ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Рис. 10. Пресс-форма для цельнопластмассового гребного винта.
/ |
— пуансонодержатель; |
2 — вкладыш |
пуансона; |
3 — вкладыш матрицы; 4 — обойма; |
|
5 |
— палец; 6 — опорная плита; 7 — плита обогрева; 8 — нижний знак; 9 — конический знак; |
||||
J0 |
— выталкиватель; 11 |
— направляющая втулка; |
12 — направляющая |
колонка; 13 — ци |
|
|
линдрический знак; |
И — верхний |
знак; 15 — электронагреватель; |
16 — шпонка. |
38
ются знаками S и 14, а внутренняя коническая поверхность сту пицы — знаком 9. Для закрепления вкладышей пуансона пресс-форма имеет пуансонодержатель, а вкладыши матрицы фиксируются обой мой и знаком 8. Плиты обогрева служат для размещения электро нагревателей и каналов охлаждающей воды, а также для соединения пресс-формы с плитами пресса. К другим конструктивным узлам пресс-формы следует отнести направляющие втулки и колонки, знак 13, выталкиватель для извлечения отпрессованной детали из матрицы. Возможное сползание пресс-материала при прессовании ограничивается шпонками. При распрессовке пуансон поднимается вверх, а пальцы удерживают вкладыши матрицы в нижнем положе нии. Затем пальцы удаляются из вкладышей матрицы и готовое из
делие вместе с ними выталкивается. |
Вкладыши матрицы отделяются |
||||
от изделия |
вручную. |
д л я |
о т д е л ь н ы х |
л о п а с т е й |
|
П р е с с - ф о р м ы |
|||||
в и н т о в |
и с п р я м л я ю щ и х |
а п п а р а т о в . |
Пресс-формы |
для отдельных лопастей винтов и спрямляющих аппаратов по кон струкции менее сложны по сравнению с пресс-формами для цельно пластмассовых винтов, рабочих колес и крылаток насосов.
На рис. 11 показана конструкция типовой пресс-формы для от дельной лопасти. Матрица и пуансон оформляют засасывающую и нагнетательную поверхности лопасти. Вкладыши и вставка оформ ляют комлевую часть лопасти. Принципиальная конструкция других деталей аналогична деталям пресс-формы для цельнопластмассового винта.
Обслуживание пресс-формы довольно простое. Распрессовка состоит из следующих операций: пуансон поднимается вверх с целью отрыва от лопасти. При этом пальцы удаляются из державки пуан сона, вставки и вкладышей пуансона. Затем пуансон опускается вниз, пресс-форма смыкается и пальцы устанавливаются в отверстия указанных деталей, пуансон вновь поднимается вверх и вместе с ним вставка и лопасть. Лопасть отделяется от вставки вручную.
П р е с с - ф о р м а д л я о б т е к а т е л е й , к о л п а к о в
ис ф е р и ч е с к и х к о р п у с о в . Наиболее выгодной конструк цией пресс-форм для изготовления деталей сферической формы яв ляется поршневая, позволяющая получать изделия с достаточной степенью точности при минимальном облое.
На рис. 12 показано устройство пресс-формы для обтекателя греб ного винта. Принципиальная конструкция пресс-форм на колпаки
икорпуса ничем не отличается от формы на обтекатель. Здесь же показаны посадки сопрягаемых деталей пресс-формы.
Важным обстоятельством при конструировании, влияющим на
качество изделия и требующим учета, является выбор способа обо грева формы.
Индукционный нагрев токами промышленной частоты эффекти вен для пресс-форм, обладающих большими относительными вы сотами (HID > 1, где Я и D — высота и наружный диаметр прессформы). В этом случае для охлаждающей воды непосредственно в ма трице выполняются вертикальные каналы. При HID < 1 более
39
Вид 5ез пуансона
*плита нагрева; 2 — матрица; 3 — пуансон; 4 — палец-
вставка; 8 — державка матрицы; 9 — вкладыш матрицы; 10 — 13 — направляю щ ая ко
равномерное температурное поле создается при нагреве плитами, расположенными со стороны матрицы и пуансона.
Рассмотренные конструкции пресс-форм удобны в эксплуатации для большого количества отпрессовок, что дает возможность реко мендовать их для промышленного производства.
Т е х н о л о г и ч е с к а я о с н а с т к а д л я м е х а н и ч е с к о й о б р а б о т к и и с б о р к и п л а с т м а с с о в ы х г р е б н ы х в и н т о в . Для получения при сборке пластмассовых лопастей с металлической ступицей требуемых величин шага и диа метра винта целесообразно применять групповую технологическую оснастку. К ней следует отнести приспособления для обработки пазов ступицы и комля лопасти, универсальный конусный калибр и стенд для сборки винтов [58].
Приспособление для обработки пазов ступицы (рис. 13) состоит из корпуса с двумя опорами, на которых размещается оправка с уста новленной на ней ступицей. Положение приспособления на столе станка, соответствующее углу между осями паза и ступицы, опре деляется фиксаторами. Оправки выполняются для каждого типо размера винта с необходимым конусом и делительным диском по числу лопастей. Оправка фиксируется в корпусе с помощью клина, устанавливаемого между делительным диском и основанием корпуса, обеспечивая тем самым требуемое расположение пазов в ступице. Трапециевидный паз в ступице обрабатывается специальной фрезой такой же формы, устанавливаемой по базовым плоскостям. Базы для установки фрезы сменные, в зависимости от типоразмера сту пицы.
Приспособление для обработки комля лопасти (рис. 14) пред назначено для обработки торца, двух уклонов торцевой части и двух боковых поверхностей. Основными частями приспособления служат основание, закрепляемое к столу фрезерного станка, и поворотная
А - А
для отдельной |
лопасти. |
5 — держ авка |
пуансона; 6 — вкладыш пуансона; 7 — формующая |
электронагреватель; 11 — защитный кожух; 12 — опорная планка; лонка; 14 — направляющая втулка.
40
41
в горизонтальном и вертикальном направлениях рама. Поворотная рама имеет базовые поверхности для установки лопасти по комлевой части и по нагнетательной поверхности пера. Роль фиксирующих элементов выполняют прижимные винты и упор, определяющий по ложение рамы вместе с находящейся на ней лопастью при обработке средней части торца комля. Для обработки второй боковой поверх ности комля базовая поверхность предусмотрена сменной.
Рис. 12. Пресс-форма для обтекателя гребного винта.
1 — матрица; 2 — цилиндрический знак; 3 |
— вставка матрицы; |
||
4 — выталкиватель; |
5 — головка пуансона; |
6 — пружина; |
|
7 — кольцо; 8 |
— пуансонодержатель; |
9 |
— индуктор. |
Для фрезерования уклонов торцевой части комля лопасти рама поворачивается на соответствующий угол в одну и другую сторону до упора, отрегулированного для получения нужного уклона.
Для обработки боковой поверхности комля рама поворачивается на соответствующий угол в вертикальном направлении. Таким образом, в одном приспособлении без перенастройки обрабаты ваются торец, два уклона и боковая поверхность комля. Вторая боковая поверхность обрабатывается в этом же приспособлении с перестройкой базового упора по засасывающей стороне лопасти.
Базовые плоскости для обработки разных размеров лопасти выполняются сменными.
Универсальный конусный калибр служит для контроля конусного отверстия, шпоночного паза и пригонки шпоночного паза в ступице. Применение универсального калибра исключает ручную пригонку конусного отверстия и снижает количество технологической оснастки.
Стенд для сборки гребных винтов (рис. 15) состоит из основания со стойками и втулки для сменной оправки, на которой крепится ступица. Оправка фиксируется в любом положении, удобном для монтажа,
42
Рис. 13. Приспособление для обработки трапецие видного паза в ступице.
1 — корпус с опорами; 2 — оправка; 3 — фиксатор; 4 — делительный диск.
Рис. 14. Схема обработки средней части торца и боко вых поверхностей комля ло пасти.
/ — прижимной винт; 2 , 6 — базовые поверхности для уста новки лопасти; 3 — поворотная рама; 4 — основание; 5 — ф ик сатор.
Рис. 15. Стенд для сборки гребных вин тов с пластмассовыми лопастями.
1 — основание со стойками; 2 — оправка.
43
§5
Конструирование деталей из стеклопластиков
За последние годы в производстве деталей судового машино строения начинают применяться полимерные материалы, в част ности стеклопластики, термопластичные материалы типа нейлона, капролона, поликарбоната, полиамидной смолы и др. Известны также случаи изготовления изделий больших размеров. Так, япон ская фирма изготовила гребной винт диаметром до 6 м из стеклопла стика холодного формования на полиэфирном связующем, голланд ская фирма «Липе» изготовила опытные винты диаметром 1,7 м из полиэтилена и винт регулируемого шага диаметром 3,5 м со съемными лопастями из нейлона.
Исследованиями показано, что наилучшим комплексом физико механических свойств применительно к условиям эксплуатации деталей судового машиностроения обладают стеклопластики на основе эпоксидных связующих, перерабатываемые в изделия методом горя чего прессования. Эти материалы по сравнению со стеклопластиками на полиэфирных связующих обладают более высокой механической прочностью (на 30—40%), меньшей усадкой, имеют более низкое водопоглощение (в 3—5 раз) благодаря малой пористости и более плотную структуру, меньшую потерю прочности при длительном пребывании в воде и т. д.
В последнее время в практике отечественного судостроения гребные винты из стеклопластика на эпоксидном связующем диа метром до 2 м уже применяются на серийных судах и находятся в эксплуатации в течение нескольких лет. Первые гребные винты на рыбопромысловых судах были установлены в 1966 г. К настоящему времени число судов, плавающих с пластмассовыми гребными вин тами, составляет более 30, а наработанное время на ряде из них составляет 10 000—20 000 ход. ч.
Обтекатели и защитные колпаки из стеклопластиков также зарекомендовали себя в эксплуатационных условиях с лучшей стороны. Так, на рыбопромысловых судах гребные винты с пластмас
совыми |
обтекателями |
успешно эксплуатируются в |
течение |
ряда |
лет. |
|
|
|
|
Стендовые длительные испытания пластмассовых рабочих колес, |
||||
направляющих аппаратов насосов, а также других |
деталей |
[12, |
||
30, 37, |
41 ] показали |
целесообразность применения для их изготов |
||
ления |
эпоксидных стеклопластиков. |
|
|
Накопленный эксплуатационный и производственный опыт позво лил установить основные принципы и особенности конструирования пластмассовых деталей судового машиностроения. Они состоят в следующем: схема армирования деталей должна выбираться из расчета, что стеклопластик лучше воспринимает нагрузку при условии согласования полей напряжений и сопротивлений мате риала.
Всвязи с этим следует стремиться снизить в детали напряжения
внеблагоприятном для стеклопластика направлении. Так, для
44
винтов (отдельных лопастей и лопаток) целесообразна ориентаций всех слоев материала основой вдоль оси лопасти, по которой дей ствуют главные напряжения, при этом в направлении утка ткани лопасть имеет достаточную прочность. В колпаках и обтекателях в зависимости от назначения и конфигурации пресс-материал может ориентироваться таким образом, чтобы получался изотропный стек лопластик, при этом между основой укладываемых заготовок вели чина угла должна составлять 30 ± 5° («звездная структура»).
Недостаточная прочность стеклопластика на межслойный сдвиг и растяжение перпендикулярно слоям тормозит внедрение этого материала в промышленность.
Перечисленные особенности стеклопластика оказывают суще ственное влияние на конструктивное исполнение деталей судового машиностроения. С целью защиты от расслоений кромки лопастей винтов и лопаток рабочих колес и направляющих аппаратов следует армировать металлом толщиной не менее 2 мм. Это вызвано тем, что в кромках с толщиной менее указанной величины, как правило, содержится только связующее — смола, обладающая значительной хрупкостью. Для защиты кромок лопастей и лопаток от разрушения при ударах их следует окантовать листовым металлом. При необхо димости для достижения равнопрочности с металлическими дета лями следует утолщать сечения пластмассовых лопастей (лопа ток).
Минимальная толщина стенки пластмассового обтекателя греб ного винта из соображений прочности должна быть не менее 5 мм. Толщину стенки ненагруженного пластмассового обтекателя можно определить, воспользовавшись эмпирической зависимостью
/і0 ^ 5 + 0,012D0, |
(24) |
где D 0— наибольший наружный диаметр обтекателя, |
мм. |
Для обтекателей, нагруженных давлением более 5 кгс/см2, толщину стенки следует определять расчетом на прочность.
Пластмассовые обтекатели гребных винтов на наружной по верхности могут иметь ребра жесткости плавной формы. Это отно сится к однослойным обтекателям с наибольшим наружным диа метром более 500 мм.
Переходы между нарушной поверхностью и гнездами крепления для уменьшения концентрации напряжений и облегчения формова ния необходимо выполнять с возможно большими скруглениями. С внутренней стороны поверхность обтекателя должна иметь плав ный переход на утолщенную часть фланца.
Параллельные и цилиндрические поверхности обтекателя следует выполнять с технологическими уклонами не менее 30' для обеспече ния возможности съема с пресс-формы.
Экспериментально установлено, что гребные винты и рабочие колеса диаметром более 1 м следует изготавливать сборной кон струкции, состоящей из пластмассовых лопастей и металлических ступиц, а винты и колеса диаметром до 1 м — цельнопластмассовыми
(рис. 16—18).
45