Файл: Атамалян Э.Г. Методы и средства измерения электрических величин учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 7
Изменяя величины сопротивлений одного или нескольких плеч мостовой схемы, доводят до нуля ток в цепи индикатора равновесия,
т. е. / п |
= 0. |
условия |
Равновесие мостовой схемы наступает при выполнении |
||
|
R1R i ~ R aRa = 0, |
(2-46) |
откуда |
измеряемое сопротивление |
|
|
r x = r 1 = r 2r 3/ r 4. |
(2-47) |
Из (2-47) следует, что уравновешивание мостовой схемы постоян ного тока может быть выполнено регулированием отношения сопро тивлений R3/R4 при некотором неизменном значении сопротивления R2 (мостовые схемы с переменным отношением плеч); сопротивления R., и неизменном отношении сопро
|
тивлений Ra/R4 |
(мостовые |
схемы |
||
|
с постоянным отношением плеч). |
||||
|
Важным |
свойством одинарной |
|||
|
мостовой схемы является чувстви |
||||
|
тельность |
по |
току, напряжению, |
||
|
мощности. |
|
|
|
|
|
Чувствительность мостовой схе |
||||
|
мы — отношение |
изменения |
тока |
||
|
Д/„, напряжения |
ДUn или мощно |
|||
Рис. 2-18. Схема двойного моста |
сти АРПв цепи |
индикатора |
равно |
||
|
весия к относительному изменению |
сопротивления Р,- одного из плеч мостовой схемы либо к абсолют ному изменению сопротивления.
Чувствительность по: |
|
|
|
току |
или Si = AI„/ARi\ |
|
|
Si = AIn/(ARi/Ri) |
(2-48) |
||
напряжению |
|
|
|
Su^AUJiARi/Ri) |
или |
= Д£Уп/ДРг. |
(2-49) |
При рассмотрении вопроса о максимальной чувствительности ста
вятся две задачи: |
1) достижение предельной чувствительности схемы |
при условии, что |
величины сопротивлений плеч моста не заданы; |
2) рациональный |
подбор индикатора равновесия к мостовой схеме |
или схемы к индикатору.
Одинарная мостовая схема применяется для измерения больших
сопротивлений (10 -ь 10е Ом). |
|
|
|
Д в о й н а я |
м о с т о в а я |
с х е м а |
( ш е с т и п л е ч а я ) |
(рис. 2-18). Данная схема имеет следующую рабочую цепь: источник питания, регулировочное сопротивление Р р, измеряемое сопротивле ние Rx, малое сопротивление R, образцовое сопротивление R0. Изме рительная часть цепи составлена резисторами с сопротивлениями Rlt R2, R3, R4 и внутренним сопротивлением индикатора равновесия Rn. Преобразовав треугольник сопротивлений R3, R4, R в эквивалентную звезду, можно получить схему одинарной мостовой схемы, для которой
40
условие равновесия записывается согласно соотношению (2-46). Сле довательно, измеряемое сопротивление определяется по формуле
р _р |
ГСо |
Ri J_____ RR4____ / Ri __ |
Rз |
(2-50) |
^.v - |
-t-R+Ra+Ki t Ri |
Ri |
||
При Rx = R3\ R2 = |
R4 и малом сопротивлении R (для получения |
|||
малого значения R берется короткий соединительный |
провод боль |
шого сечения) вторым членом формулы (2-50) можно пренебречь. Двойную мостовую схему применяют для измерения малых сопро
тивлений (10~6 -т- 10 Ом).
Для исключения влияния соединительных проводов сопротивление резисторов измерительной цепи R3, R2, R3, R4 выбирается больше 10 Ом, а образцовое сопротивление — примерно того же порядка, что и измеряемое. Для подключения образцового и измеряемого резисторов в рабо чую цепь служат токовые зажимы, в измери тельную же цепь — потенциальные зажимы.
Од и н а р н ы е ч е т ы р е х п л е ч и е
мо с т о в ы е с х е м ы . Поскольку сопротив
ления плеч мостовой схемы переменного тока |
|
||
в общем случае комплексные (рис. 2-19), то не |
|
||
обходим учет фазовых соотношений. Для равно |
|
||
весного состояния мостовой схемы |
справедливо |
|
|
соотношение (2-46), записанное в |
комплексной Рис. 2-19. Схема моста |
||
форме: |
а д —z2z3, |
(2-51) |
переменного тока |
|
|
где Zx, Z2, Z3, Z4 — комплексные сопротивления плеч моста перемен ного тока.
Записав выражение (2-51) в показательной форме, получим равен
ство |
г1е'ч>1г4е,’ф* = |
Zoe'q>2z3e/<P3, |
(2-52) |
|
откуда следует, |
||||
что |
z2z3 |
(2-53а) |
||
|
ZjZ4 = |
|||
— равенство произведений модулей комплексных |
сопротивлений |
|||
противолежащих |
плеч, а |
|
|
|
|
cpi + ср4 = |
ср2 + ера |
(2-536) |
—равенство сумм их фазовых углов.
Для того чтобы напряжение на зажимах индикатора равновесия ИР
мостовой схемы переменного тока равнялось нулю, необходимо одно временное выполнение условий равновесия по модулю и фазе (послед нее условие показывает, каким по характеру должны быть сопроти вления плеч мостовой схемы, чтобы обеспечить равновесие).
Условия равновесия мостовой схемы можно записать в ином виде,
представив Z в уравнении (2-51) |
в алгебраической форме |
R ± jX |
(R — активное и X — реактивное |
сопротивления): |
|
(Ri + jXx) (Д1+ /Х4) = |
(/?2 + /Х2) (Яз + Аа), |
(2-54) |
41
откуда |
/?!/?*- X |
i * 4 = |
tf*/?з - а д ; |
(2-55) |
|
а д + а |
д = |
R2Xз+ /?аХа. |
(2-56) |
Уравновешивание мостовой схемы по двум величинам требует на личия в ее схеме не менее двух регулируемых элементов. Для удоб ства регулирования мостовые схемы строят таким образом, чтобы ре гулировочными элементами являлись резисторы. При сравнении емкости с индуктивностью регулируемые элементы располагают в про тивоположных плечах схемы, а емкости с емкостью или индуктивности с индуктивностью — в смежных. Правильный выбор регулируемых элементов мостовой схемы обеспечивает быстроту ее уравновешивания. Относительная быстрота уравновешивания мостовой схемы называется
сходимостью. |
Анализ сходимости мостовой |
схемы позволяют выпол |
|||
Z* |
|
нить топографические диаграммы, построен |
|||
|
ные для каждого частного случая. |
||||
|
|
- О д и н а р н ы е Т-о б р а з н ы е мо |
|||
|
|
с т о в ы е |
с х е м ы (рис. 2-20). Т-образ |
||
|
|
ные одинарные мостовые схемы применяют |
|||
|
|
для измерения сопротивлений на высоких |
|||
|
|
частотах (до 30 МГц); их преимущество |
|||
|
|
заключается |
в |
возможности |
заземления |
|
|
общей точки, в которой соединены источник |
|||
Рис. 2-20. Схема Т-образного |
питания моста, индикатор равновесия и |
||||
моста |
|
одно из сопротивлений (заземление позво |
|||
чек в схеме |
|
ляет уменьшить влияние емкостных уте |
|||
и упростить проблему |
экранирования). |
Напряжение |
на зажимах индикатора равновесия ИР, обладающего высоким со противлением (Zn лгоо), легко найти, преобразовав треугольник со противлений Zb Z3, Z4 в эквивалентную звезду. В полученной схеме смешанного соединения напряжение на зажимах 1 , 2
Z4Z3 -f- Z4Z2 -f- Z4Z2 -f- ZoZq |
(2-57) |
|
Ui,° = u Z4Z4 -f- ZjZo -f- ZjZ3 -f- Z4Z2 |
Z2Z3 |
|
Условие равновесия мостовой схемы будет иметь место, если |
||
числитель данного выражения равен нулю: |
|
|
Z ^ /Z a + Z i-f Z4 + Z3 = 0. |
|
(2-58) |
Из (2-58) измеряемое сопротивление Zx — Z4 |
можно выразить че |
|
рез известные сопротивления. |
|
|
Недостатком одинарной Т-образной мостовой схемы является не обходимость использования высокочастотных переменных сопротив лений малой величины, создание которых сопряжено с рядом трудно стей. Поэтому на практике чаще используют двойную Т-образную мостовую схему, лишенную указанного недостатка.
Т р а н с ф о р м а т о р н ы е м о с т о в ы е с х е м ы . Мостовые схемы с индуктивно связанными плечами называют трансформатор ными (рис. 2-21). Их основными отличительными особенностями яв ляются широкий частотный диапазон (до сотен мегагерц); высокая стабильность и точность (погрешность может быть доведена до 0,1 —
42
0,5%); хорошая защищенность от влияния внешних электромагнит ных помех и внутренних паразитных связей; возможность измерения сопротивлений непосредственно в схеме без их отпайки; использова ние образцовых реактивных элементов невысокой добротности; боль шая гибкость, обеспечивающая различные измерительные режимы. Применение трансформаторных мостовых схем позволило расширить диапазон измеряемых параметров примерно в 1000 раз. Наибольшее распространение получили трансформаторные мосты для сравнения одинаковых по характеру измеряемых и образцовых сопротивлений.
Трансформаторная мостовая схема содержит трансформатор на пряжения Трн, первичную обмотку которого подключают к источнику питания, а вторичную обмотку, состоящую из двух секций с числом
витков |
|
и w,,, соединяют через сопротивления (образцовое и изме |
||||
ряемое) |
с |
соответствующими |
|
|||
секциями |
первичной обмотки |
|
||||
w3 и щ, трансформатора тока |
ся |
|||||
Трг. В цепь вторичной обмот |
||||||
|
||||||
ки трансформатора тока вклю |
|
|||||
чен |
индикатор равновесия. |
|
||||
Направление витков секций |
|
|||||
вторичной обмотки трансфор |
|
|||||
матора |
напряжений |
wy и w2 |
|
|||
или первичной обмотки транс |
|
|||||
форматора тока сс'з и щ, должно |
|
|||||
быть встречным. Трансформа |
|
|||||
торы |
напряжения |
работают Рис. 2-21. Схема трансформаторного моста |
в режиме, близком к режиму холостого хода при постоянном значении магнитного потока, а транс
форматоры тока — в режиме, близком к режиму короткого замыкания. Магнитный поток в сердечнике трансформатора тока изменяется с из менением нагрузки. Первичные ампер-витки идеального трансформа тора тока равны его вторичным ампер-виткам.
При включении измеряемого сопротивления Zx образцовое сопро тивление Z0 (того же характера, что и Zx) можно регулировать до тех пор, пока ток через индикатор равновесия не будет равен нулю, что говорит о следующем: магнитный поток в сердечнике Тртотсутствует
и в обмотках Трг не наводится э. д. с.; точки 3, 0, |
4 имеют один и тот же |
||
потенциал. |
и Zv: |
|
|
Токи |
/ 0 и 7V в цепях Z0 |
|
|
|
• / 0= t/0/Z0, IX = UJZX, |
(2-59) |
|
где U0, |
Ux — соответственно |
напряжения на Z0 и Zx. |
При нулевом магнитном потоке в сердечнике 7рт для ампер-витков обеих секций его первичной обмотки справедливо следующее соотно
шение: |
= |
IxWi |
(2-60) |
|
или |
||||
(U0/Z0) w3 = |
(Ux/Zx) Wi, |
(2-61). |
||
откуда |
||||
z x = (Ux/Ua) (wjw 3) Z0. |
(2-62) |
|||
|
43
Д л я идеального Тр, |
(2-63) |
Ux/Uo^Wt/Wi. |
|
Следовательно, выражение (2-62) можно записать иначе: |
|
Z.v = (wjwj) (wjwa) Z0. |
(2-64) |
При уравновешивании моста изменяются отношения |
и w jw 3, Z0, |
что позволяет расширить диапазон измерения измеряемой величины. Существуют различные схемные решения изменения этих__со.отношений; образцовые сопротивления с постоянными и переменными вели чинами; секционированная обмотка w2 Трп, имеющая-■отводы и по зволяющая осуществлять ступенчатое переключение образцовых со противлений в различном сочетании; секционированная первичная обмотка трансформатора тока.
В трансформаторных мостах возможно раздельное, т. е. незави симое, уравновешивание активной и реактивной составляющих ком плексного сопротивления. Измерение осуществляется методом заме щения.
Погрешности измерительных мостов. Погрешности мостовых схем определяются погрешностью отдельных элементов схемы (их стабиль ностью, точностью, расположением); влиянием сопротивления соеди нительных проводов; изменением параметров источника питания, ин дикатора равновесия; погрешностью градуировки и исполнения шкал у образцовых конденсаторов переменной емкости, вариометров, со противлений резисторов и др. На точность измерения влияют квадра турные погрешности, т. е. неполный учет реактивных составляющих в активных сопротивлениях и активных составляющих в реактивных сопротивлениях. Чем выше частота, при которой выполняется изме рение, тем в большей степени проявляются эти погрешности. Для уменьшения погрешности мост переменного тока питают через раздели тельный трансформатор, при этом заземление моста производится так, чтобы влияние паразитных емкостей и утечек было минимально воз можным.
Погрешность моста задается по модулю сопротивления в процентах от измеряемой величины; углу в значениях абсолютной погрешности; двум составляющим, из которых одна b пропорциональна значению измеряемой величины, другая а имеет постоянное значение, характе
ризующее остаточную погрешность Д = ± |
(ЬХ + а). Например, AL = |
= ± (О,OIL + V), тогда у0Т11% = AL/L = |
± [1 + (L'/L)100]. |
§ 2-4. Компенсаторы
Принцип компенсации. Компенсационный метод измерения заклю чается в уравновешивании, осуществляемом включением на индика тор равновесия двух электрически не связанных между собой, но про тивоположно направленных напряжений или э. д. с., либо двух раз дельно регулируемых токов Компенсационный метод используют для непосредственного сравнения напряжений или э. д. с., тока и косвенно для измерения других электрических, а также неэлектриче-
44