Файл: Шафрановский И.И. Очерки по минералогической кристаллографии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
стимая с существованием явления. Явление может существовать в среде, обладающей своей характеристической симметрией или принадлежащей одной из подгрупп характеристической симметрии явления. Иными словами, некоторые элементы симметрии могут сосуществовать с некоторыми явлениями, но это необязательно. Необходимо, чтобы некоторые элементы симметрии отсутствовали. Это и есть та диссимметрия, которая создает явление» [71].
Далее следует: «...при наложении нескольких явлений различной природы в одной и той же системе их диссимметрии складываются. Элементами симметрии системы остаются только те, которые яв ляются общими для каждого явления, взятого отдельно» [71]. При этом П. Кюри отмечал, что было бы логичнее учитывать операции
диссимметрии, но |
вследствие бесконечного множества |
операций, |
не приводящих к |
совмещениям, проще пользоваться |
операциями |
спривычными нам элементами симметрии.
Сэтой точки зрения принцип Кюри логичнее было бы называть не «принципом симметрии», а «принципом симметрии-диссимметрии».
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, напомнив, что именно подразумевали под «диссимметрией» авторы этого понятия и их последователи.
По-видимому, впервые термин «диссимметрия» был введен в науч ную кристаллографическую литературу Л. Пастером (1850 г.). Дис симметрия молекул (и кристаллов), по Л. Пастеру, заключается в их способности образовывать правые и левые разновидности, отно сящиеся друг к другу как предмет и зеркальное отражение, и не совмещающиеся простым наложением. Такие энантиморфные фи гуры, как известно, характеризуются отсутствием элементов сим метрии второго рода, т. е. инверсионных осей, в том числе плоско стей симметрии и центра инверсии. Впоследствии П. Кюри значи тельно расширил понятие диссимметрии, включив в него вообще все элементы симметрии, отсутствующие в данной фигуре. Именно в таком обобщенном виде это понятие было широко использовано акад. А. В. Шубниковым в серии широко известных работ, посвя щенных диссимметрии. Он предложил следующую формулировку: «Под диссимметрией мы будем разуметь пониженную или расстроен ную симметрию, характеризуемую отсутствием некоторых элементов симметрии» [187].
Возвращаясь к принципу симметрии-диссимметрии Кюри, напом ним, что трагическая смерть ученого в 1904 г. прервала развитие его замечательных идей. Несколько предельно сжатых формулировок в вышеназванной статье — вот все, что он написал о своем принципе. Это привело к тому, что принцип Кюри длительное время не получал признания. Не случайно М. Кюри в написанной ею в 1923 г. биогра фии мужа заново подняла вопрос об этом принципе, популяризируя и комментируя его. По ее словам, П. Кюри «был вынужден допол нить и расширить понятие симметрии, рассматривая ее как состояние пространства, характерное для среды, где происходит данное явле ние» [70]. При этом необходимо учитывать состояние и строение
45
среды, движение изучаемого тела относительно формирующей его среды или среды относительно данного тела, а также воздействие на тело других физических факторов.
По сути дела, все эти требования сводятся к положению, хорошо известному минералогам, согласно которому углубленное изучение реальных кристаллических тел требует хорошего знакомства с той средой, в которой они образовались. Нельзя изучать природное тело в отрыве от породившей его среды. В упрощенном виде основные выводы из принципа Кюри можно сформулировать следующим обра зом: симметрия порождающей среды как бы накладывается на сим метрию тела, образующегося в этой среде: получившаяся в результате внешняя форма тела сохраняет только те элементы своей собственной симметрии, которые совпадают с наложенными на него элементами симметрии среды.
Все сказанное полностью относится и к кристаллу, формиру ющемуся в мпнералообразующей среде. При этом следует учитывать, что внутри кристаллического тела, точнее, в его структуре сохра няется собственная симметрия— симметрия кристаллической струк туры. Окружающая его кристаллообразующая среда характери зуется своей симметрией. Поверхностное же огранение кристалла, отделяющее внутреннее кристаллическое тело от внешней среды, носит компромиссный характер, так как его симметрия является результатом сложения двух симметрий: самого кристалла и обра зующей среды.
Рассмотрим в качестве простейшей иллюстрации поведение кри сталла в форме идеального кубика с симметрией 3L44L36L29.PL (тЗт) в питающей среде с симметрией ЗЬ2ЗРС (ттт). Примером подобной среды может служить слоистая порода, каждый слой кото рой обладает волокнистостью, развитой в одном направлении. В та кой породе поступание подтоков питания по трем взаимно перпен дикулярным направлениям происходит неравномерно. Пусть при этом 3L4 кристалла совпадает с 3L2 среды. При таких условиях кубическая форма кристалла с течением времени превратится в «кир пичик» с симметрией ЗЬ2ЗРС. В результате этого перехода во внеш нем ограничении исчезнут элементы симметрии первоначального кубика 4L-,, 6L2, 6Р, а 3L4 превратятся в 3L2.
Вместе с тем кристалл искаженной формы обладает потенциаль ными возможностями при подходящих условиях снова вернуть свою исходную форму, а вместе с ней и исчезнувшие элементы симметрии, так как они заложены внутри самой структуры кристалла (вспомним слова П. Кюри: «Диссимметрия творит явления»). Исчезающие и по являющиеся в соответствующих средах элементы симметрии кри сталла, характеризующие его собственную диссимметрию, а тем самым и динамику его поведения, уместно назвать элементами природной динамической симметрии (при данных конкретных условиях роста кристалла). Проявление динамической симметрии, обусловленной собственной диссимметрией реальных кристаллических образований, играет огромную роль в генетической минералогии.
46
Опыт, однако, показывает, что сформулированные выше основ ные положения принципа симметрии-дисимметрии Кюри требуют некоторых оговорок и дополнений. Так, например, явления роста и растворения кристаллов, по-видимому, свидетельствуют о том, что при известных условиях симметрия кристалла или среды может попеременно играть первенствующую роль, подчиняя себе симме трию второго объекта. Пусть симметрия кристаллообразующей
среды (раствора, |
расплава) соответствует симметрии шара |
||
ooL„ °° PC — оо/оо т. В |
таких условиях подтоки |
питающего |
|
вещества подходят |
к телу |
кристалла равномерно. Все |
элементы |
симметрии кристалла при этом совпадают с элементами симметрии среды, и кристаллическое тело получает характерную для него фигуру идеально развитого плоскостного многогранника со свой ственной ему симметрией. При растворении, как известно, кристалл принимает округлые формы, более или менее приближающиеся к шару. Ясно, что при росте кристалла превалирует симметрия кри сталлической структуры, а при растворении — симметрия маточной среды.
По-видимому, воздействием среды с высокой симметрией в ряде случаев может быть объяснена первопричина возникновения двой никовых сростков с суммарной симметрией, превышающей симме трию отдельно взятых сдвойникованных индивидов.
Из приведенных примеров видно, что среда в некоторых случаях как бы навязывает формирующемуся в ней объекту свои собственные элементы симметрии, не свойственные находящемуся в ней телу. Особенно наглядным примером такого «навязывания» симметрии, присущей среде, образующимся в ней телам служат особенности формирования тел в поле земного тяготения.
Как известно, симметрия поля земного тяготения в любой точке земной поверхности соответствует симметрии конуса. Ьт оо Р( оощ) [71]. С этим связаны следующие повсеместно наблюдаемые вокруг нас явления.
Все то, что растет вертикально, будучи прикрепленным к какойлибо точке земной поверхности, совпадает своей вертикальной осью с осью симметрии бесконечного порядка проходящей через упомянутую точку и лежащую на стыке бесчисленного множества плоскостей симметрии, пересекающихся вдоль оси конуса симметрии среды. Симметрия L m сю Р (оощ) и накладывает свой отпечаток на внешнюю (видимую) симметрию любого тела (в том числе и кри сталла), растущего в такой ориентировке, и придает ему «пирами дальную» симметрию типа LnnP (пт) или (в случаях более низкой собственной симметрии тела) Ln (п), Р (т), —(1) (подгруппы сим метрии ЬппР — пт). Однако очень часто мы видим явно завышенную симметрию природных тел, как бы копирующую симметрию конуса. Таковы, например, веретенообразные и конусообразные
формы деревьев |
с симметрией оощ,. Сюда же можно отнести и кри |
сталлы кварца |
с видимой (ложной) симметрией 6тт (вместо 32) |
и др. |
|
В отличие от рассмотренных выше случаев все то, что растет (пли движется) наклонно или горизонтально, отклоняется от вер тикальной оси I/,*,, н о неминуемо совпадает с одной из бесчисленных вертикальных плоскостей симметрии все того же конуса. Эта пло скость симметрии среды и накладывает свой отпечаток на тела, придавая им внешне моноклинную симметрию Р (т) или, при отсут ствии или несовпадении плоскостей симметрии, —(1) [162].
Само собой разумеется, что малейшее отклонение оси L„ кри сталла от вертикальной оси Ьп среды ведет к моноклинности или триклинности внешней формы. Изучение большого количества при родного материала показало явное преобладание внешне псевдомоноклннных природных форм, в том числе и кристаллических образований.
Итак, в средах, находящихся в сфере влияния земного тяготения, симметрия конуса нередко всецело подчиняет себе внешнюю сим метрию объектов, формирующихся в поле ее действия.
Приведенное добавление к принципу симметрии-диссимметрии — не единственное. Как известно, за время, прошедшее с момента опубликования вышеупомянутой статьи П. Кюри, учение о симме трии широко раздвинуло свои рамки. Помимо классической сим
метрии мы |
имеем |
сейчас |
симметрию |
подобия и антисимметрию |
||
(А. В. Шубников), |
криволинейную |
симметрию (Д. В. Наливкин), |
||||
гомологию |
(В. И. Мпхеев), |
многоцветную |
симметрию (Н. В. Бе |
|||
лов, А. М. Заморзаев и др.) |
[13, 87, |
99, |
185, |
186]. Интересно выяс |
нить роль и значение принципа Кюри в новых областях расширен ного учения о симметрии.
Учитывая сугубо динамический характер этого принципа и при нимая во внимание новые понятия расширенной симметрии, нельзя не дополнить и понятия о природной динамической симметрии, которая должна характеризовать переходы от одной симметрии к другой (как от одного вида классической симметрии к другому, так и переходы от классической симметрии к неклассической и на оборот). Переходы эти вызываются прежде всего различием сим метрий формирующегося тела и формирующей его среды. Согласно П. Кюри, из собственных элементов симметрии данного тела сохра няются только те, которые совпадают с элементами симметрии среды. Исчезнувшие при этом элементы симметрии тела и составляют его собственную диссимметрию. Напомним, что здесь речь идет только о внешней симметрии тела и касается только элементов классической симметрии.
Для понимания следующих далее положений вернемся снова к приведенному выше примеру, в котором рассматривалось поведе ние кубического кристалла собственной симметрией 3L44L36L29LC (тЗт) в среде с симметрией ЗЬ2ЗРС (ттт).
Ознакомимся детальнее с особенностями перехода идеальной кубической формы к форме «кирпичика» и обратно, попутно учиты вая совпадение исчезающих при этом элементов симметрии (будущих элементов диссимметрии) в правильно ограненном кубе с элементами
48
внутреннего сложения из пирамид нарастания граней ((100)), поверх ностей нарастания ребер || 1001| и линий нарастания вершин : 111: *.
Оси 41/3 совпадают с телесными диагоналями куба |і 111 || и вы ходят на поверхность в его восьми вершинах. В то же время эти направления являются стыками (ребрами) трех внутренних пирамид роста граней <100) и представляют собой направления роста вершин : 111:.
Плоскости 6Р совмещены с диагональными плоскостями ((110)) и заканчиваются на поверхности ребрами куба і| 100 ||. С этими же плоскостями совпадают внутренние стенки (грани) пирамид роста, являющиеся формами роста ребер I: 100 II .
Оси 61/2 лежат все в тех же плоскостях ((110)) и, следовательно, совпадают со стенками пирамид роста в линиях их пересечения с тремя стабильными плоскостями симметрии ((100)). В правильно образованном кубическом кристалле все эти элементы являются прямолинейными и плоскостными. При переходе куба в «кирпичик» только три его плоскости симметрии ((1Q0)) остаются плоскими,
а3Z/4, превратившись в 3L2, сохраняют прямолинейность.
Вотличие от них формы нарастания вершин : 111: превращаются в ломаные или кривые линии, а плоскости нарастания ребер |] 1001|
переходят в ступенчатые или криволинейные поверхности. При этом совпадающие с ними оси и плоскости динамической симметрии (4L3, 6L2, 6Р) превращаются в криволинейные или изломанные линии и поверхности.
Г. Г. Леммлейн приводит ряд зарисовок границ пирамид нара стания граней [80], показывающих (рис. 11), что искривленные (изломанные) оси и плоскости близки к элементам криволинейной симметрии Д. В. Наливкина [99].
Переходы от плоскостных и прямолинейных элементов симметрии к криволинейным можно наблюдать визуально и на внешнем огранении искаженных кристаллических форм. На рис. 12 изображены кристаллы кварца, главная ось Ь3 которых расположена вертикально и косо относительно горизонтальной плоскости. Здесь хорошо виден переход от внешней псевдоплоскости симметрии кварца, совпада ющей с прямой АВСВ'А' (рис. 12, а), к криволинейной (или ломаной) линии АВСВ'А' (рис. 12, б) [158].
Судя по имеющимся данным, элементы динамической симметрии при формировании искаженных форы кристаллов отнюдь не исче зают бесследно, а сохраняются, превращаясь в элементы криво линейной (или ступенчатой) симметрии.
* Здесь при описании граппых, реберных и вершинных форм мы поль зуемся системой обозначений плоскостных, лилейных и точечных элементов кристалла но В. А. Франк-Каменецкому [140]. Согласно этой системе символ одиночной граші заключается в круглые скобки (ІіЫ), символ одного ребра — между прямыми черточками | rst |, символ одной вершинной точки — между двумя точками • тпр ■ Совокупности этих элементов обозначаются темн же знаками, но удвоенными: граиная форма — ((hkl))\ реберная форма — || rst || ; вершинная форма — : тпр
4 И. И. ШафрановскпВ |
49 |