Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ную сеть, например отдельный кабель. В будущем, вероятно, в шахтных условиях найдет применение радиосвязь с использова нием пространственной селекции [16].
Одним из важнейших в области автотелеуправления транспор том является вопрос о возможности использования существующей
аппаратуры. |
Необходимо |
учитывать исследования, которые ведутся |
в СССР и |
за рубежом, |
по энергоснабжению электровозной от |
катки переменным током, по бесконтроллерным системам управле ния двигателями электровозов, по созданию самоходного обору дования с автономным питанием и т. д. Применение серийно изготовляемой аппаратуры, значительная часть которой морально
устарела, |
снижает |
уровень разработок, |
делает их |
технически |
||||||
и |
экономически |
нецелесообразными, бесперспективными. |
Напри |
|||||||
мер, привод для управления стрелочными |
переводами типа ПМС-4 |
|||||||||
потребляет мощность порядка 0,3 квт, |
а привод типа ШСП-М |
|||||||||
около |
10 |
квт. |
Однако |
первый |
обеспечивает перевод |
стрелки за |
||||
3 |
сек, |
а |
второй — за |
0,3 сек. |
Системы |
управления |
стрелками |
|||
с |
приводом ПМС-4 |
являются |
технически |
сложными |
и |
ненадеж |
ными, а с приводом ШСП-М — энергоемкими. Нужен привод с ма лым временем срабатывания и небольшой потребляемой мощностью.
Целесообразность применения релейно-контактных или бескон тактных элементов определяется технико-экономическими сообра жениями — простотой, надежностью и экономичностью. В настоя щее время бесконтактные элементы различного типа в ряде слу чаев успешно конкурируют с релейно-контактными устройствами. Если формально сравнивать принципиальные электрические схемы систем шахтной автоматики на контактных и бесконтактных эле ментах по их числу в схемах, то сравнение будет не в пользу последних. Однако рассмотрение логических схем говорит об обрат ном. Наконец, необходима унификация аппаратуры, разработка ее с учетом наиболее перспективных теоретических и эксперименталь ных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом.
В аппаратуре автотелеуправления, разработанной Институтом горного дела СО АН СССР, на движущемся электровозе устанав ливается около 100 электромагнитных реле, 14 контакторов и т. д.
При работе на горизонте 10 электровозов, |
как видно, сложность, |
а следовательно, и надежность указанной |
системы автотелеуправ |
ления оказывается такой же, как и системы ДМРЦ . Если учесть, что система Д М Р Ц при этом сохраняется как необходимый эле мент системы автотелеуправления, то становится ясным, что по добные разработки являются по существу бесперспективными, не соответствующими современному уровню науки и техники.
Не менее важным вопросом при конструктивной разработке транспортных систем является унификация аппаратуры. Например, рациональные идеи, заложенные в аппаратуру системы БТАС кон структорского бюро Цветметавтоматика, потеряны в массе разнотипных блоков с практически одинаковыми функциональными зависимостями.
190
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. А в т о м а т и з а ц и я |
|
в |
угольной |
|
промышленности. |
Под |
|
общей |
ред. |
проф. |
||||||||||||||||||||||||||
В. Г. Гейера. М., Углетехиздат, 1956. |
|
|
|
|
|
транспорте. |
М., Госэнергоиздат, |
|
1960. |
278 с. |
||||||||||||||||||||||||||
2. А в т о м а т и з а ц и я |
|
на |
подземном |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Авт.: Е. С. Снаговский и др. |
|
|
|
|
автоматической блокировки |
стрелок |
и сигналов. Инструк |
|||||||||||||||||||||||||||||
3. А п п а р а т у р а |
|
АБСС-1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
ция по эксплуатации. Изд. конотопского завода |
«Красный металлист», |
|
1968, 48 с. |
|
|
|
пред |
|||||||||||||||||||||||||||||
4. Б е с к о н т а к т н ы е |
элементы и |
|
системы |
|
телемеханики для |
автоматизации |
||||||||||||||||||||||||||||||
приятий горной промышленности. М., «Недра», |
1965, 204 с. Авт.: И. В. Прангишвили |
и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Б е л ы х |
Б. П., |
|
Ч е к а н о в |
|
В. Д. |
|
Горная |
электротехника. |
|
М., Металлургиздат, |
||||||||||||||||||||||||||
1958. 576 с. |
|
|
|
В. П. |
Путевые |
датчики |
|
автоматического |
контроля |
на рельсовом |
транс |
|||||||||||||||||||||||||
6. Б у х г о л ь ц |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
порте. М.—Л., |
«Энергя», |
1965. 80 с. |
|
|
типа |
ЧУС-3 |
|
управления |
стрелками |
с |
движущегося |
|||||||||||||||||||||||||
7. Б ы з о в |
В. |
С. |
Аппаратура |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
электровоза. — В кн.: «Горные машины и автоматика», № 9, 1968, с. 63—66. |
|
|
|
автоматики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
8. В а с и л ь е в а |
Н. П., |
|
В о р о б ь е в а |
|
Т. М. Бесконтактные |
элементы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Изд. АН СССР, 1963. 72 с. |
|
С. А. |
Рудничная |
связь |
и |
сигнализация. |
|
М., |
Углетехиздат, |
|||||||||||||||||||||||||||
9. В о л о т к о в с к и й |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1948. 291 с. |
|
|
|
|
Устройство |
автоматики |
|
и телемеханики |
на |
|
подземном |
транспорте |
||||||||||||||||||||||||
10. Г е р ц Г. Е. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
железорудных |
шахт. — В кн.: |
|
«Опыт |
автоматизации |
и диспетчеризации |
на |
горнорудных |
|||||||||||||||||||||||||||||
предприятиях с подземной добычей руды». Под. ред. Г. А. Зубкова. М., 1960, с. 70—75. |
уста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Г и м е л ь ш т е й н |
|
Л. Я. |
Электрослесарь |
|
по обслуживанию |
|
автоматических |
|||||||||||||||||||||||||||||
новок. М., «Недра», 1966. 27 с. |
|
|
Надежность |
|
устройств |
автоматики. |
|
|
М.—Л., |
«Энергия», |
||||||||||||||||||||||||||
12. Д р у ж и н и н |
Г. |
|
В. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
1964. 320 с. |
|
|
|
|
|
|
С. Я., |
Я н к о в с к и й |
И. П. |
Диспетчеризация |
шахт. — В кн.: |
|||||||||||||||||||||||||
13. Д у н а е в с к и й |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по автоматизации |
угольных |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
шахт», вып. 1. М., «Недра», |
1966, с. 157—165. |
|
|
|
|
|
|
откатки на |
|
рудниках. |
М., Госгор- |
|||||||||||||||||||||||||
14. Ж и в о в |
Л. |
Г. |
Автоматизация |
электровозной |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
техздат, 1960, 220 с. |
|
|
|
Б а к а л е й н и к |
Я. М„ |
В и н о г р а д о в |
|
Л. В. Автоматизация |
||||||||||||||||||||||||||||
15. 3 у б к о в |
Г. А., |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
и диспетчеризация на подземных рудниках цветной металлургии. М., |
|
«Недра», |
|
1966, 368 с. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
16. И л ь и н |
В. |
А. |
|
Телеконтроль .и |
телеуправление |
рассредоточенными |
|
объектами |
||||||||||||||||||||||||||||
М.—Л., Госэнергоиздат, 1963. 312 с. |
Автоматизация |
стрелочных |
|
переводов. |
М., |
|
«Недра», |
|||||||||||||||||||||||||||||
17. К а р т а ш о в |
|
Ю. |
В. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1971. 113 с. |
|
|
|
Ю. |
В. |
|
Автоматическая |
светофорная |
сигнализация |
на |
|
рудничном |
||||||||||||||||||||||||
18. К а р т а ш о в |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
электровозном |
транспорте. «Горный журнал», |
|
1969, № 9, с. 52—56. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
19. К о л д у э л л |
С. Логический |
синтез |
релейных |
устройств. Под ред. М. А. Гаврилова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
И. Л., 1962. 737 с. |
|
В. В., |
Ф и л и п п о в |
|
С. Ф., |
|
Э р л и х - М е л а м е д |
Г. М. |
Комплекс |
|||||||||||||||||||||||||||
20. К Р ю ч к о в |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
устройств |
для автоматической |
транспортной |
|
сигнализации |
с |
управлением |
|
стрелками из |
||||||||||||||||||||||||||||
кабины машиниста электровоза. — «Горный журнал», 1965, № 8, с. 53—55. |
Р. А. |
|
Справочник |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
21. М е л ь к у м о в |
|
Л. Г., |
|
Б о г о п о л ь с к и й |
|
Б. X., |
Б а к к а л |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
по автоматизации |
шахт и рудников. М., «Недра», 1964, 488 с. |
|
и |
блокировка |
(СЦБ) на под |
|||||||||||||||||||||||||||||||
22. М е л ь н и к о в |
|
А. П. |
Сигнализация, |
централизация |
||||||||||||||||||||||||||||||||
земном транспорте шахт. М., Углетехиздат, |
1953. 95 с. |
|
транспорта. Под ред. Г. Е. Иван |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
23. М е х а н и з а ц и я |
|
и |
|
автоматизация |
|
рудничного |
||||||||||||||||||||||||||||||
ченко. М., «Недра», |
1965. 195 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1965, 182 с. |
|||||||||
24. М и г а ч е в Р. Д. Автоматизация на рудничном транспорте. М., «Недра», |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. Н о в ы е |
средства |
|
автоматизации |
и диспетчерского |
управления |
для рудников цвет |
||||||||||||||||||||||||||||||
ной металлургии. Под ред. Б. И. Верховского и др. М., «Недра», |
1965. 94 с. |
на |
внутришахтиом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
26. О к о р о к о в |
|
М. А., |
|
Ш у л и н Н. И. |
Устройство |
СЦБ и связи |
||||||||||||||||||||||||||||||
транспорте. М., Металлургиздат, |
1959, 316 с. |
|
и надежные |
схемы |
автоблокировки. — «Горный |
|||||||||||||||||||||||||||||||
27. О к о р о к о в М. А. |
Экономические |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
журнал», |
1960, № 11, с. 17—20. |
|
|
СЦБ, связь |
и |
сигнализация |
на подземном |
транспорте. М., |
||||||||||||||||||||||||||||
28. П о к р о в с к и й |
Г. И. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углетехиздат, |
1954. 388 с. |
|
|
|
Рудничная |
|
автоматика |
и |
телемеханика. |
М., |
Госгортехиздат. |
|||||||||||||||||||||||||
29. П о с п е л о в |
Л. П. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1963. 415 с. |
|
|
|
|
|
А с т а х о в Ю. И. Опыт эксплуатации |
систем |
автоматики. — «Гор |
||||||||||||||||||||||||||||
30. Р е з н и к И. Б., |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ный журнал», |
1962, № 3, с. 30—33. |
|
|
|
|
релейных |
схем |
управления. |
М.—Л., |
|
«Энергия», |
|||||||||||||||||||||||||
31. Р о г и н с к и й |
|
В. Н. |
|
Построение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
1964. 423 с. |
|
|
|
|
М. А. |
|
Бесконтактные |
|
магнитные устройства |
|
автоматики. М., Изд. |
|||||||||||||||||||||||||
32. Р о з е н б л а т |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
АН СССР. 1961. 179 с. |
|
И. Т. |
|
Электрическое |
|
сопротивление |
рудничных |
рельсовых |
путей |
|||||||||||||||||||||||||||
33. С и д о р е н к о |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
с учетом |
шунтирующего |
влияния |
земли. — В кн.: «Вопросы |
рудничного |
транспорта», |
вып. 9. |
||||||||||||||||||||||||||||||
М., «Недра», |
1965, с. 203—213. |
|
|
|
расчета |
|
и проектирования |
электромеханических |
элементов |
|||||||||||||||||||||||||||
34. С о т с к о в Б. С. |
Основы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
автоматических и телемеханических устройств. М.—Л., |
«Энергия», 1965. 576 с. |
|
|
промышлен |
||||||||||||||||||||||||||||||||
35. С р е д с т в а |
|
автоматизации |
производственных |
процессов |
в |
угольной |
||||||||||||||||||||||||||||||
ности. Каталог-справочник. М., «Недра», |
1965. 167 с. Авт.: М. С. Рабинович |
и др. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
36. С т е п а н ч е н к о |
А. Ф., |
К о м а р ь |
|
Н. А. |
Дистанционное |
и |
автоматизированное |
|||||||||||||||||||||||||||||
управление стрелками на подземном транспорте шахт. М., Углетехиздат, |
1958. 24 с. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. С т р е л ь н и к о в |
|
Л. П., |
Ш о р и н |
|
В. Г. |
Автоматизация |
рудничного |
транспорта. |
||||||||||||||||||||||||||||
М. .«Недра», |
1965. 435 с, |
|
|
СЦБ, сигнализация |
и связь на подземном |
|
транспорте. М.. Угле |
|||||||||||||||||||||||||||||
38. Ц а р ь к о в |
Б. А. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
техиздат, |
1955. 335 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
191
• О Г Л А В Л Е Н И Е |
|
|
|
|
|
|
Стр. |
|||
Введение |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
||
Г |
лава |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Централизованные |
транспортные |
системы |
|
5 |
||||||
| |
I. Назначение централизованных и |
автоматических |
транспортных |
|||||||
|
систем |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
§ 2. Неунифицированные |
системы |
централизации |
|
10 |
||||||
§ |
3. Блочные |
системы |
управления |
|
|
|
26 |
|||
Глава |
II. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автоматические релейно-контактные транспортные |
системы |
61 |
||||||||
§ |
1. Неунифицированные |
системы |
автоблокировки |
|
— |
|||||
§ |
2. Блочная |
система типа АБСС-2 |
|
|
85 |
|||||
§ 3. |
Блочная |
система |
типа АРД-1 |
|
|
102 |
||||
Глава |
III. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блочные автоматические |
транспортные |
системы |
на бесконтактных эле |
|||||||
ментах |
|
|
|
|
|
• |
|
144 |
||
§ |
1. Блочная |
система |
типа БТАС |
|
|
|
144 |
|||
§ 2. Системы |
типа |
БАУС |
|
|
|
154 |
||||
§ 3. Системы |
типа |
АРД-2 |
|
|
|
161 |
||||
Заключение |
|
|
|
|
|
|
|
188 |
||
Список литературы |
|
|
|
|
|
|
191 |
Юрий Васильевич Карташов
РУДНИЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И АВТОБЛОКИРОВКА
Редактор |
издательства С. А. Моисеева |
Технический редактор |
В. В. |
Максимова |
Переплет |
художника О. В. Камаева |
Корректоры: Л. М. Кауфман, |
Н. А. |
Громова |
Сдано в набор 29/VIII 1973 г. Подписано к печати 19/XII 1973 г. Т-19439. Формат бОХЭО'Аз. Бумага № 2. Печ. л. 12,0. Уч.-изд. л. 13,19. Тираж 3300 экз. Заказ № 540/4218.-12. Цена 77 коп.
Издательство «Недра», 103633, Москва, К-12, Третьяковский проезд, 1/19. Ленинградская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 190000, Ленинград, Прачечный пер., 6.