Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
остальных руд по указанным выше технологическим сортам с при менением селективной и коллективно-селективной флотации.
Усреднение медно-цинковых руд производится на секционном за крытом усреднительном складе с помощью отечественных рудо- усреднителы-іых машин УБ-350. Перед усреднением руда предва рительно дробится. Богатые медные руды подземного рудника отгружаются непосредственно медеплавильным заводам на шахт ную плавку.
Наличие большого числа технологических сортов руд, а также необходимость переработки в определенной последовательности на одной фабрике руды из двух карьеров и подземного рудника тре буют соблюдения установленного графика подачи руды, строгого соблюдения режима добычи и принятой технологии усреднения
РУД-
Для вскрытия месторождения на карьерах применяются комби
нированные схемы с использованием внутренних |
автомобильных |
|||
съездов |
с петлевой и спиральной формой |
трасс. |
Высота уступа |
|
принята равной |
Юм . |
|
|
|
Для |
бурения |
наклонных скважин (угол |
наклона к вертикали |
|
15°) успешно используются станки СБШ-250МН. |
|
|||
Для |
разбуривания негабарита применяются |
пневмоударные |
||
станки РОК-600 фирмы «Атлас Копко». |
|
|
Проведенными исследованиями установлено влияние трещино-
ватости пород |
на параметры рыхления буровзрывным способом, |
что учитывается |
при расчете зарядов. |
Параметры буровзрывных работ для 10-метрового уступа сле
дующие |
(табл. |
14). |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
а |
е |
|
|
|
|
Породы |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
h |
^ |
h |
|
я |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Легковзрываемые |
мелкоблочные |
(вы- |
|
|
|
|
|
||||
ветрелые туфы |
диабазов, серицито- |
|
|
|
|
|
|||||
вые сланцы, |
плотные огипсованные |
|
|
|
|
|
|||||
глины) |
|
|
|
|
|
4—6 |
0,8—0,9 |
1,0 |
0,2 |
50 |
0,4 |
Средневзрываемые, |
|
среднеблочные |
|
|
|
|
|
||||
(диабазовые |
порфириты, габбро-диа |
|
|
|
|
|
|||||
базы, плотные |
туфы) |
|
6—10 |
0,7 |
1.0 |
0,22 |
40 |
0,7 |
|||
Трудновзрываемые |
|
крупноблочные |
|
|
|
|
|
||||
(серный |
и медный |
колчедан, |
диаба |
|
|
|
|
|
|||
зовый и |
плагиоклазовый порфирит) . 10—14 |
0,6 |
1,0 |
0,25 |
25 |
0,9 |
|||||
Основные |
|
ВВ, |
применяемые на |
карьерах — зерногранулиты |
и гранулотол. Конструкция заряда сплошная, взрывание много рядное короткозамедленное.
47
Основные показатели буровзрывных работ следующие:
|
|
|
|
|
1970 |
г. |
1971 г. |
|
Сменная |
производительность |
станка шарошечного бурения, м 40,8 |
43,1 |
,. |
||||
Диаметр |
долота, мм |
|
243 243 |
|
|
|||
Коэффициент использования |
станка |
0,63 |
0,64 |
|
||||
Выход горной массы с 1 м скважины, м3 |
30,6 |
28,0 |
|
|||||
Удельный |
расход |
ВВ, кг/м3 |
|
. . . 0 , 7 1 4 |
0,754 |
|
||
Стоимость |
бурения |
1 м скважины, руб |
5,1 |
4,9 |
|
|||
Стоимость |
буровзрывных работ, руб/м3 |
0,41 |
0,38 |
|
Для погрузки горной массы используются экскаваторы ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и ЭКГ-8И. Работа экскаваторов в рудных забоях плани
руется с учетом требований к качеству |
руды и необходимости вы |
|||
дачи ее по сортам. |
|
|
|
|
Показатели работы экскаваторов следующие: |
|
|||
|
|
|
1970 г. |
1971 г. |
Производительность экскаватора, |
тыс. м3 |
|
||
горной массы на 1 м3 емкости ковшей экс |
|
|||
каваторного |
парка |
|
147,9 137,1 |
|
Коэффициент использования |
экскаваторов во |
|
||
времени |
|
|
0,685 0,645 |
|
Руда и порода на |
карьерах |
транспортируются |
автосамосва |
лами БелАЗ-540, БелАЗ-548 и 60-тонными машинами Т-60 фран
цузской фирмы |
Берлие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ниже приведены |
основные |
показатели работы |
автотранспорта. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
1970 г. |
1971 г. |
|
Производительность на списочную машину, ткм/1 |
маши- |
|
|
|
|||||
но-тонну |
|
|
• |
|
|
23 316 |
26 180 |
||
Среднее расстояние |
транспортирования, км |
|
|
2,78 |
2,96 |
||||
Стоимость транспортирования |
1 ткм, коп |
|
. |
8,90 |
8,77 |
||||
Коэффициент |
использования |
автопарка |
|
0,62 |
0,61 |
||||
Коэффициент |
использования |
грузоподъемности . . |
. . . |
0,931 |
0,90 |
||||
Коэффициент |
использования |
автопробега |
|
|
0,46 |
0,46 |
|||
Коэффициент использования автомашин во времени |
. . . 0,40 |
0,41 |
|||||||
Среднегодовой пробег списочного автомобиля |
|
|
|
|
|||||
БелАЗ-540 |
|
|
|
|
24 218 |
26 359 |
|||
БелАЗ-548 |
|
|
|
|
31 451 |
25 169 |
|||
Т-60 |
|
|
|
|
|
|
|
15 437 27 056 |
|
Потери и разубоживание |
руды, |
определяемые |
на |
карьерах |
|||||
косвенным методом, приведены в табл: 15. |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
||
|
|
|
1970 |
г. |
1971 г. |
|
|
|
|
Карьер |
Потери, |
Разубожи |
Потерн, |
Р а з у б о ж и |
|
||||
|
|
% |
|
вание, % |
% |
вание, % |
|
||
№ |
1 |
13,7 |
|
15,0 |
13,2 |
14,8 |
|
||
№ |
2 |
6,3 |
|
6,2 |
5,8 |
|
6,2 |
|
|
Средние |
7,6 |
|
7,9 |
7,2 |
|
8,0 |
|
||
значения |
|
|
|
|
|
|
|
|
48
На карьере № 2 проходит испытание нозая автокобильноконвейерная схема транспортирования пустых пород в отвалы. Пустая порода автосамосвалами доставляется к приемному бун керу стационарного виброгрохота СВГ-1, установленному на б о р т у карьера, и по системе конвейеров поступает к шагающему отвалообразователю, а затем отсыпается в породный отвал. Не габаритные фракции складируются у внброгрохота в конусный отвал и экскаватором грузятся в автосамосвалы.
Перегрузка с одного конвейера на другой производится кон
вейерными |
виброгрохотами |
типа |
КВГ-1. Порода с отвального |
||||
конвейера на приемную консоль отвалообразователя |
подается |
||||||
валковым |
|
питателем. Расчетная |
производительность виброгрохота |
||||
н отвалообразователя |
1500 |
т/ч. |
Конвейерная |
линия состоит из |
|||
четырех |
секций. Две |
наклонные |
секции расположены |
на борту |
|||
карьера |
и |
две горизонтальные |
секции — за |
контуром |
карьера. |
Общая длина конвейера 1200 м. Расчетная производительность конвейера достигается при ширине конвейерной ленты 1000 мм и скорости движения 2—2,5 м/сек.
Внедрение автомобильно-конвейерного транспорта позволяет
более |
эффективно отрабатывать глубокие карьеры. В настоящее |
Еремя |
глубина карьера № 2 достигла 120 м, а карьера № 1 — |
150 м. С дальнейшим понижением горных работ транспортная проблема будет решаться при использовании комбинированных ви дов транспорта, а также путем перехода на автосамосвалы боль шой грузоподъемности.
§ 6. СИБАЙСКИЙ КАРЬЕР
Сибайское месторождение медноколчеданных руд представлено пятью линзами с преобладающими углами падения 40—60°. Ле жачий бок сложен кварцевыми альбитофирами, а висячий — брек чиями спилитов. Породы трещиноватые, имеют тектонические на рушения широтного и меридионального направлений. Объемная масса брекчий спилитов 2,75 т/м3 , альбитофиров 2,65 т/м3 . Руда имеет объемную массу в среднем 4,16 т/м3 и представлена слож ным комплексом сульфидов меди, цинка и железа.
Проектная глубина карьера 470 м, в настоящее время она составляет 220 м. Месторождение вскрыто двумя внутренними автомобильными траншеями с петлевой формой трассы и железно дорожной внутренней спиральной траншеей, доходящей до пере грузочного пункта на горизонте 306 (63 м от поверхности), рас положенного в северо-западной части карьера.
На западном борту в 1973 г. закончено строительство первого в СССР скипового подъемника. Трасса подъемника уложена в специально пройденной крутой траншее под углом 39°. Первый перегрузочный пункт расположен на горизонте 219 м (150 м от
поверхности). Общая |
длина трассы первой очереди подъемника |
с учетом параметров |
погрузочно-разгрузочных устройств составит |
49
около 300 м. Для подъема руды и породы используются два 40-тонных скипа, которые разгружаются в приемный бункер на борту карьера емкостью 300 м3 . Под бункер с четырьмя погру зочными люками подведена автомобильная дорога от рудоусреднительного склада на поверхности. Монтаж металлоконструкций копра подъемника в основном был закончен в 1972 г.
Строительство наклонной крутой траншеи на сформировав шемся борту карьера было связано с определенными трудностями. Для существующей трассы железнодорожных карьерных путей требовалось построить специальный путепровод над трассой ски пового подъемника; для укладки трассы самого скипового подъем ника было выполнено в сложных условиях около 50 тыс. м3 тран шейных работ на западном борту карьера; скважины бурили с берм пневмоударными станками БМК-4, а породу на крутом склоне убирали бульдозерами и карьерными экскаваторами с примене нием специально разработанной системы крепления машин.
Весьма трудоемким оказался процесс бетонирования трассы скипового подъемника и укладки рельсовых звеньев на наклонном основании. Однако применение автомобильно-скипового транс порта на карьере позволило существенно сократить расстояния транспортирования автосамосвалами и снизить расходы на транс портирование.
Горные работы на карьере производились следующим образом. Первые шесть горизонтов отрабатывались уступами высотой 10 м. У предельного контура каждые три уступа сбивались и остав лялась предохранительная берма шириной 6 м. До горизонта 225 м
карьер отрабатывался |
уступами высотой 12 м. Высота |
строен |
ного уступа составляла |
36 м, ширина предохранительной |
бермы |
была увеличена до 7,5—10 м. Ниже горизонта 225 м отработка производится уступами высотой 10 м. Горные работы на нижних горизонтах ведутся от центра к границам карьера с использо ванием автомобильных скользящих съездов.
Добываются в основном три типа руд: медный колчедан, медноцинковый колчедан и серный колчедан. Медный колчедан перера батывается по прямой медной флотации с получением медного и пиритного концентратов. Медноцинковые руды перерабатываются по селективной флотации с получением медного, цинкового и пиритного концентратов.
Для обеспечения планового содержания металлов в каждом типе перерабатываемых руд необходимо производить усреднение каждого типа руды. В связи с этим вся руда, добываемая селек тивным способом, поступает из карьера на прикарьерный экска ваторный усреднительный склад, где ее грузят в думпкары и транспортируют на фабрику.
Скважины бурят станками СБШ-250 и СБШ-250МН. Располо жение скважин в основном двухрядное.. Заряды сплошные, колон ковые; взрывание производится с использованием детонирующего шнура и пиротехнических реле с интерзалами замедлений 20—
50