ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ГЛАВА IV
ПЕРЕРАСЧЕТЫ И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
§ 1. Перерасчет конструкций
1-1. Перерасчеты на действие эксплуатационных нагрузок
Перерасчет обследованных конструкций оказывается необхо димым в следующих случаях:
rip« недостаточности или полном отсутствии расчетных данных,, с чем часто приходится встречаться при освидетельствованиях давно 'возведенных сооружений с несохранившейся документацией; прн наличии несоответствий между расчетными предпосылка ми и установленными при освидетельствовании фактическими данными в отношении принятой расчетной схемы, нагрузок, раз
меров, свойств материалов и т. д.; при наличии дефектов и повреждений, влияющих на несущую'
способность и деформативность сооружения.
По данным перерасчетов устанавливается возможность нормаль ной эксплуатации сооружения или даются рекомендации о необ ходимых ограничениях (по величине нагрузки, скорости движения и т. д.), а также выявляются элементы и соединения, требующиеусиления.
что |
Перерасчет по методу классификации. Сущность метода заключается в том,, |
||||
наибольшая временная нагрузка, безопасно выдерживаемая |
сооружением |
||||
при регулярной эксплуатации, выражается в |
единицах |
«эталонной» |
нагрузки. |
||
Определенное, таким образом, число единиц |
эталонной |
нагрузки |
для |
каждого |
|
из |
элементов сооружения представляет его |
класс. За класс всего сооружения |
|||
в целом принимается наименьший из классов |
составляющих его элементов. |
Перерасчет по методу классификации принят прн определении несущей спо собности мостовых конструкций. Он может быть эффективно использован и в: отношении других типов сооружений.
На рис. 27 показан пример подобной классификации. Как видно из чертежа,, непосредственно по графику можно сразу выявить как наиболее слабые элемен ты, так и элементы, требующие усиления для обеспечения возможности эксплуа тации по заданному классу.
1-2. Перерасчет на испытательную нагрузку
Если в результате освидетельствования принимается решение о необходимости -проведения испытаний, то перерасчет завершает ся подсчетом требуемой испытательной нагрузки и определением
58
О t 2 3 4 5 ß 7 8 Ѳ Ю It 12
a) |
r & S |
|
! I |
Рис. 27. График классификации главных ферм мос тового пролетного строения:
а —ферма; б —график классификации элементов фермы
•соответствующих усилий, напряжений, деформаций и> перемеще ний в исследуемых конструкциях. Эти подсчеты должны прово диться наиболее точными методами для -получения результатов, наиболее -близко- отражающих действительную работу проверяемо го сооружения.
§ 2. Выводы по результатам освидетельствования
На основании -произведенного' освидетельствования и выпол ненных перерасчетов составляется общая оценка состояния обсле дованного объекта и заключение о возможности его эксплуатации.
Указываются меры, необходимые для приведения и поддержания объекта в должном состоянии, и- требования, которые должны соблюдаться при его эксплуатации.
59
Выявленные дефекты перечисляются в ведомости дефектов К этой ведомости прикладываются необходимые чертежи, зари совки и фотографии; по возможности указываются причины по вреждений и степень их развития. Особо отмечаются дефекты, требующие немедленного устранения, и указываются рекомендуе мые сроки проведения прочих работ.
В случае необходимости даются указания (в дополнение к дей ствующим-правилам эксплуатации) по организации и проведению' надзора за состоянием исследованного сооружения.
Если данные освидетельствования и перерасчета, недостаточны для суждения о работоспособности рассматриваемого объекта и проведение его испытаний будет признано целесообразным, то об этом составляется мотивированное заключение. Намечаются ха рактер и объем необходимых испытаний и указываются подлежа щие определению показатели работы сооружения.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Статические испытания
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
§1. Определяемые характеристики
Взависимости от объекта и дели эксперимента устанавлива
ются:
1)несущая способность, характеризуемая нагрузкой, при кото рой наступает потеря прочности или устойчивости объекта испы тания;
2)жесткость, характеризуемая значениями перемещений, пре
дельными с точки зрения возможности нормальной эксплуатации объекта;
• 3) трещиностойкость (в первую очередь для бетонных и желе зобетонных конструкций); трещины должны или вообще не появ ляться, или раскрытие их не должно исключать или затруднять эксплуатацию вследствие потери непроницаемости, развития корро зии и т. д.; при определении трещиностойкости устанавливают так же значения нагрузки, при которой образуются трещины более до пустимых по условиям эксплуатации.
§2. Задачи испытаний
1.При приемочных испытаниях (при передаче законченны« сооружений в эксплуатацию и промежуточных приемках в процес се строительства) проверяются состояние объекта и соответствие
показателей его работы проектным и нормативным |
требова |
|
ниям. |
|
|
2. Испытания уже эксплуатируемых сооружений производятся: |
||
для проверки возможности продолжения |
нормальной |
службы |
объекта .под эксплуатационной нагрузкой; |
необходимость такой |
проверки (если она не предусмотрена в плановом порядке правила ми эксплуатации) может возникать цри появлении значительных повреждений, например после пожара и в других аналогичных случаях, ставящих под сомнение работоспособность сооружения; для выяснения возможности повышения эксплуатационной на-
бі
грузки .при реконструкции объекта или изменении характера его использования.
3. Испытания конструкций и деталей при их серийном изготов лении производятся путем выборочных испытаний отдельных об разцов .продукции с доведением до. разрушения.
Задачей испытаний в данном случае является установление фактической несущей способности и других характеристик испы тываемых образцов .продукции с распространением полученных результатов на .всю изготовленную партию.
4. Научно-исследовательские испытания и испытания Шьіиуіых объектов производятся:
■при применении новых конструктивных решений и для апроба ции новых методов расчета;
при использовании новых строительных материалов с характе ристиками, требующими проверки под действием нагрузки;
при особых режимах эксплуатации, например в полярных или тропических условиях, под действием воли и морской воды и т. д. Такие испытания .могут производиться или непосредственно в на туре, или лабораторным путем с искусственным обеспечением не обходимого режима.
С точки зрения воздействия процесса испытаний на самые объекты, необхо димо различать:
объекты, которые после их испытания должны быть сохранены для эксплуа тации, — в этом случае, появление в результате испытания каких-либо неиспра вимых повреждений или нежелательных остаточных деформаций, недопустимо; объекты, не предназначенные для дальнейшей эксплуатации, — в этом случае, если это необходимо для решения поставленных задач, объект может
быть доведен до разрушения.
§ 3. Выбор элементов для испытания
При приложении нагрузки к сооружению в работу вовлекаются или все его конструктивные элементы, или лишь отдельные их со вокупности, ближайшие к месту затружения. Так, нагрузка, при ложенная к проезжей части моста в любом месте по длине его пролета, обусловливает появление внутренних сил во всех элемен тах поясов и решетки несущих ферм; не включаются в работу лишь отдельные так называемые «нулевые» стержни. При испыта ниях подобного рода сооружений нескольких положений нагрузки бывает достаточнодля обеспечения интенсивной работы всех главнейших элементов. Задача выбора элементов при назначении программы испытаний сводится в данном случае к решению вопро са, где именно целесообразнее размещать измерительные приборы для оценки работоспособности и состояния сооружения
вцелом.
Синым положением приходится иметь дело в большинстве объектов промышленного и гражданского строительства, состав ленных обычно из многочисленных однотипных элементов в опре деленном их -сочетании. Так, например, в многоэтажном промыш-
■62
лепном здаиии каркасного типа нагрузка, приложенная на неболь шом участке какопго-либоі из перекрытий, передается на фунда менты через ‘ближайшие ригели н колонны; колонны, и ригели, уда ленные па несколько пролетов от места загружения, почти не вовлекаются в работу. Сла.бо или совсем не деформируются при мыкающие ненагруженные плиты того же перекрытия, и практи чески совершенно не работают перекрытия других этажей.
При исследованиях подобного рода сооружений выбор элемен тов для испытания связан непосредственно с выбором места при ложения нагрузки. При этом руководствуются следующими сооб ражениями:
1)количество загружаемых элементов должно быть минималь ным, во избежание чрезмерных затрат времени и средств, необхо димых для проведения статических испытаний;
2)испытаниями должны быть охвачены все основные виды несущих элементов исследуемой конструкции. В первую очередь испытывают элементы, работающие наиболее интенсивно, и эле менты с обнаруженными в них дефектами и повреждениями, на длежащая работоспособность которых сомнительна;
3)отбирают элементы с возможно более четкой схемой стати ческого опирания и закрепления. При прочих равных условиях желательно выбирать элементы, свободные от дополнительных связей с примыкающими частями сооружения, которые могут вно
сить трудноучитыіваемые искажения в работу исследуемых эле ментов.
При отборе образцов серийного изготовления для их контроль ных испытаний исходят из следующих соображений.
Для суждения о качестве изделий рассматриваемой партии должны быть испытаны наилучшие и наихудшие образцы. Отбор ах для статических испытаний производится на основании осмот ра, контроля неразрушающими 'методами и предварительной виб рационной проверки. Усредненная оценка дается, по результатам испытания образцов в состоянии, наиболее характерном для боль шинства изделий данной партии.
§ 4. Выбор схемы загружения
I
Нагрузочная схема уточняется одновременно с выбором эле ментов для испытания, поскольку эти задачи взаимосвязаны.
Выбранная схема распределения нагрузок должна обеспечитьпоявление в исследуемых элементах необходимых напряжений и деформаций, достаточных для -выявления определяемых характе ристик, н-о при этом следует учитывать имеющиеся реальные воз можности (наличие определенных видов нагрузки и загрузочных приспособлений) и стоимость испытания. Последнее очень сущест венно, поскольку уменьшение требуемой нагрузки упрощает и удешевляет процесс проведения испытаний и позволяет уклады ваться в более короткие сроки при нагружении и разгрузке.
63