Файл: Динамика и управление ядерным ракетным двигателем [Текст] 1974. - 253 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

метрической степени расширения сопла е = 10 удельная тяга двигателя равна 715 сек.

На рис. 1.3 приведена структурная схема системы уп­ равления двигателем ХЕ-1. Она обеспечивает запуск дви­ гателя, регулирование на режиме по температуре или мощ­ ности, останов двигателя и его расхолаживание. Кроме того, система управления обеспечивает безопасность работы двигателя. Активная зона атомного реактора двигателя

 

Рис.

1.2. Реактор двигателя

«Нерва»:

 

1 — экран;

2 — регулирующий стержень;

3 — подвод

во­

дорода; 4 — регенеративно охлаждаемое

сопло; 5 — ка­

налы

охлаждения;

6 — активная зона;

7 — изолирую­

щая

оболочка; 8

отражатель (стрелками показано

дви­

жение рабочего тела).

ХЕ-1 имеет твердые тепловыделяющие элементы, поэтому температура, до которой может быть нагрето рабочее тело, не может превысить температуру материала тепловыделяю­ щих элементов, чем и ограничивается величина интенсив­ ности подвода энергии к рабочему веществу. Однако ис­ пользование тугоплавких материалов и рабочего вещества

с большой теплоемкостью (например, водорода) позволит »

теоретически получить скорости

истечения

порядка 8—

10 км!сек (или удельную тягу до

1000 сек),

что вдвое пре­

вышает возможности лучших химических топлив. Этим объясняется интерес к такому типу ЯРД, получивших название ЯРД с твердыми тепловыделяющими элементами

и проходящих в настоящее время стадию интенсивной теоретической и экспериментальной разработок. Примени­ тельно к твердотопливным ядерным ракетным двигателям соотношение (1.2) показывает, что для получения макси­ мально возможной скорости истечения необходимо под­ держивать максимальную температуру тепловыделяющих

8


Логическое устройство

.г

Логическое устройство для упра ~

регулирования температуры

вления регулирующими стержнями

!- -

, - F ^

р е гул и р о в а н и я

 

 

температурь/ и

 

 

 

м о щ н о с т ь ю

 

 

 

Привод

 

 

 

регулирующих

 

 

 

стержней

 

 

 

—< Обратная связь

 

 

 

по положению стержней

 

 

 

 

 

 

LnNm

 

 

 

 

 

 

^Нейтронный

 

 

 

 

 

 

поток

 

 

 

 

 

 

flpuDoö регулятора

 

 

 

 

 

 

туроины

 

 

 

 

 

^.Обратная связь по

 

 

 

 

Гд/TL1 I» положению регуля -

 

 

 

 

— •+*

^т ора турбины

 

Тм

о.

‘ Щ~Фильтр

I---- < Температура

 

 

I -

r

I

активной зоны

\________ Логическое устройство

 

 

г Фильтр

I----СДавлвние в номере

программы остановки

 

 

Окончание охлаждения-4—17>= Тр,,

I----——I Фильтр

I-----сіенпература на

 

I

 

I----------- 1

входе в отражатель

Рис. 1.3. Схема системы управления двигателя ХЕ-1:

Т£>— уставка температуры; L tiNd уставка мощности:

е д — уставка

скорости регулировании' ад — уставка

положения регулятора турбины;

р д — уставка давления,

Тм — регулируемая температура; L nN M — регулируе­

мая мощность; ад* — изменяемое положение регулятора

турбины; Гк — температура в камере; Та.з — температу­

ра активной

зоны; Гн — температура на входе в

отражатель.


элементов реактора ЯРД. Температура должна прибли­ жаться к температуре плавления материала твэла. В реак­ торе «Нерва» применяются карбиды урана и циркония, выдерживающие температуру до 3050° С и выше. Тепло­ выделяющие элементы набираются из пористых блоков, имеющих достаточно большую поверхность охлаждения. Насколько близко можно подходить к температурному пределу твэла, зависит, в частности, и от того, как жестко температура реактора ЯРД будет поддерживаться во время переходных процессов. Далее, во время полета ракеты про­ исходит регулирование тяги двигателя в соответствии с про­ граммой полета. Как показывает соотношение (1.1), изме­ нение тяги двигателя естественно производить изменением массового расхода рабочего вещества, а не скорости его истечения, так как иначе снижается удельная тяга и уве­ личивается необходимый запас топлива. Условие под­ держания скорости истечения на прежнем уровне требует при этом сохранения температуры твэла и, следовательно, соответствующего изменения мощности реактора.

Таким образом, система управления ЯРД должна из­ менять тягу двигателя в соответствии с программой полета и поддерживать температуру газа (скорость истечения) на максимальном уровне. Создание системы управления, удовлетворяющей этим требованиям, должно опираться на знание динамических свойств и особенностей ЯРД. Как и в любых других случаях, построению системы управления должно предшествовать изучение ЯРД как объекта управления.

Следует заметить, что подача рабочего вещества в дви­ гатель может определяться турбонасосным агрегатом, ко­ торый приводится в действие либо некоторой частью нагре­ того вещества, отбираемого от основного потока, либо ос­ новным потоком рабочего вещества после предваритель­ ного подогрева. Возможны схемы, в которых поступающий на турбину горячий газ смешивается с холодным для полу­ чения нужной температуры.

Графит твэлов служит одновременно замедлителем. Функцию замедления быстрых нейтронов выполняет также рабочее тело (водород) и в некоторых случаях — специаль­ ные конструкционные элементы. В центре реактора KIWI-A [4] для этой цели помещен цилиндр с циркули­ рующей D20 . Отражатель, поскольку в нем не происходит такого интенсивного выделения тепла, как в твэлах, может состоять из менее теплостойкого материала с хорошими за-

10

ч

медляющими свойствами (окись

бериллия, гидрид лития

и т . п.). Как говорилось выше,

кроме перечисленных эле­

ментов реактор ЯРД имеет управляющие элементы (стерж­ ни, барабаны и т. п.), осуществляющие регулировочные операции.

С нейтроннофизической точки зрения перед реактором стоят следующие задачи: 1) обеспечение необходимой мощ­ ности; 2) обеспечение управляемости, т. е. возможности менять при необходимости режимы работы; 3) обеспечение равномерности тепловыделения по сечению активной зоны. Последнее требование возникает из-за того, что профиль нейтронного потока в реакторе не равномерен, а имеет вид «усеченной» синусоиды с всплесками на границе с отра­ жателем [5]. Выравнивание тепловыделения достигается не­ равномерным насыщениём твэлов ураном. Так как тепло­ выделение пропорционально произведению плотности пото­

ка нейтронов на плотность

урана

 

q (г, х) ~ ср

(г, X) у (г, х),

(1.3)

то желаемый эффект может быть достигнут. При изменении режима работы в небольших пределах распределение ней­ тронного потока, т. е. сама функция ср (г, х), будет изме­ няться почти конгруэнтно 15], и, таким образом, заметных искажений в работе реактора не будет.

Дополнительное требование к нейтроннофизическим свойствам реактора — его устойчивость. Она может быть следствием наличия в реакторе отрицательного мощностного или температурного эффекта реактивности ( — öökidT) или ( — dèk'dN). Наличие эффектов такого рода иногда может быть достигнуто соответствующими конструктивными мерами, но чаще является результатом свойств материалов и конструкции активной зоны.

Отрицательные эффекты реактивности возникают по ряду причин. Во-первых, эффекты возникают вследствие того обстоятельства, что сечение поглощения нейтронов убывает с температурой [5]. Во-вторых, размеры актив­ ной зоны при увеличении температуры изменяются из-за

температурного расширения, что,

как правило,

приводит

к уменьшению коэффициента

размножения

ансамбля.

В-третьих, в ЯРД при увеличении температуры активной зоны уменьшается плотность находящегося в ней рабо­ чего тела, что ухудшает замедление нейтронов и приводит опять-таки к падению реактивности.

11


С точки зрения термодинамики реактор ЯРД представ­ ляет собой в высшей степени напряженную тепловую машину. Это является следствием двух основных требова­ ний, предъявляемых к нему: 1) в реакторе ЯРД рабочее тело должно нагреваться до максимально возможной тем­ пературы; 2) реактор ЯРД должен иметь минимальный вес и объем (последнее облегчает его лучевую защиту).

Вообще говоря, получение наивысшей температуры

рабочего тела представляет

собой весьма сложную техни­

*

і1

?

ческую проблему, кото­

рая может быть решена

 

 

 

различными способами

 

 

 

 

 

 

(см., например,

[6]).

 

 

 

 

 

 

рти

способы порождают

 

 

 

 

 

 

различные схемы двига­

 

 

 

 

 

 

телей, отличающиеся те­

 

 

 

 

 

 

ми

или

иными

деталя­

 

 

 

 

 

 

ми, как-то:

организа­

 

 

 

 

 

 

цией движения

рабоче­

 

 

 

 

 

 

го тела

по трактам дви­

 

 

 

 

 

 

гателя,

 

конструкцией

 

 

 

 

 

 

активной

зоны

реакто­

Рис. 1.4. Реактор ракетного двигателя

ра,

организацией систем

с

жидкой активной

зоной:

 

подачи

рабочего

тела и

/ — силовая оболочка:

2 — отражатель

т.

и. Существенно под­

нейтронов; 3 — подача

рабочего тела; 4 —

пористая

оболочка

активной

зоны;

5 —

черкнуть,

что ядерный

вращающееся жидкое делящееся вещество.

реактор

ядерного ракет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного двигателя представ­

ляет собой в высшей степени

сложную

термодинамиче­

скую

машину

и

именно термодинамическая

его

сторона

(а не

нейтроннофизическая)

формирует

его

технический

облик и выдвигает пределы и ограничения в его работе, ко­ торые и ставят задачи для системы управления и опреде­ ляют смысл и характер ее работы.

Итак, видим, что в твердотопливном ЯРД достижимы скорости истечения до 10 кмісек. Дальнейшее повышение скорости истечения возможно только путем перевода ак­ тивной зоны реактора в расплавленное состояние. При этом предлагается [6, 7] решить проблему формирования активной зоны вращением ее корпуса со скоростью несколь­ ко сот оборотов в минуту (рис. 1.4). Такой скорости вра­ щения достаточно для удержания формы активной зоны при любых практически достижимых ускорениях корабля. Отвод тепла может быть организован путем барботирова-

12


ния пузырьков газа через расплавленное делящееся веще­ ство. При этом возникает проблема сепарации и удержания в реакторе активного вещества, увлеченного газом из рас­ плава, так как потеря его, даже незначительная, обойдется слишком дорого. Эта проблема — разделение активного и рабочего веществ перед истечением последнего через сопло двигателя — основная для двигателей с жидкой активной зоной. Предельно достижимая температура в реакторе с жидкой активной зоной 4500°К, т. е. на 1000 градусов боль­ ше, чем в реакторах с твердой активной зоной. При этом получается заметный выигрыш в скорости истечения и удельной тяге двигателя (до 15— 16 км/сек или до 1500 сек по удельной тяге).

Технические трудности, связанные с реализацией жид­ кофазного реактора, весьма велики. В настоящее время такие двигатели прорабатываются теоретически. Напри­ мер, в работе [7] дается проект жидкофазного реактора для ЯРД с тягой 44 Т и удельной тягой 1200 сек, темпера­ турой рабочего тела 3700—3900°К, давлением 100—200 атм.

Вполне естественное стремление к созданию ядерных ракетных двигателей с большим удельным импульсом и высокой абсолютной тягой приводит к необходимости рас­ смотрения реакторов, в которых ядерное горючее находится в газовой фазе. Уже в первых работах, посвященных ис­ пользованию ядерной энергии в ракетных двигателях [8, 9], делается вывод о перспективности ЯРД с газофаз­ ной активной зоной.

yS Если бы удалось создать такую схему реактора, в кото­ рой температура потока рабочего тела совершенно не ли­ митировалась бы свойствами конструкционных материалов, то возможная удельная тяга могла бы достичь величины порядка 20 000 сек [10]. Однако обычно в большинстве схем доля тепла, выделяющаяся в конструкционных материалах реактора, составляет примерно около 10% [11]. Отсюда следует, что температура рабочего тела, как правило, не может более чем в десять раз превышать максимально до­ пустимую для конструкционных материалов температуру. Это ограничивает реальную величину удельной тяги, кото­ рая в результате не может быть, по-видимому, больше 3000 сек. Проблемы газофазного реактора требуют разре­ шения вопросов, относящихся к такой его газодинамической схеме, в которой наряду с созданием условий критичности обеспечивается надлежащий теплообмен между ядерным горючим и рабочим телом, высокая степень удержания ядер­

13