Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
2.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПО ЧИСЛУ КОНТУРОВ
По этой классификации все системы автоматического управ ления можно подразделить на одноконтурные и многоконтурные.
О д н о к о н т у р н о й называется система, которая воздейст вует на одну управляемую величину с помощью одного управля ющего воздействия. Структурные схемы таких систем показаны
на рис. 1.14 и 2.2. Одноконтурными являются |
САР числа оборо |
|
тов ТРД (см. рис. 2.4), система ограничения |
температуры газа |
|
перед турбиной (см. рис. |
2.12) и др. |
|
Мн о г о к о н т у р н ы е |
системы обычно составлены из двух |
или более одноконтурных систем с соответствующим числом уп равляемых величин и управляющих воздействий (см. рис. 2.5). В авиационном ГТД к такой системе относится, например, уже известная нам двухконтурная система управления приведенным числом оборотов двигателя (см. рис. 2.8).
В настоящее время требования к точности управления ГТД, особенно на сверхзвуковых самолетах, все более возрастают, что ведет к увеличению и числа контролируемых параметров двига теля (по расчетным данным их число для ДТРД уже превышает 70). Это значительно усложняет АСУ, делает их многоконтур ными.
ГЛАВА III
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
3.1.ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ СВОЙСТВ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Впредыдущей главе мы познакомились с работой некоторых автоматических систем. Принципы действия таких систем, как САР турбовинтового двигателя и САР приведенного числа обо
ротов ГТД, даны в словесном описании. При этом хорошо уда ется показать .принципы действия АСУ и некоторые качествен ные стороны процесса управления. Однако для всестороннего анализа и синтеза различных систем необходимо проводить количественную оценку работы и сравнивать между собой огром ное множество систем вне зависимости от их принципа дейст вия, физической природы и конструктивного оформления. Сло весное описание работы в этом случае не приемлемо из-за невоз можности учета всех параметров систем, громоздкости формы и огромного количества АСУ. Поэтому были найдены универсаль ные формы выражения свойств систем и элементов автоматиче ских управляющих устройств, которые позволили сгруппиро вать их по характерным признакам.
К таким формам относятся уже знакомые нам дифференци альные уравнения, описывающие процессы управления и регули рования, а также статические и динамические характеристики. С их помощью можно наиболее полно охарактеризовать работу любой АСУ как в установившемся, так и в неустановившемся (переходном) режимах.
Основным признаком, определяющим свойства отдельных элементов и систем в целом, является связь между сигналами входного и выходного воздействий (их производными или ин тегралами). В общем виде такая взаимосвязь и дается диффе ренциальным уравнением. Решив это уравнение, можно опреде лить значение управляемой величины в любой момент времени. При этом необходимо учитывать вид входного и возмущающего воздействий (если они одновременно действуют на систему) и начальное состояние системы.
53
Часто взаимосвязи возмущающих воздействий и управляемой
величины, выраженные в той или иной форме, |
называют х а- |
|
р а к т е р и с т и к а м и. В зависимости от режима |
работы систе |
|
мы (элемента) |
характеристики подразделяют на статические и |
|
динамические. |
|
|
Знакомство |
со свойствами АСУ и их элементов начнем с |
уравнений, так как они являются одной из" форм записи как ста тических, так и динамических характеристик.
3.2. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Уравнения движения характеризуют физические процессы, протекающие в системах и их элементах в любой момент време ни. В частном случае системы могут находиться в покое, но в общем случае в них всегда протекает какой-то процесс управле ния.
Чтобы составить уравнение АСУ, надо изобразить ф у н к ци о- н а л ь н у ю и с т р у к т у р н у ю схемы системы. Последняя схе ма является графическим изображением связанных между со бой элементов (частей) системы, имеющих определенные динамические свойства. Только после этого можно приступить к написанию уравнений движения элементов, а затем и к состав лению уравнений самой автоматической системы.
Вид уравнения движения системы зависит от свойств элемен тов, входящих в систему. В общем случае совокупность уравне ний отдельных элементов образует систему уравнений. Для по лучения одного развернутого уравнения, описывающего процесс в АСУ, необходимо исключить в системе уравнений промежуточ
ные переменные, оставив только задающую xBx(t) |
и управляе |
|
мую хВых(0 величины. Пример составления |
такого |
уравнения |
приведен в конце этой главы. |
|
|
В гл. I были даны принципы составления |
уравнений движе |
ния на примере системы «пружина—масса груза—источник си лы». Из примера следует, что принцип составления уравнения базируется на использовании законов физики, характеризующих протекаемые в системе (элементе) процессы.
Действительно, для большинства элементов АСУ основным • условием составления уравнений является соблюдение баланса энергии или вещества. При этом для каждого элемента необхо димо устанавливать приход, расход п запас энергии или веще ства.
Рассмотрим метод составления уравнений переходного про цесса в элементах ВРД как управляемых объектах.
54
3.2.1.Обобщенное уравнение переходного процесса
вуправляемых объектах
Переходные процессы в некоторых управляемых объектах ~ удается выразить обобщенным дифференциальным уравнением вида:
5 |
(3.1) |
|
dt |
||
|
||
где Хиых — выходное воздействие объекта управления |
(управля |
|
емая величина); |
|
|
— входное воздействие на объект (задающая |
величина, |
характеризующаяся подводимой или отводимой энергией в виде возмущающих воздействий, перенастройки регулирующего орга на и т. п.);
В — величина, характеризующая собственные свойства объ екта.
Значения ,tnx, хвык и В для некоторых физических законов, определяющих работу объектов управления, приведены в табл. 3.1.
Для ТРД как объекта управления уравнение движения рото ра будет зависеть от подачи топлива (при неизменных окружа ющих условиях) и свойств самого двигателя. При этом задаю щей величиной будет разность крутящих моментов турбины Мт и компрессора Мк. Знак этой разности зависит от того, ускоря ется или замедляется вращение ротора при изменении подачи топлива в двигатель.
Ротор двигателя обладает массой, проявляющейся в виде момента инерции. Чтобы преодолеть инерционность вращающих ся частей при изменении подачи топлива и получить новое зна чение угловой скорости вращения (управляемой величины), не обходимо некоторое время /. Тогда уравнение движения ротора ТРД можно представить в следующем виде:
( 3. 2)
где / — приведенный к оси ротора момент инерции вращающих ся частей двигателя (величина постоянная для конкретного дви гателя); со—угловая скорость вращения ротора; ДМ —М^—Мк — избыточный крутящий момент.
На равновесном режиме работы ТРД обеспечивается равен ство крутящих моментов турбины МТо и компрессора МКо., поэто
му уравнение статики ротора запишется так: |
|
ДМ0 = /ИТо—Мк„=0. |
( 3.3) |
55
С в о й ства некоторы х |
|
|
|
Таблица 3.1 |
||
управляемы х объ екто в |
||||||
|
|
Значение |
коэф |
|
||
Вид физического |
Уравнение |
дви |
фициентов |
Принятые обозначения |
||
процесса |
жения объекта |
-''ВЫХ |
|
В |
||
|
|
|
|
|
||
Поступательное |
d.V |
|
V |
р |
m |
ш — масса |
движение |
т -------- |
Р |
|
|
|
V — скорость |
d t
t — время
Р — результирую щая сила
Вращательное
движение
ф
II
О) ш |
I |
I — момент |
инер |
|
|
ции |
|
|
|
to — угловая |
ско |
|
|
рость |
|
Ш — результирую щий момент
Нагрев (охлаж |
С — = А0 |
Т Д9 |
с |
С — удельная |
дение) тела |
теплоемкость |
|||
|
dt |
|
|
тела |
|
|
|
|
Т — температура |
|
|
|
|
тела |
|
|
|
|
Д0 — результирую |
|
|
|
|
щая составля |
|
|
|
|
ющая теплово |
|
|
|
|
го потока |
Заполнение (опо |
v |
d p |
ДО |
|
рожнение) ресиве |
||||
R rT r |
dt |
Qr |
||
ра с газом |
|
|
|
Заполнение (опо |
d H |
рожнение) резерву f |
5 — = Л<?ж |
ара с жидкостью |
a t |
|
р |
V |
V — объем |
ресиве |
|
AQr R rT r |
ра |
посто |
||
|
|
R T — газовая |
||
|
|
янная |
|
|
|
|
Т г — температура |
||
|
|
газа |
|
|
|
|
р — давление |
газа |
|
|
|
AQr — результирую |
||
|
|
щий секунд |
||
|
|
ный расход |
||
|
|
газа |
|
|
н |
AQ* F q |
F — площадь попе |
||
речного |
сече- • |
ния резервуа ра
Q — П Л О Т Н О С Т Ь
жидкости И — координата
уровня жид кости
ДОнс— результирую- * щий секунд ный расход жидкости
56
Если управляемым объектом является камера сгорания ВРД и требуется поддерживать постоянную температуру в ней, то уравнение статики можно представить в виде равенства
a Q o = Q i .o ,i 0— Q o t b 0 > |
(3-4) |
что соответствует равновесному режиму работы камеры, |
когда |
подведенное тепло (Зпод0 равно теплу отведенному Q0Tn0. |
|
При нарушении равновесия QnOAo = QOtd0 возникает переход ный процесс, в результате которого будет накапливаться или тратиться тепло, аккумулируемое камерой сгорания. Тогда урав нение движения объекта примет следующий вид:
CK.c ^ f - = b Q = Q ao, - Q on, |
(3.5) |
|
at |
|
|
где С„.с — теплоемкость газа в камере сгорания; |
Тг — темпера |
|
тура газа в камере сгорания. |
|
|
Из рассмотренных примеров видно, что |
уравнения (3.2) и |
|
(3.5), описывающие процессы в элементах |
ВРД, |
можно выра |
зить с помощью одного обобщенного уравнения (3.1), используя данные табл. 3.1.
3.2.2.Методы решения дифференциальных уравнений
Вобщем виде для линейной автоматической системы п-го по рядка уравнением движения будет неоднородное дифференци альное уравнение с постоянными коэффициентами вида:
|
d nx вь |
нпа ~1лхв |
d x „ |
~f~ ^(Ивых |
|
d tn |
Л~а п~1 |
dt |
|
|
d tп—1 |
|
||
= ь „ |
d mx „х |
dm ^V'nx |
. . . + b, - ^ - |
60xBX, (3.6) |
dtm |
ш~1 |
|||
|
dtm~ x |
1 dt |
|
где xBX и хВых— сигналы входного и выходного воздействий, за висящие от времени t.
Чаще всего дифференциальные уравнения бывают нелиней ными. В таких случаях обычно удается в небольших диапазонах изменения переменных линеаризовать уравнение, о чем подроб но сказано ниже.
В теории автоматического регулирования |
для решения ли |
|
нейных дифференциальных уравнений наряду |
с классическими |
|
применяются специальные методы, получившие |
название опе |
|
р а ц и о н н о г о и с ч и с л е н и я . Использование |
этих методов |
|
позволяет значительно упростить математические |
операции пу |
тем преобразования дифференциальных уравнений в алгебраиче ские, легче учитывать начальные условия и влияние внешних воздействий, избегать сложных выкладок, связанных с нахожде нием постоянных интегрирования.
'57