Файл: Эпштейн Д.А. Химия в промышленности учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся X классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чисел, показывающих процесс трансформации сырьевой базы производства каучуков:

 

в

Производство каучука

Годы

СССР из непищевого

 

сырья, в % от общей

 

 

выработки

1950

35,5

1955

43,2

1960

79

1965

97

Благодаря этому были достигнуты успехи в развитии про­ изводства каучуков в четырех направлениях:

1) обеспечение производства каучука практически безгранич­

ными

сырьевыми

ресурсами;

 

 

 

 

 

2) возможность размещения заводов в соответствии с требо­

ваниями

потребителей

в связи с

сооружением

многочисленных

нефте- и

газопроводов;

 

 

 

 

 

 

 

3)

возможность производства

каучуков

различного состава,

•в том числе и обладающих

особо ценными

свойствами;

 

4)

резкое удешевление

каучуков и изделий

на их

основе.

Приведенный пример может служить также иллюстрацией

общей

для химического

производства закономерности —

получе­

ния

все большего

числа

химических

продуктов и все

более

слож­

ных

(вспомните, что вслед за синтезом каучука, волокон и пласт­

масс

встает проблема

синтеза белков) из

наиболее

простых и

в то оке время

наиболее

доступных видов сырья: природных го­

рючих

газов,

нефти, воды,

воздуха.

 

 

 

 

§ 6. Воздух — важнейшее химическое сырье

Проблемы, связанные с использованием воздуха и воды, вы­ делены для рассмотрения в первом разделе книги по двум при­ чинам, из которых одна очевидна — эти виды сырья потребляют­ ся многими химическими производствами. Другая менее очевид­ на: мы привыкли к мысли, что запасы воздуха и воды на земле практически безграничны, предоставляются природой почти без усилий с нашей стороны и потому бережное отношение к ним необязательно. Как мы убедимся в дальнейшем, это ошибочная точка зрения.

Количество кислорода в земной атмосфере велико, хотя и небезгранично — он такой же продукт фотосинтеза, как и го­ рючие ископаемые. Перспектива существенного понижения его концентрации в атмосфере далека, ио отравление воздуха про­ дуктами горения топлива и химическими отбросами — это ре­ альная опасность, нависшая над человечеством сегодня. Загряз­ нение воздуха создает большие трудности при его использова-



ний в качестве химического сырья. Воздух вовсе не бесплатное сырье. Его надо тщательно очищать и расходовать энергию для транспортировки.

Воздух широко применяют для проведения окислительных реакций в производстве серной, азотной и фосфорной кислот.

Окислением «-бутана можно дешево получать уксусную кисло­ ту, из н-парафипов (С1 0 — С20) — спирты — сырье для производ­

ства моющих веществ, из этилена — окись этилена и ацетальдегид, из алкнлбензолов — фенол и ацетон. Почти все эти реакции каталитические, и, следовательно, воздух должен быть свобо­ ден от веществ, отравляющих катализаторы, от пыли, в ряде слу­ чаев — от влаги.

Воздух — сырье для получения кислорода, азота, неона, ар­ гона и других инертных газов, из которых первые два играют огромную роль в современной химической промышленности.

Основываясь на законах химической кинетики, дайте обоснование широ­ кому применению чистого (технического) кислорода в производстве. В каких производствах его сейчас применяют? Как используют азот?

В настоящее время чистый кислород еще не используют во многих производствах, несмотря на то что замена воздуха кис­ лородом позволила бы значительно интенсифицировать их.

В чем причина того, что кислород недостаточно широко ис­ пользуется в химической промышленности? Теория процесса вы­ деления кислорода из воздуха разработана весьма тщательно и позволяет критически оценить все возможные способы промыш­ ленного получения кислорода. Создана совершенная аппарату­ ра, строятся агрегаты большой единичной мощности. Одновре­ менно с кислородом получают азот и другие вещества, что поло­ жительно отражается па экономике. Тем не менее расход энер­ гии па разделение воздуха сравнительно велик. Можно, однако, ожидать понижения расхода энергии, стоимость которой к тому же постепенно уменьшается, и более широкого применения кис­ лорода.

§ 7. Значение воды в химическом производстве.

Экономия воды

На вопрос о значении воды вы ответите, вспомнив, напри­ мер, способы получения минеральных кислот, щелочей, процес­ сы гидролиза, гидратации и др.

Напишите уравнения шести (или более)

реакций, идущих на

производ­

стве, в которых вода участвует как реагент.

 

 

Какие требования предъявляют к

воде, применяемой

в каче­

стве химического реагента? Если производимый продукт не дол­ жен содержать примесей, целесообразно предварительно освобо­ дить от них воду. Поэтому в ряде производств применяют кон­ денсат.


Большие количества воды

используют

как растворитель.

Ведь вода — самый доступный

и дешевый

растворитель многих

твердых, жидких и газообразных веществ. Это позволяет ее при­ менять не только для перевода реагентов в раствор, но и для очистки веществ, в частности газовых смесей от нежелательных примесей, например от оксида углерода (IV), сероводорода и др.

В каких производствах вода применяется как растворитель?

Остановимся на рассмотрении еще одной области примене­ ния воды в химическом производстве. С первых ваших шагов в химических кабинетах вы обратили внимание на то, что химия

неразрывно связана с энергетикой. Как только нужно

провести

химическую реакцию, вы тянетесь за спичками,

чтобы зажечь

газ или спирт в ваших горелках. И действительно,

значительная

часть химических реакции с достаточной скоростью

протекает

лишь при повышенных температурах. Многие реакции требуют затраты энергии на химическое превращение. Какое отношение эти факты имеют к вопросу о расходе воды на химических за­ водах? На две стороны связи нужно обратить внимание: 1) тем­ пературу реакции необходимо регулировать в заданных преде­ лах, отводя или подводя тепло, 2) следует утилизировать тепло­ ту химических реакций и теплоту горячих продуктов реакций.

Для этого в

большинстве случаев

целесообразно применять

воду — самый

дешевый и доступный

теплоноситель.

Уже из рассмотренного можно сделать важные выводы о ро­ ли воды в химическом производстве. Химические заводы нужда­ ются, как правило, в огромном количестве воды, исчисляемом

иногда тысячами тонн на тонну продукта.

Воду нужно беречь,

ведь ее нужно подготовить к производству

(как?), воды просто

не хватит, если расходовать ее бездумно. Выход из этого поло­

жения, крайне обострившегося уже в настоящее время, один —

уменьшить расход воды и прежде

всего посредством многократ­

ного использования ее.

*

§ 8. Экономное использование сырья

Проблема бережного отношения к сырью относится к числу •важнейших, особенно в химической промышленности. Удельный вес затрат на сырье в себестоимости химических продуктов по большей части очень велик, особенно если используются про­ мышленные продукты (например, водород для синтеза аммиа­ ка). Поэтому усилия исследователей, проектировщиков, конст­ рукторов химической аппаратуры и производственников направ­ лены на поиски и осуществление таких условий, при которых •из данного количества сырья получается-возможно более про­ дукта.

П


Проделайте маленький расчет: пусть себестоимость 1 т некоего химиче­ ского продукта равна 1000 р. и складывается она из платы за сырье —

800

р. и 200 р. других расходов. Допустим, что удалось так

изменить условия

течения

производственного

процесса,

что для производства

1 т продукта

потребовалось на 10% меньше сырья,

а остальные

расходы

(трудовые

затра­

ты,

расход энергии, воды и

др.) не изменились. На

сколько

процентов

пони­

зилась

себестоимость продукта?

 

 

 

 

 

Уже ваши первые шаги при изучении химии были связаны с вычислениями количества продуктов, образующихся из данного количества исходных веществ. Используя закон сохранения мас­ сы веществ при химических реакциях и учение об атомпо-моле- кулярном строении вещества, вы составляете уравнения хими­ ческих реакций и проводите эти вычисления. Они являются от­ правными и во всех инженерно-химических расчетах, так как позволяют определить «потолок» — стехиометрический выход' продукта (стехиометрический — вычисленный по уравнению хи­ мической реакции). Вычислять можно, как вы знаете, в химиче­ ских единицах — молях — и в обычных массовых или объемных единицах, например в тоннах или кубических метрах.

Вычислите стехиометрический выход серной кислоты, считая на 100-про­ центную, из серного колчедана, в котором согласно анализу содержится 45% серы.

П р и м е ч а н и е . Многие учащиеся, приступая к решению таких задач, составляют химические уравнения всех реакции, ведущих от сырья к продук­ ту. Решите задачу, не составляя уравнений и даже не рассматривая вопрос, посредством каких реакций образуется серная кислота из колчедана.

На заводах получают не стехиометрический выход продукта, а меньший. Его называют практическим и часто выражают в процентах от образующегося согласно уравнению химической ре­ акции количества продукта. Если вы проследите путь перераба­ тываемых материалов от места добычи сырья или его производ­ ства до склада готовой продукции — представите технологиче­ скую схему производства, вам, вероятно, придет в голову мысль, что можно просто растерять некоторое количество материаловпри погрузке, разгрузке^ транспортировке вследствие неплотно­ сти аппаратуры и машин. Эти причины действительно сущест­ вуют, но и способы к их устранению ясны — герметизация транс­ портной и реакционной аппаратуры, механизация погрузочноразгрузочных работ и т. д. Имеются более сложные препятствия к получению стехиометрического выхода, лежащие в существе самих химических реакций. К ним и будет приковано ваше вни­ мание в данном курсе. Назовем главные из них.

Вследствие обратимости химических реакций выбирают усло­ вия их проведения, благоприятные для смещения равновесия в сторону образования продуктов реакции. Однако часто оказы­ вается трудным, а иногда теоретически и практически невозмож­ ным сместить равновесие полностью.

Еще одно препятствие — в связи с зависимостью скорости хи­ мических реакций от концентраций реагирующих веществ мно-

12