Файл: Эпштейн Д.А. Химия в промышленности учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся X классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первым продуктом окисления ацетальдегида является иадуксусная кислота:

С Н з - С ^ ° + 0 2 > С Н 3 - с / °

х н

,

\ о о н

 

Ыадукеусная кислота нестабильна уже при температуре 50 °С

и выше в присутствии катализатора

ацетата марганца. Она

окис­

ляет ацетальдегид:

 

 

 

 

СНз - С{° +

СНз -

С / °

—> 2СН3 - СООН '

(2)

\ Н

.

\ О О Н

 

Суммируя оба уравнения,

получаем:

 

2СН3 — С ^ °

+ 0 2 — ^ 2 С Н 3 — СООН + Q

(3)

\ н

Одновременно протекают и побочные реакции, приводящие к образованию муравьиной кислоты, сложных эфиров и других продуктов.

Реакция (3), как и другие реакции окисления, экзотермиче­ ская, практически необратимая, сложная (IV класса), гетероген­ ная (типа >К + Г = Ж ) , каталитическая.

Для направления реакции в сторону получения уксусной кис­ лоты нужен катализатор, который должен одинаково ускорять как первую, так и вторую реакцию. Если первая реакция проте­ кает быстрее второй, то происходит накопление надуксусной кислоты, ее разложение с выделением кислорода и окисление ацетальдегида до С 0 2 и Н 2 0 ; возможно образование взрывча­ той смеси. Для обеспечения безопасности реакцию необходимо вести с большим избытком ацетальдегида.

Температура реакции также должна быть такой, при которой не происходит накопления в реакционной смеси надуксусной кис­

лоты и скорость побочных реакций минимальна, примерно

50;—

80 °С. Под давлением в 3—4 ат и указанной температуре

про­

цесс протекает в жидкой фазе. В качестве окислителя исполь­ зуют воздух или кислород.

Как видно из физико-химической характеристики реакции, не­ обходимо очень строго соблюдать оптимальный режим. Отклоне­ ния от него не только снижают выход целевого продукта, но могут привести к взрыву установки. Особенно тщательно сле­ дует поддерживать в заданных пределах температуру. Между тем реакция идет с выделением значительного количества теп­ ла, поэтому в реакторе — полом цилиндрическом сосуде — уста­ навливают несколько холодильников. Выход уксусной кислоты по этому способу достигает 98%.

Объясните, почему: 1) ацетальдегид охлаждают рассолом; 2) кислород вводят в нескольких местах по высоте реактора; 3) азот подают в верхнюю часть колонны; 4) применяют циркуляцию исходного вещества.


Метанол

Подконтатный

холодильник

Рис. 30. Схема производства формальдегида.

 

Вопросы

и задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Пользуясь

технологической

схемой

производства формальдегида

•(рис. 30), рассмотрите основные операции, в

частности объясните:

 

 

1)

почему воздух подают через слой метанола;

 

 

 

 

2)

какие

автоматические

регуляторы должны

быть

установлены, чтобы

не

допустить

образования взрывчатой

смеси;

 

 

 

 

3)

почему

нужно

подогревать

паровоздушную

смесь перед

контактным

аппаратом

(примерно

до ПО °С),

если

 

и без

нагревания

процесс

можно вес­

ти

автотермично;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)

зачем резко охлаждают парогазовую смесь после выхода ее из кон­

тактного аппарата

не

ниже и

не

выше

100 °С;

 

 

 

 

5)

как

извлечь

формальдегид

из

газовой смеси, получив

стабилизиро­

ванный метанолом

формалин?

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким из изученных вами процессов сходен по оптимальным усло­ виям, технологической схеме и конструкции реактора процесс производства •формальдегида окислительным дегидрированием метанола?

3.

 

Составьте сводную таблицу применения формальдегида,

ацетальдеги-

да и

уксусной кислоты.

 

 

 

4.

Составьте демонстрационную таблицу, в которой покажите, какое зна­

чение

 

приобретают

процессы

окислительной

переработки углеводородов и

других

органических

соединений в настоящее

время. В таблицу следует так­

же включить рассмотренные в предыдущих

главах процессы

производства

•оксида

углерода СО, водорода

и ацетилена. Рассмотрите тенденции развития

органического синтеза, отметив, какие процессы вытесняются из промышлен­

ности

окислительными

методами.

 

5.

Какую

роль играет катализатор в реакции окисления

ацетальдегида

в уксусную кислоту?

 

 

6.

Охарактеризуйте процессы переработки органических соединений при

участии кислорода, используя обобщенную физико-химическую

характеристи­

ку, принципы

выбора

температуры, давления, соотношения реагентов, време­

ни реакции, принципиальную схему, устройство реакционных

аппаратов, а

также

укажите выход

основных продуктов.

 


З А К Л Ю Ч Е Н ИЕ

Какими знаниями и умениями вы овладели, изучив факульта­ тивный курс «Химия в промышленности»?

Автор и ваши преподаватели стремились к тому, чтобы вы овладели некоторыми основными инженерно-химическими поня­ тиями и глубже поняли роль химии в современной жизни, в строительстве нового, коммунистического общества.

Мы с вами совместно на конкретных примерах выяснили, как возникает потребность в химическом продукте, и проследи­ ли, как рождается, развивается и совершенствуется способ его производства в соревновании с возможными другими способа­ ми, как иногда он вытесняется более совершенными.

Вам теперь ясно, что к любому производству следует подхо­ дить с позиции его оптимизации: определения условий, при ко­ торых получаются наилучшие результаты. Критерии оптимиза­ ции были рассмотрены во вводной части курса, затем во всех гла­ вах вы самостоятельно формулировали их применительно к кон­

кретным

производствам. Это

те критерии, которые положены

в основу

девятого пятилетнего

плана.

Каков путь определения оптимальных условий химико-техио- логпческих процессов? На современном уровне науки открывает­ ся возможность решать эти задачи, опираясь на естественные науки, математику и технические науки (химическую техноло­ гию и др.).

Предпосылкой ваших поисков было исследование-физико-хи­ мических свойств веществ, участвующих в реакции. Выявлялась зависимость качества продукта, его выхода, расхода энергии и других технико-экономических показателей от управляющих па­ раметров — температуры, давления, концентраций реагирующих веществ.

Отправляясь от отдельных решений, вы формулировали об­ щие закономерности оптимизации реакций, обладающих одина­ ковыми физико-химическими характеристиками. Оказалось, ре­ акции можно разделить на классы. Затем, определив класс хи­ мико-технологического процесса и пользуясь общими закономер-

ностями, вы были в состоянии самостоятельно решать новые проблемы.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев назвал на XXIV съезде партии химизацию всего народного хозяйства мощ­ ным рычагом повышения эффективности общественного произ­ водства. В настоящее время научно-технический уровень любой отрасли народного хозяйства определяется не только ее механи­ зацией, электрификацией, автоматизацией, но и химизацией. Химизация машиностроения и строительства открывает возмож­ ность принципиально новых конструктивных решений, оказывает революционизирующее воздействие на эти области производст­ венной деятельности. Химизация сельского хозяйства приводит к огромной экономии общественного труда, обеспечивает резкое повышение урожайности всех культур. Для того чтобы работа по химизации народного хозяйства шла успешно, нужны люди, увлеченные химией и владеющие ею. Можно надеяться, что не­ которые из выбравших для углубленного изучения факультатив­ ный курс, посвященный актуальным проблемам химизации, от­ дадут в дальнейшем свой труд и способности химии — будут го­ товить себя для работы иа химических заводах, в лабораториях, в научных институтах.


ЛИ Т Е Р А Т У Р А

А.Для более глубокого ознакомления с вопросами

 

 

 

 

 

 

 

 

химической технологии

 

 

 

 

 

 

 

1.

«Материалы

XXIV съезда КПСС». М., Политиздат,

1971.

 

 

2.

К, о с т а н д о в Л. А. Научно-технический прогресс

в

химической

про­

мышленности. М., «Знание»,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

A we л н н

А. Г. Технология

серной

кислоты.

М.,

«Химия»,

1971.

 

4.

А т р о щ е н к о

В.

И. и

др.

Курс

технологии

связанного

азота. М.,.

«Химия»,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

С о к о л о в с к и й

А. А.,

Я ш и с Е. В. Технология

минеральных

удоб­

рений

и

кислот. М., «Химия», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Э п ш т е н н

Д. А. Горючие ископаемые и их химическая переработка.

М., Изд-во АПН РСФСР,

1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Г у р е в и ч

 

И. Л. Общие свойства

и

первичные

методы

переработки

нефти

и

газа,

изд.

3.

М.. «Химия»,

1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Л е б е д е в

Н. Н. Химия

и технология

основного

органического и

неф­

техимического синтеза. М., «Химия», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

В о р о б ь е в

В. А.,

А н д р и а н о в

Р. А. Технология

полимеров.

М.,.

«Высшая

школа»,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Э п ш т е й - н

Д. А. Учителю

о химической

 

технологии.

М., Изд-во-

АПН РСФСР,

1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Справочники

 

 

 

 

 

 

 

1.

Краткая

химическая

энциклопедия,

в

5-ти

т.

«Советская

энциклопе- '

дия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

«Справочник

химика».

т. I I I — материал

о

химическом

равновесии

и кинетике; в т. V

— о сырье и продуктах

промышленности неорганических,

веществ; в т. V I —

о продуктах

основного

органического

синтеза,

мономерах

иполимерах.)

3.«Химизация сельского хозяйства». Научно-технический словарь-спра­

вочник, под

ред. проф. Л. Л. Балашева и акад. С. И. Вольфковича, изд.'2_

М., «Наука»,

1968,


 

 

 

 

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

П р е д и с л о в и е

.

.

.

.

.

.

 

J

Как

оценивают

работу

химических заводов. Какие проблемы решает

 

 

 

наука — химическая

технология

 

 

 

 

 

 

 

 

5

§

1. План выпуска

продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' —

§ 2. Качество химических продуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

§

3.

Классификация химических продуктов и общие требования к от­

 

 

 

дельным классам продуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

§

4.

Виды химического

сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

§

5.

Проблема

выбора

сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

§

6.

Воздух — важнейшее химическое сырье

 

 

 

 

 

 

 

9

§

7. Значение воды в химическом

производстве. Экономия воды

.

 

.

10

§ 8. Экономное использование сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

11

§ 9. Вычисление практических выходов продуктов

 

 

 

 

 

 

13

§

10. Пути уменьшения

расхода энергии

на химических заводах

 

.

.

14

§

П. Борьба с загрязнением атмосферы и воды вредными

веществами

15

§

12. Что такое химическая

технология

и чем

она занимается

 

.

.

 

 

 

 

 

 

Ч а с т ь

п е р в а я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ

НЕОРГАНИЧЕСКИХ

ВЕЩЕСТВ

 

 

 

 

Г л а в а I . Серная

кислота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

§

1.

Свойства серной кислоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

2.

Применение серной

кислоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

§

3. Виды сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

§

4. Физико-химическая

характеристика

реакции

горения

серного

 

кол­

 

 

 

чедана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

§

5.

Оптимальные условия обжига

колчедана

 

 

 

 

 

 

 

26

§

6.

Сжигание

серы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

§

7.

Сжигание

сероводорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

§

8.

Физико-химическая

характеристика

реакции

окислення

оксида

 

серы

 

 

 

S02 кислородом

 

 

 

 

;

 

 

 

 

 

 

31

§

9. Оптимальные

условия

окисления

оксида

серы

S0 2

. . .

34

§

10. Реакция

оксида серы S0 3 с

содой

 

 

 

 

 

 

 

39

156