ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
Таблица 31 |
|
Дисперсии |
и среднеквадратические отклонения для величины Вх |
||||
|
Растяжение |
|
|
Сжатие |
|
|
вір |
I mbi p - |
bi p I |
l M ß i p - ß i p l 2 |
Bic |
l M ß i c - ß ic l |
l Mßl c - ß1C|2 |
55 |
2 |
|
4 |
80 |
7 |
49 |
50 |
3 |
|
9 |
79 |
6 |
36 |
50 |
3 |
|
9 |
70 |
3 |
9 |
54 |
1 |
|
1 |
71 |
2 |
4 |
40 |
4 |
|
16 |
64 |
9 |
81 |
54 |
1 |
|
1 |
76 |
3 |
9 |
56 |
3 |
|
9 |
79 |
6 |
36 |
51 |
2 |
|
4 |
72 |
4 |
1 |
53 |
0 |
|
0 |
76 |
3 |
9 |
51 |
2 |
|
4 |
72 |
1 |
1 |
48 |
5 |
|
25 |
64 |
9 |
81 |
55 |
2 |
|
4 |
75 |
2 |
4 |
54 |
1 |
|
1 |
73 |
0 |
0 |
53 |
0 |
|
0 |
71 |
2 |
4 |
54 |
1 |
|
1 |
73 |
0 |
0 |
49 |
4 |
|
16 |
75 |
2 |
4 |
50 |
3 |
|
9 |
70 |
3 |
3 |
50 |
3 |
|
9 |
76 |
3 |
9 |
54 |
1 |
|
1 |
81 |
8 |
64 |
М В1Р = |
53; |
М В 1г = |
73; |
|
ЛВ 1Р = |
0,34; |
DBK — |
1,13; |
|
|
5 = |
±0,585; |
S = |
± 1,06; |
S |
= |
123 |
= |
410 |
Таким образом, при изменении механических свойств стеклопла стика вследствие изменения в широких пределах технологических факторов изменяются величины пределов прочности и модулей упругости, но их отношение остается постоянным. Как показали дальнейшие исследования, это отношение сохранится не только при изменении в широких пределах параметров прессования образцов (удельного давления, температуры, времени выдержки, процентного содержания смолы), но и при изменении времени пребывания стекло пластиков СТЭР и СВАМ в морской воде и агрессивных средах (индустриальном масле и дизельном топливе).
Экспериментально установленный факт постоянства отношения В = авІЕ в широких пределах изменения механических свойств стеклопластиков СТЭР, СВAM, АГ-4С и др. может быть использован для неразрушающего контроля прочности стеклопластиков непо средственно в конструкции. Для этого экспериментально измерен
ные неразрушающим методом
|
|
|
Таблица 32 |
упругие |
характеристики |
ма |
||||||
Модуль упругости и пределы прочности |
териала |
|
конструкции |
Ц6] |
||||||||
для лопастей гребных винтов различного |
умножают |
на |
соответствую |
|||||||||
диаметра из материала СТЭТ-1 |
щие значения В, заранее и |
|||||||||||
|
|
Предел проч |
Модуль |
статистически достоверно оп |
||||||||
Диаметр |
нормальной |
ределенные на образцах |
для |
|||||||||
ности материала |
||||||||||||
гребного |
< w 10\ |
упругости |
данного типа стеклопластика. |
|||||||||
винта, |
м |
А М °\ |
||||||||||
|
|
кгс/см2 |
кгс/см2 |
С целью прогнозирования |
||||||||
0,7 |
|
50,0 |
34 |
разрушающих |
нагрузок для |
|||||||
|
гребных |
|
винтов |
больших |
||||||||
0,8 |
|
48,0 |
34 |
диаметров был |
проведен вы |
|||||||
0,8 |
|
45,9 |
34 |
борочный эксперимент. Было |
||||||||
0,8 |
|
49,0 |
33,4 |
взято девять лопастей греб |
||||||||
0,8 |
|
52,0 |
35 |
ных |
винтов |
диаметром |
0,7, |
|||||
|
0,82 |
и |
1,5 |
м. |
С |
помощью |
||||||
1,5 |
|
37,0 |
28 |
|||||||||
|
ультразвука в этих лопастях |
|||||||||||
1,5 |
|
33,0 |
30,6 |
определялся |
модуль |
нор |
||||||
1,5 |
|
37,5 |
28 |
мальной упругости Еуз в на |
||||||||
1,5 |
|
36,5 |
28 |
правлении основы ткани. За |
||||||||
|
|
|
|
тем |
эти |
|
лопасти |
были |
под |
|||
стенде |
статической сосредоточенной |
вергнуты |
|
разрушению |
на |
|||||||
нагрузкой, |
|
приложенной |
на |
0,65/?в внешнего радиуса. Разрушение у этих лопастей было за фиксировано в сжатой зоне корневого сечения. Максимальные раз рушающие напряжения в лопастях, подсчитанные по формуле кон сольного изгиба, были приняты нами за предел прочности мате риала при сжатии. Значения предела прочности материала и модуля нормальной упругости лопастей различных диаметров приведены в табл. 32.
Средние значения ств и Еух3 определяются по известным формулам
|
1 лі |
*ы У ЕГ = |
■S EyJ , |
(151) |
|
Яі |
|||
|
|
і=і |
|
|
среднеквадратические |
отклонения — по |
формулам |
|
|
S s = |
"If |
{°і —ёвГ> |
|
|
|
1 |
г=1 |
|
( 152) |
|
|
|
|
|
S* = \ f |
( E l t - E V f - |
|
172
Для выборки небольшого объема коэффициент корреляции опре делен по формуле
|
Еав £ Г - Еав ЕЕ.уз |
(153) |
||
|
V "гЕ К)2- (Е |
ГУ-Е(*Г)* - (Е *Г)2 |
||
и составил |
0,77. |
|
|
|
На рис. 95 нанесены все экспериментальные точки, приведенные |
||||
в табл. 32. |
Линейное корреляционное уравнение запишется в сле |
|||
дующем виде: |
|
- E l 3). |
(154) |
|
|
|
Уз |
||
|
Se |
i E хі |
|
|
Рис. 95. Изменение прочности материала лопастей греб' ных винтов в зависимости от изменения модуля нор мальной упругости.
Средние значения 0В и El3 были найдены по формулам (151) и составляют соответственно 4321 и 3,17-ІО5 кгс/см2. Среднеквадра тические отклонения, определенные по формулам (152), составили
Sa = +7-102 кгс/см2, SE — ± 3• 104 кгс/см2.
Окончательное уравнение принимает вид: |
|
ah = 0,02£*? — 2000. |
(155) |
По уравнению (155) можно прогнозировать прочность материала |
|
лопастей гребного винта. Для этого достаточно без |
разрушения |
в готовой лопасти определить модули нормальной упругости ультра звуковым методом.
Пользуясь корреляционным уравнением (155), можно по вели
чине Ela определить сгв для материала лопасти в сжатой зоне и по формуле консольного изгиба подсчитать разрушающую нагрузку. Предлагаемый метод прогнозирования разрушающих нагрузок при меняется на практике.
В работе [7 ] изложен метод оценки прочности оболочек, основан ный на сочетании неразрушающего (ультразвукового) и разруша ющего (по испытаниям образцов материала) способов определения характеристик прочности. Ниже приводится пример применения
173
комплексной методики [7 ] к оценке прочности сферической оболочки из стеклопластика СТЭТ звездной укладки при расположении основы в смежных слоях ткани под углом 30°.
Материал в плоскости укладки ткани при звездном ее располо жении относится к транстропным, т. е. изотропен в плоскости слоев ткани (см. гл. II, § 6). Разрушающая величина внешнего гидро статического давления Р определяется по формуле, вытекающей из
формулы (64) гл. |
II: |
|
|
|
2 |/3 двб |
|
(156) |
|
Яср (4а — d) |
’ |
|
|
|
||
где 6 — толщина |
стенки; Rcp — средний радиус оболочки; ств — |
предел прочности материала при одноосном сжатии в плоскости армирования;
Величина предела прочности ов определялась путем испытания на сжатие образцов материала и составила в среднем 4390 кгс/см2, при диапазоне варьирования от 4020 до 4740 кгс/см2.
По результатам определения модулей упругости ультразвуковым методом получено а = 1,16. Косвенный метод определения d дает при а — 1 d — 2,0. Подставляя эти значения в формулу (156),
получим при 8/RCp = 9 : 70,5 = 0,128 и ов = 4390 кгс/см2
|
р |
_ |
2 Ѵ з -4390-0,128 |
= 730 кгс/см2. |
|
^ СР — |
4(1,16 — 2.0) |
|
|
При |
подстановке |
в формулу (156) наименьшей величины ств = |
||
— 4020 |
кгс/см3 |
получим |
|
Ртin = 680 кгс/см2.
Экспериментальное определение величины Р разрушающим ме тодом на сферической оболочке дало
Рэксп = 650 кгс/см2,
что достаточно близко к прогнозируемой величине. При указанных размерах оболочки потеря устойчивости в процессе испытания была маловероятной.
Разумеется, испытания одной оболочки недостаточно для сужде ния о точности предлагаемой методики. Точность методики в значи тельной мере зависит от достоверности определения сгв.
Таким образом, с помощью неразрушающих методов (вибрацион ного и импульсного) по предлагаемым методикам определяются упругие характеристики стеклопластика в готовых изделиях, уста навливается корреляционная связь упругих постоянных с харак теристиками прочности материала изделий. Для оценки прочности оболочек применяется комплексный метод неразрушающего контроля.
17 4
ГЛАВА V
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ
В СУДОВОМ МАШИНОСТРОЕНИИ
§ 17
Общая оценка долговечности и надежности изделий из стеклопластиков
Вопросы надежности и долговечности имеют решающее значение при оценке возможности практического использования новых кон струкционных материалов. Надежность применительно к судовым механизмам может быть охарактеризована как их способность нормально функционировать в течение определенного непрерывного времени работы на номинальных режимах при условиях эксплуата ции, являющихся спецификационными для данного типа судна или корабля. Долговечность, или срок службы, характеризует общую продолжительность эксплуатации механизма с учетом применения регламентированных восстановительных ремонтов, замен отдельных узлов, элементов и т. д. до полного разрушения или другого предель ного состояния, выражающегося в невозможности дальнейшего функционирования.
При рассмотрении проблемы надежности судовых движителей и насосов возникает необходимость учета следующих особенностей: винты и насосы являются нерезервируемыми элементами машинной установки судна, поэтому их надежность должна гарантироваться с максимальной степенью вероятности; малосерийность винтов и насосов не позволяет применить для оценки их надежности метод выборочного статистического контроля, используемого для изделий массового производства. Единственно возможным в данном случае остается использование имеющегося опыта эксплуатации пластмас совых винтов на судах действующего флота. С учетом этого рассмот рим возможные причины выхода из строя (отказа) судовых пласт массовых винтов.
М е х а н и ч е с к и е п о в р е ж д е н и я . Механические по вреждения пластмассовых винтов наиболее часто происходят в ре зультате ударов о твердые предметы, что является чисто эксплуата ционным фактором и определяется состоянием водных бассейнов, навигационной обстановкой, соблюдением правил плавания и т. д. Например, статистика по металлическим винтам показывает, что средний срок службы латунных винтов на речных теплоходах типа «Москвич» составляет не более 2 навигаций (2000—3000 ход. ч), а на морских судах цельнолитые винты из латуни имеют гаранти рованный срок службы 4—8 лет календарного времени эксплуата ции (не менее 10 000 ход. ч.).
Пластмассовые винты на судах среднего водоизмещения, плава ющих в морских бассейнах, имеют средний срок службы не менее
17 5