Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наличие индуктивно-резистивной цепи, установленной параллельно коллектор-эмиттерному переходу регулирующего транзистора. Ин­ дуктивность снижает пульсации, а резистор облегчает тепловой режим регулирующего транзистора.

Важным является выбор схемы мультивибратора. В рас­ смотренных выше схемах принята схема мультивибратора с жест­ ким самовозбуждением. Во избежание этого явления, а также для уменьшения величины емкостей конденсаторов была применена схема мультивибратора, показанная на рис. 140, которая и была принята в качестве основной. Мультивибратор содержит транзи-

 

+ 0 — i

*—

Рис. 139. Схема индивидуального

Рис. 140. Схема

мультивибратора

стабилизатора напряжения на 5 вт

 

 

сторы 77 и Т2, конденсаторы С1 и С2, базовые резисторы R1 и R2, которые подключены не непосредственно к источнику коллектор­ ного питания, а к промежуточным точкам коллекторных резисторов R3—R6 противоположных транзисторов. Мультивибратор обладает мягким самовозбуждением. Емкость конденсаторов при этом может быть уменьшена с 50 до 5—10 мкф (для получения выдержки порядка 1 сек).

Сложной в рассмотренных выше схемах является автоблоки­ ровка. В принципе можно использовать схему, показанную на рис. 141. При этом следует иметь в виду, что в реле блокировки, выполненном на базе триггера с эмиттерной связью, по существу нет необходимости, поскольку все транзисторы работают в ключе­ вом режиме. Схема работает следующим образом. В исходном со­ стоянии диоды Д1, Д2, Д5 не проводят, диод Д6 включен в про­ водящем направлении, поэтому транзистор Т закрыт.

Вследствие этого диоды Д9, Д10 и ДП не проводят, зеленый сигнал погашен. При подаче запроса диод Д6 оказывается вклю­ ченным также в непроводящем направлении и, если при этом не поступил сигнал на входы автоблокировки, транзистор Т откроется. Загорится зеленый сигнал. Одновременно на выходы автоблоки-

12 Заказ № 540

177


:. 141. Схема

автоблокировки на

Рис. 143. Логическая схема сигнали-

одном

транзисторе

зации и автоблокировки в системе

 

 

АРД-2

Д 7

,

В„,1

?

дп

 

MB-

ДВ

 

/Й7

0 ^ Л » /

Й>Й„_/

Рис. 142. Автоблокировка на трех транзисторах

ровки будет выдан плюс, который поступит на входы взаимосвязан­ ных устройств автоблокировки. При подаче команды на перемену сигнала диод Д5 окажется включенным в проводящем направле­ нии, транзистор Т закроется, но автоблокировка сохранится через диоды Д7 и Д8. Если при этом будет подан повторный запрос, транзистор Т не откроется и зеленый сигнал не загорится. Недо­ статком схемы является отсутствие усиления сигнала, ослабленного при прохождении по жилам автоблокировки.

Схема автоблокировки, показанная на рис. 142, обеспечивает усиление любого ослабленного сигнала. В исходном состоянии транзисторы Т1 и Т2 закрыты, транзисторы ТЗ и Т4 открыты и на

светофоре

горит красный маршрутный сигнал. Диоды

Д1,

Д2, ДЗ

и Д4

включены в непроводящем направлении. При подаче

команды

запроса и

отсутствии блокировочных сигналов на входах А диод

Д5

также

окажется включенным в непроводящем

направлении,

транзистор Т2 откроется и загорится зеленый маршрутный сигнал. Одновременно через диоды Д9 и Д10 будет подан плюс на базы

транзисторов

ТЗ и Т4. Красный сигнал погаснет, а на блокировоч­

ные выходы

будет выдан блокирующий

сигнал.

Как видно

из схемы, блокирующий сигнал усиливается

как на

входах, так

и на выходах. В остальном схема работает аналогично

рассмотрен­

ной выше. Недостатком данной схемы является некоторая труд­

ность, в согласовании ячеек типа И и

ИЛИ.

На рис. 143 показана логическая

схема сигнализации и авто­

блокировки, разработанная с учетом выполненных исследований. Схема содержит два триггера, мультивибратор, узел автоблоки­ ровки и логические ячейки.

Электрическая схема блока сигнализации и автоблокировки показана на рис. 144. Особенностями схемы являются наличие фиксированного смещения и трансформаторный запуск триггеров. Это позволяет устранить одну жилу питания и избавиться от влия­ ния токов утечки контактных датчиков. Питание маршрутных сигналов выполнено через выпрямитель, вследствие чего мощность ламп может быть уменьшена. Индикаторные лампы ЛК и ЛП при­ няты неоновыми и включены в тиристорные цепи, что позволяет уменьшить мощность, потребляемую блоком, и упростить его кон­ струкцию. В коллекторно-базовые цепи триггеров запроса и перемены сигнала включены кольца Ф-1 и Ф-2 с прямоугольной петлей гистерезиса для сохранения информации при случайных отключениях и последующих включениях питающего напряжения. Стабилизатор напряжения на рис. 144 не показан. Схема содержит 11 транзисторов и 40 диодов и тиристоров. Кремниевые диоды служат для смещения (на схеме они не зачернены). Транзисторы, открытые в исходном состоянии, обведены кружком. Схема ра­ ботает следующим образом.

В исходном состоянии транзисторы Т4 и Т5 закрыты, тиристор Д26 закрыт, зеленый сигнал погашен, транзистор Т9 открыт, тири­ стор Д35 открыт и горит красный маршрутный сигнал. Транзистор

12*

179



Рис. 144. Электрическая схема блока сигнализации и автоблокировки

Т6 закрыт также, тиристор Д28 закрыт и сигнал ТЭ опережающей сигнализации погашен. Мультивибратор работает постоянно.

При подаче команды запроса через датчик ДЗ и трансформатор Тр2 триггер запроса РЗ перекинется в другое состояние, и, если транзистор Т4 по-прежнему закрыт, что означает незанятость блокучастка, транзистор 775 откроется, тиристор Д26 откроется и за­ горится зеленый сигнал. Транзистор Т9 закроется, тиристор Д35 закроется и красный сигнал погаснет. Одновременно диод Д20 окажется включенным в непроводящем направлении и транзистор Т6 и тиристор Д28 начнут открываться и закрываться с частотой колебаний мультивибратора. Сигнал ТЭ будет мигать.

Если блок-участок уже был занят, то диоды Д5 и Д6 окажутся включенными в проводящем направлении, транзистор ТЗ закроется, транзистор Т4 откроется, диод Д15 будет включен в проводящем направлении и при подаче запроса транзистор 775 не откроется. Диод Д32 будет включен в проводящем направлении, вследствие чего транзистор Т9 и тиристор Д35 будут открываться и закры­ ваться с частотой колебаний мультивибратора. Красный сигнал бу­ дет мигать.

При освобождении блок-участка транзистор 775 откроется, тран­ зистор Т9 закроется и красный сигнал сменится зеленым.

При замыкании датчика перемены сигнала через трансформа­ тор Tpl и конденсаторы С1 и С2 будет подан импульс на пере­ кидывание триггеров запроса и перемены сигнала. Триггер за­ проса вернется в исходное состояние и будет подготовлен к приему команды запроса. Транзистор Т10 закроется, транзистор Т11 от­ кроется, диод Д22 окажется включенным в непроводящем направ­ лении и, хотя зеленый сигнал сменится красным и диод Д20 будет включен в проводящем направлении, сигнал ТЭ будет по-преж­ нему мигать. Одновременно диод Д7 будет включен в проводящем направлении, транзистор ТЗ закроется, транзистор Т4 откроется и на блокировочных выходах В сохранится плюсовой сигнал. После срабатывания датчика разделки схема вернется в исходное со­ стояние.

При погасании красного сигнала или его мигания включается

или мигает соответственно индикаторная лампа ЛК,

выведенная на

пульт-табло оператора. Лампа ЛП,

указывающая

на

занятость

блок-участка, может быть подключена

к

сигналу

ТЭ

или

под­

ключена через отдельный тиристор Д40

(на

схеме

показано

пунк­

тиром). В первом случае она будет

мигать, а во втором — гореть

постоянно вплоть до освобождения блок-участка.

 

 

 

При необходимости оператор может воспользоваться кнопкой

искусственной разделки КР, также

расположенной

на

пульте-таб­

ло, и отменить маршрут или вернуть триггеры блоков завраждованных маршрутов в исходное состояние.

При выполнении мультивибратора на тиристоре число транзи­ сторов может быть сокращено, а сам мультивибратор может быть выполнен мощным и на целую группу взаимосвязанных блоков.

181


Для управления стрелочными переводами с движущегося электровоза в системе АРД-2 применены магнитные датчики с по­ лярным выходом, аналогичные таковым в системе АРД-1 [17]. Это позволяет выполнить управление соленоидом весьма простым и на­ дежным способом (рис. 145).

При воздействии магнитного поля воздействующего элемента ВЭ на магнитное состояние реагирующего элемента РЭ на выходе последнего появляется напряжение, знак которого соответствует полярности воздействующего элемента. Это напряжение преобра­ зуется в формирователе импульсов ФИ1 или ФИ2 в прямоуголь­

ный импульс и

подается на управляющий

электрод соответству­

 

 

 

 

 

 

ющего

тиристора

сило­

 

 

 

 

 

 

вого блока СБ. Одновре­

 

 

ФИ-1

 

 

 

менно

часть

этого

 

им­

 

 

 

 

 

 

пульса

подается

на

вход

 

 

 

 

 

 

элемента

задержки

 

ЭЗ,

 

 

 

 

СБ

 

с

выхода

которого

 

при­

 

РЭ

БП

33

 

мерно

через

0,5—1

 

сек

 

 

 

 

 

 

выдается

импульс на

уп­

 

 

 

 

 

 

равляющий

электрод

 

 

ФИ г

 

 

 

вспомогательного

 

тири­

 

 

 

 

 

стора,

служащего

для

от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ключения

основных

тири­

Рис. 145. Блок-схема управления стрелочным

сторов

силового

блока.

Напряжение

на

все

 

эле­

приводом

в системе АРД-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менты

схемы

управления

(кроме воздействующего элемента) подается от блока питания

БП.

Питание силового блока выполнено от контактной сети.

 

 

 

 

Принципиальная электрическая схема управления стрелочным

переводом в системе АРД-2 показана

на рис. 146.

 

 

 

 

 

Блок питания представляет собой стабилизированный

транс­

форматор

Tpl

с тремя

обмотками

мощностью

10—12

ва.

Стаби­

лизация

достигается

введением

емкости

С1

велиичной

0,5

 

мкф

в цепь первичной обмотки трансформатора. Одна вторичная об­ мотка со средней точкой служит для питания реагирующего эле­ мента РЭ, выполненного по схеме двухтактного магнитного уси­ лителя со смешанной обратной связью и нулевым выходом.

На выходе второй обмотки установлены выпрямитель В из дио­ дов типа Д7 и сглаживающая емкость С2 порядка 200 мкф для питания коллекторных цепей формирователей импульсов и элемен­

та

задержки. Включение схемы

осуществляется переключателем

Я / ,

а защита — с помощью предохранителя ПР1.

 

Силовой

блок получает питание от контактной сети напряже­

нием 250 в

через выключатель

П2 и предохранитель Пр2. Блок

содержит стрелочный соленоидный привод типа ШСП-М с катуш­ ками плюсового ПС и минусового МС направления и автопере­ ключателем АП, служащим для управления лампами Л2 и ЛЗ ука­ зателя поворота. Для включения привода служат тиристоры Д8 и

182