Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поступать масло и поршень передвигает золотник 11 в поло­ жение максимальной производительности. Д л я уменьше -шя производительности напряжение подается на соленоидный вентиль 4, который в открытом положении соединяет по трубопроводу 10 всасывающую сторону компрессора д л я перепуска масла из полости С. При этом золотник 11 пере­

мещается вправо. Если оба соленоидных

вентиля обесточены,

то компрессор работает с минимальной

производительностью.

При остановке компрессора давление масла снижается . При

этом плунжер / р а з г р у ж а ю щ е г о клапана 6

под воздействием

пружины отжимается и открывает к а н а л

перетока А—А.

П р у ж и н а в цилиндре 14 отжимает поршень в положение минимальной производительности. Одновременно с этим из­ лишнее масло по трубопроводу 15 спускается во всасываю ­ щую полость компрессора.

При электрическом способе вал, на который насажен золотник, вращается через редуктор от трехфазного ревер­

сивного электродвигателя,

управляемого

блоком автоматиче­

ского управления . При остановке компрессора

регулировоч­

ный

винт золотника вращается

до полного открытия, т. е.

р а з г р у ж а е т

компрессор.

При

включении компрессора в

работу включается т а к ж е

и

устройство

управления золотни­

ком,

которое

устанавливает

его

в положение,

соответствую­

щее требуемой производительности. В крайнем левом поло­ жении (максимальная производительность) предельный вы­ ключатель размыкает цепь питания. Настройка устройства управления золотником производится через автоматический

мост,

в который включен термометр сопротивления, измеряю ­

щий

температуру воздуха в помещении или о х л а ж д а ю щ е й

среды.

Регулирование производительности компрессора в зави ­

симости

от температуры воздуха помещений является

более

точным,

чем по температуре о х л а ж д а ю щ е й среды, например

рассола.

Так как при обрастании воздухоохладителя

слоем

инея температура рассола может быть близка к заданной, про­ изводительность компрессора будет соответствовать этой тем­ пературе, а температура воздуха будет выше установленной.

Регулирование производительности машины может осу­ ществляться вручную. Имеется индикатор, у к а з ы в а ю щ и й производительность компрессора в процентах. Электрическая система управления перемещением золотника применяется

на

холодильных установках судов типа «Прибой» и « Р ы б а ц ­

кая

слава» .


РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ИСПАРИТЕЛЕЙ ХОЛОДИЛЬНЫМ АГЕНТОМ

Эффективность работы холодильной установки зависит в основном от правильного регулирования поступающего ж и д ­ кого холодильного агента в испарительную систему. Пр и подаче в испаритель жидкого холодильного агента в коли­ честве, превышающем объемную производительность комп­ рессора, часть жидкого холодильного агента, не успев выки­

петь, попадает

во всасывающий трубопровод, что может быть

причиной влажного хода

компрессора.

 

 

 

 

Если

в

испаритель

жидкости подается

недостаточно, то

съем

холода с его поверхности

уменьшается,

возрастает пере­

грев

пара

на

всасывании, уменьшается

производительность

компрессора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

автоматического

регулирования

количества

холодиль­

ного

агента

в

испарительную

систему применяют

различные

регуляторы, которые рассматриваются ниже.

 

 

 

Т е р м о р е г у л и р у ю щ и е

в е н т и л и

( Т Р В ) .

Эти при­

боры

с л у ж а т д л я автоматического

регулирования

количества

холодильного

агента, поступающего

в испарительную

систему

в зависимости

от перегрева паров, выходящих из испарителя.

Т Р В

являются

регуляторами прямого действия. Они

бывают

с внутренним

и внешним уравниванием,

сильфонные

и мемб­

ранные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время на аммиачных холодильных

установ­

ках

применяются мембранные

Т Р В с линией внешнего урав ­

нивания

ТРВА10М,

ТРВА-аОМ,

ТРВА40М,

ТРВА-80М,

ТРБА - 120М . Ц и ф р ы обозначают номинальную холодопроиз-

водительность (10000,

20000 и т. д. ккал/час

при t0=

15°С

и tK = 30"C и при общем

перегреве 6°С).

 

 

 

 

Конструкция ТРВА-вОМ показана

на

рис. 16.

Прибор

состоит

из

термочувствительной

системы

(термобаллон

1,

капилляр

2,

мембрана

3, головка

вентиля

4), корпуса

вен­

тиля 20, механизма клапана 12 и механизма его настройки, штуцерных соединений 8 и 19.

Силовая часть вентиля, в которую входит термобаллон /, к а п и л л я р н а я трубка 2 и мембрана 3, предназначена д л я приведения в рабочее состояние механизма клапана 12 в за ­ висимости от перегрева паров. Термочувствительная система заполнена фреоном-22. В случае разгерметизации системы силовая часть закрывает клапан 12 и дросселирование холо­ дильного агента в испаритель прекращается . Верхняя часть корпуса служит дл я крепления на резьбе головки силового эле­ мента 4, втулки с дроссельным отверстием 9 и штуцера внеш­ него уравнительного трубопровода.

3*

35


Полость линии

внеш­

него уравнивания,

распо­

л о ж е н н а я

под мембраной,

отделяется

от полости

над

клапаном

сальником

7,

 

 

 

 

 

выполненным

из

асбесто­

 

 

 

 

 

вой

нити.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура

паров

хо­

 

 

 

 

 

лодильного агента

на

вы­

 

 

 

 

 

ходе

испарителя

выше

 

 

 

 

 

температуры

кипения,

по­

 

 

 

 

 

этому и температура дав ­

 

 

 

 

 

ления паров в термочувст­

 

 

 

 

 

вительной

системе

Т Р В А

 

 

 

 

 

выше

давления

кипе­

 

 

 

 

 

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под

давлением

паров

 

 

 

 

 

мембрана

3 прогибается и

 

 

 

 

 

н а ж и м а е т

через

жесткий

 

 

 

 

 

центр 5 на шток 6, связан­

 

 

 

 

 

ный с клапаном 12. При

 

 

 

 

 

перемещении к л а п а н а 12

 

 

 

 

 

отверстие

в

седле

10

от­

 

 

 

 

 

крывается

или

закрывает ­

 

 

 

 

 

ся.

Чем

 

выше

перегрев,

 

 

 

 

 

тем

сильнее

давление

на

 

 

 

 

 

мембрану

п

больше

ее

 

 

 

 

 

прогиб,

а

следовательно,

Рис. 16. Терморегулирующий вентиль

и проход В седле.

 

 

 

мембранный

с линией

Механизм

 

настройки

 

внешнего уравнения

перегрева

включает

ста­

 

 

 

 

 

кан 11, пружину 13, винт

настройки

15, втулку гайки 17, которая

уплотняется

сальни­

ком

16. В р а щ а я

винт

15 по часовой стрелке

или

наоборот,

втулка 17

соответственно перемещается

вниз

и

вверх,

умень­

ш а я

или

увеличивая

натяжение

пружины

13.

П р и

этом

пе­

регрев начала открытия к л а п а н а уменьшается или увели­

чивается. Винт

настройки

закрывается

заглушкой 14.

Д л я

Т Р В А перегрев

при

достижении полной

производительности

может

быть

доведен

до

10°С при

/ 0 = — 10°C,

а

при ^

ни­

ж е — 10°С

перегрев

может

быть

увеличен.

Эти

приборы

установлены

на

судах - рефрижераторах

отечественной

по­

стройки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время ранее применявшиеся ТРВ - 2 заменя ­

ются

терморегулирующими

вентилями

мембранного

типа

ТРВ - 2М, устройство которого поясняется рис. 17. Произво­ дительность Т Р В - 2 М составляет 2000 ккал/час при темпера-


 

 

Рис. 17. Терморегулпрующий

вентиль мембранный

 

 

 

 

 

 

с линией внутреннего

уравнивания:

 

 

 

 

 

/ — корпус;

2 — крышка;

3

мембрана;

4 — нажимной стержень;

5 —

 

 

гнездо

клапана; 6 — нгла;

7 — п р у ж и н а ;

8 — регулировочный

шпиндель;

 

 

9 сальник;

10 — фильтр;

/ / —

капиллярная

трубка;

12 — термочув­

 

 

 

 

ствительный баллон

 

 

 

 

 

 

туре

кипения

to = 5°C, температуре

конденсации

t K = + 3 0 ° C и

перегреве

после начала

открытия

не более

5°С.

Рабочий

ре­

ж и м

холодильной установки

поддерживается

в

интервале

от — 30°С

до

+10°С . Величина перегрева регулируется до

10°С. Настройка Т Р В - 2 М производится

так же, как

и

терморе-

гулирующих вентилей типа TV

(«Данфосс») .

 

 

 

 

 

Холодильные установки многих судов - рефрижераторов ос­

нащены Т Р В

типа T V и TVJ. Поперечный

разрез

Т Р В

типа

TV показан на рис. 18,а. Прибор имеет один сильфон 2, кото­

рый расположен в кожухе / . Термочувствительная

система

(термобаллон

16, к а п и л л я р н а я

трубка

15)

связана

с прост­

ранством

над

сильфоном

2

и

заполнена

фреоном-22

(для

систем кондиционирования воздуха или низкотемпературных

установок)

или термобаллон — адсорбирующим веществом,

а остальная

часть термосистемы — углекислым газом.


а)

Рис. 18.

Тер.морегулирующий

вентиль тина TV:

 

а) конструкция;

б) термобаллон с двойным

контактом:

 

/ — всасывающий трубопровод; 2 — термобаллон

 

Холодильный

агент

поступает

через

сетчатый фильтр

17

в полость, р а з д е л я ю щ у ю стороны

высокого давления от

низ­

кого с помощью иглы 9, которая удерживается в таком по­ ложении тремя силами: силой давления паров на сильфон 2, силон паров внутри сильфона и силой пружины 11. Игла 9 воспринимает движение сильфона через толкатель 4. На ­ страивают прибор регулировочным винтом 13, уплотненным прокладками 12 и колпачком 14. Д л я уменьшения перегрева, а следовательно, и подачи холодильного агента в испаритель необходимо регулировочный винт 13 в р а щ а т ь против часовой

стрелки, д л я

увеличения

п е р е г р е в а — п о часовой

стрелке.

Один

поворот

винта соответствует изменению перегрева на

2°С.

Общий

перегрев составляет

10—12°С.

Т Р В

типа T V

настраивается

на перегрев

3—6°С,

тем самым

обеспечивается

38

рациональное использование батарей при сухом ходе комп­ рессора. После перестройки прибора необходимо некоторое время для установления перегрева, соответствующего изме­

ненному

заданию . При перестройке прибора

компрессор

должен

работать

при

постоянном давлении конденсации.

Т Р В устанавливают вне охлаждаемого помещения на

отдельном

щите для

к а ж д о й камеры . На случай выхода из

строя Т Р В

предусмотрен ручной регулирующий

вентиль.

Т Р В

выпускаются

с термобаллоном со сдвоенным кон­

тактом

(рис. 18,6)

и

адсорбционным заполнителем, что да­

ет большее быстродействие, точную регулировку и плотное

прилегание

трубопровода к

трубопроводу. Игла, выполнен­

ная из натурального

камня,

устойчива

против коррозии и

имеет высокую прочность. В

качестве

адсорбента

использу­

ют активированный уголь. Вся термочувствительная

система

заполнена

углекислым

газом.

 

 

 

При повышении перегрева температура термобаллона по­ вышается и часть паров, поглощенных адсорбентом, выделя­ ется, увеличивая тем самым давление на клапан 9, который открывается. При понижении температуры перегрева проис­ ходит обратное явление: поглотительная способность адсор­ бента возрастает и давление в термочувствительной системе падает, клапан 9 под воздействием пружины 11 закрывается .

Д л я регулирования

уровня

жидкости в аппаратах, в ко­

торых трудно обеспечить необходимый перегрев пара

(льдо­

генераторах, промежуточных

сосудах и т. д . ), применяются

Т Р В типа T W (рис.

19), в

термобаллон которого

вмонти­

рован низковольтный электрообогреватель постоянного тока

для подогрева термобаллона

независимо от температуры

паров холодильного агента.

Мощность обогревателя 15 вт,

напряжение питания можно регулировать от 8 до 24 в. По­

дачу

жидкого холодильного агента в аппарат

регулируют

путем

настройки Т Р В и

изменения напряжения

трансформа ­

тора.

Подключение Т Р В

данной конструкции д л я регулиро­

вания

уровня промежуточного сосуда (рис. 20)

производится

с помощью камеры, соединенной с аппаратом двумя трубо­ проводами. Если уровень жидкости ниже термобаллона, то обогреватель, нагревая его, увеличивает за счет подогрева

паров усилие, действующее на сильфом, и клапан

открыва­

ется. Когда жидкость достигнет термобаллона, то

отвод теп­

ла значительно превышает мощность обогревателя и клапан закрывается . Обогреватель включается в электросеть вместе с пуском компрессора. Эти приборы, как показала их экс­

плуатация

на

судах типа

«Пионерск»,

хорошо

обеспечивают

требуемый

режим работ

в

аппаратах

с открытым

уровнем

жидкости.

Но,

например,

в

льдогенераторах,

где

жидкость

не имеет постоянного уровня

и стекает

в виде пленки

по степ-