 

 

 

 

автоматической блокировки

стрелок

и сигналов. Инструк­

3. А п п а р а т у р а

 

АБСС-1

ция по эксплуатации. Изд. конотопского завода

«Красный металлист»,

 

1968, 48 с.

 

 

 

пред­

4. Б е с к о н т а к т н ы е

элементы и

 

системы

 

телемеханики для

автоматизации

приятий горной промышленности. М., «Недра»,

1965, 204 с. Авт.: И. В. Прангишвили

и др.

5. Б е л ы х

Б. П.,

 

Ч е к а н о в

 

В. Д.

 

Горная

электротехника.

 

М., Металлургиздат,

1958. 576 с.

 

 

 

В. П.

Путевые

датчики

 

автоматического

контроля

на рельсовом

транс­

6. Б у х г о л ь ц

 

порте. М.—Л.,

«Энергя»,

1965. 80 с.

 

 

типа

ЧУС-3

 

управления

стрелками

с

движущегося

7. Б ы з о в

В.

С.

Аппаратура

 

 

электровоза. — В кн.: «Горные машины и автоматика», № 9, 1968, с. 63—66.

 

 

 

автоматики.

8. В а с и л ь е в а

Н. П.,

 

В о р о б ь е в а

 

Т. М. Бесконтактные

элементы

Изд. АН СССР, 1963. 72 с.

 

С. А.

Рудничная

связь

и

сигнализация.

 

М.,

Углетехиздат,

9. В о л о т к о в с к и й

 

1948. 291 с.

 

 

 

 

Устройство

автоматики

 

и телемеханики

на

 

подземном

транспорте

10. Г е р ц Г. Е.

 

 

железорудных

шахт. — В кн.:

 

«Опыт

автоматизации

и диспетчеризации

на

горнорудных

предприятиях с подземной добычей руды». Под. ред. Г. А. Зубкова. М., 1960, с. 70—75.

уста­

11. Г и м е л ь ш т е й н

 

Л. Я.

Электрослесарь

 

по обслуживанию

 

автоматических

новок. М., «Недра», 1966. 27 с.

 

 

Надежность

 

устройств

автоматики.

 

 

М.—Л.,

«Энергия»,

12. Д р у ж и н и н

Г.

 

В.

 

 

 

 

 

1964. 320 с.

 

 

 

 

 

 

С. Я.,

Я н к о в с к и й

И. П.

Диспетчеризация

шахт. — В кн.:

13. Д у н а е в с к и й

 

«Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по автоматизации

угольных

шахт», вып. 1. М., «Недра»,

1966, с. 157—165.

 

 

 

 

 

 

откатки на

 

рудниках.

М., Госгор-

14. Ж и в о в

Л.

Г.

Автоматизация

электровозной

 

техздат, 1960, 220 с.

 

 

 

Б а к а л е й н и к

Я. М„

В и н о г р а д о в

 

Л. В. Автоматизация

15. 3 у б к о в

Г. А.,

 

и диспетчеризация на подземных рудниках цветной металлургии. М.,

 

«Недра»,

 

1966, 368 с.

16. И л ь и н

В.

А.

 

Телеконтроль .и

телеуправление

рассредоточенными

 

объектами

М.—Л., Госэнергоиздат, 1963. 312 с.

Автоматизация

стрелочных

 

переводов.

М.,

 

«Недра»,

17. К а р т а ш о в

 

Ю.

В.

 

 

 

1971. 113 с.

 

 

 

Ю.

В.

 

Автоматическая

светофорная

сигнализация

на

 

рудничном

18. К а р т а ш о в

 

 

электровозном

транспорте. «Горный журнал»,

 

1969, № 9, с. 52—56.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. К о л д у э л л

С. Логический

синтез

релейных

устройств. Под ред. М. А. Гаврилова.

И. Л., 1962. 737 с.

 

В. В.,

Ф и л и п п о в

 

С. Ф.,

 

Э р л и х - М е л а м е д

Г. М.

Комплекс

20. К Р ю ч к о в

 

 

устройств

для автоматической

транспортной

 

сигнализации

с

управлением

 

стрелками из

кабины машиниста электровоза. — «Горный журнал», 1965, № 8, с. 53—55.

Р. А.

 

Справочник

21. М е л ь к у м о в

 

Л. Г.,

 

Б о г о п о л ь с к и й

 

Б. X.,

Б а к к а л

 

 

по автоматизации

шахт и рудников. М., «Недра», 1964, 488 с.

 

и

блокировка

(СЦБ) на под­

22. М е л ь н и к о в

 

А. П.

Сигнализация,

централизация

земном транспорте шахт. М., Углетехиздат,

1953. 95 с.

 

транспорта. Под ред. Г. Е. Иван­

23. М е х а н и з а ц и я

 

и

 

автоматизация

 

рудничного

ченко. М., «Недра»,

1965. 195 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1965, 182 с.

24. М и г а ч е в Р. Д. Автоматизация на рудничном транспорте. М., «Недра»,

25. Н о в ы е

средства

 

автоматизации

и диспетчерского

управления

для рудников цвет­

ной металлургии. Под ред. Б. И. Верховского и др. М., «Недра»,

1965. 94 с.

на

внутришахтиом

26. О к о р о к о в

 

М. А.,

 

Ш у л и н Н. И.

Устройство

СЦБ и связи

транспорте. М., Металлургиздат,

1959, 316 с.

 

и надежные

схемы

автоблокировки. — «Горный

27. О к о р о к о в М. А.

Экономические

журнал»,

1960, № 11, с. 17—20.

 

 

СЦБ, связь

и

сигнализация

на подземном

транспорте. М.,

28. П о к р о в с к и й

Г. И.

Углетехиздат,

1954. 388 с.

 

 

 

Рудничная

 

автоматика

и

телемеханика.

М.,

Госгортехиздат.

29. П о с п е л о в

Л. П.

 

 

1963. 415 с.

 

 

 

 

 

А с т а х о в Ю. И. Опыт эксплуатации

систем

автоматики. — «Гор­

30. Р е з н и к И. Б.,

ный журнал»,

1962, № 3, с. 30—33.

 

 

 

 

релейных

схем

управления.

М.—Л.,

 

«Энергия»,

31. Р о г и н с к и й

 

В. Н.

 

Построение

 

1964. 423 с.

 

 

 

 

М. А.

 

Бесконтактные

 

магнитные устройства

 

автоматики. М., Изд.

32. Р о з е н б л а т

 

 

 

 

АН СССР. 1961. 179 с.

 

И. Т.

 

Электрическое

 

сопротивление

рудничных

рельсовых

путей

33. С и д о р е н к о

 

 

с учетом

шунтирующего

влияния

земли. — В кн.: «Вопросы

рудничного

транспорта»,

вып. 9.

М., «Недра»,

1965, с. 203—213.

 

 

 

расчета

 

и проектирования

электромеханических

элементов

34. С о т с к о в Б. С.

Основы

 

автоматических и телемеханических устройств. М.—Л.,

«Энергия», 1965. 576 с.

 

 

промышлен­

35. С р е д с т в а

 

автоматизации

производственных

процессов

в

угольной

ности. Каталог-справочник. М., «Недра»,

1965. 167 с. Авт.: М. С. Рабинович

и др.

 

 

36. С т е п а н ч е н к о

А. Ф.,

К о м а р ь

 

Н. А.

Дистанционное

и

автоматизированное

управление стрелками на подземном транспорте шахт. М., Углетехиздат,

1958. 24 с.

 

37. С т р е л ь н и к о в

 

Л. П.,

Ш о р и н

 

В. Г.

Автоматизация

рудничного

транспорта.

М. .«Недра»,

1965. 435 с,

 

 

СЦБ, сигнализация

и связь на подземном

 

транспорте. М.. Угле­

38. Ц а р ь к о в

Б. А.

 

техиздат,

1955. 335 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

191


• О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

Стр.

Введение

 

 

 

 

 

 

 

3

Г

лава

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Централизованные

транспортные

системы

 

5

|

I. Назначение централизованных и

автоматических

транспортных

 

систем

 

 

 

 

 

 

 

5

§ 2. Неунифицированные

системы

централизации

 

10

§

3. Блочные

системы

управления

 

 

 

26

Глава

II.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматические релейно-контактные транспортные

системы

61

§

1. Неунифицированные

системы

автоблокировки

 

§

2. Блочная

система типа АБСС-2

 

 

85

§ 3.

Блочная

система

типа АРД-1

 

 

102

Глава

III.

 

 

 

 

 

 

 

 

Блочные автоматические

транспортные

системы

на бесконтактных эле­

ментах

 

 

 

 

 

 

144

§

1. Блочная

система

типа БТАС

 

 

 

144

§ 2. Системы

типа

БАУС

 

 

 

154

§ 3. Системы

типа

АРД-2

 

 

 

161

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

188

Список литературы

 

 

 

 

 

 

191

Юрий Васильевич Карташов

РУДНИЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И АВТОБЛОКИРОВКА

Редактор

издательства С. А. Моисеева

Технический редактор

В. В.

Максимова

Переплет

художника О. В. Камаева

Корректоры: Л. М. Кауфман,

Н. А.

Громова

Сдано в набор 29/VIII 1973 г. Подписано к печати 19/XII 1973 г. Т-19439. Формат бОХЭО'Аз. Бумага № 2. Печ. л. 12,0. Уч.-изд. л. 13,19. Тираж 3300 экз. Заказ № 540/4218.-12. Цена 77 коп.

Издательство «Недра», 103633, Москва, К-12, Третьяковский проезд, 1/19. Ленинградская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 190000, Ленинград, Прачечный пер., 6.