Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Ввиду структурной сложности месторождения и большого раз нообразия в разделении руд по типам и сортам на карьере особое значение придается эксплуатационной разведке и методам выемки полезного ископаемого, обеспечивающим минимальное перемеши вание руд разного минералогического состава. В связи с этим при меняется селективная выемка при раздельном взрывании и вало вой погрузке или при совместном взрывании и раздельной по грузке.
дзры(Г№3/5 |
Взрыб №368 |
Взрыа№372 |
|
|
|
Нижняя ороона |
уступа |
||
|
Рис. |
17. Паспорт |
экскаваторной |
заходки: |
|
|
/ — граница |
различных сортов |
руды с породой; 2 — фактическая граница |
м е ж д у различны |
|||
ми типами |
горной массы при |
экскавации; |
3— пустая |
порода; |
-/ — бедная |
сульфидная руда; |
|
|
5 — богатая |
сульфидная |
руда |
|
|
На границах контактов руд различных типов и сортов на верх ней и нижней бровках уступа устанавливаются пикеты. В про цессе выемочно-погрузочных работ при достижении пикета верх ней бровки забоя выдается горная масса одного сорта, а за пике том — другого.
Вследствие большой разнотипности и высокой ценности руд на карьере большое значение имеет не только снижение потерь и разубоживания, но и предотвращение смешивания одного типа руды с другим, так как это в значительной степени влияет на по лучение концентрата.
Исследованиями установлено, что с повышением извлечения металла снижается себестоимость концентрата. Так, при повыше нии извлечения меди на 1 % себестоимость концентрата снижается примерно на 1,8 руб. В связи с этим на руднике больше исполь
зуется раздельное взрывание и валовая погрузка |
с разделением |
руд по типам. Для этого машинисту экскаватора |
выдается сор |
товой план или паспорт экскаваторной заходки блока (рис. 17), составленный по данным химического анализа бурового шлама взорванных скважин. Точность оконтуривания рудных тел в этом случае будет зависеть от частоты расположения взрывных сква жин в блоке. В паспорте указывается номер взрыва, номера пике тов, расстояние между пикетами с указанием типа горной массы
42
(пустая, забалансовая, бедная, смешанная или сульфидная руда). На каждый состав машинисту электровоза выдается наклад ная, в которой указывается тип горной массы и место ее разгруз ки. Если в думпкары состава грузится балансовая руда, то наклад ная вручается контролеру ОТК, по распоряжению которого руда разгружается в соответствующий бункер обогатительной фабрики. Если грузится забалансовая руда или пустая порода, то в наклад ной указывается номер отвала. Такая организация выемочно-по- грузочных работ позволила снизить потери полезного ископаемого
в 1970 г. до 2% при разубоживании, равном 9%. Производительность экскаваторов снижается из-за низкого
качества дробления горной массы и большого количества взрывов, особенно из-за потерь времени на взрывные работы. Небольшая протяженность блоков при одно-двухрядном взрывании не обеспе чивает необходимого запаса горной массы, что приводит к частым перегонам экскаваторов, невыдержанности ширины экскаваторных заходок и, как следствие этого, к частой передвижке внутрикарьер ных железнодорожных путей. Простои экскаваторов, частично или полностью зависящие от буровзрывных работ, на Кальмакырском
карьере составили: в 1964 г. 21,1%, в |
1965 |
г. 22,9%, в 1966 г. |
|
25,5%, в 1968 г. 21,4%, в |
1969 г. 21,7%, в 1970 г. 19,7%. |
||
К скрытым простоям |
экскаваторов |
из-за |
буровзрывных работ |
относятся, например, время непроизводительной работы за счет задалживания экскаватора на переэкскавации взорванной горной массы из заходки в предохранительный вал для защиты железно дорожных путей от повреждения при взрыве, а также при перего нах экскаваторов из-за отсутствия взорванной горной массы в за
бое. Время, затрачиваемое на выполнение этих |
работ, включается |
||
в рабочее. |
|
|
|
Технико-экономические показатели работы |
экскаваторов на |
||
Кальмакырском карьере за 1970 г. следующие: |
|
||
Производительность экскаваторов, |
тыс. м3 /год |
на |
|
1 м3 емкости |
ковшей экскаваторного парка: |
|
|
забойных |
|
|
195,4 |
отвальных |
|
|
209,5 |
Максимальная |
производительность |
экскаваторов, |
|
тыс. м3 /год: |
|
|
|
ЭКГ-4,6 |
|
|
1282,0 |
ЭКГ-8 |
|
|
1543,7 |
Коэффициент использования экскаваторов: |
|
||
забойных |
|
|
0,60 |
отвальных |
|
|
0,49 |
Горная масса транспортируется железнодорожным и автомо бильным транспортом. В качестве транспортных средств приме няются думпкары ВС-100, электровозы постоянного тока 21Е-1, ЕЛ-1 со сцепным весом 150 т и автосамосвалы БелАЗ-540 грузо подъемностью 27 т.
Руда транспортируется железнодорожным транспортом на обо гатительную фабрику, расположенную в 11 км от карьера.
43
•С |
использованием |
железнодорожного транспорта |
разрабаты |
||
вается |
95% всей |
горной массы в карьере. Автотранспорт служит |
|||
лишь |
для отработки |
верхних |
уступов, где по условиям |
рельефа |
|
местности нельзя |
применить |
железнодорожный транспорт, кото |
рый имеет существенные недостатки. В частности, снижается ма невренность экскаваторов в забоях, что влияет на качественную
погрузку |
полезного |
ископаемого. Если |
экскаваторная |
заходка |
|||
включает |
несколько |
типов руд, то на их границе |
происходят поте |
||||
ри руды |
пли |
разубоживание, |
так как к |
одному |
сорту |
примеши |
|
вается другой |
сорт или пустая |
порода. |
|
|
|
Технико-экономические показатели железнодорожного п авто
мобильного |
транспорта |
по Кальмакырскому |
карьеру за 1970 г. |
следующие: |
|
|
|
П роизводител ыюсть : |
|
|
|
локомотивосостава, |
мя /сутки |
2056 |
|
автосамосвалов, ткм/машнно-смену в год |
20 847 |
||
Коэффициент использования : |
|
||
локомотивосоставов |
. • |
0,74 |
|
автосамосвалов |
|
0,30 |
|
Среднее |
расстояние транспортирования, км: |
|
|
железнодорожным |
транспортом |
5,35 |
|
автотранспортом |
|
0,94 |
|
Стоимость транспортирования 1 тем руды, коп.: |
|
||
железнодорожным |
транспортом |
1,372 |
|
автотранспортом |
|
• . . 10,75 |
Наиболее трудоемким процессом при железнодорожном транс
порте является передвижка |
внутрикарьерных |
железнодорожных |
|
путей. Годовой объем путепереукладочных работ |
на карьере |
пре |
|
вышает 200 км. Стоимость |
передвижки путей и затраты труда на |
||
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
|
Длина укладываемых путей |
||
|
на |
1000 м 3 горной |
массы |
|
по способам*взрывны.\ работ |
Экскаватор |
Заходкн, отрабатываемые |
Сечешіе |
|
на одну переукладку путеіі |
з а х о д к н , м г |
ч |
|
|
|
|
к |
|
|
|
одног НЫ/І |
і |
ч |
ь |
с; |
||
X |
X |
i l |
&э |
о |
|
с J |
||
ч = |
H =: |
=• о. |
ЭКГ-4,6 |
I |
заходка |
|
61 |
17,5 |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
|
|
II—1—I |
заходка |
следующего |
100+61 = 161 |
7,5 |
6,5 |
— |
— |
|
|
взрыва |
|
100 |
— |
— |
10,0 |
10,0 |
||
|
I I |
заходка |
|
||||||
|
I I I |
заходка |
|
140 |
— |
— |
—• |
7,2 |
|
|
І І І + І |
заходка |
следующего |
140+61=201 |
— |
— |
5,0 |
6,3 |
|
ЭКГ-8 |
взрыва |
|
98 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
||
I |
заходка |
|
|||||||
|
II - f - I заходка следующего |
82+98=180 |
7,5 |
6,5 |
4,0 |
— |
|||
|
взрыва |
|
177 |
— |
— |
— |
6,0 |
||
|
I I |
заходка |
следующего |
||||||
|
І І І + І |
заходка |
122+82=204 |
— |
— |
— |
5,0 |
взрыва
44
передвижку определяются в основном типом применяемых меха низмов. Для передвижки путей на карьере используют краны на
железнодорожном ходу и самоходные стреловые |
краны на базе |
|||||
бульдозера |
Т-100. |
|
|
|
|
|
Анализ |
практики |
передвижки |
путей показал, что их объем в |
|||
значительной |
степени |
зависит от |
применяемых |
способов |
взрыв |
|
ных работ |
(табл. 12). |
|
|
|
|
|
Пустые породы и забалансовые |
руды иа Кальмакырском |
карь |
||||
ере вывозятся |
железнодорожным |
и автомобильным транспортом |
на внешние отвалы экскаваторного и бульдозерного типов, рас положенные на расстоянии 1,5—3,0 км от карьера.
Высота отвалов в зависимости от рельефа местности колеб лется от 25 до 60 м при ширине отвальной заходки 24—28 м.
Приемная способность 1 м отвала по фронту горных работ из меняется от 250 до 2000 м3 , составляя 1000—2000 м3 при высоте отвала 60 м, 600—800 м3 при высоте 30—45 м и 400—600 м3 при высоте 25 м.
На породных отвалах используются экскаваторы ЭКТ-4, ЭКГ-4,6 и ЭКТ-8. Схема развития отвального фронта работ кри волинейная с опережающей отсыпкой нижнего подуступа на всю длину отвального тупика. Для переукладки железнодорожных пу тей на отвале применяются те же средства, что и в карьере
Около обогатительной фабрики находится рудный склад, где
используется |
экскаватор ЭКТ-4 |
с удлиненной стрелой. |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Годы |
|
|
|
|
|
|
Показателоказатели |
|
I960 |
1961 |
1962 |
1963 |
1964 |
1966 |
1970 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Объем добытой горной массы, % |
100 |
124 |
232 |
290 |
330 |
430 |
493 |
||||||
Средняя емкость |
ковша |
карьер |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ного |
экскаватора, |
м3 |
. . . . |
3,7 |
4,17 |
4,7 |
4,6 |
4,55 |
4,7 |
5,03 |
|||
Среднемесячная |
производитель |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ность |
экскаватора, |
тыс. м 3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
на 1 |
м 3 |
ковшей |
экскаватор- |
13,7 |
13,4 |
14,5 |
13,5 |
13,3 |
14,7 |
16,3 |
|||
Число |
горизонтов |
в |
одновре |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
менной |
работе |
|
|
фронта |
6 |
8 |
11 |
14 |
15 |
15 |
13 |
||
Общая |
протяженность |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
горных |
работ, |
км |
горной |
4 |
6 |
8 |
10 |
15 |
18 |
29 |
|||
Себестоимость |
1 |
м3 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
массы, |
% |
себестоимости в |
100 |
90 |
76 |
77 |
77 |
75 |
82,0* |
||||
Удельный |
вес |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
общей себестоимости |
1 м3 гор |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ной |
массы: |
|
|
|
— |
|
|
|
|
|
|
||
экскаваторной |
погрузки, % |
19,8 |
19,9 |
18,2 |
!7,5 |
17,3 |
18,7* |
||||||
буровзрывных |
работ, % . . |
— |
17,0 |
20,6 |
19,0 |
18,3 |
18,2 |
22,1* |
* Увеличение себестоимости вызвано повышением цен на материалы в 1968 г.
45
В табл. 13 показано изменение технико-экономических показа телей по карьеру.
В настоящее время решается вопрос о реконструкции транспор тной схемы карьера. На горизонте 595 м предполагается построить перегрузочную эстакаду (площадку) и перейти на комбинирован ный автомобильно-железнодорожный транспорт.
После реконструкции рудные экскаваторы будут работать на автотранспорт, что позволит более полно осуществлять селек цию руд, снизить потери и разубоживанне, а также значительно снизить стоимость транспортирования и улучшить технико-эконо мические показатели работ на карьере.
§ 5. ГАЙСКИЕ КАРЬЕРЫ
Гайское меднорудное месторождение представлено крутопадаю щими рудными телами различной формы. Вмещающие породы сло жены туфами и туфобрекчиями альбитофиров. Вмещающие породы на контактах с рудными телами претерпели изменения, выразив шиеся в серицитизации, хлоритизации и разрушении до глиноподобного состояния. Нижняя толща пород кислого состава сло жена кварцитами, серицито-кварцитовыми породами. Массив тре щиноватый, разбит на отдельные блоки различного размера.
На месторождении выделяются три типа руд: сульфидные, окисленные и смешанные. В зависимости от содержания меди, цин ка и серы руды подразделяются на вкрапленные медные, вкраплен ные медно-цинковые, сплошные медные, сплошные медно-цинко- вые и сернистоколчеданные.
Месторождение разрабатывается карьерами № 1 и № 2 и под земным рудником. На карьере № 1 преобладают вкрапленные, преимущественно медные руды. На карьере № 2 — сплошные кол чеданные, преимущественно медно-цинковые и медные руды. Под земным рудником разрабатываются сплошные медноколчеданные РУДЫ.
Рудные тела карьера № 1 имеют сравнительно небольшие раз меры, нечеткие контакты с вмещающими породами. Границы оруденения устанавливаются только по данным опробования скважин эксплуатационной разведки и взрывных скважин. Сетка скважин эксплуатационной разведки сгущается до размеров 25x25 м. Рудные тела карьера № 2 более выдержанные, однако сами руды труднообогатимые. В целом по комбинату выделяются пять тех нологических сортов медных руд: богатые руды, вкрапленные руды, колчеданные руды с высоким содержанием вторичных суль
фидов, первичные сульфидные |
и сульфатосодержащие |
руды, а |
|
также четыре класса медно-цинковых |
руд: окисленные, |
вкраплен |
|
ные, колчеданные с отношением |
меди |
к цинку 1 : 1 и колчеданные |
|
с отношением меди к цинку 2 : 1 . |
|
|
|
Режим работы обогатительной фабрики строится с учетом предварительного усреднения медно-цинковых руд и переработки
46