Файл: Юматов Б.П. Открытая разработка сложноструктурных месторождений цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ввиду структурной сложности месторождения и большого раз­ нообразия в разделении руд по типам и сортам на карьере особое значение придается эксплуатационной разведке и методам выемки полезного ископаемого, обеспечивающим минимальное перемеши­ вание руд разного минералогического состава. В связи с этим при­ меняется селективная выемка при раздельном взрывании и вало­ вой погрузке или при совместном взрывании и раздельной по­ грузке.

дзры(Г№3/5

Взрыб №368

Взрыа№372

 

 

 

Нижняя ороона

уступа

 

Рис.

17. Паспорт

экскаваторной

заходки:

 

/ — граница

различных сортов

руды с породой; 2 — фактическая граница

м е ж д у различны­

ми типами

горной массы при

экскавации;

3— пустая

порода;

-/ — бедная

сульфидная руда;

 

 

5 — богатая

сульфидная

руда

 

 

На границах контактов руд различных типов и сортов на верх ней и нижней бровках уступа устанавливаются пикеты. В про цессе выемочно-погрузочных работ при достижении пикета верх­ ней бровки забоя выдается горная масса одного сорта, а за пике­ том — другого.

Вследствие большой разнотипности и высокой ценности руд на карьере большое значение имеет не только снижение потерь и разубоживания, но и предотвращение смешивания одного типа руды с другим, так как это в значительной степени влияет на по­ лучение концентрата.

Исследованиями установлено, что с повышением извлечения металла снижается себестоимость концентрата. Так, при повыше­ нии извлечения меди на 1 % себестоимость концентрата снижается примерно на 1,8 руб. В связи с этим на руднике больше исполь­

зуется раздельное взрывание и валовая погрузка

с разделением

руд по типам. Для этого машинисту экскаватора

выдается сор­

товой план или паспорт экскаваторной заходки блока (рис. 17), составленный по данным химического анализа бурового шлама взорванных скважин. Точность оконтуривания рудных тел в этом случае будет зависеть от частоты расположения взрывных сква­ жин в блоке. В паспорте указывается номер взрыва, номера пике­ тов, расстояние между пикетами с указанием типа горной массы

42


(пустая, забалансовая, бедная, смешанная или сульфидная руда). На каждый состав машинисту электровоза выдается наклад­ ная, в которой указывается тип горной массы и место ее разгруз­ ки. Если в думпкары состава грузится балансовая руда, то наклад­ ная вручается контролеру ОТК, по распоряжению которого руда разгружается в соответствующий бункер обогатительной фабрики. Если грузится забалансовая руда или пустая порода, то в наклад­ ной указывается номер отвала. Такая организация выемочно-по- грузочных работ позволила снизить потери полезного ископаемого

в 1970 г. до 2% при разубоживании, равном 9%. Производительность экскаваторов снижается из-за низкого

качества дробления горной массы и большого количества взрывов, особенно из-за потерь времени на взрывные работы. Небольшая протяженность блоков при одно-двухрядном взрывании не обеспе­ чивает необходимого запаса горной массы, что приводит к частым перегонам экскаваторов, невыдержанности ширины экскаваторных заходок и, как следствие этого, к частой передвижке внутрикарьер­ ных железнодорожных путей. Простои экскаваторов, частично или полностью зависящие от буровзрывных работ, на Кальмакырском

карьере составили: в 1964 г. 21,1%, в

1965

г. 22,9%, в 1966 г.

25,5%, в 1968 г. 21,4%, в

1969 г. 21,7%, в 1970 г. 19,7%.

К скрытым простоям

экскаваторов

из-за

буровзрывных работ

относятся, например, время непроизводительной работы за счет задалживания экскаватора на переэкскавации взорванной горной массы из заходки в предохранительный вал для защиты железно­ дорожных путей от повреждения при взрыве, а также при перего­ нах экскаваторов из-за отсутствия взорванной горной массы в за­

бое. Время, затрачиваемое на выполнение этих

работ, включается

в рабочее.

 

 

 

Технико-экономические показатели работы

экскаваторов на

Кальмакырском карьере за 1970 г. следующие:

 

Производительность экскаваторов,

тыс. м3 /год

на

1 м3 емкости

ковшей экскаваторного парка:

 

забойных

 

 

195,4

отвальных

 

 

209,5

Максимальная

производительность

экскаваторов,

тыс. м3 /год:

 

 

 

ЭКГ-4,6

 

 

1282,0

ЭКГ-8

 

 

1543,7

Коэффициент использования экскаваторов:

 

забойных

 

 

0,60

отвальных

 

 

0,49

Горная масса транспортируется железнодорожным и автомо­ бильным транспортом. В качестве транспортных средств приме­ няются думпкары ВС-100, электровозы постоянного тока 21Е-1, ЕЛ-1 со сцепным весом 150 т и автосамосвалы БелАЗ-540 грузо­ подъемностью 27 т.

Руда транспортируется железнодорожным транспортом на обо­ гатительную фабрику, расположенную в 11 км от карьера.

43


•С

использованием

железнодорожного транспорта

разрабаты­

вается

95% всей

горной массы в карьере. Автотранспорт служит

лишь

для отработки

верхних

уступов, где по условиям

рельефа

местности нельзя

применить

железнодорожный транспорт, кото­

рый имеет существенные недостатки. В частности, снижается ма­ невренность экскаваторов в забоях, что влияет на качественную

погрузку

полезного

ископаемого. Если

экскаваторная

заходка

включает

несколько

типов руд, то на их границе

происходят поте­

ри руды

пли

разубоживание,

так как к

одному

сорту

примеши­

вается другой

сорт или пустая

порода.

 

 

 

Технико-экономические показатели железнодорожного п авто­

мобильного

транспорта

по Кальмакырскому

карьеру за 1970 г.

следующие:

 

 

 

П роизводител ыюсть :

 

 

локомотивосостава,

мя /сутки

2056

автосамосвалов, ткм/машнно-смену в год

20 847

Коэффициент использования :

 

локомотивосоставов

. •

0,74

автосамосвалов

 

0,30

Среднее

расстояние транспортирования, км:

 

железнодорожным

транспортом

5,35

автотранспортом

 

0,94

Стоимость транспортирования 1 тем руды, коп.:

 

железнодорожным

транспортом

1,372

автотранспортом

 

• . . 10,75

Наиболее трудоемким процессом при железнодорожном транс­

порте является передвижка

внутрикарьерных

железнодорожных

путей. Годовой объем путепереукладочных работ

на карьере

пре­

вышает 200 км. Стоимость

передвижки путей и затраты труда на

 

 

Т а б л и ц а

12

 

Длина укладываемых путей

 

на

1000 м 3 горной

массы

 

по способам*взрывны.\ работ

Экскаватор

Заходкн, отрабатываемые

Сечешіе

 

на одну переукладку путеіі

з а х о д к н , м г

ч

 

 

 

к

 

 

 

одног НЫ/І

і

ч

ь

с;

X

X

i l

о

с J

ч =

H =:

=• о.

ЭКГ-4,6

I

заходка

 

61

17,5

15,5

15,5

15,5

 

II—1—I

заходка

следующего

100+61 = 161

7,5

6,5

 

взрыва

 

100

10,0

10,0

 

I I

заходка

 

 

I I I

заходка

 

140

—•

7,2

 

І І І + І

заходка

следующего

140+61=201

5,0

6,3

ЭКГ-8

взрыва

 

98

10,5

10,5

10,5

10,5

I

заходка

 

 

II - f - I заходка следующего

82+98=180

7,5

6,5

4,0

 

взрыва

 

177

6,0

 

I I

заходка

следующего

 

І І І + І

заходка

122+82=204

5,0

взрыва

44


передвижку определяются в основном типом применяемых меха­ низмов. Для передвижки путей на карьере используют краны на

железнодорожном ходу и самоходные стреловые

краны на базе

бульдозера

Т-100.

 

 

 

 

Анализ

практики

передвижки

путей показал, что их объем в

значительной

степени

зависит от

применяемых

способов

взрыв­

ных работ

(табл. 12).

 

 

 

 

Пустые породы и забалансовые

руды иа Кальмакырском

карь­

ере вывозятся

железнодорожным

и автомобильным транспортом

на внешние отвалы экскаваторного и бульдозерного типов, рас­ положенные на расстоянии 1,5—3,0 км от карьера.

Высота отвалов в зависимости от рельефа местности колеб­ лется от 25 до 60 м при ширине отвальной заходки 24—28 м.

Приемная способность 1 м отвала по фронту горных работ из­ меняется от 250 до 2000 м3 , составляя 1000—2000 м3 при высоте отвала 60 м, 600—800 м3 при высоте 30—45 м и 400—600 м3 при высоте 25 м.

На породных отвалах используются экскаваторы ЭКТ-4, ЭКГ-4,6 и ЭКТ-8. Схема развития отвального фронта работ кри­ волинейная с опережающей отсыпкой нижнего подуступа на всю длину отвального тупика. Для переукладки железнодорожных пу­ тей на отвале применяются те же средства, что и в карьере

Около обогатительной фабрики находится рудный склад, где

используется

экскаватор ЭКТ-4

с удлиненной стрелой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Годы

 

 

 

 

 

Показателоказатели

 

I960

1961

1962

1963

1964

1966

1970

 

 

 

 

 

 

Объем добытой горной массы, %

100

124

232

290

330

430

493

Средняя емкость

ковша

карьер­

 

 

 

 

 

 

 

ного

экскаватора,

м3

. . . .

3,7

4,17

4,7

4,6

4,55

4,7

5,03

Среднемесячная

производитель­

 

 

 

 

 

 

 

ность

экскаватора,

тыс. м 3

 

 

 

 

 

 

 

на 1

м 3

ковшей

экскаватор-

13,7

13,4

14,5

13,5

13,3

14,7

16,3

Число

горизонтов

в

одновре­

 

 

 

 

 

 

 

менной

работе

 

 

фронта

6

8

11

14

15

15

13

Общая

протяженность

 

 

 

 

 

 

 

горных

работ,

км

горной

4

6

8

10

15

18

29

Себестоимость

1

м3

 

 

 

 

 

 

 

массы,

%

себестоимости в

100

90

76

77

77

75

82,0*

Удельный

вес

 

 

 

 

 

 

 

общей себестоимости

1 м3 гор­

 

 

 

 

 

 

 

ной

массы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экскаваторной

погрузки, %

19,8

19,9

18,2

!7,5

17,3

18,7*

буровзрывных

работ, % . .

17,0

20,6

19,0

18,3

18,2

22,1*

* Увеличение себестоимости вызвано повышением цен на материалы в 1968 г.

45


В табл. 13 показано изменение технико-экономических показа­ телей по карьеру.

В настоящее время решается вопрос о реконструкции транспор­ тной схемы карьера. На горизонте 595 м предполагается построить перегрузочную эстакаду (площадку) и перейти на комбинирован­ ный автомобильно-железнодорожный транспорт.

После реконструкции рудные экскаваторы будут работать на автотранспорт, что позволит более полно осуществлять селек­ цию руд, снизить потери и разубоживанне, а также значительно снизить стоимость транспортирования и улучшить технико-эконо­ мические показатели работ на карьере.

§ 5. ГАЙСКИЕ КАРЬЕРЫ

Гайское меднорудное месторождение представлено крутопадаю­ щими рудными телами различной формы. Вмещающие породы сло­ жены туфами и туфобрекчиями альбитофиров. Вмещающие породы на контактах с рудными телами претерпели изменения, выразив­ шиеся в серицитизации, хлоритизации и разрушении до глиноподобного состояния. Нижняя толща пород кислого состава сло­ жена кварцитами, серицито-кварцитовыми породами. Массив тре­ щиноватый, разбит на отдельные блоки различного размера.

На месторождении выделяются три типа руд: сульфидные, окисленные и смешанные. В зависимости от содержания меди, цин­ ка и серы руды подразделяются на вкрапленные медные, вкраплен­ ные медно-цинковые, сплошные медные, сплошные медно-цинко- вые и сернистоколчеданные.

Месторождение разрабатывается карьерами № 1 и № 2 и под­ земным рудником. На карьере № 1 преобладают вкрапленные, преимущественно медные руды. На карьере № 2 сплошные кол­ чеданные, преимущественно медно-цинковые и медные руды. Под­ земным рудником разрабатываются сплошные медноколчеданные РУДЫ.

Рудные тела карьера № 1 имеют сравнительно небольшие раз­ меры, нечеткие контакты с вмещающими породами. Границы оруденения устанавливаются только по данным опробования скважин эксплуатационной разведки и взрывных скважин. Сетка скважин эксплуатационной разведки сгущается до размеров 25x25 м. Рудные тела карьера № 2 более выдержанные, однако сами руды труднообогатимые. В целом по комбинату выделяются пять тех­ нологических сортов медных руд: богатые руды, вкрапленные руды, колчеданные руды с высоким содержанием вторичных суль­

фидов, первичные сульфидные

и сульфатосодержащие

руды, а

также четыре класса медно-цинковых

руд: окисленные,

вкраплен­

ные, колчеданные с отношением

меди

к цинку 1 : 1 и колчеданные

с отношением меди к цинку 2 : 1 .

 

 

 

Режим работы обогатительной фабрики строится с учетом предварительного усреднения медно-цинковых руд и переработки

46