Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Скорость Вращения Вала

 

 

 

 

 

насоса,а!!/пин

 

 

 

 

 

Рис. 12.

Изменение

прокачиваемости

Рис.

13. Зависимость производитель­

масла через всасывающий

трубопро­

ности

масляного

насоса

двигателя

вод масляного насоса в зависимости

от скорости вращения вала насоса и

от скорости вращения вала насоса и

 

температуры масла:

 

температуры масла:

/ — при минус 20° С;

2 — при

минус 15° С;

1 — при

минус 20° С;

2 — при

минус 8° С;

 

3 — при -И 5° С

 

 

3 — при

4*16° С

 

 

 

 

 

его производительностью с увеличением вязкости мдсла нарушается (рис. 13).

При значительной вязкости масла для двигателей может прои­ зойти прекращение подачи его насосом, так как загустевшее масло из-за возросшего противодавления будет возвращаться в картер двигателя через перепускной клапан системы смазки.

Применяемые для двигателей масла имеют вязкость 100 пз при следующих температурах: АК-6 — минус 4—6° С; АК-10 — минус 3—5° С; АКЗп-6 — минус 26—28° С; АКЗп-10— минус 20—22° С.

Рекомендуемое для зимнего периода моторное дизельное масло Дп-8 (ГОСТ 5304—54) содержит присадку, снижающую количест­ во нагарообразования на деталях, уменьшающую коррозию и износы основных деталей дви­ гателя. Кроме этого, указан­ ное масло, содержит 0,5% депрессатора, понижающего температуру его застыва­ нии, что обеспечивает при температуре окружающего воздуха минус 10—15° С уве­ ренный пуск холодного (без предварительного разогре­

ва) двигателя.

 

 

 

 

Для

применения в ди­

Рис. 14. Зависимость тягового усилия, необ­

зельных

 

автотракторных

двигателях,

работающих

в

ходимого для движения автомобиля ГАЗ-63,

условиях

низких

темпера­

от марки м температуры масла в трансмис­

 

 

сии:

тур, выпущено масло М8Б-С.

/ — масло трансмиссионное

автотракторное А; 2 —

Высокая

вязкость

транс­

масло

трансмнсснонное

автотракторное 3; 3

миссионных

масел

при низ­

смесь

82%

масла трансмиссионного автотрактор­

н о г о

3 и 18% дизельного топлива ДЗ

ких температурах

ведет

к

16


значительной потере мощности и снижению к. п. д. механизмов трансмиссии. На рис. 14 приведены зависимости тяговых усилий, необходимых для движения автомобиля, о.т сорта и температуры

траисмиссионного масла.

При движении автомобиля, в картеры механизмов трансмиссии которого заправлено трансмиссионное масло, при температуре ок­ ружающего воздуха +12° С к. п. д. трансмиссии составляет только 0,8. При температурах ниже минус 20—25° С сопротивление масла вращению шестерен в момент трогання автомобиля настолько воз­ растает, что может привести к поломкам деталей механизмов трансмиссии.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости

Применение низкозамерзающих жидкостей для систем охлаж­

дения значительно облегчает эксплуатацию

двигателей зимой

и предохраняет их от размораживания, так как

объем воды при

замерзании увеличивается почти на 9%, Особенно целесообразно применение низкозамерзающих жидко­

стей в системах охлаждения двигателей, оборудованных индиви­ дуальными предпусковыми подогревателями. При этом в значи­ тельной степени упрощается подготовка двигателя к пуску и на 20% сокращается время его предпускового разогрева.

Эксплуатационные свойства указанных охлаждающих жидкос­ тей характеризуются температурами замерзания и кипения, тепло­ проводностью и теплоемкостью. Для обеспечения требуемой прокачиваемости в системах охлаждающая жидкость должна об­ ладать малой вязкостью, а также не должна вызывать коррозии металлов, разрушения резинотехнических изделий пожарной опас­ ности.

Основные свойства компонентов низкозамерзающих охлаждаю­ щих жидкостей приведены в табл. 4.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

Температура

Темпера­

Удельная

Коэффициент

Наименование компонентов

тура

теплоемкость

теплопроизво­

замерзания.

кипения,

при 100

С,

дительности

 

 

°С

°С

к к а л /к г

с С

при 70 С,

 

 

 

 

 

 

г и а л \с м - с е к °С

В ода..............................................

 

0

1 00 ,0

1 ,01

 

0,001600

Глицерин ......................................

 

—17,0

290,0

0,580

 

0,000660

Этиловый

спирт .......................

—117.0

78,5

• 0,580

 

0,000310

Метиловый

с п и р т ....................

—97,8

64,5

 

0,000434

Этиленгликоль ...........................

—11,5—17,5

197,5

0,650

 

0,000600

Наиболее полно указанным требованиям отвечают низкозамер­ зающие жидкости марок — 40 и 65, изготовленные на этиленглико-

левой основе (ГОСТ 159—52).

1

Гос. публична/

 

]

научно-техничеакад

 

]

библиотека СССт*

 

I

ЭКЗЕМПЛЯР

I Ц И Т Д П Ь Й О Г О З А Л А


 

 

 

Жидкость марки 40 предна­

 

 

 

значена для районов е темпе­

 

 

 

ратурой

не ниже

минус 35° С,

 

 

 

а жидкость

марки

65 — для

 

 

 

районов с более низкими и осо­

 

 

 

бо низкими температурами воз­

 

 

 

духа.

 

 

растворы этилен­

 

 

 

Водные

 

 

 

гликоля

агрессивны, т. е. спо­

 

 

 

собны

вызвать

коррозионное

BoSa- - 0 10 20 3040 50

SO 70 80 SO WO

разрушение металлических де­

Ooanaö смеси,(по объему), % . .

талей

двигателя.

Поэтому

в

 

 

 

состав

указанных

низкозамер­

Рис. 15. Характеристика

замерзания

зающих

жидкостей

введены

смесей 40 и 65 в зависимости от со­

специальные

антикоррозион­

держания в них воды и этиленгли­

ные присадки.

Так,

присадка

коля:

 

 

двухзамещенного

 

фосфорно­

1 — низкозамерзающая

жидкость *10; 2

 

низкозамерзающая

жидкость 65

кислого

 

натрия

защищает

от

 

 

 

коррозии

• детали

 

двигателя,

изготовленные из стали, меди и чугуна, а введенный в жидкость декстрин за счет образования адсорбционной пленки предохраняет от разрушения детали из алюминиевых сплаівов и оловянистосвиицовистые припои. При наличии в системе охлаждения двига­ теля накипи происходит весьма интенсивный расход указанных присадок за счет взаимодействия динатрийфосфата с солями накипи (карбонатами кальция, магния и другими), в результате чего образуются стойкие, нерастворимые фосфаты металлов, ухудшаю­ щие охлаждение двигателей. Для сохранения >в жидкости защитных присадок не рекомендуется доливать в охлажденную жидкость воду из водопроводных магистралей или естественных источников.

Зависимость температуры замерзания смесей марок 40 и 65 от объемного их состава приведена на рис. 15. В процессе эксплуа­

тации качества низкозамерзающей жидкости

из-за постепенного

испарения из нее воды или спирта изменяются. В среднем с

1 см2

поверхности

низкозамерзающей жидкости при

температуре

80° С

в течение 1

ч испаряется 0,84 г воды и 0,065 г этиленгликоля.

 

При эксплуатации автомобилей с системой охлаждения двига­ телей, заполненной низкозамерзающей жидкостью, необходим пос­ тоянный контроль за составом и температурой замерзания смеси с тем, чтобы предупредить размораживание двигателя. В условиях эксплуатации проверку качественных показателей жидкости можно производить при помощи ареометра и гидрометра. При помощи ареометра определяется плотность жидкости, а по таблице — тем­ пература ее замерзания. При помощи гидрометра, имеющего две шкалы, определяется по одной шкале процент содержания в жидко­ сти этиленгликоля (по объему) и по другой — температура замер­ зания проверяемой жидкости. Отбор контрольных проб жидкости необходимо брать из системы охлаждения после работы двигателя, когда температура ее составляет 40—50° С.

18


Электролит

Низкие температуры окружающего воздуха отрицательно воз­ действуют на работоспособность аккумуляторных батарей, так как при значительном охлаждении электролита увеличивается его вяз­ кость, снижается емкость, вызывая этим частичный разряд батареи.

Низкотемпературные свойства электролита характеризуются его плотностью, температурой замерзания, вязкостью и удельным сопротивлением.

Влияние низких температур на основные свойства электролита с температурой замерзания — 66° С приведено в табл. 5.

Т а б л и ц а 5

Температура

Плотность электро­

Вязкость электролита,

Удельное сопротивление

электролита, °С

лита, гісм*

спз, при 5096 по весу

электролита концентра­

 

 

 

ции 4596, оміслі

+30

1,2995

3,070

1,312

+20

1,3065

3,790

1,549

+ 10

1,3135

4,860

1,885

0

1,3205

6,520

2,371

—10

1,3275

9,150

3,100

—20

1,3345

13,600

4,310

—30

1,3415

21,700

6,350

—40

1,3485

9,890

При понижении температуры электролита на 1°С в диапазоне

температур

от 0 до —30° С вязкость его увеличивается на 16,5%,

а удельное сопротивление — на 19,2%.

 

 

 

При значительном охлаждении электролита время разряда ак­

кумуляторной

батареи

резко

сокращается. Установлено,

что чем

ниже температура электролита и

 

 

 

 

чем больше сила разрядного то­

 

 

 

 

ка, тем меньше время разряда.

 

 

 

 

 

В условиях

низких

темпера­

 

 

 

 

тур

и

при высоких

значениях

 

 

 

 

разрядного тока понижение тем­

 

 

 

 

пературы электролита на 1°С вы­

 

 

 

 

зывает

уменьшение

емкости

ак­

 

 

 

 

кумуляторной батареи на 4%.

 

 

 

 

 

Чтобы

предохранить аккуму­

 

 

 

 

ляторную

батарею

 

от

размора­

 

 

 

 

живания и сделать ее максималь­

 

 

 

 

но работоспособной,

необходимо

 

 

 

 

обеспечить

зимой своевременный

Т е м п е р а т у р а э л е к т р о л и т а , ° С

и полный заряд батареи, так как

 

 

 

 

особенно при стартерном разряде

Рис. 16. Зависимость напряжения на

зимой

напряжение

 

на

ее зажи­

зажимах

аккумуляторной

батареи,

мах

значительно

снижается

за

разряженной на

15%, от температу­

 

ры электролита:

 

счет

возрастающего под влияни­

I — батарея

с температурой

электролита

ем низких

температур

внутрен­

+ 10° С; 2 — батарея

с температурой элек­

него сопротивления

(рис. 16).

 

 

тролита

минус 5° С

 

19