Файл: Детали из стеклопластика в судовом машиностроении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Таблица 31

 

Дисперсии

и среднеквадратические отклонения для величины Вх

 

Растяжение

 

 

Сжатие

 

вір

I mbi p -

bi p I

l M ß i p - ß i p l 2

Bic

l M ß i c - ß ic l

l Mßl c - ß1C|2

55

2

 

4

80

7

49

50

3

 

9

79

6

36

50

3

 

9

70

3

9

54

1

 

1

71

2

4

40

4

 

16

64

9

81

54

1

 

1

76

3

9

56

3

 

9

79

6

36

51

2

 

4

72

4

1

53

0

 

0

76

3

9

51

2

 

4

72

1

1

48

5

 

25

64

9

81

55

2

 

4

75

2

4

54

1

 

1

73

0

0

53

0

 

0

71

2

4

54

1

 

1

73

0

0

49

4

 

16

75

2

4

50

3

 

9

70

3

3

50

3

 

9

76

3

9

54

1

 

1

81

8

64

М В1Р =

53;

М В 1г =

73;

ЛВ 1Р =

0,34;

DBK

1,13;

 

5 =

±0,585;

S =

± 1,06;

S

=

123

=

410

Таким образом, при изменении механических свойств стеклопла­ стика вследствие изменения в широких пределах технологических факторов изменяются величины пределов прочности и модулей упругости, но их отношение остается постоянным. Как показали дальнейшие исследования, это отношение сохранится не только при изменении в широких пределах параметров прессования образцов (удельного давления, температуры, времени выдержки, процентного содержания смолы), но и при изменении времени пребывания стекло­ пластиков СТЭР и СВАМ в морской воде и агрессивных средах (индустриальном масле и дизельном топливе).


Экспериментально установленный факт постоянства отношения В = авІЕ в широких пределах изменения механических свойств стеклопластиков СТЭР, СВAM, АГ-4С и др. может быть использован для неразрушающего контроля прочности стеклопластиков непо­ средственно в конструкции. Для этого экспериментально измерен­

ные неразрушающим методом

 

 

 

Таблица 32

упругие

характеристики

ма­

Модуль упругости и пределы прочности

териала

 

конструкции

Ц6]

для лопастей гребных винтов различного

умножают

на

соответствую­

диаметра из материала СТЭТ-1

щие значения В, заранее и

 

 

Предел проч­

Модуль

статистически достоверно оп­

Диаметр

нормальной

ределенные на образцах

для

ности материала

гребного

< w 10\

упругости

данного типа стеклопластика.

винта,

м

А М °\

 

 

кгс/см2

кгс/см2

С целью прогнозирования

0,7

 

50,0

34

разрушающих

нагрузок для

 

гребных

 

винтов

больших

0,8

 

48,0

34

диаметров был

проведен вы­

0,8

 

45,9

34

борочный эксперимент. Было

0,8

 

49,0

33,4

взято девять лопастей греб­

0,8

 

52,0

35

ных

винтов

диаметром

0,7,

 

0,82

и

1,5

м.

С

помощью

1,5

 

37,0

28

 

ультразвука в этих лопастях

1,5

 

33,0

30,6

определялся

модуль

нор­

1,5

 

37,5

28

мальной упругости Еуз в на­

1,5

 

36,5

28

правлении основы ткани. За­

 

 

 

 

тем

эти

 

лопасти

были

под­

стенде

статической сосредоточенной

вергнуты

 

разрушению

на

нагрузкой,

 

приложенной

на

0,65/?в внешнего радиуса. Разрушение у этих лопастей было за­ фиксировано в сжатой зоне корневого сечения. Максимальные раз­ рушающие напряжения в лопастях, подсчитанные по формуле кон­ сольного изгиба, были приняты нами за предел прочности мате­ риала при сжатии. Значения предела прочности материала и модуля нормальной упругости лопастей различных диаметров приведены в табл. 32.

Средние значения ств и Еух3 определяются по известным формулам

 

1 лі

*ы У ЕГ =

■S EyJ ,

(151)

 

Яі

 

 

і=і

 

среднеквадратические

отклонения — по

формулам

 

S s =

"If

{°і —ёвГ>

 

 

1

г=1

 

( 152)

 

 

 

 

S* = \ f

( E l t - E V f -

 

172


Для выборки небольшого объема коэффициент корреляции опре­ делен по формуле

 

Еав £ Г - Еав ЕЕ.уз

(153)

 

V "гЕ К)2- (Е

ГУ-Е(*Г)* - (Е *Г)2

и составил

0,77.

 

 

 

На рис. 95 нанесены все экспериментальные точки, приведенные

в табл. 32.

Линейное корреляционное уравнение запишется в сле­

дующем виде:

 

- E l 3).

(154)

 

 

Уз

 

Se

i E хі

 

 

Рис. 95. Изменение прочности материала лопастей греб' ных винтов в зависимости от изменения модуля нор­ мальной упругости.

Средние значения 0В и El3 были найдены по формулам (151) и составляют соответственно 4321 и 3,17-ІО5 кгс/см2. Среднеквадра­ тические отклонения, определенные по формулам (152), составили

Sa = +7-102 кгс/см2, SE — ± 3• 104 кгс/см2.

Окончательное уравнение принимает вид:

 

ah = 0,02£*? — 2000.

(155)

По уравнению (155) можно прогнозировать прочность материала

лопастей гребного винта. Для этого достаточно без

разрушения

в готовой лопасти определить модули нормальной упругости ультра­ звуковым методом.

Пользуясь корреляционным уравнением (155), можно по вели­

чине Ela определить сгв для материала лопасти в сжатой зоне и по формуле консольного изгиба подсчитать разрушающую нагрузку. Предлагаемый метод прогнозирования разрушающих нагрузок при­ меняется на практике.

В работе [7 ] изложен метод оценки прочности оболочек, основан­ ный на сочетании неразрушающего (ультразвукового) и разруша­ ющего (по испытаниям образцов материала) способов определения характеристик прочности. Ниже приводится пример применения

173


комплексной методики [7 ] к оценке прочности сферической оболочки из стеклопластика СТЭТ звездной укладки при расположении основы в смежных слоях ткани под углом 30°.

Материал в плоскости укладки ткани при звездном ее располо­ жении относится к транстропным, т. е. изотропен в плоскости слоев ткани (см. гл. II, § 6). Разрушающая величина внешнего гидро­ статического давления Р определяется по формуле, вытекающей из

формулы (64) гл.

II:

 

 

 

2 |/3 двб

 

(156)

 

Яср (4а d)

 

 

где 6 — толщина

стенки; Rcp — средний радиус оболочки; ств —

предел прочности материала при одноосном сжатии в плоскости армирования;

Величина предела прочности ов определялась путем испытания на сжатие образцов материала и составила в среднем 4390 кгс/см2, при диапазоне варьирования от 4020 до 4740 кгс/см2.

По результатам определения модулей упругости ультразвуковым методом получено а = 1,16. Косвенный метод определения d дает при а — 1 d — 2,0. Подставляя эти значения в формулу (156),

получим при 8/RCp = 9 : 70,5 = 0,128 и ов = 4390 кгс/см2

 

р

_

2 Ѵ з -4390-0,128

= 730 кгс/см2.

 

^ СР —

4(1,16 — 2.0)

 

При

подстановке

в формулу (156) наименьшей величины ств =

— 4020

кгс/см3

получим

 

Ртin = 680 кгс/см2.

Экспериментальное определение величины Р разрушающим ме­ тодом на сферической оболочке дало

Рэксп = 650 кгс/см2,

что достаточно близко к прогнозируемой величине. При указанных размерах оболочки потеря устойчивости в процессе испытания была маловероятной.

Разумеется, испытания одной оболочки недостаточно для сужде­ ния о точности предлагаемой методики. Точность методики в значи­ тельной мере зависит от достоверности определения сгв.

Таким образом, с помощью неразрушающих методов (вибрацион­ ного и импульсного) по предлагаемым методикам определяются упругие характеристики стеклопластика в готовых изделиях, уста­ навливается корреляционная связь упругих постоянных с харак­ теристиками прочности материала изделий. Для оценки прочности оболочек применяется комплексный метод неразрушающего контроля.

17 4


ГЛАВА V

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ

В СУДОВОМ МАШИНОСТРОЕНИИ

§ 17

Общая оценка долговечности и надежности изделий из стеклопластиков

Вопросы надежности и долговечности имеют решающее значение при оценке возможности практического использования новых кон­ струкционных материалов. Надежность применительно к судовым механизмам может быть охарактеризована как их способность нормально функционировать в течение определенного непрерывного времени работы на номинальных режимах при условиях эксплуата­ ции, являющихся спецификационными для данного типа судна или корабля. Долговечность, или срок службы, характеризует общую продолжительность эксплуатации механизма с учетом применения регламентированных восстановительных ремонтов, замен отдельных узлов, элементов и т. д. до полного разрушения или другого предель­ ного состояния, выражающегося в невозможности дальнейшего функционирования.

При рассмотрении проблемы надежности судовых движителей и насосов возникает необходимость учета следующих особенностей: винты и насосы являются нерезервируемыми элементами машинной установки судна, поэтому их надежность должна гарантироваться с максимальной степенью вероятности; малосерийность винтов и насосов не позволяет применить для оценки их надежности метод выборочного статистического контроля, используемого для изделий массового производства. Единственно возможным в данном случае остается использование имеющегося опыта эксплуатации пластмас­ совых винтов на судах действующего флота. С учетом этого рассмот­ рим возможные причины выхода из строя (отказа) судовых пласт­ массовых винтов.

М е х а н и ч е с к и е п о в р е ж д е н и я . Механические по­ вреждения пластмассовых винтов наиболее часто происходят в ре­ зультате ударов о твердые предметы, что является чисто эксплуата­ ционным фактором и определяется состоянием водных бассейнов, навигационной обстановкой, соблюдением правил плавания и т. д. Например, статистика по металлическим винтам показывает, что средний срок службы латунных винтов на речных теплоходах типа «Москвич» составляет не более 2 навигаций (2000—3000 ход. ч), а на морских судах цельнолитые винты из латуни имеют гаранти­ рованный срок службы 4—8 лет календарного времени эксплуата­ ции (не менее 10 000 ход. ч.).

Пластмассовые винты на судах среднего водоизмещения, плава­ ющих в морских бассейнах, имеют средний срок службы не менее

17 5