ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Требования к конструкции агрегатов и систем автомобилей.
Конструкция автомобилей должна быть достаточно простой, обес печивающей доступность ко всем агрегатам и механизмам и лег кость управления при движении по всем видам дорог и местности. Автомобиль должен обладать высокой эксплуатационной надеж ностью, долговечностью и работоспособностью при эксплуатации в условиях температуры воздуха минус 60° С и относительной влаж ности до 90%.
Ответственные детали рулевого управления, управляемых колес, подвески, буксирного устройства и других механизмов должны быть выполнены из хладостойких материалов.
От конструкции автомобиля требуется безрегулировочная рабо та до капитального ремонта таких агрегатов, как ведущие мосты, коробка передач, сцепление и др. Скорость движения по профили рованным дорогам с укатанным снежным покровом должна 'быть не ниже. 60 км/ч, запас хода по топливу-— не менее 500—600 км.
Автомобили, предназначенные для работы в северных районах, должны иметь высокую удельную мощность двигателя (не ниже 15—18 л. с./т), малое удельное давление шин на грунт, увеличенное число ведущих осей и сниженную нагрузку на каждую ось, обла дать высокой проходимостью по заснеженным дорогам и местно сти и иметь приспособление для буксирования прицепов или полу прицепов.
Конструкция автомобиля не должна требовать сложного обо рудования при техническом обслуживании, иметь возможно боль шее количество закрытых узлов, заполняемых смазкой при сборке, не требующих добавления ее при эксплуатации и очередных-техни ческих обслужнваниях.
Смазочные работы должны совпадать по периодичности с дру гими очередными видами технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) при минимальном количестве номенклатур масел и смазок за счет их унификации. Желательно для смазки агрегатов и механизмов автомобиля применять одно и то же масло, один сорт консистент ной смазки, один сорт жидкости для гидроусилителей рулевого уп равления и амортизаторов и один сорт тормозной жидкости. Также необходимо иметь возможность применять.для смазки механизмов автомобиля широкий ассортимент заменителей из числа товарных масел и смазок.
Двигатели автомобилей должны иметь возможность работать на всех видах товарных топлив: дизельном, керосине, реактивном топливе, бензине, т. е. должны быть многотопливными.
Автомобили должны выполняться на базе унифицированных деталей и агрегатов серийных транспортных автомобилей.
За счет унифицированных агрегатов—ведущих мостов, элемен тов трансмиссии — подвески автомобили нужно выпускать двухос ными, трехосными и четырехосными. Детали двигателя — цилинд ры, поршни, шатуны, подшипники, привод распределительного ме ханизма—следует унифицировать независимо от мощности двигателя.
171
Двигатели должны быть оборудованы индивидуальным устрой ством для предпускового разогрева и подогрева воздуха в кабине при продолжительных стоянках автомобиля с неработающим дви гателем. Предпусковой индивидуальный подогреватель должен быть приспособлен для надежной работы на тех же видах жидкого топлива, на которых работает двигатель автомобиля.
От предпускового подогревателя требуется обеспечение разо грева двигателя до температур порядка +60°С при наружной тем пературе воздуха минус 40° С не более чем за 30 мин. Предпуско вой подогреватель должен сохранять работоспособность до темпе ратуры минус 60° С и обеспечивать надежный пуск двигателя.
Система отопления, использующая тепло двигателя, должна быть эффективной и регулируемой и обеспечивать перепад между средней температурой воздуха внутри кабины или кузова и темпе ратурой наружного воздуха не менее 40° С (для междугородных и туристских автобусов — не менее 45° С).
В районах с температурами наружного воздуха ниже минус 30-^35° С этот перепад необходим не менее 50° С (для междугород ных и туристских автобусов — не менее 55° С).
При включении системы отопления на полную мощность (т. е. при температуре окружающего воздуха минус 60° С) она должна обеспечивать температурный перепад не ниже 70° С.
Система регулирования должна обеспечивать возможность под держания требуемой температуры воздуха в кабине или кузове в зависимости от температуры наружного воздуха.
Неравномерность температур воздуха в разных точках кабины не должна превышать 10° С; минимальная температура воздуха должна быть +5° С.
Работа системы отопления не должна зависеть от действия тер мостата системы охлаждения двигателя. Включенная система отопления не должна вызывать переохлаждения двигателя.
Срок службы системы отопления должен быть не меньше срока службы автомобиля.
Конструкция системы отопления должна по возможности соче таться с системой вентиляции жузова, исключая возможность попа дания газов в кабину или кузов автобуса как из подкапотного про странства, так и независимого отопителя.
Автомобиль должен быть оборудован автономным отопителем для обогрева кабины водителя или салона автобуса на случай ава рии или временного выключения двигателя. Время пуска независи мого отопителя при температуре окружающего воздуха ниже ми нус 30° С — не более 2 мин. Конструкция независимого отопителя должна предусматривать возможность регулирования тепловой производительности и обеспечивать возможность его использования и для предпускового разогрева холодного двигателя.
Для обеспечения быстрого прогрева двигателя после пуска и поддержания требуемого теплового режима при движении автомо биля двигатель должен быть оборудован вентилятором системы
172
охлаждения с автоматическим устройством для временного отклю чения вращения лопастей вентилятора.
Топливные баки для обогрева топлива должны быть расположе ны под сиденьем в кабине автомобиля и иметь устройства для фильтрации от воды и регулируемого подогрева топлива (дизель ного). Желательны топливопроводы увеличенного сечения, мини мальной длины с малым количеством изгибов, обеспечивающие ус тойчивость подачи топлива к двигателю, удобство и легкость демон тажа топливопроводов, а также надежность соединений. Топливные фильтры должны быть расположены в легкодоступных и обогревае мых местах.
Кабина автомобиля должна быть расположена впереди двигате ля или над ним и обеспечивать доступ водителю к основным узлам двигателя и трансмиссии без выхода из кабины.
Кабина должна быть выполнена из металла или стеклопласти ков и обладать хорошей герметизацией и термоизоляцией, обеспе чивать широкий обзор с надежным предохранением ветровых сте кол от замерзания, изолированное размещение в ней аккумулятор ных батарей, с возможностью разогрева их перед пуском, двух спальных мест для отдыха водителей и комплекта инструментов и запасных частей.
Доступ к аккумуляторной батарее должен 'быть предусмотрен наружный.
Двигатель от кабины должен быть отделен надежной звуко- и теплоизоляционной перегородкой, а положение сиденья — регули роваться.
Кабина должна быть просторной и обеспечивать удобство поль зования органами управления в зимней одежде и при низкой тем пературе, а в условиях обледенения обеспечивать безопасность действия рукояток, замков, запоров, стеклоподъемников, шарниров и т. п.
Для легкости управления при движении автомобиля механизм рулевого управления должен быть оборудован усилителем.
В комплекте щитковых приборов обязательно должны быть ча сы, термометр, радиоприемное оборудование, обеспечивающие по лучение информации о метеосводках от местных широковещатель ных станций, а также информации о дорожных условиях и связи между автомобилями в колонне.
Привод тормозов желателен пневматический.
Автомобили должны быть снабжены тяговыми лебедками с дли ной троса до 100 ж и с использованием его впереди и сзади авто мобиля.
Автомобиль должен иметь усиленные буксирные крюки и дета ли его крепления (поперечина рамы и т. п.,), возможность крепле ния жесткого буксирного прибора для буксировки автомобиля без водителя в кабине, устройство для механизированной постановки и снятия запасного колеса. Автомобиль должен иметь ходоуменьшитель (демультипликатор).
173
Конструкцию ходовой части автомобиля желательно выполнять с независимой подвеской .колес, а трансмиссию обязательно с бло кировкой дифференциалов.
Шины и все резиновые изделия автомобилей и прицепов должны быть выполнены из морозостойкой резины, обеспечивающей надеж ную работу при температуре воздуха минус 60° С.
Для буксировки транспортных средств автомобиль должен иметь впереди и сзади на одинаковом уровне от земли амортизи рующее буферное устройство, а также автоматическое сцепное при способление с упругим элементом.
Для автомобилей повышенной проходимости и полуприцепов не обходимы специализированные кузова следующих типов: бортовой кузов с подъемным приспособлением для погрузки контейнеров; цистерна для перевозки жидких наливных грузов; фургон с приспо соблением для раскрытия крыши и днища при погрузке и выгрузке сыпучих грузов; изотермический кузов с устройством, обеспечиваю щим охлаждение в летнее время и обогрев в зимнее; самосвальный кузов с двойными стенками и обогревом кузова отработавшими га зами и шторкой, закрывающей кузов сверху при перевозке жидкого бетона; прицеп с механизмом для погрузочно-разгрузочных работ, полуприцеп-роспуск для перевозки длинномерных грузов и др. -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Автомобиль ЗИЛ-157К и его модификации. Инструкция по эксплуатации. Под ред. А. Г. Зарубина. М., ЦБТИ, 1965, 287 с.
Автомобиль КрАЗ-214. Руководство по эксплуатации. М., Машгиз, 1961, 245 с. А г р а н а т Г. А. Зарубежный Север. М., АН СССР, 1957, 317 с.
А л е к с е е в |
В. |
Н., |
К у в а й ц е в |
И. |
Ф. Автотракторные |
неметаллические |
|
материалы. М., «Транспорт», 1966, 372 с. |
|
|
|
||||
А л II а т к и н |
М. Т. Строительство зимних автомобильных дорог в условиях |
||||||
Крайнего Северо-Востока СССР. Магадан, Книжное изд-во, 1964, 64 с. |
|||||||
А II и с ь к и и |
Л., |
С и д о р е н к о |
А. Теплогенераторы для воздухообогрева. — |
||||
«Автомобильный транспорт», 1971, № 8, с. 26—27. |
Воздухообогреп |
||||||
А и и с ь к и н |
Л. |
Г., |
К в и т к о |
X. |
Д., |
К о р о л е в Р. А. |
|
автомобилей при |
безгаражном содержании |
зимой. Южно-Уральское книжное |
пзд-во, 1967, 145 с. |
К о л т ы п н н |
С., |
Ш е с т у х ин |
В. |
Влияние удаления |
наки |
|||||||||
А р о н о в |
А., |
||||||||||||||
пи из системы охлаждения |
па |
показатели |
двигателя. — «Автомобильный |
транс |
|||||||||||
порт», 1961, № 4, с. 14—16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б а б а е в |
Л. Хранение аккумуляторных батарей при низких |
температу |
|||||||||||||
рах.— «Автомобильный транспорт», 1960, № |
10, с. 20—21. |
автомобилей зи |
|||||||||||||
Б а к у р е в и ч |
ІО. Л., |
Т о л к а ч е в |
С. С. |
Эксплуатация |
|||||||||||
мой. AI., «Транспорт», |
1964, 239 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Б а р о н |
С. Г. Облегчение пуска двигателей в зимнее время. М., Автотранс- |
||||||||||||||
пздат, 1963, 70 с. |
Э д X о л м О. Человек в |
условиях холода. М., Изд-во иностр. |
|||||||||||||
Б а р т о н |
А.,- |
||||||||||||||
литературы, 1957, 329 с. |
В., |
Ш а л м а н |
Д. |
А., |
И в а н о в |
А. |
Н. |
Очистка |
|||||||
Б я л о б ж е с к и й |
Г. |
||||||||||||||
автомобильных дорог от снега. М., «Транспорт», 1972, 126 с. |
|
|
|
|
|||||||||||
Б е с к и н |
И. А., |
К о р с а к |
В. |
К. |
О технических |
требованиях |
к |
средствам |
наземного бездорожного транспорта для Севера. Сб. Техника для Севера. М.,
«Экономика», |
1966, 200 с. |
|
очистки |
двигателя |
от |
смол. — «Автомобильный |
|||||||||
Б о р и с о в |
М. |
Способы |
|||||||||||||
транспорт», 1961, № 7, с. 48. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В а с и н а |
Р. Обеспечение надежной подачи топлива в двигателях ЯАЗ зи |
||||||||||||||
мой.— «Автомобильный транспорт», |
1957, № |
11, с. 15—17. |
|
|
|
||||||||||
В а с и л ь е в |
В. |
Подогрев |
двигателей |
газовыми горелками. — «Автомобиль |
|||||||||||
ный транспорт», |
1967, № 3, с. 36—39. |
|
|
|
|
автомобилей |
климатиче |
||||||||
В е л и к а н о в |
Д. |
П. |
Соответствие конструкций |
||||||||||||
ским условиям эксплуатации. — «Автомобильный транспорт», |
1955, № |
1, с. 25—28. |
|||||||||||||
В е л и к а н о в |
Д. |
П. |
Эксплуатационные требования к |
автомобилям, |
наме |
||||||||||
чаемым к производству в |
1959—1965 |
гг. — «Автомобильный |
транспорт», |
1959, |
|||||||||||
№ 5, с. 36—41. |
|
Д. |
П. |
Эксплуатационные качества |
автомобилей. М., |
Авто- |
|||||||||
В е л и к а н о в |
|||||||||||||||
трансиздат, 1962, 395 с. |
Л е в и н |
А. Автомобили северного исполнения. — «Авто |
|||||||||||||
В е л и к а н о в |
Д., |
||||||||||||||
мобильный транспорт», 1971, № |
11, с. 38—39. |
грузов |
по |
системе тяговых плеч. — |
|||||||||||
3 я з е в |
В. |
Международные |
перевозки |
||||||||||||
«Автомобильный транспорт», 1960, № |
9, |
с. 11—14. |
способов предпускового |
разо |
|||||||||||
Т а н д у р а |
И., |
С ы с к о в |
Л. |
Исследование |
|||||||||||
грева двигателей.— «Автомобильный транспорт», 1962, № 2, с. 18—19. |
|
1967, |
|||||||||||||
Г а с п а р я н ц |
Г. |
А. |
Проходимость автомобилей. |
М., |
«Транспорт», |
||||||||||
62 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
175
Г и н з б у р г |
|
3. |
|
С. |
|
Пуск |
автомобильных |
двигателей |
зимой. Л., |
Госэнерг'о- |
|||||||||||||||||
издат, 1962, 43 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Г и н з б у р г |
|
Б. |
|
Я- |
Способ улучшения пусковых качеств дизеля. — «Автомо |
||||||||||||||||||||||
бильная промышленность», 1955, № 3, с. 12—14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Г о л ь д е н ш т е й н |
|
А., |
Б а р о н |
|
С. |
Подогреватели |
«Малютка» |
с |
инфра |
||||||||||||||||||
красными излучателями. — «Автомобильный транспорт», |
1972, № |
2, с. 25—27. |
|||||||||||||||||||||||||
Г н ы ш е в |
Ю. |
Из |
опыта эксплуатации автомобилей при низких темпера |
||||||||||||||||||||||||
турах. — «Автомобильный транспорт», 1961, № 4, с. 49. |
|
|
|
|
|
|
|
|
авто |
||||||||||||||||||
Г о л у б е в |
|
А. |
Жидкостные |
подогреватели для |
автобусов и грузовых |
||||||||||||||||||||||
мобилей.— «Автомобильный транспорт», |
1962, № 9, с. 21—23. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
Г о р о б е ц |
|
П. |
3. |
Эксплуатация |
тракторов |
в |
зимних |
условиях. М., |
Труд- |
||||||||||||||||||
резервиздат, 1957, 76 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Г р а X о в с к и й |
|
Р. |
|
Подкатные |
подогревательные |
устройства. — «Автомо |
|||||||||||||||||||||
бильный транспорт», 1960, № 3, с. 21—22. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Г у р е в и ч |
|
И. |
Б. |
Долговечность |
автомобильных |
двигателей. М., |
«Машино |
||||||||||||||||||||
строение», 1967, |
103 с. |
|
|
|
|
Е., |
М и и к и и |
М. и др. Жидкость |
для |
облегче |
|||||||||||||||||
Г у р е е в |
А., |
С о б о л е в |
|||||||||||||||||||||||||
ния пуска карбюраторных двигателей. — «Автомобильный транспорт», |
1967, № 7, |
||||||||||||||||||||||||||
с. 24—26. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д а в ы д о в и ч |
Л. |
|
Н. |
Вопросы |
|
экономики |
гаражного |
строительства.— |
|||||||||||||||||||
«Автомобильный транспорт», 1958, № 6, с. 32—35. |
двигателей |
без |
подогрева.— |
||||||||||||||||||||||||
Д е м ь я н о в |
|
Л. |
А. |
Пуск |
карбюраторных |
||||||||||||||||||||||
«Автомобиль», 1950, № 5, с. 13—15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Е л и с е е в |
|
Е. |
О |
режиме |
прогрева |
двигателя. — «Автомобильный |
|
транс |
|||||||||||||||||||
порт», 1960, № |
1, с. 22—24. |
|
|
|
проходимости |
автомобиля. |
М., |
Воениздат, |
|||||||||||||||||||
И в а н о в |
|
Д. |
Н. |
Повышение |
|||||||||||||||||||||||
1962, 68 с. |
|
|
|
П., |
П р о ф а т и л о в |
П. |
Пуск двигателей |
при |
помощи |
уста |
|||||||||||||||||
К а р Пе кин |
|
||||||||||||||||||||||||||
новки модели |
ЦК.Б-А911.— «Автомобильный |
транспорт», |
1971, |
№ |
4, |
с. 31—32. |
|||||||||||||||||||||
К а р п е н к о |
|
В. |
Г. |
Зимняя эксплуатация |
колесных |
и |
гусеничных |
машин. |
|||||||||||||||||||
М., Воениздат, 1958, 254 с. |
|
для |
прочистки |
отверстий |
распылителей. — «Авто |
||||||||||||||||||||||
К л я ц о в |
Н. |
Установка |
|||||||||||||||||||||||||
мобильный транспорт», |
1963, № |
1, 55 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
К о л т ы п и н |
С. |
Г. |
Удаление |
накипи из системы охлаждения автомобиль |
|||||||||||||||||||||||
ных двигателей. М., Автотрансиздат, |
1962, с. 60. |
|
|
Л. |
Экономическая |
эффек |
|||||||||||||||||||||
К о з л о в |
|
В., |
В и л ь н е р |
С., |
С о б а ш и н к о в |
|
|||||||||||||||||||||
тивность подогрева |
двигателей |
различными |
способами. — «Автомобильный |
транс |
|||||||||||||||||||||||
порт», 1969, № |
12, с. 23—26. |
|
|
воздухоподогрева на |
100 |
автомобилей от |
газо |
||||||||||||||||||||
К о м а р о в |
|
В. |
|
Установка |
|
||||||||||||||||||||||
вой печи. — «Автомобильный транспорт», 1971, № |
12, с. |
25. |
|
на сибирских трак |
|||||||||||||||||||||||
К о ч е у л о в |
|
В. |
|
Особенности эксплуатации |
автомобилей |
||||||||||||||||||||||
тах. — «Автомобильный транспорт», 1957, № 7, с. 19—21. |
|
|
|
|
пуск двигате |
||||||||||||||||||||||
К у в а й ц е в |
|
И. |
Влияние |
вязкости |
разжиженных |
автолов на |
|||||||||||||||||||||
лей.— «Автомобильный транспорт», |
1959, № |
11, с. 23—25. |
|
по грунтовой и снеж |
|||||||||||||||||||||||
Л а б е з и и ко в |
|
М. |
Г. |
О проходимости |
автомобилей |
||||||||||||||||||||||
ной целине. М., Воениздат, 1958, 157 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Л е с о в |
Ю. |
|
Электронагревательные приборы для облегчения пуска двига |
||||||||||||||||||||||||
телей.— «Автомобильный транспорт», 1956, № |
12, с. 27. |
|
|
без |
разогрева. М., |
||||||||||||||||||||||
Л о с а в и о |
|
|
Г.С. |
Пуск |
|
автомобильных |
двигателей |
||||||||||||||||||||
«Транспорт», |
1965, |
101 с. |
|
|
|
|
Н. |
В. |
Методы |
облегчения |
пуска |
автомо |
|||||||||||||||
Л о с а в и о |
|
|
Г.С., |
С е м е н о в |
|||||||||||||||||||||||
бильного двигателя ЯАЗ-204. М., Автотрансиздат, |
1960, 39 с. |
|
|
|
автомобилей. |
||||||||||||||||||||||
Л о с а в и о |
|
|
Г.С., |
С е м е н о в |
Н. |
В. Зимняя |
эксплуатация |
||||||||||||||||||||
М., Автотрансиздат, 1961, 133 с. |
|
|
Н. |
В. |
Способы облегчения |
пуска |
автомо |
||||||||||||||||||||
Л о с а в и о |
|
|
Г.С., |
С е м е н о в |
бильных карбюраторных двигателей при низких температурах. М., Автотранс
издат, 1962, 35 с. |
Ш у л ь г и н Н. Исследование способов' |
|
Л о с а в и о |
Г., С е м е н о в Н., |
|
электро- и пароразогрева двигателей |
перед пуском. — «Автомобильный транс |
|
порт», 1958, № |
8, с. 20—22. |
|
176