Файл: Эпштейн Д.А. Химия в промышленности учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся X классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гие из них при приближении реакции к концу протекают на» столько медленно, что приходится отказываться от полного ис­ пользования реагентов.

Многие реакции, в особенности те, в которых участвуют

орга­

нические

вещества, могут протекать не в одном направлении,

а в двух

или более с образованием не только

желательного

про­

дукта (его часто называют целевым), но и

побочных и

даже

ненужных. Нередко исключить образование таких продуктов не удается.

Для решения задачи более полного использования сырья опираются на основные теории физической химии: учение о хими­ ческом равновесии, учение о химической кинетике и катализе, теории, связывающие реакционную способность веществ с их строением.

§ 9. Вычисление практических выходов продуктов

Значение, которое имеют данные о практическом выходе про­ дукта, обязывает к тщательному его определению.

Прежде всего нужно знать состав сырья: содержание в нем основного вещества (например, содержание в серном колчедане двусернистого железа), состав и количество примесей. Так как

состав сырья колеблется (в пределах, допускаемых стандартом), необходимы данные о каждой партии сырья. Далее требуется

проследить за изменениями веществ на каждой стадии про­ изводства. Для этого проводят химические анализы всех про­ межуточных продуктов. Например, в производстве серной кис­ лоты из серного колчедана делают анализ печного газа, огар­ ка, пыли, удаляемой из газа, газовых смесей на входе в контакт­

ный аппарат и выходе из него, а также

продукции. Определяют

также количество сырья, продуктов, объемы проходящих через

оистему газов и т. д.

 

Вычислите, какое количество серной кислоты, считая на 100-процентную,

получают из 1 т серного колчедана, содержащего

45% серы, если выход окси­

да серы (IV) из серного колчедана равен 98%,

выход оксида серы (VI) из

оксида серы (IV) —99% и выход серной кислоты—99°/о.

Воспользуйтесь результатом, полученным при решении предыдущей за­ дачи, и советом, данным выше.

На основе анализов сырья, полупродуктов и продуктов, уче­ та их количеств и других данных составляют материальный ба­ ланс, который отражает все количественные изменения масс ве­ ществ, происходящие в течение процесса (слово «баланс» в пе­ реводе с латинского означает двучашные весы). В приходную часть баланса входят массы всех веществ, поступающих на пе­ реработку; в расходную — массы всех получаемых веществ. Ма­ териальный баланс составляют на единицу массы продукта или сырья. На основе материального баланса вычисляют практиче­ ский выход продукта в процентах от теоретического или в тон­ нах на 1 m сырья.


В качестве примера приведем материальный баланс обжига колчедана за 1 ч по данным завода:

В е щ е с т ва Приход, в кг Вещества Р а с х о д , в кг

Колчедан

18768

Оксид

серы (IV)

15337

Влага

колчедана

1198

Оксид

серы (VI)

129

Сухой

воздух

49400

Кислород

1063

Влага

воздуха

358

Азот

 

37600

 

 

 

Водяной пар

1556

 

 

 

Огарок

 

14038

 

В с е г о

69724

і

В с е г о

69724

 

 

 

 

 

§ 10. Пути уменьшения расхода энергии на химических заводах

Вы знаете, что многие химические реакции протекают доста­ точно быстро только при повышенных температурах и поэтому исходные вещества предварительно подогревают. Энергия рас­ ходуется также на проведение эндотермических реакций. В се­ бестоимости многих химических продуктов, например хлора, фосфора, карбида кальция, доля расходов на энергию достигает 50% и более. Проблеме уменьшения удельного расхода энергии в настоящее время уделяется очень большое внимание. В хими­ ческих цехах устанавливают паровые котлы, паровые турбины, теплообменники, в которых вода или другие вещества нагрева­ ются за счет теплоты, уносимой продуктами реакции. Химические цехи превращаются в энергохимичеекпе. При бережном отноше­ нии к энергии можно производить многие химические продукты (аммиак, азотную кислоту и др.) за счет использования теплоты химических реакций.

Для учета расхода энергии составляют энергетические балан­ сы, которые позволяют установить, как используется энергия, где она теряется, и наметить пути уменьшения потерь. В каче­

стве примера приведем тепловой баланс

обжига

колчедана за

1 ч по данным

завода:

 

 

 

 

 

Вещества

Приход, в

 

Вещества

 

Р а с х о д , в

тыс. кдж

 

 

тыс. кдж

 

 

 

Теплота горения

100657

Те.плота

газов

 

46128

колчедана

 

Теплота

огарка

 

8380

Теплота колчедана

1307

Потери

в окружающую

1022

и воздуха

 

среду

 

 

 

 

 

 

Получение

водяного

 

46434

 

 

пара

из

охлаждающей

 

 

 

воды

 

 

 

 

В с е г о

101964

 

 

В с е г о

1

101964


§ 1 1 . Борьба с загрязнением атмосферы и воды вредными веществами

Возможность положительного решения этой проблемы видел еще К- Маркс, который, опираясь на ход 'развития про­ мышленности в середине прошлого века, утверждал: «Наиболее яркий пример применения отходов дает химическая промьгаь ленность. Она потребляет не только свои собственные отходы, находя для них новое применение, но также отходы самых раз­ нообразных других отраслей промышленности и превращает, на­ пример, раньше почти бесполезный каменноугольный деготь в анилиновые краски, в ализарин, а за последнее время также в медикаменты»

Сейчас эта проблема использования отходов приобретает особенно большое значение, так как химические реакции не только обеспечивают нас все большим числом разнообразных ценных химических продуктов, но и являются причиной загряз­ нения атмосферы и воды вреднейшими веществами. Основная линия борьбы с ухудшением среды — это создание таких про­ изводств, в которых не было бы вредных отходов, все сырье ис­ пользовалось бы комплексно и экономично. Примером комп» лексиого использования сырья может служить разработанный в Советском Союзе и освоенный промышленностью способ пере­ работки хибинских апатитов. Апатито-нефелиновую породу раз­ деляют на апатит и нефелин. Апатит используют на фосфатных заводах для получения фосфорных удобрений, фтористых со­ лей и гипса. Из нефелина производят соду, поташ и цемент.

§ 12. Что такое химическая технология и чем она занимается

Даже самое предварительное ознакомление с задачами со­ временной химической промышленности приводит к выводу, что успешно развиваться и совершенствоваться она может, только опираясь на науку. Эта наука называется химической техноло­ гией.

 

Как

образовано

слово «технология»?

В

его состав

входят

два

греческих слова: логос — учение, наука

и технос — мастер­

ство или искусство

(мы и сейчас говорим

о работниках

искусст­

ва

как о мастерах — мастер слова, мастер

сцены и т. д., а о за­

водских

мастерах как художниках, искусниках). Хорошо ве­

сти современные сложные химические процессы могут дейст­

вительно только

мастера

высокой

квалификации — художники

своего

дела.

 

 

 

 

 

 

 

Химическую

технологию

можно

определить

как

науку о

наи­

лучших

способах

производства

промышленных

продуктов

по­

средством химических реакций.

В

связи с этим

определением

1 К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 25, ч. I , стр. 114.


возникает вопрос, какие производства можно считать химически­ ми, ведь химические реакции сейчас широко используются во многих отраслях промышленности, например в текстильной, неф­ теперерабатывающей и др. В химической отрасли химические ре­ акции составляют основу производственных процессов. К этой отрасли относят получение неорганических кислот, щелочей, ми­ неральных удобрений, красителей, фотоматериалов, лекарствен­ ных веществ, пластических масс, химических волокон, каучуков.

Когда возникла химическая технология? Невозможно точно ответить па вопрос, когда люди впервые овладели реакцией го­ рения (которая и сейчас еще привлекает внимание многих иссле­ дователей), но можно легко представить, каким скачком в раз­ витии человечества было это открытие. Всего несколько тысяч лет отделяют нас от того времени, когда люди, пользуясь огнем, овладели искусством обжигать вылепленные из глины изделия, плавить самородные металлы. В древнем Египте, Китае, Индии, Греции и Риме уже широко применяли красители, дубители, из­ делия из меди, олова, бронзы (сплава олова и меди), серебра, свинца, железа. В средние века были открыты соляная, серная и азотная кислоты, исследованы многие минералы и, что не ме­ нее существенно, разработаны разнообразные методы исследова­ ния: растворение, кристаллизация, сушка, фильтрование и др. Но возникновение химической технологии, как и других техно­ логических наук, связано с промышленной революцией, с появлением машинного производства. В отличие от ремесленно­ го оно представляет собой не что иное, как техническое примене­ ние естественных наук. Истоки этих наук обусловлены успеха­ ми механики и энергетики. «...Машинное прядение выдвинуло не­ обходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали необ­ ходимой механико-химическую революцию в белильном, ситце­ печатном и красильном производствах» '. Химическая техноло­ гия возникла во второй половине X V I I I в. С середины XIX в. устанавливаются связи химии с сельским хозяйством — кладет­ ся начало производству минеральных удобрений, достигшему в настоящее время огромных размеров и продолжающему расти

чрезвычайно быстрыми темпами. Вторая половина

XIX в. отмече-

на новыми блестящими достижениями химической

технологии —

промышленным синтезом красителей и лекарственных препара­ тов,. Начало XX в. знаменуется таким успехом химической тех­ нологии, который и до настоящего времени поражает своим дерзновением. После целого века неудач ученые, развивая но­ вые технологические идеи, решили проблему связывания атмос­ ферного азота с водородом.

Последние десятилетия химической промышленности прохо­ дят под знаком развития производства синтетических высокомо­ лекулярных материалов. И в этом направлении химическая тех-

1 К. М а р к с , Ф. Э н г е л ь с . Сочинения, т. 23, стр. 395.


нолопія идет по пути удовлетворения насущнейших потребностей человечества — обеспечения людей одеждой, обувью.

Пути развития химии и химической технологии тесно пере­ плетены. Не следует думать, что химическая технология идет следом за химией, используя ее достижения для разрешения назревших производственных задач. В действительности связи и взаимные влияния обеих этих наук значительно более сложны. Так, потребности производства поставили перед химической тех­ нологией проблемы разработки контактного способа производст­ ва серной кислоты, синтеза аммиака, высокополимеров, что в свою очередь способствовало развитию химических наук: химиче­ ской термодинамики, химической кинетики, катализа, химии вы­ сокомолекулярных веществ. Опираясь на эти науки, химическая технология дает ответы на выдвигаемые жизнью вопросы.

Современный этап развития химической технологии характе­ ризуется поднятием ее на более высокий уровень. Ее внимание приковывается к открытию общих закономерностей управления химическими реакциями на производстве. В этом направлении она уже продвинулась вперед, но находится еще в начале пути. Однако быстрые темпы развития химической промышленности на современном этапе объясняются тем, что решение новых тех­ нологических проблем все более опирается на общие закономер­ ности химической технологии.

Вопросы и задания

В книге вы обнаружите разделы под приведенным выше названием. В них обобщается рассмотренный ранее материал и на его основе формулиру­

ются некоторые общие

закономерности

химической

технологии.

Здесь

вы

найдете также

вопросы

повторительного

характера и

задания.

 

 

1. Каковы основные технико-экономические показатели деятельности хи­

мического предприятия?

 

 

 

 

 

О т в е т .

Предприятие обязано строго выполнять

заданный

ему по

ко­

личеству и ассортименту продукции план. Качество продукции должно удов­

летворять требованиям государственных стандартов, сырье

использоваться пол­

нее: необходима комплексная

переработка

его, ликвидация отходов

и отбро­

сов,

их

утилизация. Расход энергии на единицу продукта

(удельный

расход)

должен быть возможно ниже, для чего следует использовать теплоту

химиче­

ских

реакций, утилизировать

теплоту,

уносимую продуктами

реакции.

Хи­

мические предприятия не должны быть источниками загрязнения

окружающей

человека среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. По каким признакам классифицируют химические продукты? В чем

состоят

особенности каждой

из

классификаций?

 

 

 

 

 

 

3.

Какие виды сырья используют в химической промышленности? В

ка­

ком направлении идет процесс изменения сырьевой

базы химической

про­

мышленности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Можно ли считать воздух химическим сырьем?

Приведите

примеры.

Какие

требования предъявляют к воздуху, используемому для этих целей?

 

5.

Для каких целей применяют воду на химических

заводах? Какой

ос­

новной

принцип использования

воды

на

химических

предприятиях?

 

 

 

6. Чем отличается практический

выход

продукта

от

стехиометрического?

Как вычисляют стехиометрический и практический

выходы?

Почему не удается

получать на

заводах

100-процентный

выход продукта?

 

 

7. Что такое материальный и энергетический

балансы

производства?

На

основе каких

данных

их составляют?

Что дает анализ этшибадзнсов?. -

 

2 Зак. 1345

 

 

 

I

 

, Ї '