Файл: Эпштейн Д.А. Химия в промышленности учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся X классов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
гие из них при приближении реакции к концу протекают на» столько медленно, что приходится отказываться от полного ис пользования реагентов.
Многие реакции, в особенности те, в которых участвуют |
орга |
||
нические |
вещества, могут протекать не в одном направлении, |
||
а в двух |
или более с образованием не только |
желательного |
про |
дукта (его часто называют целевым), но и |
побочных и |
даже |
ненужных. Нередко исключить образование таких продуктов не удается.
Для решения задачи более полного использования сырья опираются на основные теории физической химии: учение о хими ческом равновесии, учение о химической кинетике и катализе, теории, связывающие реакционную способность веществ с их строением.
§ 9. Вычисление практических выходов продуктов
Значение, которое имеют данные о практическом выходе про дукта, обязывает к тщательному его определению.
Прежде всего нужно знать состав сырья: содержание в нем основного вещества (например, содержание в серном колчедане двусернистого железа), состав и количество примесей. Так как
состав сырья колеблется (в пределах, допускаемых стандартом), необходимы данные о каждой партии сырья. Далее требуется
проследить за изменениями веществ на каждой стадии про изводства. Для этого проводят химические анализы всех про межуточных продуктов. Например, в производстве серной кис лоты из серного колчедана делают анализ печного газа, огар ка, пыли, удаляемой из газа, газовых смесей на входе в контакт
ный аппарат и выходе из него, а также |
продукции. Определяют |
также количество сырья, продуктов, объемы проходящих через |
|
оистему газов и т. д. |
|
Вычислите, какое количество серной кислоты, считая на 100-процентную, |
|
получают из 1 т серного колчедана, содержащего |
45% серы, если выход окси |
да серы (IV) из серного колчедана равен 98%, |
выход оксида серы (VI) из |
оксида серы (IV) —99% и выход серной кислоты—99°/о.
Воспользуйтесь результатом, полученным при решении предыдущей за дачи, и советом, данным выше.
На основе анализов сырья, полупродуктов и продуктов, уче та их количеств и других данных составляют материальный ба ланс, который отражает все количественные изменения масс ве ществ, происходящие в течение процесса (слово «баланс» в пе реводе с латинского означает двучашные весы). В приходную часть баланса входят массы всех веществ, поступающих на пе реработку; в расходную — массы всех получаемых веществ. Ма териальный баланс составляют на единицу массы продукта или сырья. На основе материального баланса вычисляют практиче ский выход продукта в процентах от теоретического или в тон нах на 1 m сырья.
В качестве примера приведем материальный баланс обжига колчедана за 1 ч по данным завода:
В е щ е с т ва Приход, в кг Вещества Р а с х о д , в кг
Колчедан |
18768 |
Оксид |
серы (IV) |
15337 |
|
Влага |
колчедана |
1198 |
Оксид |
серы (VI) |
129 |
Сухой |
воздух |
49400 |
Кислород |
1063 |
|
Влага |
воздуха |
358 |
Азот |
|
37600 |
|
|
|
Водяной пар |
1556 |
|
|
|
|
Огарок |
|
14038 |
|
В с е г о |
69724 |
і |
В с е г о |
69724 |
|
|
|
|
|
§ 10. Пути уменьшения расхода энергии на химических заводах
Вы знаете, что многие химические реакции протекают доста точно быстро только при повышенных температурах и поэтому исходные вещества предварительно подогревают. Энергия рас ходуется также на проведение эндотермических реакций. В се бестоимости многих химических продуктов, например хлора, фосфора, карбида кальция, доля расходов на энергию достигает 50% и более. Проблеме уменьшения удельного расхода энергии в настоящее время уделяется очень большое внимание. В хими ческих цехах устанавливают паровые котлы, паровые турбины, теплообменники, в которых вода или другие вещества нагрева ются за счет теплоты, уносимой продуктами реакции. Химические цехи превращаются в энергохимичеекпе. При бережном отноше нии к энергии можно производить многие химические продукты (аммиак, азотную кислоту и др.) за счет использования теплоты химических реакций.
Для учета расхода энергии составляют энергетические балан сы, которые позволяют установить, как используется энергия, где она теряется, и наметить пути уменьшения потерь. В каче
стве примера приведем тепловой баланс |
обжига |
колчедана за |
||||
1 ч по данным |
завода: |
|
|
|
|
|
Вещества |
Приход, в |
|
Вещества |
|
Р а с х о д , в |
|
тыс. кдж |
|
|
тыс. кдж |
|||
|
|
|
||||
Теплота горения |
100657 |
Те.плота |
газов |
|
46128 |
|
колчедана |
|
Теплота |
огарка |
|
8380 |
|
Теплота колчедана |
1307 |
Потери |
в окружающую |
1022 |
||
и воздуха |
|
среду |
|
|
|
|
|
|
Получение |
водяного |
|
46434 |
|
|
|
пара |
из |
охлаждающей |
|
|
|
|
воды |
|
|
|
|
В с е г о |
101964 |
|
|
В с е г о |
1 |
101964 |
§ 1 1 . Борьба с загрязнением атмосферы и воды вредными веществами
Возможность положительного решения этой проблемы видел еще К- Маркс, который, опираясь на ход 'развития про мышленности в середине прошлого века, утверждал: «Наиболее яркий пример применения отходов дает химическая промьгаь ленность. Она потребляет не только свои собственные отходы, находя для них новое применение, но также отходы самых раз нообразных других отраслей промышленности и превращает, на пример, раньше почти бесполезный каменноугольный деготь в анилиновые краски, в ализарин, а за последнее время также в медикаменты»
Сейчас эта проблема использования отходов приобретает особенно большое значение, так как химические реакции не только обеспечивают нас все большим числом разнообразных ценных химических продуктов, но и являются причиной загряз нения атмосферы и воды вреднейшими веществами. Основная линия борьбы с ухудшением среды — это создание таких про изводств, в которых не было бы вредных отходов, все сырье ис пользовалось бы комплексно и экономично. Примером комп» лексиого использования сырья может служить разработанный в Советском Союзе и освоенный промышленностью способ пере работки хибинских апатитов. Апатито-нефелиновую породу раз деляют на апатит и нефелин. Апатит используют на фосфатных заводах для получения фосфорных удобрений, фтористых со лей и гипса. Из нефелина производят соду, поташ и цемент.
§ 12. Что такое химическая технология и чем она занимается
Даже самое предварительное ознакомление с задачами со временной химической промышленности приводит к выводу, что успешно развиваться и совершенствоваться она может, только опираясь на науку. Эта наука называется химической техноло гией.
|
Как |
образовано |
слово «технология»? |
В |
его состав |
входят |
два |
греческих слова: логос — учение, наука |
и технос — мастер |
||||
ство или искусство |
(мы и сейчас говорим |
о работниках |
искусст |
|||
ва |
как о мастерах — мастер слова, мастер |
сцены и т. д., а о за |
||||
водских |
мастерах — как художниках, искусниках). Хорошо ве |
сти современные сложные химические процессы могут дейст
вительно только |
мастера |
высокой |
квалификации — художники |
|||||
своего |
дела. |
|
|
|
|
|
|
|
Химическую |
технологию |
можно |
определить |
как |
науку о |
наи |
||
лучших |
способах |
производства |
промышленных |
продуктов |
по |
|||
средством химических реакций. |
В |
связи с этим |
определением |
1 К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 25, ч. I , стр. 114.
возникает вопрос, какие производства можно считать химически ми, ведь химические реакции сейчас широко используются во многих отраслях промышленности, например в текстильной, неф теперерабатывающей и др. В химической отрасли химические ре акции составляют основу производственных процессов. К этой отрасли относят получение неорганических кислот, щелочей, ми неральных удобрений, красителей, фотоматериалов, лекарствен ных веществ, пластических масс, химических волокон, каучуков.
Когда возникла химическая технология? Невозможно точно ответить па вопрос, когда люди впервые овладели реакцией го рения (которая и сейчас еще привлекает внимание многих иссле дователей), но можно легко представить, каким скачком в раз витии человечества было это открытие. Всего несколько тысяч лет отделяют нас от того времени, когда люди, пользуясь огнем, овладели искусством обжигать вылепленные из глины изделия, плавить самородные металлы. В древнем Египте, Китае, Индии, Греции и Риме уже широко применяли красители, дубители, из делия из меди, олова, бронзы (сплава олова и меди), серебра, свинца, железа. В средние века были открыты соляная, серная и азотная кислоты, исследованы многие минералы и, что не ме нее существенно, разработаны разнообразные методы исследова ния: растворение, кристаллизация, сушка, фильтрование и др. Но возникновение химической технологии, как и других техно логических наук, связано с промышленной революцией, с появлением машинного производства. В отличие от ремесленно го оно представляет собой не что иное, как техническое примене ние естественных наук. Истоки этих наук обусловлены успеха ми механики и энергетики. «...Машинное прядение выдвинуло не обходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали необ ходимой механико-химическую революцию в белильном, ситце печатном и красильном производствах» '. Химическая техноло гия возникла во второй половине X V I I I в. С середины XIX в. устанавливаются связи химии с сельским хозяйством — кладет ся начало производству минеральных удобрений, достигшему в настоящее время огромных размеров и продолжающему расти
чрезвычайно быстрыми темпами. Вторая половина |
XIX в. отмече- |
на новыми блестящими достижениями химической |
технологии — |
промышленным синтезом красителей и лекарственных препара тов,. Начало XX в. знаменуется таким успехом химической тех нологии, который и до настоящего времени поражает своим дерзновением. После целого века неудач ученые, развивая но вые технологические идеи, решили проблему связывания атмос ферного азота с водородом.
Последние десятилетия химической промышленности прохо дят под знаком развития производства синтетических высокомо лекулярных материалов. И в этом направлении химическая тех-
1 К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 23, стр. 395.
нолопія идет по пути удовлетворения насущнейших потребностей человечества — обеспечения людей одеждой, обувью.
Пути развития химии и химической технологии тесно пере плетены. Не следует думать, что химическая технология идет следом за химией, используя ее достижения для разрешения назревших производственных задач. В действительности связи и взаимные влияния обеих этих наук значительно более сложны. Так, потребности производства поставили перед химической тех нологией проблемы разработки контактного способа производст ва серной кислоты, синтеза аммиака, высокополимеров, что в свою очередь способствовало развитию химических наук: химиче ской термодинамики, химической кинетики, катализа, химии вы сокомолекулярных веществ. Опираясь на эти науки, химическая технология дает ответы на выдвигаемые жизнью вопросы.
Современный этап развития химической технологии характе ризуется поднятием ее на более высокий уровень. Ее внимание приковывается к открытию общих закономерностей управления химическими реакциями на производстве. В этом направлении она уже продвинулась вперед, но находится еще в начале пути. Однако быстрые темпы развития химической промышленности на современном этапе объясняются тем, что решение новых тех нологических проблем все более опирается на общие закономер ности химической технологии.
Вопросы и задания
В книге вы обнаружите разделы под приведенным выше названием. В них обобщается рассмотренный ранее материал и на его основе формулиру
ются некоторые общие |
закономерности |
химической |
технологии. |
Здесь |
вы |
|
найдете также |
вопросы |
повторительного |
характера и |
задания. |
|
|
1. Каковы основные технико-экономические показатели деятельности хи |
||||||
мического предприятия? |
|
|
|
|
|
|
О т в е т . |
Предприятие обязано строго выполнять |
заданный |
ему по |
ко |
личеству и ассортименту продукции план. Качество продукции должно удов
летворять требованиям государственных стандартов, сырье |
использоваться пол |
|||||||||||
нее: необходима комплексная |
переработка |
его, ликвидация отходов |
и отбро |
|||||||||
сов, |
их |
утилизация. Расход энергии на единицу продукта |
(удельный |
расход) |
||||||||
должен быть возможно ниже, для чего следует использовать теплоту |
химиче |
|||||||||||
ских |
реакций, утилизировать |
теплоту, |
уносимую продуктами |
реакции. |
Хи |
|||||||
мические предприятия не должны быть источниками загрязнения |
окружающей |
|||||||||||
человека среды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
2. По каким признакам классифицируют химические продукты? В чем |
|||||||||||
состоят |
особенности каждой |
из |
классификаций? |
|
|
|
|
|
||||
|
3. |
Какие виды сырья используют в химической промышленности? В |
ка |
|||||||||
ком направлении идет процесс изменения сырьевой |
базы химической |
про |
||||||||||
мышленности? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4. |
Можно ли считать воздух химическим сырьем? |
Приведите |
примеры. |
||||||||
Какие |
требования предъявляют к воздуху, используемому для этих целей? |
|||||||||||
|
5. |
Для каких целей применяют воду на химических |
заводах? Какой |
ос |
||||||||
новной |
принцип использования |
воды |
на |
химических |
предприятиях? |
|
|
|||||
|
6. Чем отличается практический |
выход |
продукта |
от |
стехиометрического? |
Как вычисляют стехиометрический и практический |
выходы? |
Почему не удается |
||||
получать на |
заводах |
100-процентный |
выход продукта? |
|
|
|
7. Что такое материальный и энергетический |
балансы |
производства? |
На |
|||
основе каких |
данных |
их составляют? |
Что дает анализ этшибадзнсов?. - |
|
||
2 Зак. 1345 |
|
|
|
I |
|
, Ї ' |