Файл: Атамалян Э.Г. Методы и средства измерения электрических величин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменяя величины сопротивлений одного или нескольких плеч мостовой схемы, доводят до нуля ток в цепи индикатора равновесия,

т. е. / п

= 0.

условия

Равновесие мостовой схемы наступает при выполнении

 

R1R i ~ R aRa = 0,

(2-46)

откуда

измеряемое сопротивление

 

 

r x = r 1 = r 2r 3/ r 4.

(2-47)

Из (2-47) следует, что уравновешивание мостовой схемы постоян­ ного тока может быть выполнено регулированием отношения сопро­ тивлений R3/R4 при некотором неизменном значении сопротивления R2 (мостовые схемы с переменным отношением плеч); сопротивления R., и неизменном отношении сопро­

 

тивлений Ra/R4

(мостовые

схемы

 

с постоянным отношением плеч).

 

Важным

свойством одинарной

 

мостовой схемы является чувстви­

 

тельность

по

току, напряжению,

 

мощности.

 

 

 

 

 

Чувствительность мостовой схе­

 

мы — отношение

изменения

тока

 

Д/„, напряжения

ДUn или мощно­

Рис. 2-18. Схема двойного моста

сти АРПв цепи

индикатора

равно­

 

весия к относительному изменению

сопротивления Р,- одного из плеч мостовой схемы либо к абсолют­ ному изменению сопротивления.

Чувствительность по:

 

 

 

току

или Si = AI„/ARi\

 

Si = AIn/(ARi/Ri)

(2-48)

напряжению

 

 

 

Su^AUJiARi/Ri)

или

= Д£Уп/ДРг.

(2-49)

При рассмотрении вопроса о максимальной чувствительности ста­

вятся две задачи:

1) достижение предельной чувствительности схемы

при условии, что

величины сопротивлений плеч моста не заданы;

2) рациональный

подбор индикатора равновесия к мостовой схеме

или схемы к индикатору.

Одинарная мостовая схема применяется для измерения больших

сопротивлений (10 -ь 10е Ом).

 

 

Д в о й н а я

м о с т о в а я

с х е м а

( ш е с т и п л е ч а я )

(рис. 2-18). Данная схема имеет следующую рабочую цепь: источник питания, регулировочное сопротивление Р р, измеряемое сопротивле­ ние Rx, малое сопротивление R, образцовое сопротивление R0. Изме­ рительная часть цепи составлена резисторами с сопротивлениями Rlt R2, R3, R4 и внутренним сопротивлением индикатора равновесия Rn. Преобразовав треугольник сопротивлений R3, R4, R в эквивалентную звезду, можно получить схему одинарной мостовой схемы, для которой

40


условие равновесия записывается согласно соотношению (2-46). Сле­ довательно, измеряемое сопротивление определяется по формуле

р _р

ГСо

Ri J_____ RR4____ / Ri __

Rз

(2-50)

^.v -

-t-R+Ra+Ki t Ri

Ri

При Rx = R3\ R2 =

R4 и малом сопротивлении R (для получения

малого значения R берется короткий соединительный

провод боль­

шого сечения) вторым членом формулы (2-50) можно пренебречь. Двойную мостовую схему применяют для измерения малых сопро­

тивлений (10~6 -т- 10 Ом).

Для исключения влияния соединительных проводов сопротивление резисторов измерительной цепи R3, R2, R3, R4 выбирается больше 10 Ом, а образцовое сопротивление — примерно того же порядка, что и измеряемое. Для подключения образцового и измеряемого резисторов в рабо­ чую цепь служат токовые зажимы, в измери­ тельную же цепь — потенциальные зажимы.

Од и н а р н ы е ч е т ы р е х п л е ч и е

мо с т о в ы е с х е м ы . Поскольку сопротив­

ления плеч мостовой схемы переменного тока

 

в общем случае комплексные (рис. 2-19), то не­

 

обходим учет фазовых соотношений. Для равно­

 

весного состояния мостовой схемы

справедливо

 

соотношение (2-46), записанное в

комплексной Рис. 2-19. Схема моста

форме:

а д —z2z3,

(2-51)

переменного тока

 

 

где Zx, Z2, Z3, Z4 — комплексные сопротивления плеч моста перемен­ ного тока.

Записав выражение (2-51) в показательной форме, получим равен­

ство

г1е'ч>1г4е,’ф* =

Zoe'q>2z3e/<P3,

(2-52)

откуда следует,

что

z2z3

(2-53а)

 

ZjZ4 =

— равенство произведений модулей комплексных

сопротивлений

противолежащих

плеч, а

 

 

 

cpi + ср4 =

ср2 + ера

(2-536)

равенство сумм их фазовых углов.

Для того чтобы напряжение на зажимах индикатора равновесия ИР

мостовой схемы переменного тока равнялось нулю, необходимо одно­ временное выполнение условий равновесия по модулю и фазе (послед­ нее условие показывает, каким по характеру должны быть сопроти­ вления плеч мостовой схемы, чтобы обеспечить равновесие).

Условия равновесия мостовой схемы можно записать в ином виде,

представив Z в уравнении (2-51)

в алгебраической форме

R ± jX

(R — активное и X — реактивное

сопротивления):

 

(Ri + jXx) (Д1+ /Х4) =

(/?2 + /Х2) (Яз + Аа),

(2-54)

41


откуда

/?!/?*- X

i * 4 =

tf*/?з - а д ;

(2-55)

 

а д + а

д =

R2Xз+ /?аХа.

(2-56)

Уравновешивание мостовой схемы по двум величинам требует на­ личия в ее схеме не менее двух регулируемых элементов. Для удоб­ ства регулирования мостовые схемы строят таким образом, чтобы ре­ гулировочными элементами являлись резисторы. При сравнении емкости с индуктивностью регулируемые элементы располагают в про­ тивоположных плечах схемы, а емкости с емкостью или индуктивности с индуктивностью — в смежных. Правильный выбор регулируемых элементов мостовой схемы обеспечивает быстроту ее уравновешивания. Относительная быстрота уравновешивания мостовой схемы называется

сходимостью.

Анализ сходимости мостовой

схемы позволяют выпол­

Z*

 

нить топографические диаграммы, построен­

 

ные для каждого частного случая.

 

 

- О д и н а р н ы е Т-о б р а з н ы е мо ­

 

 

с т о в ы е

с х е м ы (рис. 2-20). Т-образ­

 

 

ные одинарные мостовые схемы применяют

 

 

для измерения сопротивлений на высоких

 

 

частотах (до 30 МГц); их преимущество

 

 

заключается

в

возможности

заземления

 

 

общей точки, в которой соединены источник

Рис. 2-20. Схема Т-образного

питания моста, индикатор равновесия и

моста

 

одно из сопротивлений (заземление позво­

чек в схеме

 

ляет уменьшить влияние емкостных уте­

и упростить проблему

экранирования).

Напряжение

на зажимах индикатора равновесия ИР, обладающего высоким со­ противлением (Zn лгоо), легко найти, преобразовав треугольник со­ противлений Zb Z3, Z4 в эквивалентную звезду. В полученной схеме смешанного соединения напряжение на зажимах 1 , 2

Z4Z3 -f- Z4Z2 -f- Z4Z2 -f- ZoZq

(2-57)

Ui,° = u Z4Z4 -f- ZjZo -f- ZjZ3 -f- Z4Z2

Z2Z3

Условие равновесия мостовой схемы будет иметь место, если

числитель данного выражения равен нулю:

 

 

Z ^ /Z a + Z i-f Z4 + Z3 = 0.

 

(2-58)

Из (2-58) измеряемое сопротивление Zx — Z4

можно выразить че­

рез известные сопротивления.

 

 

Недостатком одинарной Т-образной мостовой схемы является не­ обходимость использования высокочастотных переменных сопротив­ лений малой величины, создание которых сопряжено с рядом трудно­ стей. Поэтому на практике чаще используют двойную Т-образную мостовую схему, лишенную указанного недостатка.

Т р а н с ф о р м а т о р н ы е м о с т о в ы е с х е м ы . Мостовые схемы с индуктивно связанными плечами называют трансформатор­ ными (рис. 2-21). Их основными отличительными особенностями яв­ ляются широкий частотный диапазон (до сотен мегагерц); высокая стабильность и точность (погрешность может быть доведена до 0,1 —

42


0,5%); хорошая защищенность от влияния внешних электромагнит­ ных помех и внутренних паразитных связей; возможность измерения сопротивлений непосредственно в схеме без их отпайки; использова­ ние образцовых реактивных элементов невысокой добротности; боль­ шая гибкость, обеспечивающая различные измерительные режимы. Применение трансформаторных мостовых схем позволило расширить диапазон измеряемых параметров примерно в 1000 раз. Наибольшее распространение получили трансформаторные мосты для сравнения одинаковых по характеру измеряемых и образцовых сопротивлений.

Трансформаторная мостовая схема содержит трансформатор на­ пряжения Трн, первичную обмотку которого подключают к источнику питания, а вторичную обмотку, состоящую из двух секций с числом

витков

 

и w,,, соединяют через сопротивления (образцовое и изме­

ряемое)

с

соответствующими

 

секциями

первичной обмотки

 

w3 и щ, трансформатора тока

ся

Трг. В цепь вторичной обмот­

 

ки трансформатора тока вклю­

 

чен

индикатор равновесия.

 

Направление витков секций

 

вторичной обмотки трансфор­

 

матора

напряжений

wy и w2

 

или первичной обмотки транс­

 

форматора тока сс'з и щ, должно

 

быть встречным. Трансформа­

 

торы

напряжения

работают Рис. 2-21. Схема трансформаторного моста

в режиме, близком к режиму холостого хода при постоянном значении магнитного потока, а транс­

форматоры тока — в режиме, близком к режиму короткого замыкания. Магнитный поток в сердечнике трансформатора тока изменяется с из­ менением нагрузки. Первичные ампер-витки идеального трансформа­ тора тока равны его вторичным ампер-виткам.

При включении измеряемого сопротивления Zx образцовое сопро­ тивление Z0 (того же характера, что и Zx) можно регулировать до тех пор, пока ток через индикатор равновесия не будет равен нулю, что говорит о следующем: магнитный поток в сердечнике Тртотсутствует

и в обмотках Трг не наводится э. д. с.; точки 3, 0,

4 имеют один и тот же

потенциал.

и Zv:

 

Токи

/ 0 и 7V в цепях Z0

 

 

• / 0= t/0/Z0, IX = UJZX,

(2-59)

где U0,

Ux — соответственно

напряжения на Z0 и Zx.

При нулевом магнитном потоке в сердечнике 7рт для ампер-витков обеих секций его первичной обмотки справедливо следующее соотно­

шение:

=

IxWi

(2-60)

или

(U0/Z0) w3 =

(Ux/Zx) Wi,

(2-61).

откуда

z x = (Ux/Ua) (wjw 3) Z0.

(2-62)

 

43


Д л я идеального Тр,

(2-63)

Ux/Uo^Wt/Wi.

Следовательно, выражение (2-62) можно записать иначе:

Z.v = (wjwj) (wjwa) Z0.

(2-64)

При уравновешивании моста изменяются отношения

и w jw 3, Z0,

что позволяет расширить диапазон измерения измеряемой величины. Существуют различные схемные решения изменения этих__со.отношений; образцовые сопротивления с постоянными и переменными вели­ чинами; секционированная обмотка w2 Трп, имеющая-■отводы и по­ зволяющая осуществлять ступенчатое переключение образцовых со­ противлений в различном сочетании; секционированная первичная обмотка трансформатора тока.

В трансформаторных мостах возможно раздельное, т. е. незави­ симое, уравновешивание активной и реактивной составляющих ком­ плексного сопротивления. Измерение осуществляется методом заме­ щения.

Погрешности измерительных мостов. Погрешности мостовых схем определяются погрешностью отдельных элементов схемы (их стабиль­ ностью, точностью, расположением); влиянием сопротивления соеди­ нительных проводов; изменением параметров источника питания, ин­ дикатора равновесия; погрешностью градуировки и исполнения шкал у образцовых конденсаторов переменной емкости, вариометров, со­ противлений резисторов и др. На точность измерения влияют квадра­ турные погрешности, т. е. неполный учет реактивных составляющих в активных сопротивлениях и активных составляющих в реактивных сопротивлениях. Чем выше частота, при которой выполняется изме­ рение, тем в большей степени проявляются эти погрешности. Для уменьшения погрешности мост переменного тока питают через раздели­ тельный трансформатор, при этом заземление моста производится так, чтобы влияние паразитных емкостей и утечек было минимально воз­ можным.

Погрешность моста задается по модулю сопротивления в процентах от измеряемой величины; углу в значениях абсолютной погрешности; двум составляющим, из которых одна b пропорциональна значению измеряемой величины, другая а имеет постоянное значение, характе­

ризующее остаточную погрешность Д = ±

(ЬХ + а). Например, AL =

= ± (О,OIL + V), тогда у0Т11% = AL/L =

± [1 + (L'/L)100].

§ 2-4. Компенсаторы

Принцип компенсации. Компенсационный метод измерения заклю­ чается в уравновешивании, осуществляемом включением на индика­ тор равновесия двух электрически не связанных между собой, но про­ тивоположно направленных напряжений или э. д. с., либо двух раз­ дельно регулируемых токов Компенсационный метод используют для непосредственного сравнения напряжений или э. д. с., тока и косвенно для измерения других электрических, а также неэлектриче-

44