Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

остальных руд по указанным выше технологическим сортам с при­ менением селективной и коллективно-селективной флотации.

Усреднение медно-цинковых руд производится на секционном за­ крытом усреднительном складе с помощью отечественных рудо- усреднителы-іых машин УБ-350. Перед усреднением руда предва­ рительно дробится. Богатые медные руды подземного рудника отгружаются непосредственно медеплавильным заводам на шахт­ ную плавку.

Наличие большого числа технологических сортов руд, а также необходимость переработки в определенной последовательности на одной фабрике руды из двух карьеров и подземного рудника тре­ буют соблюдения установленного графика подачи руды, строгого соблюдения режима добычи и принятой технологии усреднения

РУД-

Для вскрытия месторождения на карьерах применяются комби­

нированные схемы с использованием внутренних

автомобильных

съездов

с петлевой и спиральной формой

трасс.

Высота уступа

принята равной

Юм .

 

 

Для

бурения

наклонных скважин (угол

наклона к вертикали

15°) успешно используются станки СБШ-250МН.

 

Для

разбуривания негабарита применяются

пневмоударные

станки РОК-600 фирмы «Атлас Копко».

 

 

Проведенными исследованиями установлено влияние трещино-

ватости пород

на параметры рыхления буровзрывным способом,

что учитывается

при расчете зарядов.

Параметры буровзрывных работ для 10-метрового уступа сле­

дующие

(табл.

14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

14

 

 

 

 

 

 

!

 

а

е

 

 

 

 

Породы

 

 

 

 

 

 

 

 

h

^

h

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легковзрываемые

мелкоблочные

(вы-

 

 

 

 

 

ветрелые туфы

диабазов, серицито-

 

 

 

 

 

вые сланцы,

плотные огипсованные

 

 

 

 

 

глины)

 

 

 

 

 

4—6

0,8—0,9

1,0

0,2

50

0,4

Средневзрываемые,

 

среднеблочные

 

 

 

 

 

(диабазовые

порфириты, габбро-диа­

 

 

 

 

 

базы, плотные

туфы)

 

6—10

0,7

1.0

0,22

40

0,7

Трудновзрываемые

 

крупноблочные

 

 

 

 

 

(серный

и медный

колчедан,

диаба­

 

 

 

 

 

зовый и

плагиоклазовый порфирит) . 10—14

0,6

1,0

0,25

25

0,9

Основные

 

ВВ,

применяемые на

карьерах — зерногранулиты

и гранулотол. Конструкция заряда сплошная, взрывание много­ рядное короткозамедленное.

47


Основные показатели буровзрывных работ следующие:

 

 

 

 

 

1970

г.

1971 г.

 

Сменная

производительность

станка шарошечного бурения, м 40,8

43,1

,.

Диаметр

долота, мм

 

243 243

 

 

Коэффициент использования

станка

0,63

0,64

 

Выход горной массы с 1 м скважины, м3

30,6

28,0

 

Удельный

расход

ВВ, кг/м3

 

. . . 0 , 7 1 4

0,754

 

Стоимость

бурения

1 м скважины, руб

5,1

4,9

 

Стоимость

буровзрывных работ, руб/м3

0,41

0,38

 

Для погрузки горной массы используются экскаваторы ЭКГ-4,6, ЭКГ-8 и ЭКГ-8И. Работа экскаваторов в рудных забоях плани­

руется с учетом требований к качеству

руды и необходимости вы­

дачи ее по сортам.

 

 

 

 

Показатели работы экскаваторов следующие:

 

 

 

 

1970 г.

1971 г.

Производительность экскаватора,

тыс. м3

 

горной массы на 1 м3 емкости ковшей экс­

 

каваторного

парка

 

147,9 137,1

Коэффициент использования

экскаваторов во

 

времени

 

 

0,685 0,645

Руда и порода на

карьерах

транспортируются

автосамосва­

лами БелАЗ-540, БелАЗ-548 и 60-тонными машинами Т-60 фран­

цузской фирмы

Берлие.

 

 

 

 

 

 

 

Ниже приведены

основные

показатели работы

автотранспорта.

 

 

 

 

 

 

 

1970 г.

1971 г.

Производительность на списочную машину, ткм/1

маши-

 

 

 

но-тонну

 

 

 

 

23 316

26 180

Среднее расстояние

транспортирования, км

 

 

2,78

2,96

Стоимость транспортирования

1 ткм, коп

 

.

8,90

8,77

Коэффициент

использования

автопарка

 

0,62

0,61

Коэффициент

использования

грузоподъемности . .

. . .

0,931

0,90

Коэффициент

использования

автопробега

 

 

0,46

0,46

Коэффициент использования автомашин во времени

. . . 0,40

0,41

Среднегодовой пробег списочного автомобиля

 

 

 

 

БелАЗ-540

 

 

 

 

24 218

26 359

БелАЗ-548

 

 

 

 

31 451

25 169

Т-60

 

 

 

 

 

 

 

15 437 27 056

Потери и разубоживание

руды,

определяемые

на

карьерах

косвенным методом, приведены в табл: 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

 

 

1970

г.

1971 г.

 

 

 

Карьер

Потери,

Разубожи ­

Потерн,

Р а з у б о ж и ­

 

 

 

%

 

вание, %

%

вание, %

 

1

13,7

 

15,0

13,2

14,8

 

2

6,3

 

6,2

5,8

 

6,2

 

Средние

7,6

 

7,9

7,2

 

8,0

 

значения

 

 

 

 

 

 

 

 

48


На карьере № 2 проходит испытание нозая автокобильноконвейерная схема транспортирования пустых пород в отвалы. Пустая порода автосамосвалами доставляется к приемному бун­ керу стационарного виброгрохота СВГ-1, установленному на б о р т у карьера, и по системе конвейеров поступает к шагающему отвалообразователю, а затем отсыпается в породный отвал. Не­ габаритные фракции складируются у внброгрохота в конусный отвал и экскаватором грузятся в автосамосвалы.

Перегрузка с одного конвейера на другой производится кон­

вейерными

виброгрохотами

типа

КВГ-1. Порода с отвального

конвейера на приемную консоль отвалообразователя

подается

валковым

 

питателем. Расчетная

производительность виброгрохота

н отвалообразователя

1500

т/ч.

Конвейерная

линия состоит из

четырех

секций. Две

наклонные

секции расположены

на борту

карьера

и

две горизонтальные

секции — за

контуром

карьера.

Общая длина конвейера 1200 м. Расчетная производительность конвейера достигается при ширине конвейерной ленты 1000 мм и скорости движения 2—2,5 м/сек.

Внедрение автомобильно-конвейерного транспорта позволяет

более

эффективно отрабатывать глубокие карьеры. В настоящее

Еремя

глубина карьера № 2 достигла 120 м, а карьера № 1 —

150 м. С дальнейшим понижением горных работ транспортная проблема будет решаться при использовании комбинированных ви­ дов транспорта, а также путем перехода на автосамосвалы боль­ шой грузоподъемности.

§ 6. СИБАЙСКИЙ КАРЬЕР

Сибайское месторождение медноколчеданных руд представлено пятью линзами с преобладающими углами падения 40—60°. Ле­ жачий бок сложен кварцевыми альбитофирами, а висячий — брек­ чиями спилитов. Породы трещиноватые, имеют тектонические на­ рушения широтного и меридионального направлений. Объемная масса брекчий спилитов 2,75 т/м3 , альбитофиров 2,65 т/м3 . Руда имеет объемную массу в среднем 4,16 т/м3 и представлена слож­ ным комплексом сульфидов меди, цинка и железа.

Проектная глубина карьера 470 м, в настоящее время она составляет 220 м. Месторождение вскрыто двумя внутренними автомобильными траншеями с петлевой формой трассы и железно­ дорожной внутренней спиральной траншеей, доходящей до пере­ грузочного пункта на горизонте 306 (63 м от поверхности), рас­ положенного в северо-западной части карьера.

На западном борту в 1973 г. закончено строительство первого в СССР скипового подъемника. Трасса подъемника уложена в специально пройденной крутой траншее под углом 39°. Первый перегрузочный пункт расположен на горизонте 219 м (150 м от

поверхности). Общая

длина трассы первой очереди подъемника

с учетом параметров

погрузочно-разгрузочных устройств составит

49



около 300 м. Для подъема руды и породы используются два 40-тонных скипа, которые разгружаются в приемный бункер на борту карьера емкостью 300 м3 . Под бункер с четырьмя погру­ зочными люками подведена автомобильная дорога от рудоусреднительного склада на поверхности. Монтаж металлоконструкций копра подъемника в основном был закончен в 1972 г.

Строительство наклонной крутой траншеи на сформировав­ шемся борту карьера было связано с определенными трудностями. Для существующей трассы железнодорожных карьерных путей требовалось построить специальный путепровод над трассой ски­ пового подъемника; для укладки трассы самого скипового подъем­ ника было выполнено в сложных условиях около 50 тыс. м3 тран­ шейных работ на западном борту карьера; скважины бурили с берм пневмоударными станками БМК-4, а породу на крутом склоне убирали бульдозерами и карьерными экскаваторами с примене­ нием специально разработанной системы крепления машин.

Весьма трудоемким оказался процесс бетонирования трассы скипового подъемника и укладки рельсовых звеньев на наклонном основании. Однако применение автомобильно-скипового транс­ порта на карьере позволило существенно сократить расстояния транспортирования автосамосвалами и снизить расходы на транс­ портирование.

Горные работы на карьере производились следующим образом. Первые шесть горизонтов отрабатывались уступами высотой 10 м. У предельного контура каждые три уступа сбивались и остав­ лялась предохранительная берма шириной 6 м. До горизонта 225 м

карьер отрабатывался

уступами высотой 12 м. Высота

строен­

ного уступа составляла

36 м, ширина предохранительной

бермы

была увеличена до 7,5—10 м. Ниже горизонта 225 м отработка производится уступами высотой 10 м. Горные работы на нижних горизонтах ведутся от центра к границам карьера с использо­ ванием автомобильных скользящих съездов.

Добываются в основном три типа руд: медный колчедан, медноцинковый колчедан и серный колчедан. Медный колчедан перера­ батывается по прямой медной флотации с получением медного и пиритного концентратов. Медноцинковые руды перерабатываются по селективной флотации с получением медного, цинкового и пиритного концентратов.

Для обеспечения планового содержания металлов в каждом типе перерабатываемых руд необходимо производить усреднение каждого типа руды. В связи с этим вся руда, добываемая селек­ тивным способом, поступает из карьера на прикарьерный экска­ ваторный усреднительный склад, где ее грузят в думпкары и транспортируют на фабрику.

Скважины бурят станками СБШ-250 и СБШ-250МН. Располо­ жение скважин в основном двухрядное.. Заряды сплошные, колон­ ковые; взрывание производится с использованием детонирующего шнура и пиротехнических реле с интерзалами замедлений 20—

50