Файл: Черкасов А.Л. Радиотовары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сводится к следующему. С помощью объектива 1 пере­ даваемый объект проецируется на светочувствитель­ ный электрод преобразователя световой энергии в электрическую 2. Этот преобразователь является важнейшим элементом телевизионной системы и назы­ вается п е р е д а ю щ е й т р у б к о й . С ее помощью осуществляются две основные операции процесса те­ лепередачи: развертка оптического изображения и преобразование светового потока каждого элемента разложения в электрический сигнал.

Развертка оптического изображения производит­ ся с помощью цепей разверток, состоящих из кадро-

Етрочный

Передние

Кадровый

Задние

Строчные

гасящий

уравнивающие

синхро-

уравнивающие

синхроимпульсы

импульс---------

импульсы

импульс

импульсы

 

 

шииишгтпгишаш

 

Видеосигнал

 

-Кадровый

гасящий импульс

 

 

Р и с . 54. Форма полного телевизионного сигнала

вой развертки 3 и строчной развертки 4. Практически передающая трубка и блоки разверток объединены в одном блоке, который называется п е р е д а ю щ е й к а м е р о й . Работа цепей разверток управляется син­ хроимпульсами, вырабатываемыми синхрогенерато­ ром 5. Он же вырабатывает гасящие строчные и кад­ ровые импульсы для запирания передающей и прием­ ной трубок на время обратных ходов. Одновременно синхроимпульсы и гасящие импульсы поступают в ра­ диопередатчик сигналов изображения 7. К нему по­ ступает электрический сигнал изображения с видео­ усилителя (блок 6).

Радиопередатчик состоит из модулятора (смеси­ теля), генератора высокой частоты (несущей), усили­ теля мощности и передающей антенны. В радиопере­ датчике образуется полный (сложный) телевизион­ ный сигнал (рис. 54), который через канал связи 8 (см. рис. 53) передается к приемному устройству. В пункте приема находится усилитель высокой часто­

154


ты 9, с которого сигнал одновременно подается на преобразователь электрических импульсов в световое изображение 10 и в блок синхронизации 11. Роль пре­ образователя выполняет п р и е м н а я т е л е в и з и о н ­ на я т р у б к а (кинескоп). Приемная трубка осуще­ ствляет развертку принимаемого изображения и пре­ образование электрических импульсов в световую энергию.

Блок синхронизации 11 состоит из амплитудного селектора, с помощью которого отделяются сигналы синхронизации, а также интегрирующей и дифферен­ цирующей цепей, с помощью которых разделяются кадровые и строчные синхроимпульсы. Выделенные кадровые синхроимпульсы поступают в блок кадровой развертки 12, а строчные — в блок строчной разверт­ ки 13. В блоках кадровой и строчной разверток выра­ батываются «пилообразные» токи (напряжения), соответствующие кадровой и строчной частотам, и подаются на отклоняющую систему (ОС) преобразую­ щего устройства. Таким образом происходит управле­ ние развертками принимаемого изображения. Все элементы приемного пункта обычно объединяются в единое устройство, называемое телевизионным при­ емником или телевизором.

БЛОК-СХЕМА ТЕЛЕВИЗОРОВ

Современный телевизионный приемник представ­ ляет собой сложный прибор, который выполняет сле­ дующие основные функции:

принимает телевизионный сигнал, модулированный по амплитуде, и сигнал звукового сопровождения, мо­ дулированный по частоте;

усиливает видеосигнал до величины, достаточной для управления кинескопом, а сигнал звукового со­ провождения до величины, гарантирующей нормаль­ ную работу громкоговорителей;

обеспечивает детектирование и разделение видео­ сигнала и сигнала звукового сопровождения;

выделяет синхроимпульсы из полного телевизион­ ного сигнала и разделяет их на кадровые и строчные; обеспечивает синхронизацию развертки видимого изображения в соответствии с процессами разложения

на передающем центре.

155

В принципе телевизионные приемники могут быть построены как по схеме прямого усиления, так и по супергетеродинной. В настоящее время приемники прямого усиления не выпускают.

На рис. 55 изображена блок-схема унифицирован­ ного телевизионного приемника класса УНТ-47/59.

Рис. 55. Блок-схема унифицированного телевизора клас­ са УНТ-47/59 (назначение отдельных блоков схемы см. в табл. 7)

Назначение отдельных блоков схемы и типы исполь­ зованных радиоламп и полупроводниковых приборов приведены в табл. 7.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕЛЕВИЗОРОВ

Качество телевизионного изображения определяет­ ся следующими основными параметрами: размерами, числом строк разложения, яркостью, частотой кадров, контрастом, числом градаций яркости, четкостью, гео­ метрическими искажениями, стационарными поме­ хами— «тянучками» и «окантовками», флуктуационными помехами — «шумами».

Все параметры можно разделить на две принци­ пиально различные группы. Первая группа включает показатели, улучшение которых можно достичь со­ вершенствованием телевизионной аппаратуры. Пока­ затели эти нормируются требованиями ГОСТа и яв­ ляются' общими для всех телевизоров, они не

156


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Условный

 

 

 

 

Тип лампы

номер

Наименование каскада

 

н полупро­

каскада

 

водникового

на блок-

 

 

 

 

Диода

схеме

 

 

 

 

 

 

Общий канал изобраокения и звука

 

ПТК

Усилитель высокой

ч а с т о т ы ....................

 

6Н24П

6

Гетеродин,

смеситель ..................................

 

 

6Ф1П

Автоподстройка частоты гетеродина . . .

6Ж5П,

7

Первый каскад усилителя промежуточной

Д808, Д20

 

8

частоты

 

 

 

6К13П

Второй каскад усилителя промежуточной

 

9

частоты .........................................................

 

 

 

6Ж1П

Третий каскад усилителя промежуточной

 

 

частоты .........................................................

 

 

 

6Ж5П

10

Видеодетектор ...............................................'

 

 

 

Д20

11

Выходной каскад усиления видеосигналов

6Ф4П

12

Каскад автоматической регулировки уси­

6Ф4П,

 

ления .............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Д226Б

 

 

Канал звука

 

 

 

1

Усилитель

промежуточной

частоты звука

6Ж1П

2

Усилитель —амплитудный

ограничитель

6Ж1П

3

Частотный .....................................детектор

 

звука . .

Д2Б

4

Предварительный каскад УНЧ

6Ф5П

5

Выходной .................каскад УНЧ з в у к а

 

6Ф5П

 

Канал синхронизации и блоки разверток

 

17

Амплитудный ..............................с е л е к то р

 

 

6Ф1П

18

Усилитель—фазоиивертор синхроимпуль­

6Ф1П

14

сов ........................ ......................................

-

 

 

Фазовый дискриминатор автоподстройки

 

 

частоты

(АПЧ

и Ф)

строчной

 

15

развертки ...................................................

 

 

 

Д2Е

Задающий генератор (мультивибратор)

6Н1П

16

строчной

развертки . . ...........................

Выходной каскад строчной развертки . .

6П36С

20

Высоковольтный .................выпрямитель

1Ц21П

22

Задающий генератор (блокинг-генератор)

6Ф5П

23

кадровой ..................................

развертки

 

развертки

Выходной

кадровой

6Ф5П

31

Схема гашения обратного

хода луча . .

Д226Д,

 

 

 

 

 

6Х2П

157


зависят от качества изготовления приемников.'К та­ ким показателям относятся:

число строк разложения — 625;

 

формат кадра

(отношение ширины

к высоте) —

4 : 3 и 5 : 4;

 

 

число элементов разложения — около

500 000;

система развертки — чересстрочная;

 

число полных кадров, передаваемых в секунду,—

25 (соответственно

число полукадров —

50 в 1 сек) ;

полоса частот, занимаемая телевизионным сигна­ лом, — 65 МГц;

разность несущих частот передатчика изображения

ипередатчика звукового сопровождения — 6,5 МГц; полярность передачи — негативная; модуляция передатчика изображения — амплитуд­

ная; модуляция передатчика звукового сопровожде­ ния— частотная;

промежуточная частота изображения — 38 МГц; промежуточная частота звука — 31,5 МГц, вторая

промежуточная частота звука — 6,5 МГц.

Вторая группа включает показатели, которые взаимно обусловливают друг друга. Они зависят от конструктивных особенностей схемы, качества выпол­ нения отдельных узлов и всего телевизора в целом. К этой группе относятся: яркость, контраст, число градаций яркости, четкость, качество звукового со­ провождения, помехозащищенность, надежность, удобство управления и эксплуатации.

Для товароведной оценки качества телевизоров важно знать количественное выражение перечислен­ ных параметров, их взаимосвязь, а также методику их определения.

Я р к о с т ь характеризует степень свечения экрана кинескопа. Она зависит от плотности электронного потока (луча), бомбардирующего экран, а также от свойств люминофоров. Регулируется яркость с по­ мощью потенциометра изменением напряжения на управляющем электроде приемной трубки. От уме­ лого подбора величины яркости во многом зависит качество изображения, в частности четкость. Чрез­ мерная яркость приводит к расфокусировке электрон­ ного луча. Следовательно, чем меньше яркость, тем больше четкость и тем более равномерна она по всей

158


поверхности экрана. Однако при слишком малой яр­ кости падает разрешающая сила глаза и становится трудно смотреть телепередачу. Поэтому надо подо­ брать такую степень яркости, которая окажется, с одной стороны, приятной для глаза, с другой — обес­ печит хорошую четкость. Яркость измеряется фото­ метром и выражается в канделах на квадратный метр (кд/м2). Максимальная яркость современных ки­ нескопов колеблется в пределах 40— 100 кд/м2.

К о н т р а с т оказывает большое влияние на субъ­ ективное восприятие качества изображения. Хорошая контрастность делает изображение более естествен­ ным, увеличивает его разборчивость. Под контрастом понимают отношение яркости самого светлого уча­ стка изображения к яркости самого темного участка передаваемого изображения:

РВ шах

Bmin ’

Таким образом, для оценки контраста данного изображения с помощью фотометра последовательно измеряют Вшах и Вrain на сравнительно крупных уча­ стках изображения. Изображение оценивается как хорошее при контрасте 30, и качество его значительно улучшается при увеличении контраста до 100. При дальнейшем увеличении коистраста качество изобра­ жения улучшается мало. Контраст падает при умень­ шении размеров отдельных элементов передаваемого изображения. Контраст мелких деталей достигает значений 8— 15. В целом снижение контрастности вы­ зывается несовершенством работы кинескопа и про­ исходит за счет внутренней подсветки люминофоров, образования ореолов и внешней подсветки.

К о л и ч е с т в о в о с п р о и з в о д и м ы х г р а д а ­ ц и й я р к о с т и характеризует в большей степени ка­ чество изображения, чем контраст. Говоря о кон­ трасте, мы сравниваем наиболее яркие участки'изоб­ ражения с наиболее темными. Однако большинство передаваемых объектов имеет большое количество промежуточных градаций яркости, так называемых полутеней. Наличие полутеней делает передаваемое изображение более объемным и художественным.

159