ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ШІ
Рис. |
16. |
Гребной винт со съемными пластмассовыми лопастями. |
||||
1 лопасть |
(пластмассовая опрессовка |
): 2 ~ |
ступица; 3 |
— упорная гай |
||
ка; |
4 — клин; 5 — уплотнительное |
|||||
кольцо; |
6 — гайка |
-обтекатель. |
46
Направление движения |
Направление вращения |
Рис. 17. Цельнопластмассовый гребной винт.
1 — пластмассовая опрессовка; 2 — окантовка; 3 — армировочное кольцо; 4 — бочкообразная ступица; 5 — коническая ступица; 6 — гайка-обтекатель; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — стопорная шайба.
Рис. 18. Цельно пластмассовое ра бочее колесо цент робежного насоса.
1 — пластмассовая опрессовка; 2 — армировочная втулка.
47
Направляющие аппараты из-за большой трудоемкости изготов ления пресс-формы на цельнопластмассовую конструкцию целе сообразно выполнять сборными, состоящими из пластмассовых лопа ток и металлических деталей с посадочными и присоединительными размерами к остальным деталям насоса (рис. 19).
Пластмассовые обтекатели и защитные колпаки выполняются аналогично металлическим с учетом вышеуказанных конструктивных особенностей (рис. 20—23). Пластмассовые обтекатели прессуются
|
|
|
совместно |
с металлическими |
|||||
|
|
|
армировочными |
кольцами. |
|||||
|
|
|
П л а с т м а с с о в ы е |
||||||
|
|
|
с у д о в ы е |
|
г р е б н ы е |
||||
|
|
|
в и н т ы , |
|
р а б о ч и е к о |
||||
|
|
|
л е с а и н а п р а в л я ю |
||||||
|
|
|
щ и е а п п а р а т ы |
|
н а |
||||
|
|
|
с о с о в . |
Геометрические эле |
|||||
|
|
|
менты пластмассовых винтов, |
||||||
|
|
|
рабочих колес и направляю |
||||||
|
|
|
щих аппаратов |
насосов опре |
|||||
|
|
|
деляются теми же методами, |
||||||
|
|
|
что и для аналогичных ме |
||||||
|
|
|
таллических деталей. |
Подоб |
|||||
|
|
|
ным образом |
конструируют |
|||||
|
|
|
ся соединения |
валов с пласт |
|||||
|
|
|
массовыми |
деталями |
и |
их |
|||
|
|
|
уплотнения. |
Расчет |
общей |
||||
|
|
|
прочности |
|
пластмассовых |
||||
Рис. 19. Направляющий |
аппарат со |
съем |
гребных |
|
винтов, |
рабочих |
|||
ными пластмассовыми |
лопатками. |
|
колес и |
направляющих |
ап |
||||
1 — лопатка (пластмассовая |
опрессовка); |
2 —- |
паратов |
часто |
производится |
||||
ступица; 3 — кольцо. |
|
по известным методам расче |
|||||||
|
|
|
та этих |
деталей из |
тради |
ционных материалов, однако для ответственных деталей следует учитывать технологические особенности структуры и анизотропии материала. Для сборных конструкций дополнительно необходимо определять прочность узла соединения пластмассовых лопастей (ло паток) с металлической ступицей.
Для металлических деталей винтов используются нержавеющие и углеродистые стали, а для рабочих колес и направляющих аппа ратов — бронзы и латуни. Металл защитной окантовки должен иметь высокую пластичность и относительное удлинение порядка 40—45%, например листовая латунь Л63М.
Для удобства извлечения изделий из формы боковая поверхность ступицы цельнопластмассовых винтов и рабочих колес должна иметь форму усеченного конуса с большим диаметром на носовом торце сту пицы. Для винтов допускается применение также и бочкообразной формы ступицы с большим диаметром также на носовом торце. Диаметр ступицы должен составлять не более 0,20—0,25 диаметра винта.
48
А-А 1
Рис. 20. Пластмассовый обтекатель судового гребного винта:
1 — пластмассовая опрессовка; 2 — металлическое кольцо.
Рис. 21. Пластмассовый обтекатель.
1 — пластмассовая опрессовка; 2 — армировочное кольцо.
4 Е. К. Ашкенази |
49 |
Соединение цельнопластмассового винта с валом может быть как шпоночным, так и шлицевым. При шпоночном соединении винта с валом из-за низкой межслоевой прочности стеклопластика конус ное отверстие армируется металлической втулкой. Если винт или рабочее колесо имеют резьбовые отверстия, то для них также необходимо предусматривать металлические армировочные эле-
Рис. 22. Пластмассовая гайка-обтекатель.
1 — пластмассовая опрессовка; 2 — армировочное кольцо; 3 — армировочная втулка.
менты. Для улучшения сцепления армировочной втулки с пла стмассой по наружной поверхности втулки предусматриваются накатка, радиальные и осевые канавки. При шлицевом сое динении винта с валом армировочную втулку можно не приме нять.
В качестве материала для армировочных втулок используется сталь, так как из металлических материалов она имеет коэффициент линейного расширения, наиболее близкий к коэффициенту линей ного расширения стеклопластика. Это важное обстоятельство не обходимо учитывать, ибо в процессе прессования металлическая втулка и стеклопластик нагреваются до 160° С и охлаждаются до 20—30° С, что может послужить причиной появления трещин в сту пице из-за различных величин линейного расширения металла и стеклопластика.
При изготовлении таких цельнопластмассовых деталей судового машиностроения, как гребные винты, рабочие колеса, неизбежен изгиб стекловолокна в местах перехода лопасти к ступице. В связи с этим возникают неблагоприятные условия работы стекловолокна
50
в лопасти. Ввиду того что указанного недостатка избежать в цельно пластмассовых винтах и рабочих колесах не представляется возмож ным, кроме увеличения радиусов галтелей и утолщения профиля
сечения |
пластмассовой |
лопасти на |
40—50% |
по сравнению |
с металли |
ческой, |
дополнительно |
снижается |
величина |
допускаемых |
напряжений |
на 25—30%.
Вследствие худшей работы стек лопластика на срез и скалывание по сравнению с металлом все сто
порные |
элементы |
(винты, усики |
стопорных шайб |
и т. п.) целесооб |
|
разно |
размещать |
в армировочных |
втулках.
Допуски на геометрические эле
менты цельнопластмассовых |
винтов |
и рабочих колес следует |
назна |
чать с учетом технологических воз можностей прессования без исполь зования механической доработки. Практически достижимыми допу сками для винтов и колес диамет ром до 1 м являются следующие
[44]:
Радиус ...................................................................
Ш а г ..........................................................................
Разношаговость сечений лопасти на сечении
(0,6—0,7) R ...........................................................
Длина сечения л о п асти .......................................
Масса ......................................................................
± (0,1 мм + 0,15%)
±2,0%
±1,5%
±(1,0 мм + 1,5%)
±5,0%
Допуски на присоединительные размеры винтов и колес назна чаются по действующим стандартам.
Цельнопластмассовые винты и рабочие колеса после отпрессовки должны иметь шероховатость рабочих поверхностей не ниже 7-го класса чистоты, а остальных 5-го класса.
Преимуществом применения цельнопластмассовых винтов и
колес |
является |
отсутствие |
сборочных операций, |
а |
недостат |
||
ком — сложность |
изготовления |
технологической |
оснастки и |
||||
ограниченность |
ее |
применения, |
а также невозможность полу |
||||
чения |
качественных изделий |
при прессовании винтов |
и колес |
с большими значениями шаговых углов из-за смещения пресс-
материала.
Для сборных гребных винтов и направляющих аппаратов важней шим вопросом является решение узла присоединения пластмассовой лопасти (лопатки) к металлической ступице. Наибольшую проч ность соединения обеспечивает клиновидная форма комля лопасти,
4 |
51 |
|
выполненная по типу соединений «ласточкин хвост». Комель такой лопасти представляет собой усеченный клин.*
При проектировании дополнительно определяется ряд конструк тивных элементов с помощью формул (25)—(38), полученных экспе риментально. Так, толщина стенки между отверстием под вал и посадочным гнездом в сечении, проходящем через ось о—х, перпен дикулярную оси ступицы, принимается равной (рис. 16)
= (0,015—0,020) DB,
где большее значение относится к винтам и направляющим аппаратам с числом лопастей (лопаток) более трех, а также к деталям с гидро прессовой посадкой (DB— диаметр винта).
Расстояние между основанием посадочного гнезда ступицы и осью ступицы винта выбирается по формуле
K = + |
(25) |
где dK— диаметр отверстия в сечении, проходящем через ось о—х, перпендикулярную оси ступицы. Средняя высота контактной грани посадочного гнезда ступицы и комля лопасти выбирается по формуле
|
Аср = |
(0,08-0,10) L, |
(26) |
максимальная |
высота — из |
равенства |
|
|
Аш« = (1,2-1,3)Аср. |
(27) |
|
Наибольший диаметр ступицы сборного винта должен удовлетво |
|||
рить условию |
|
|
|
|
dmax = |
2(/B+ A + /imax) |
(28) |
(А — величина |
вертикального перемещения лопасти |
в результате |
|
посадки клиньев) и требованию |
|
||
|
dmax^0 ,25D B. |
(29) |
Торцевые диаметры ступицы принимаются конструктивно из условия размещения гайки упорной и обтекателя, а также обтекае мости винто-рулевого комплекса.
Наибольший диаметр ступицы направляющего аппарата выби рается конструктивно.
Ширина посадочного гнезда ступицы зависит от толщины корне вого сечения лопасти (лопатки) и определяется по формуле
-- £п |
2^щах |
(30) |
|
tgCEß |
’ |
* В направляющих аппаратах, закрепляющихся в корпусах насоса неподвижно, комлевые части лопатки имеют не трапецеидальное (как у лопасти гребного винта), а прямоугольное сечение. Это вызвано тем, что лопатки направляющих аппаратов не испытывают центробежных нагрузок и для их закрепления достаточно одних сил трения.
52
где ^max Толщина корневого сечения Лопасти (лопатки), опреде ляется расчетом прочности; ав — угол между основанием и гранями посадочного гнезда ступицы и комля лопасти.
Величину угла |
ссв целесообразно принимать равной 70—85°. |
Для направляющих |
аппаратов ав — 90°. |
Толщина стенки между соседними посадочными гнездами сту
пицы должна удовлетворять условию |
|
|
||
|
smln5s (0,025-0,030) DB |
(31) |
||
и определяться по формулам: |
|
|
||
для 3-лопастных винтов и направляющих аппаратов |
|
|||
|
Smin = |
1 J3/B— 0,5 cos ак , |
(32) |
|
для |
4-лопастных |
|
|
|
|
S ШІП |
1.42/в — 0,71 |
cos а„ |
(33) |
|
|
|
|
|
для |
5-лопастных |
|
|
|
|
Smin |
1»17/в— 0,81 cos ак ’ |
(34) |
где а к — угол между осями посадочного гнезда и ступицы, равный
«к = |
90° — arctg Jiamax . |
(35) |
Здесь Як — шаг лопасти |
(лопатки) в сечении на |
радиусе dmaJ2. |
Дальнейшее построение посадочного гнезда ступицы осуществляется с помощью графического метода.
При определении размеров посадочного гнезда ступицы воз можны случаи, когда контактные поверхности неодинаковы по вели чине. Для получения равных контактных поверхностей допускается перемещение оси гнезда вверх—вниз и вправо—влево на расстояние 15—20 мм. Допускается разница в величинах контактных поверх ностей на 15—20%. Величину площади контактной поверхности по садочного гнезда ступицы (комля лопасти или лопатки) можно при
ближенно оценить, пользуясь |
уравнением |
|
F = |
0,8Аср/к. г, |
(36) |
где /к г — длина основания контактной грани.
Нормальное сечение комля лопасти (лопатки) вычерчивается аналогично нормальному сечению посадочного гнезда ступицы.
Высоту лопасти можно подсчитать, используя формулу (рис. |
24) |
L = ^ c o s y B— /в — А, |
(37) |
где 7в — угол между осью лопасти (лопатки) и линией, проходящей через ось винта (направляющего аппарата); Д — величина вертикаль ного перемещения лопасти в результате посадки клиньев, равная А = (1 + 0,00ШВ) мм.
53