Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

верхнюю тарелку 2, сжимает пру­ жину 3, уровень жидкости в аппа­ рате будет понижаться и, наобо­ рот, при повороте шпинделя в обратном направлении уровень жидкости в аппарате повысится.

 

В холодильной установке про­

 

 

 

 

 

 

изводственных

рефрижераторов

 

 

 

 

 

 

типа «Братск» д л я автоматиче­

 

 

 

 

 

 

ского

регулирования

 

количества

 

 

 

 

 

 

жидкого

 

холодильного

агента

в

 

 

 

 

 

 

испарителе

и промежуточном со­

 

 

 

 

 

 

суде применено оригинальное ре­

 

 

 

 

 

 

гулирующее

 

устройство.

 

Д л я

 

 

 

 

 

 

привода

 

регулирующего

 

органа

 

 

 

 

 

 

в

нем

используют

пары

а м м и а к а

 

 

 

 

 

 

под давлением

конденсации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматическая

 

регулирую­

 

 

 

 

 

 

щ а я

установка

(АРУ)

(рис.

27)

 

 

 

 

 

 

состоит

из

поплавкового

 

клапа ­

 

 

 

 

 

 

на

1 ( П К ) и мембранного

 

регули­

 

 

 

 

 

 

рующего

к л а п а н а

2

( М Р К ) , со­

 

 

 

 

 

 

единенных трубопроводами . По­

 

 

 

 

 

 

плавковый

клапан

 

установлен

 

 

 

 

 

 

непосредственно

на

аппарате,

в

 

 

 

 

 

 

котором

 

необходимо

поддержи ­

 

 

 

 

 

 

вать уровень жидкости . Этот при­

 

 

 

 

 

 

бор управляет открытием и за­

 

 

 

 

 

 

крытием

мембранного

регулиру­

 

 

 

 

 

 

ющего

клапана, который

 

смонти­

Рнс.

26.

Разрез

 

 

рован

на

регулирующей

станции.

регулирующего

вентиля

 

В

М Р К

 

происходит

дросселиро­

 

 

 

 

 

 

вание

жидкого

холодильного

агента,

поступающего

в

испари­

тель

по

 

трубопроводу

14.

Трубопровод 3 служит д л я

подачи

пара под давлением

конденсации.

 

 

 

 

 

 

 

Поплавковый к л а п а н

 

(рис.

28)

состоит

из

корпуса

1,

поплавка

2

с

рычагом

3,

распределительного

цилиндра

с

поршнем

4,

импульсатора

9 и фильтра 5. К испарителю

П К

присоединяется

трубопроводом

д л я

жидкости

6

и

пара

7.

К фильтру 5 присоединяется трубопровод 13, по которому подводится пар холодильного агента под давлением кон­ денсации.

При

понижении

уровня жидкости в

испарителе

попла­

вок 2 опускается вниз и поршень 4 через

рычажную систему

поднимается вверх. Отверстие 10, находящееся

под

давле ­

нием

конденсации,

соединяется с импульсным

трубопрово­

дом

И,

и пары аммиака устремляются

к М Р К .

При

повы-


Рис. 27. Автоматическая установка для регулирования количества холодильного агента:

1 — поплавковый распределительный

клапан;

2 — мембранный

регулирующий

клапан;

3 — импульсный трубопровод;

4

паровой

трубопровод

под давлением

конденсации; 5 — жидкостный

трубопровод;

6

— манометр; 7—испаритель;

8, 9,

10, 11,

12 — запорные вентили;

13 — фильтр;

/'/ — трубопровод дросселированного

 

холодильного агента; 15 — шпиндель;

16 — колпак

 

 

шении уровня жидкости в испарителе поплавок 2 поднима­

ется,

поршень

при

этом

возвращается в

исходное

положение

и перекрывает отверстие 10 от

импульсного трубопровода

1L

Через

отверстие

12 давление

в

импульсном

трубопроводе

выравнивается

с давлением в

испарителе. Вследствие этого

мембрана

разгружается

и М Р К

закрывается .

 

 

 

М Р К

действует

следующим

образом

(рис.

29).

П а р ы

ам­

миака, действуя на мембрану 2, опирающуюся на корпус 4,

преодолевают сопротивление пружины 8, и силовая

часть

вместе со шпинделем 6 опускается вниз. П р и этом

гнездо

клапана открывается и жидкий холодильный агент

перете­

кает

в трубопровод к испарителю. При достижении

нормаль ­

ного

уровня

П К прекращает подачу

паров высокого

давле ­

ния

к М Р К ,

пружина 8 р а з ж и м а е т с я

и шпиндель

6

возвра­

щается в первоначальное положение. Таким

образом под­

держивается заданный

уровень

жидкости в аппарате .

М Р К

может

обслуживаться

вручную путем

соответствую­

щей настройки

шпинделя 6. При вращении шпинделя 6 по

часовой

стрелке

гнездо

к л а п а н а закрывается,

и, наоборот,.


Рис. 28. Поплавковый распределительный клапан.

 

 

 

 

 

 

при

вращении

шпин­

 

 

 

 

 

 

деля

против

часовой

 

 

 

 

 

 

стрелки

открыва­

 

 

 

 

 

 

ется. При автомати­

 

 

 

 

 

 

ческой

работе

шпин­

 

 

 

 

 

 

дель

выворачивается

 

 

 

 

 

 

до упора для получе­

 

 

 

 

 

 

ния

максимального

 

 

 

 

 

 

диапазона

регулиро­

 

 

 

 

 

 

вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы обеспечить

 

 

 

 

 

 

рациональную

рабо ­

 

 

 

 

 

 

ту М Р К , необходимо

 

 

 

 

 

 

отрегулировать

вы­

 

 

 

 

 

 

соту

подъема

клапа ­

 

 

 

 

 

 

на,

которая

зависит

 

 

 

 

 

 

от

его размера . Д л я

 

 

 

 

 

 

М Р К

 

с

условным

 

 

 

 

 

 

проходом

от

 

6

до

 

 

 

 

 

 

32 мм высота подъ­

 

 

 

 

 

 

ема

клапана

состав­

 

 

 

 

 

 

ляет

3

мм,

от 40

до

 

 

 

 

 

 

50 — 4 мм,

от

70

мм

 

 

 

 

 

 

и выше — 7 мм.

Д л я

 

 

 

 

 

 

настройки

подъема

 

 

 

 

 

 

клапана

следует

от­

 

 

 

 

 

 

крыть крышку 1, вы­

Рис. 29.

Регулирующий

орган МРК

 

нуть

мембрану

2

и

 

блокирующий

лист 3

 

 

 

 

 

 

со

стопорным

бол-

•том. С помощью специального ключа отрегулировать

положе ­

ние втулки

5

по отношению к шпинделю 6.

Если

втулка 5

на­

винчивается

на конус 6 по часовой

стрелке, подъем

клапана

уменьшается, навинчивание в обратном направлении

приводит

к повышению

подъема

клапана . При

этом

шпиндель

под­

д е р ж и в а е т с я

 

с помощью

отвертки

в

прорези

7.

Н а р е з к а

шпинделя — М 1 4 Х І . 5 мм,

т. е. при

одном

повороте

шпинде­

ля подъем к л а п а н а изменяется на 1,5 мм. Повышение подъема

клапана

выше нормального

допустимо только на 1 мм. После

настройки шпиндель 6

и втулка 5

фиксируются блокирующим

.листом.

 

 

 

 

 

 

При

ремонте

или

д е м о н т а ж е

П Р К необходимо

закрыть

.запорные вентили

10

и 11

(см.

рис. 27). Остаток

аммиака

выпустить через вентиль 12. При большой разнице давлений между давлением конденсации, измеряемой по манометру на

конденсаторе и

манометру 6 на М Р К , следует произвести

очистку фильтра

13.


§ 8.

РЕЛЕ И РЕГУЛЯТОРЫ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В АППАРАТАХ

В судовых холодильных установках применяют различные методы измерения уровня жидкого холодильного агента в ресиверах, испарителях, воздухоохладителях, отделителях жидкости, промежуточных сосудах, рассольных расшири­ тельных бачках и т. д. Контроль за уровнем жидкости в ап­

паратах позволяет п о д д е р ж и в а т ь необходимый

режим рабо­

ты установки,

вести учет расхода холодильного

агента.

Р а з л и ч а ю т

визуальные, гидростатические,

поплавковые

приборы.

 

 

К визуальным относятся указательные стекла, устанав ­ ливаемые на ресиверах в кожухотрубных испарителях. Од­ нако при работе испарителя указанные стекла снаружи за­

мерзают, что

затрудняет

наблюдение

за уровнем

жидкости

в аппарате .

В

практике

д л я

предотвращения з а м е р з а н и я их

смачивают раствором хлористого кальция .

 

 

Н а многих

судовых холодильных

установках

(суда

типа

« Р ы б а ц к а я

слава», Б М Р Т

типа «Маяковский» и

т. д.)

при­

меняются ртутные указатели, работа которых основана на разности давлений между давлением холодильного агента на днище сосуда и давлением парового пространства. Эксплуата ­ ция этих приборов требует частой очистки соединительных тру­

бок

от масла

и

загрязнений. Однако

это связано с

большой

опасностью, так как на практике имели

место случаи

взрыва.

В

связи

с этим,

а т а к ж е

вследствие

вредности паров ртути

применение этих указателей

запрещено .

 

 

 

В течение нескольких лет серийно выпускались реле уров­

ня

РУ-4.

Этот

прибор совместно с соленоидным

вентилем

применялся для автоматического двухпозиционного регули­ рования, сигнализации и з а щ и т ы при возможных отклоне­ ниях уровня жидкости в аппарате . Принцип работы датчика основан на изменении индуктивности катушки прибора, в цепь

которого

включено

реле тока,

у п р а в л я ю щ е е

работой

соле­

ноидного

вентиля,

сигнальными

л а м п а м и и

звонком.

Этот

прибор имел недостаточную надежность из-за частого подго­ рания контактов токового реле. Кроме того, поплавковый чувствительный элемент шарового типа обладает малой пла­ вучестью и его перемещение происходит медленно. РУ-4 в на­

стоящее время снято с производства.

 

 

 

На

холодильных

установках Р Т М

«Атлантик»

применя­

ется реле уровня FSR25 (рис. 30), работа которого

основана

на том

ж е принципе, что и РУ-4. Р е л е

состоит из

поплавко­

вого датчика и транзисторного реле, которое управляет

ра­

ботой

соленоидного

вентиля, звуковым

или оптическим

сиг-

4 Зак. 11767

49