Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования к конструкции агрегатов и систем автомобилей.

Конструкция автомобилей должна быть достаточно простой, обес­ печивающей доступность ко всем агрегатам и механизмам и лег­ кость управления при движении по всем видам дорог и местности. Автомобиль должен обладать высокой эксплуатационной надеж­ ностью, долговечностью и работоспособностью при эксплуатации в условиях температуры воздуха минус 60° С и относительной влаж­ ности до 90%.

Ответственные детали рулевого управления, управляемых колес, подвески, буксирного устройства и других механизмов должны быть выполнены из хладостойких материалов.

От конструкции автомобиля требуется безрегулировочная рабо­ та до капитального ремонта таких агрегатов, как ведущие мосты, коробка передач, сцепление и др. Скорость движения по профили­ рованным дорогам с укатанным снежным покровом должна 'быть не ниже. 60 км/ч, запас хода по топливу-— не менее 500—600 км.

Автомобили, предназначенные для работы в северных районах, должны иметь высокую удельную мощность двигателя (не ниже 15—18 л. с./т), малое удельное давление шин на грунт, увеличенное число ведущих осей и сниженную нагрузку на каждую ось, обла­ дать высокой проходимостью по заснеженным дорогам и местно­ сти и иметь приспособление для буксирования прицепов или полу­ прицепов.

Конструкция автомобиля не должна требовать сложного обо­ рудования при техническом обслуживании, иметь возможно боль­ шее количество закрытых узлов, заполняемых смазкой при сборке, не требующих добавления ее при эксплуатации и очередных-техни­ ческих обслужнваниях.

Смазочные работы должны совпадать по периодичности с дру­ гими очередными видами технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) при минимальном количестве номенклатур масел и смазок за счет их унификации. Желательно для смазки агрегатов и механизмов автомобиля применять одно и то же масло, один сорт консистент­ ной смазки, один сорт жидкости для гидроусилителей рулевого уп­ равления и амортизаторов и один сорт тормозной жидкости. Также необходимо иметь возможность применять.для смазки механизмов автомобиля широкий ассортимент заменителей из числа товарных масел и смазок.

Двигатели автомобилей должны иметь возможность работать на всех видах товарных топлив: дизельном, керосине, реактивном топливе, бензине, т. е. должны быть многотопливными.

Автомобили должны выполняться на базе унифицированных деталей и агрегатов серийных транспортных автомобилей.

За счет унифицированных агрегатов—ведущих мостов, элемен­ тов трансмиссии — подвески автомобили нужно выпускать двухос­ ными, трехосными и четырехосными. Детали двигателя — цилинд­ ры, поршни, шатуны, подшипники, привод распределительного ме­ ханизма—следует унифицировать независимо от мощности двигателя.

171


Двигатели должны быть оборудованы индивидуальным устрой­ ством для предпускового разогрева и подогрева воздуха в кабине при продолжительных стоянках автомобиля с неработающим дви­ гателем. Предпусковой индивидуальный подогреватель должен быть приспособлен для надежной работы на тех же видах жидкого топлива, на которых работает двигатель автомобиля.

От предпускового подогревателя требуется обеспечение разо­ грева двигателя до температур порядка +60°С при наружной тем­ пературе воздуха минус 40° С не более чем за 30 мин. Предпуско­ вой подогреватель должен сохранять работоспособность до темпе­ ратуры минус 60° С и обеспечивать надежный пуск двигателя.

Система отопления, использующая тепло двигателя, должна быть эффективной и регулируемой и обеспечивать перепад между средней температурой воздуха внутри кабины или кузова и темпе­ ратурой наружного воздуха не менее 40° С (для междугородных и туристских автобусов — не менее 45° С).

В районах с температурами наружного воздуха ниже минус 30-^35° С этот перепад необходим не менее 50° С (для междугород­ ных и туристских автобусов — не менее 55° С).

При включении системы отопления на полную мощность (т. е. при температуре окружающего воздуха минус 60° С) она должна обеспечивать температурный перепад не ниже 70° С.

Система регулирования должна обеспечивать возможность под­ держания требуемой температуры воздуха в кабине или кузове в зависимости от температуры наружного воздуха.

Неравномерность температур воздуха в разных точках кабины не должна превышать 10° С; минимальная температура воздуха должна быть +5° С.

Работа системы отопления не должна зависеть от действия тер­ мостата системы охлаждения двигателя. Включенная система отопления не должна вызывать переохлаждения двигателя.

Срок службы системы отопления должен быть не меньше срока службы автомобиля.

Конструкция системы отопления должна по возможности соче­ таться с системой вентиляции жузова, исключая возможность попа­ дания газов в кабину или кузов автобуса как из подкапотного про­ странства, так и независимого отопителя.

Автомобиль должен быть оборудован автономным отопителем для обогрева кабины водителя или салона автобуса на случай ава­ рии или временного выключения двигателя. Время пуска независи­ мого отопителя при температуре окружающего воздуха ниже ми­ нус 30° С — не более 2 мин. Конструкция независимого отопителя должна предусматривать возможность регулирования тепловой производительности и обеспечивать возможность его использования и для предпускового разогрева холодного двигателя.

Для обеспечения быстрого прогрева двигателя после пуска и поддержания требуемого теплового режима при движении автомо­ биля двигатель должен быть оборудован вентилятором системы

172


охлаждения с автоматическим устройством для временного отклю­ чения вращения лопастей вентилятора.

Топливные баки для обогрева топлива должны быть расположе­ ны под сиденьем в кабине автомобиля и иметь устройства для фильтрации от воды и регулируемого подогрева топлива (дизель­ ного). Желательны топливопроводы увеличенного сечения, мини­ мальной длины с малым количеством изгибов, обеспечивающие ус­ тойчивость подачи топлива к двигателю, удобство и легкость демон­ тажа топливопроводов, а также надежность соединений. Топливные фильтры должны быть расположены в легкодоступных и обогревае­ мых местах.

Кабина автомобиля должна быть расположена впереди двигате­ ля или над ним и обеспечивать доступ водителю к основным узлам двигателя и трансмиссии без выхода из кабины.

Кабина должна быть выполнена из металла или стеклопласти­ ков и обладать хорошей герметизацией и термоизоляцией, обеспе­ чивать широкий обзор с надежным предохранением ветровых сте­ кол от замерзания, изолированное размещение в ней аккумулятор­ ных батарей, с возможностью разогрева их перед пуском, двух спальных мест для отдыха водителей и комплекта инструментов и запасных частей.

Доступ к аккумуляторной батарее должен 'быть предусмотрен наружный.

Двигатель от кабины должен быть отделен надежной звуко- и теплоизоляционной перегородкой, а положение сиденья — регули­ роваться.

Кабина должна быть просторной и обеспечивать удобство поль­ зования органами управления в зимней одежде и при низкой тем­ пературе, а в условиях обледенения обеспечивать безопасность действия рукояток, замков, запоров, стеклоподъемников, шарниров и т. п.

Для легкости управления при движении автомобиля механизм рулевого управления должен быть оборудован усилителем.

В комплекте щитковых приборов обязательно должны быть ча­ сы, термометр, радиоприемное оборудование, обеспечивающие по­ лучение информации о метеосводках от местных широковещатель­ ных станций, а также информации о дорожных условиях и связи между автомобилями в колонне.

Привод тормозов желателен пневматический.

Автомобили должны быть снабжены тяговыми лебедками с дли­ ной троса до 100 ж и с использованием его впереди и сзади авто­ мобиля.

Автомобиль должен иметь усиленные буксирные крюки и дета­ ли его крепления (поперечина рамы и т. п.,), возможность крепле­ ния жесткого буксирного прибора для буксировки автомобиля без водителя в кабине, устройство для механизированной постановки и снятия запасного колеса. Автомобиль должен иметь ходоуменьшитель (демультипликатор).

173


Конструкцию ходовой части автомобиля желательно выполнять с независимой подвеской .колес, а трансмиссию обязательно с бло­ кировкой дифференциалов.

Шины и все резиновые изделия автомобилей и прицепов должны быть выполнены из морозостойкой резины, обеспечивающей надеж­ ную работу при температуре воздуха минус 60° С.

Для буксировки транспортных средств автомобиль должен иметь впереди и сзади на одинаковом уровне от земли амортизи­ рующее буферное устройство, а также автоматическое сцепное при­ способление с упругим элементом.

Для автомобилей повышенной проходимости и полуприцепов не­ обходимы специализированные кузова следующих типов: бортовой кузов с подъемным приспособлением для погрузки контейнеров; цистерна для перевозки жидких наливных грузов; фургон с приспо­ соблением для раскрытия крыши и днища при погрузке и выгрузке сыпучих грузов; изотермический кузов с устройством, обеспечиваю­ щим охлаждение в летнее время и обогрев в зимнее; самосвальный кузов с двойными стенками и обогревом кузова отработавшими га­ зами и шторкой, закрывающей кузов сверху при перевозке жидкого бетона; прицеп с механизмом для погрузочно-разгрузочных работ, полуприцеп-роспуск для перевозки длинномерных грузов и др. -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Автомобиль ЗИЛ-157К и его модификации. Инструкция по эксплуатации. Под ред. А. Г. Зарубина. М., ЦБТИ, 1965, 287 с.

Автомобиль КрАЗ-214. Руководство по эксплуатации. М., Машгиз, 1961, 245 с. А г р а н а т Г. А. Зарубежный Север. М., АН СССР, 1957, 317 с.

А л е к с е е в

В.

Н.,

К у в а й ц е в

И.

Ф. Автотракторные

неметаллические

материалы. М., «Транспорт», 1966, 372 с.

 

 

 

А л II а т к и н

М. Т. Строительство зимних автомобильных дорог в условиях

Крайнего Северо-Востока СССР. Магадан, Книжное изд-во, 1964, 64 с.

А II и с ь к и и

Л.,

С и д о р е н к о

А. Теплогенераторы для воздухообогрева. —

«Автомобильный транспорт», 1971, № 8, с. 26—27.

Воздухообогреп

А и и с ь к и н

Л.

Г.,

К в и т к о

X.

Д.,

К о р о л е в Р. А.

автомобилей при

безгаражном содержании

зимой. Южно-Уральское книжное

пзд-во, 1967, 145 с.

К о л т ы п н н

С.,

Ш е с т у х ин

В.

Влияние удаления

наки­

А р о н о в

А.,

пи из системы охлаждения

па

показатели

двигателя. — «Автомобильный

транс­

порт», 1961, № 4, с. 14—16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б а б а е в

Л. Хранение аккумуляторных батарей при низких

температу­

рах.— «Автомобильный транспорт», 1960, №

10, с. 20—21.

автомобилей зи­

Б а к у р е в и ч

ІО. Л.,

Т о л к а ч е в

С. С.

Эксплуатация

мой. AI., «Транспорт»,

1964, 239 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б а р о н

С. Г. Облегчение пуска двигателей в зимнее время. М., Автотранс-

пздат, 1963, 70 с.

Э д X о л м О. Человек в

условиях холода. М., Изд-во иностр.

Б а р т о н

А.,-

литературы, 1957, 329 с.

В.,

Ш а л м а н

Д.

А.,

И в а н о в

А.

Н.

Очистка

Б я л о б ж е с к и й

Г.

автомобильных дорог от снега. М., «Транспорт», 1972, 126 с.

 

 

 

 

Б е с к и н

И. А.,

К о р с а к

В.

К.

О технических

требованиях

к

средствам

наземного бездорожного транспорта для Севера. Сб. Техника для Севера. М.,

«Экономика»,

1966, 200 с.

 

очистки

двигателя

от

смол. — «Автомобильный

Б о р и с о в

М.

Способы

транспорт», 1961, № 7, с. 48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В а с и н а

Р. Обеспечение надежной подачи топлива в двигателях ЯАЗ зи­

мой.— «Автомобильный транспорт»,

1957, №

11, с. 15—17.

 

 

 

В а с и л ь е в

В.

Подогрев

двигателей

газовыми горелками. — «Автомобиль­

ный транспорт»,

1967, № 3, с. 36—39.

 

 

 

 

автомобилей

климатиче­

В е л и к а н о в

Д.

П.

Соответствие конструкций

ским условиям эксплуатации. — «Автомобильный транспорт»,

1955, №

1, с. 25—28.

В е л и к а н о в

Д.

П.

Эксплуатационные требования к

автомобилям,

наме­

чаемым к производству в

1959—1965

гг. — «Автомобильный

транспорт»,

1959,

№ 5, с. 36—41.

 

Д.

П.

Эксплуатационные качества

автомобилей. М.,

Авто-

В е л и к а н о в

трансиздат, 1962, 395 с.

Л е в и н

А. Автомобили северного исполнения. — «Авто­

В е л и к а н о в

Д.,

мобильный транспорт», 1971, №

11, с. 38—39.

грузов

по

системе тяговых плеч. —

3 я з е в

В.

Международные

перевозки

«Автомобильный транспорт», 1960,

9,

с. 11—14.

способов предпускового

разо­

Т а н д у р а

И.,

С ы с к о в

Л.

Исследование

грева двигателей.— «Автомобильный транспорт», 1962, № 2, с. 18—19.

 

1967,

Г а с п а р я н ц

Г.

А.

Проходимость автомобилей.

М.,

«Транспорт»,

62 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

175


Г и н з б у р г

 

3.

 

С.

 

Пуск

автомобильных

двигателей

зимой. Л.,

Госэнерг'о-

издат, 1962, 43 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г и н з б у р г

 

Б.

 

Я-

Способ улучшения пусковых качеств дизеля. — «Автомо­

бильная промышленность», 1955, № 3, с. 12—14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г о л ь д е н ш т е й н

 

А.,

Б а р о н

 

С.

Подогреватели

«Малютка»

с

инфра­

красными излучателями. — «Автомобильный транспорт»,

1972, №

2, с. 25—27.

Г н ы ш е в

Ю.

Из

опыта эксплуатации автомобилей при низких темпера­

турах. — «Автомобильный транспорт», 1961, № 4, с. 49.

 

 

 

 

 

 

 

 

авто­

Г о л у б е в

 

А.

Жидкостные

подогреватели для

автобусов и грузовых

мобилей.— «Автомобильный транспорт»,

1962, № 9, с. 21—23.

 

 

 

 

 

 

Г о р о б е ц

 

П.

3.

Эксплуатация

тракторов

в

зимних

условиях. М.,

Труд-

резервиздат, 1957, 76 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г р а X о в с к и й

 

Р.

 

Подкатные

подогревательные

устройства. — «Автомо­

бильный транспорт», 1960, № 3, с. 21—22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г у р е в и ч

 

И.

Б.

Долговечность

автомобильных

двигателей. М.,

«Машино­

строение», 1967,

103 с.

 

 

 

 

Е.,

М и и к и и

М. и др. Жидкость

для

облегче­

Г у р е е в

А.,

С о б о л е в

ния пуска карбюраторных двигателей. — «Автомобильный транспорт»,

1967, № 7,

с. 24—26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д а в ы д о в и ч

Л.

 

Н.

Вопросы

 

экономики

гаражного

строительства.—

«Автомобильный транспорт», 1958, № 6, с. 32—35.

двигателей

без

подогрева.—

Д е м ь я н о в

 

Л.

А.

Пуск

карбюраторных

«Автомобиль», 1950, № 5, с. 13—15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е л и с е е в

 

Е.

О

режиме

прогрева

двигателя. — «Автомобильный

 

транс­

порт», 1960, №

1, с. 22—24.

 

 

 

проходимости

автомобиля.

М.,

Воениздат,

И в а н о в

 

Д.

Н.

Повышение

1962, 68 с.

 

 

 

П.,

П р о ф а т и л о в

П.

Пуск двигателей

при

помощи

уста­

К а р Пе кин

 

новки модели

ЦК.Б-А911.— «Автомобильный

транспорт»,

1971,

4,

с. 31—32.

К а р п е н к о

 

В.

Г.

Зимняя эксплуатация

колесных

и

гусеничных

машин.

М., Воениздат, 1958, 254 с.

 

для

прочистки

отверстий

распылителей. — «Авто­

К л я ц о в

Н.

Установка

мобильный транспорт»,

1963, №

1, 55 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К о л т ы п и н

С.

Г.

Удаление

накипи из системы охлаждения автомобиль­

ных двигателей. М., Автотрансиздат,

1962, с. 60.

 

 

Л.

Экономическая

эффек­

К о з л о в

 

В.,

В и л ь н е р

С.,

С о б а ш и н к о в

 

тивность подогрева

двигателей

различными

способами. — «Автомобильный

транс­

порт», 1969, №

12, с. 23—26.

 

 

воздухоподогрева на

100

автомобилей от

газо­

К о м а р о в

 

В.

 

Установка

 

вой печи. — «Автомобильный транспорт», 1971, №

12, с.

25.

 

на сибирских трак­

К о ч е у л о в

 

В.

 

Особенности эксплуатации

автомобилей

тах. — «Автомобильный транспорт», 1957, № 7, с. 19—21.

 

 

 

 

пуск двигате­

К у в а й ц е в

 

И.

Влияние

вязкости

разжиженных

автолов на

лей.— «Автомобильный транспорт»,

1959, №

11, с. 23—25.

 

по грунтовой и снеж­

Л а б е з и и ко в

 

М.

Г.

О проходимости

автомобилей

ной целине. М., Воениздат, 1958, 157 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л е с о в

Ю.

 

Электронагревательные приборы для облегчения пуска двига­

телей.— «Автомобильный транспорт», 1956, №

12, с. 27.

 

 

без

разогрева. М.,

Л о с а в и о

 

 

Г.С.

Пуск

 

автомобильных

двигателей

«Транспорт»,

1965,

101 с.

 

 

 

 

Н.

В.

Методы

облегчения

пуска

автомо­

Л о с а в и о

 

 

Г.С.,

С е м е н о в

бильного двигателя ЯАЗ-204. М., Автотрансиздат,

1960, 39 с.

 

 

 

автомобилей.

Л о с а в и о

 

 

Г.С.,

С е м е н о в

Н.

В. Зимняя

эксплуатация

М., Автотрансиздат, 1961, 133 с.

 

 

Н.

В.

Способы облегчения

пуска

автомо­

Л о с а в и о

 

 

Г.С.,

С е м е н о в

бильных карбюраторных двигателей при низких температурах. М., Автотранс­

издат, 1962, 35 с.

Ш у л ь г и н Н. Исследование способов'

Л о с а в и о

Г., С е м е н о в Н.,

электро- и пароразогрева двигателей

перед пуском. — «Автомобильный транс­

порт», 1958, №

8, с. 20—22.

 

176