ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
|
Скорость Вращения Вала |
|
|
|
|
||
|
насоса,а!!/пин |
|
|
|
|
|
|
Рис. 12. |
Изменение |
прокачиваемости |
Рис. |
13. Зависимость производитель |
|||
масла через всасывающий |
трубопро |
ности |
масляного |
насоса |
двигателя |
||
вод масляного насоса в зависимости |
от скорости вращения вала насоса и |
||||||
от скорости вращения вала насоса и |
|
температуры масла: |
|||||
|
температуры масла: |
/ — при минус 20° С; |
2 — при |
минус 15° С; |
|||
1 — при |
минус 20° С; |
2 — при |
минус 8° С; |
|
3 — при -И 5° С |
|
|
|
3 — при |
4*16° С |
|
|
|
|
|
его производительностью с увеличением вязкости мдсла нарушается (рис. 13).
При значительной вязкости масла для двигателей может прои зойти прекращение подачи его насосом, так как загустевшее масло из-за возросшего противодавления будет возвращаться в картер двигателя через перепускной клапан системы смазки.
Применяемые для двигателей масла имеют вязкость 100 пз при следующих температурах: АК-6 — минус 4—6° С; АК-10 — минус 3—5° С; АКЗп-6 — минус 26—28° С; АКЗп-10— минус 20—22° С.
Рекомендуемое для зимнего периода моторное дизельное масло Дп-8 (ГОСТ 5304—54) содержит присадку, снижающую количест во нагарообразования на деталях, уменьшающую коррозию и износы основных деталей дви гателя. Кроме этого, указан ное масло, содержит 0,5% депрессатора, понижающего температуру его застыва нии, что обеспечивает при температуре окружающего воздуха минус 10—15° С уве ренный пуск холодного (без предварительного разогре
ва) двигателя.
|
|
|
|
Для |
применения в ди |
|||
Рис. 14. Зависимость тягового усилия, необ |
зельных |
|
автотракторных |
|||||
двигателях, |
работающих |
в |
||||||
ходимого для движения автомобиля ГАЗ-63, |
условиях |
низких |
темпера |
|||||
от марки м температуры масла в трансмис |
||||||||
|
|
сии: |
тур, выпущено масло М8Б-С. |
|||||
/ — масло трансмиссионное |
автотракторное А; 2 — |
Высокая |
вязкость |
транс |
||||
масло |
трансмнсснонное |
автотракторное 3; 3 — |
миссионных |
масел |
при низ |
|||
смесь |
82% |
масла трансмиссионного автотрактор |
||||||
н о г о |
3 и 18% дизельного топлива ДЗ |
ких температурах |
ведет |
к |
16
значительной потере мощности и снижению к. п. д. механизмов трансмиссии. На рис. 14 приведены зависимости тяговых усилий, необходимых для движения автомобиля, о.т сорта и температуры
траисмиссионного масла.
При движении автомобиля, в картеры механизмов трансмиссии которого заправлено трансмиссионное масло, при температуре ок ружающего воздуха +12° С к. п. д. трансмиссии составляет только 0,8. При температурах ниже минус 20—25° С сопротивление масла вращению шестерен в момент трогання автомобиля настолько воз растает, что может привести к поломкам деталей механизмов трансмиссии.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
Применение низкозамерзающих жидкостей для систем охлаж
дения значительно облегчает эксплуатацию |
двигателей зимой |
и предохраняет их от размораживания, так как |
объем воды при |
замерзании увеличивается почти на 9%, Особенно целесообразно применение низкозамерзающих жидко
стей в системах охлаждения двигателей, оборудованных индиви дуальными предпусковыми подогревателями. При этом в значи тельной степени упрощается подготовка двигателя к пуску и на 20% сокращается время его предпускового разогрева.
Эксплуатационные свойства указанных охлаждающих жидкос тей характеризуются температурами замерзания и кипения, тепло проводностью и теплоемкостью. Для обеспечения требуемой прокачиваемости в системах охлаждающая жидкость должна об ладать малой вязкостью, а также не должна вызывать коррозии металлов, разрушения резинотехнических изделий пожарной опас ности.
Основные свойства компонентов низкозамерзающих охлаждаю щих жидкостей приведены в табл. 4.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
Температура |
Темпера |
Удельная |
Коэффициент |
|
Наименование компонентов |
тура |
теплоемкость |
теплопроизво |
|||
замерзания. |
кипения, |
при 100 |
С, |
дительности |
||
|
|
°С |
°С |
к к а л /к г |
с С |
при 70 С, |
|
|
|
|
|
|
г и а л \с м - с е к °С |
В ода.............................................. |
|
0 |
1 00 ,0 |
1 ,01 |
|
0,001600 |
Глицерин ...................................... |
|
—17,0 |
290,0 |
0,580 |
|
0,000660 |
Этиловый |
спирт ....................... |
—117.0 |
78,5 |
• 0,580 |
|
0,000310 |
Метиловый |
с п и р т .................... |
—97,8 |
64,5 |
— |
|
0,000434 |
Этиленгликоль ........................... |
—11,5—17,5 |
197,5 |
0,650 |
|
0,000600 |
Наиболее полно указанным требованиям отвечают низкозамер зающие жидкости марок — 40 и 65, изготовленные на этиленглико-
левой основе (ГОСТ 159—52). |
1 |
Гос. публична/ |
|
] |
научно-техничеакад |
|
] |
библиотека СССт* |
|
I |
ЭКЗЕМПЛЯР |
I Ц И Т Д П Ь Й О Г О З А Л А
|
|
|
Жидкость марки 40 предна |
|||||||
|
|
|
значена для районов е темпе |
|||||||
|
|
|
ратурой |
не ниже |
минус 35° С, |
|||||
|
|
|
а жидкость |
марки |
65 — для |
|||||
|
|
|
районов с более низкими и осо |
|||||||
|
|
|
бо низкими температурами воз |
|||||||
|
|
|
духа. |
|
|
растворы этилен |
||||
|
|
|
Водные |
|||||||
|
|
|
гликоля |
агрессивны, т. е. спо |
||||||
|
|
|
собны |
вызвать |
коррозионное |
|||||
BoSa- - 0 10 20 3040 50 |
SO 70 80 SO WO |
разрушение металлических де |
||||||||
Ooanaö смеси,(по объему), % . . |
талей |
двигателя. |
Поэтому |
в |
||||||
|
|
|
состав |
указанных |
низкозамер |
|||||
Рис. 15. Характеристика |
замерзания |
зающих |
жидкостей |
введены |
||||||
смесей 40 и 65 в зависимости от со |
специальные |
антикоррозион |
||||||||
держания в них воды и этиленгли |
ные присадки. |
Так, |
присадка |
|||||||
коля: |
|
|
двухзамещенного |
|
фосфорно |
|||||
1 — низкозамерзающая |
жидкость *10; 2 — |
|
||||||||
низкозамерзающая |
жидкость 65 |
кислого |
|
натрия |
защищает |
от |
||||
|
|
|
коррозии |
• детали |
|
двигателя, |
изготовленные из стали, меди и чугуна, а введенный в жидкость декстрин за счет образования адсорбционной пленки предохраняет от разрушения детали из алюминиевых сплаівов и оловянистосвиицовистые припои. При наличии в системе охлаждения двига теля накипи происходит весьма интенсивный расход указанных присадок за счет взаимодействия динатрийфосфата с солями накипи (карбонатами кальция, магния и другими), в результате чего образуются стойкие, нерастворимые фосфаты металлов, ухудшаю щие охлаждение двигателей. Для сохранения >в жидкости защитных присадок не рекомендуется доливать в охлажденную жидкость воду из водопроводных магистралей или естественных источников.
Зависимость температуры замерзания смесей марок 40 и 65 от объемного их состава приведена на рис. 15. В процессе эксплуа
тации качества низкозамерзающей жидкости |
из-за постепенного |
||
испарения из нее воды или спирта изменяются. В среднем с |
1 см2 |
||
поверхности |
низкозамерзающей жидкости при |
температуре |
80° С |
в течение 1 |
ч испаряется 0,84 г воды и 0,065 г этиленгликоля. |
|
При эксплуатации автомобилей с системой охлаждения двига телей, заполненной низкозамерзающей жидкостью, необходим пос тоянный контроль за составом и температурой замерзания смеси с тем, чтобы предупредить размораживание двигателя. В условиях эксплуатации проверку качественных показателей жидкости можно производить при помощи ареометра и гидрометра. При помощи ареометра определяется плотность жидкости, а по таблице — тем пература ее замерзания. При помощи гидрометра, имеющего две шкалы, определяется по одной шкале процент содержания в жидко сти этиленгликоля (по объему) и по другой — температура замер зания проверяемой жидкости. Отбор контрольных проб жидкости необходимо брать из системы охлаждения после работы двигателя, когда температура ее составляет 40—50° С.
18
Электролит
Низкие температуры окружающего воздуха отрицательно воз действуют на работоспособность аккумуляторных батарей, так как при значительном охлаждении электролита увеличивается его вяз кость, снижается емкость, вызывая этим частичный разряд батареи.
Низкотемпературные свойства электролита характеризуются его плотностью, температурой замерзания, вязкостью и удельным сопротивлением.
Влияние низких температур на основные свойства электролита с температурой замерзания — 66° С приведено в табл. 5.
Т а б л и ц а 5
Температура |
Плотность электро |
Вязкость электролита, |
Удельное сопротивление |
электролита, °С |
лита, гісм* |
спз, при 5096 по весу |
электролита концентра |
|
|
|
ции 4596, оміслі |
+30 |
1,2995 |
3,070 |
1,312 |
+20 |
1,3065 |
3,790 |
1,549 |
+ 10 |
1,3135 |
4,860 |
1,885 |
0 |
1,3205 |
6,520 |
2,371 |
—10 |
1,3275 |
9,150 |
3,100 |
—20 |
1,3345 |
13,600 |
4,310 |
—30 |
1,3415 |
21,700 |
6,350 |
—40 |
1,3485 |
— |
9,890 |
При понижении температуры электролита на 1°С в диапазоне
температур |
от 0 до —30° С вязкость его увеличивается на 16,5%, |
|||||||||||
а удельное сопротивление — на 19,2%. |
|
|
|
|||||||||
При значительном охлаждении электролита время разряда ак |
||||||||||||
кумуляторной |
батареи |
резко |
сокращается. Установлено, |
что чем |
||||||||
ниже температура электролита и |
|
|
|
|
||||||||
чем больше сила разрядного то |
|
|
|
|
||||||||
ка, тем меньше время разряда. |
|
|
|
|
|
|||||||
В условиях |
низких |
темпера |
|
|
|
|
||||||
тур |
и |
при высоких |
значениях |
|
|
|
|
|||||
разрядного тока понижение тем |
|
|
|
|
||||||||
пературы электролита на 1°С вы |
|
|
|
|
||||||||
зывает |
уменьшение |
емкости |
ак |
|
|
|
|
|||||
кумуляторной батареи на 4%. |
|
|
|
|
|
|||||||
Чтобы |
предохранить аккуму |
|
|
|
|
|||||||
ляторную |
батарею |
|
от |
размора |
|
|
|
|
||||
живания и сделать ее максималь |
|
|
|
|
||||||||
но работоспособной, |
необходимо |
|
|
|
|
|||||||
обеспечить |
зимой своевременный |
Т е м п е р а т у р а э л е к т р о л и т а , ° С |
||||||||||
и полный заряд батареи, так как |
|
|
|
|
||||||||
особенно при стартерном разряде |
Рис. 16. Зависимость напряжения на |
|||||||||||
зимой |
напряжение |
|
на |
ее зажи |
зажимах |
аккумуляторной |
батареи, |
|||||
мах |
значительно |
снижается |
за |
разряженной на |
15%, от температу |
|||||||
|
ры электролита: |
|
||||||||||
счет |
возрастающего под влияни |
I — батарея |
с температурой |
электролита |
||||||||
ем низких |
температур |
внутрен |
+ 10° С; 2 — батарея |
с температурой элек |
||||||||
него сопротивления |
(рис. 16). |
|
|
тролита |
минус 5° С |
|
19