Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
двигатель. Возмущающим воздействием в этом случае служит изменение давления окружающей среды рн, которое одновремен но действует на объект управления ГТД и высотный корректор (чувствительный элемент — анероиды 9). Усилие на пружине 6 уменьшается, что обеспечивает дозировку топлива в камеру сго рания по высотному закону в отличие от земного и, тем самым, предотвращает возможное переобогащение топливо-воздушной смеси. Таким образом, высотный корректор АЗ компенсирует действующее на двигатель возмущающее воздействие.
Достоинствами разомкнутых систем является их простота и надежность в работе, а также относительно большое быстро действие ввиду одновременности действия внешних возмущений на УО и АУУ. К недостаткам этих систем можно отнести невысо кую статическую точность поддержания значения управляемой величины как из-за отсутствия обратной связи между УО и АУУ (автомат «не чувствует» воздействия, оказываемого им на объ ект, а также не реагирует на изменение внутридвигательиых па раметров, к. п. д. узлов и т. п.), так и сложности учета различно го рода возмущений, которые могут одновременно воздейство вать на систему управления.
2.3.2.Замкнутые системы управления
Взамкнутой системе, работающей на принципе отклонений, АУУ воспринимает действительное значение управляемой вели чины и в случае отличия его от предписанного устраняет это рассогласование изменением управляющего воздействия. В об щем случае входным воздействием для АУУ будут как внешние, так.и внутренние (контрольные) воздействия. Обязательным эле ментом замкнутых систем является обратная связь. По ней пере дается информация об отклонении управляемой величины. Эле менты таких систем образуют замкнутый контур, охваченный главной обратной связью, а системы в целом называются систе
мами .с з а м к н у т ы м и ц е п я м и |
в о з д е й с т в и й (см. рис. |
|
1.11, 1.12 |
и 1.14). В автоматике такие АСУ получили название |
|
с и с т е м ы |
а в т о м а т и ч е с к о г о |
р е г у л и р о в а н и я |
(САР).
В качестве примера рассмотрим САР числа оборотов ТРД, принципиальная схема которой изображена на рис. 2.4, а соот ветствующая функциональная схема — на рис. 1.11.
Система работает следующим образом. Задание числа обо ротов осуществляется летчиком через РУД 3. Чувствительный элемент 2 регулятора (центробежный тахометр 4) замеряет чис ло оборотов ТРД 1 и в случае несоответствия их заданным пере мещает рычаг, связанный в точках В и С с преобразующим и исполнительным . элементами. К преобразующему элементу (золотник 5) подводятся рабочая жидкость от постороннего ис точника энергии и управляющий сигнал от рычага АВС. При дви-
38
женин точки В рычага открывается один из каналов подвода ра бочей жидкости Рраб в полость над или под поршнем 8 исполни тельного элемента 6, соединяя вторую полость со сливом. Под разностью давлений поршень начинает перемещаться, увеличи вая или уменьшая подачу топлива в двигатель с помощью регу лирующего органа (дозирующей иглы 7) до тех пор, пока число оборотов двигателя не вернется к исходному значению.
А В С
Рис. 2.4. Принципиальная схема системы регулирования числа оборотов ТРД
Таким образом, САР числа оборотов ТРД работает на прин ципе отклонений, поддерживая (с некоторой точностью) посто янное число оборотов двигателя при изменении, например, усло вий полета.
Достоинство замкнутых систем — высокая статическая точ ность поддержания управляемых величин. К недостаткам таких систем следует отнести относительно малое быстродействие и принципиальную невозможность предотвращения отклонения уп равляемой величины от предписанного значения, так как АУУ вступает в работу только при наличии этого отклонения.
2.3.3. Комбинированные системы управления
Для улучшения динамических и статических свойств АСУ соз даются комбинированные системы (рис. 2.5), которые использу ют лучшие качества как систем, работающих на принципе отк лонений, так и систем, работающих на принципе возмущений.
39
Некоторое усложнение и удорожание таких систем компенсиру ется повышением точности поддержания п регулирования управ
ляемых величин. Это, в свою очередь, |
приводит к улучшению |
|||||
многих показателен, |
характеризующих процессы в объектах уп |
|||||
|
|
равления. |
|
|
|
|
|
|
В качестве примера комбиниро |
||||
|
|
ванной системы рассмотрим систему |
||||
|
|
управления |
турбовинтовым |
двига |
||
|
|
телем (ТВД), устанавливаемым на |
||||
|
|
транспортном самолете (рис. 2.6). |
||||
|
|
За управляемые |
величины тако |
|||
|
|
го ТВД обычно выбирают число |
||||
|
|
оборотов ротора двигателя п и тем |
||||
|
|
пературу газа перед турбинами Т3*. |
||||
|
|
Управляющими воздействиями |
при |
|||
|
|
этом выступают угол установки ло |
||||
|
|
пастей винта изменяемого |
шага |
срл |
||
Рис. 2.5.Функциональная |
схема |
и расход топлива GT, подаваемого в |
||||
комбинированной системы уп |
камеру сгорания. Из схемы |
видно, |
||||
равления |
|
что регулирование |
числа оборотов |
|||
|
|
осуществляется по замкнутому кон |
туру, а управление температурой газа — по разомкнутому. В це лом же такая система является комбинированной.
Настройка управляющих устройств (регулятора п и автома та Г3*) на заданный режим работы осуществляется с помощью
Рис. 2.6. Функциональная схема системы управле ния ТВД
РУД через автомат объединенного управления (АОУ). По сооб ражениям прочности иногда в систему вводят специальный огра ничитель крутящего момента (ОКМ).
40
2.4. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПО НАЛИЧИЮ И ВИДУ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ
В гл. I было отмечено, что усилия на регулирующем органе системы могут достигать значительных величин. Для управле ния таким органом в цепь воздействий между чувствительным элементом и регулирующим органом часто устанавливаются ис полнительные, усилительные и другие элементы, использующие различного вида вспомогательную энергию. По виду этой энер гии большинство систем можно разделить на два класса — сис темы п р я м о г о и ‘н е п р я м о г о действия.
В системах прямого действия чувствительный элемент непо средственно управляет регулирующим органом. Например, в ав томате запуска (см. рис. 2.3), чувствительный элемент — мем брана 5 непосредственно (через рычаг 2) управляет положением регулирующего органа—клапана 1. Эту систему можно отнести к системе прямого действия.
Если чувствительный элемент связан с регулирующим орга ном через промежуточные элементы (преобразующие, исполни тельные, корректирующие), то такая система называется систе мой непрямого действия. Как известно, для управления проме жуточными элементами может быть использована электриче ская, гидравлическая, пневматическая или какого-либо другого вида энергия. По виду этой энергии можно дополнительно под разделить системы непрямого действия. Пример гидравлической системы непрямого действия, использующей в качестве вспомо гательной энергии энергию жидкости (масло, топливо), приведен на рнс. 2.4, где в цепь воздействий от чувствительного элемента (центробежного тахометра) до регулирующего органа (дозирую щей иглы) включен статический серводвигатель, а регулятор имеет корректирующий элемент — жесткую обратную связь (ры чаг ЛВС).
2.5. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПО ВИДУ ЗАДАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Важнейшим признаком любой автоматической системы явля ется закон (алгоритм) функционирования, ведущий к правильно му выполнению технического процесса в каком-либо устройстве или системе в целом. Такой закон характеризует п р о г р а м м у управления, по которой работает система, и показывает измене ние задающего воздействия хВх(1) во времени. Этот принцип и положен в основу классификации автоматических систем по виду задающей программы.
Системы управления и регулирования авиационных ВРД и многих других технических устройств, машин и агрегатов можно подразделить на четыре крупных класса: системы стабилизации и слежения, программные и оптимальные системы.
41
2.5.1. Системы стабилизации
Системой автоматической стабилизации называется такая система, в которой предписанное значение управляемой величи ны поддерживается постоянным при неизменном задающем воз действии.
Закон стабилизации имеет вид:
•Кцых (0 ~ х вых(i) ~ const, |
(2.1) |
где -\'вых(0 и х'пых(£) — действительное и предписанное значе ния управляемой величины соответственно.
Система стабилизации должна устранять (с достаточной точ ностью) последствия любых возмущающих воздействий, способ ных нарушить выполнение закона (2.1).
В авиационной технике к системам автоматической стабили зации относятся САР числа оборотов ротора ТРД при работе ее с фиксированным положением РУД (см. рис. 2.4); система уп равления самолетным генератором, поддерживающая напряже ние постоянным; САР форсажного контура ТРДФ*, работающая на принципе поддержания постоянного перепада давлений возду ха за компрессором и газа за турбиной; система обогрева кабин самолета, обеспечивающая постоянство температуры воздуха в них и др.
2.5.2. Системы программного управления
Программная автоматическая система — это такая система, задачей которой является изменение во времени управляемой ве личины по заранее известной программе (закону). В общем слу чае программа функционирования системы определяется задаю щим воздействием xDX(0- Тогда закон программного управления будет иметь вид:
* « ( 0 = / W ( 0 , |
(2.2) |
где /зад( 0 — заранее известная программа как функция вре мени.
К системам программного управления относятся АСУ поле том космических кораблей и вывода спутников земли на заранее рассчитанные орбиты; системы, обеспечивающие полет самолета по заранее известному курсу с помощью автопилотов и др.
Задание программы функционирования системы осуществля ется самым различным образом. Так, для обеспечения требуемой
* ТРДФ—сокращенное название турбореактивного двигателя с форсажной камерой.
42
подачи топлива в двигатель при приемистости * по эксперимен тально полученному закону (кривая 1 на рис. 2.7), отличному от закона дозировки топлива на установившихся режимах (кривая
2), программирование автомати |
|
||||
ки ведется либо по времени, не |
|
||||
зависящему от процесса в двига |
|
||||
теле, либо |
по одному |
или |
нес |
|
|
кольким |
виутридвигательным |
па |
|
||
раметрам |
(давлению воздуха или |
|
|||
газа по тракту двигателя, его чис |
|
||||
лу оборотов и т. п.). К временным |
|
||||
автоматам |
приемистости относят |
|
|||
ся гидрозамедлнтель и ограничи |
|
||||
тель нарастания давления (ОНД); |
|
||||
к автоматам, работающим по па |
|
||||
раметрам двигателя—пневмогид- |
|
||||
равлический и тахиметрический |
|
||||
(по числу оборотов ротора ВРД) |
Рис. 2.7. Зависимость расхода топ |
||||
автоматы приемистости. |
(На рис. |
лива от числа оборотов на приеми |
|||
2.7 число оборотов /гм.г и расход |
стости и установившихся режимах |
||||
топлива GT |
соответствуют |
ре- |
|
жиму малого газа — минимально возможному устойчивому режи му работы ТРД, а пмакс и GT.MaKc — максимальному режиму, до пустимому для данного двигателя).
2.5.3. Следящие системы
Следящей называется система, в которой закон изменения уп равляемой величины заранее неизвестен и определяется пере менной величиной, действующей на вход автоматической систе мы. Этот закон описывается изменением задающего воздействия xBX(t) в зависимости от заранее неизвестной функции времени
е.
Хвх(0 =fx(t). |
(2.3) |
Вотличие от программных в следящих системах задающая. величина во времени изменяется произвольно, а управляемая ве личина должна следить за этими изменениями.
Вавиации в качестве следящих систем нашли применение ■системы телеуправления и самонаведения летательных аппара тов, радиолокационные системы группового полета самолетов,
•обеспечивающие сохранение определенной дистанции между ни ми вне зависимости от эволюций ведущего самолета и др.
* Приемистость — это способность двигателя быстро увеличивать число
•оборотов при увеличении подачи топлива АОт.макс, темп роста которой огра ничен, главным образом, максимально допустимой температурой газа Т3* и возможностью' возникновения неустойчивой работы компрессора.
43