ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
сводится к следующему. С помощью объектива 1 пере даваемый объект проецируется на светочувствитель ный электрод преобразователя световой энергии в электрическую 2. Этот преобразователь является важнейшим элементом телевизионной системы и назы вается п е р е д а ю щ е й т р у б к о й . С ее помощью осуществляются две основные операции процесса те лепередачи: развертка оптического изображения и преобразование светового потока каждого элемента разложения в электрический сигнал.
Развертка оптического изображения производит ся с помощью цепей разверток, состоящих из кадро-
Етрочный |
Передние |
Кадровый |
Задние |
Строчные |
гасящий |
уравнивающие |
синхро- |
уравнивающие |
синхроимпульсы |
импульс--------- |
импульсы |
импульс |
импульсы |
|
|
шииишгтпгишаш |
|
||
Видеосигнал |
|
-Кадровый |
гасящий импульс |
|
|
Р и с . 54. Форма полного телевизионного сигнала |
вой развертки 3 и строчной развертки 4. Практически передающая трубка и блоки разверток объединены в одном блоке, который называется п е р е д а ю щ е й к а м е р о й . Работа цепей разверток управляется син хроимпульсами, вырабатываемыми синхрогенерато ром 5. Он же вырабатывает гасящие строчные и кад ровые импульсы для запирания передающей и прием ной трубок на время обратных ходов. Одновременно синхроимпульсы и гасящие импульсы поступают в ра диопередатчик сигналов изображения 7. К нему по ступает электрический сигнал изображения с видео усилителя (блок 6).
Радиопередатчик состоит из модулятора (смеси теля), генератора высокой частоты (несущей), усили теля мощности и передающей антенны. В радиопере датчике образуется полный (сложный) телевизион ный сигнал (рис. 54), который через канал связи 8 (см. рис. 53) передается к приемному устройству. В пункте приема находится усилитель высокой часто
154
ты 9, с которого сигнал одновременно подается на преобразователь электрических импульсов в световое изображение 10 и в блок синхронизации 11. Роль пре образователя выполняет п р и е м н а я т е л е в и з и о н на я т р у б к а (кинескоп). Приемная трубка осуще ствляет развертку принимаемого изображения и пре образование электрических импульсов в световую энергию.
Блок синхронизации 11 состоит из амплитудного селектора, с помощью которого отделяются сигналы синхронизации, а также интегрирующей и дифферен цирующей цепей, с помощью которых разделяются кадровые и строчные синхроимпульсы. Выделенные кадровые синхроимпульсы поступают в блок кадровой развертки 12, а строчные — в блок строчной разверт ки 13. В блоках кадровой и строчной разверток выра батываются «пилообразные» токи (напряжения), соответствующие кадровой и строчной частотам, и подаются на отклоняющую систему (ОС) преобразую щего устройства. Таким образом происходит управле ние развертками принимаемого изображения. Все элементы приемного пункта обычно объединяются в единое устройство, называемое телевизионным при емником или телевизором.
БЛОК-СХЕМА ТЕЛЕВИЗОРОВ
Современный телевизионный приемник представ ляет собой сложный прибор, который выполняет сле дующие основные функции:
принимает телевизионный сигнал, модулированный по амплитуде, и сигнал звукового сопровождения, мо дулированный по частоте;
усиливает видеосигнал до величины, достаточной для управления кинескопом, а сигнал звукового со провождения до величины, гарантирующей нормаль ную работу громкоговорителей;
обеспечивает детектирование и разделение видео сигнала и сигнала звукового сопровождения;
выделяет синхроимпульсы из полного телевизион ного сигнала и разделяет их на кадровые и строчные; обеспечивает синхронизацию развертки видимого изображения в соответствии с процессами разложения
на передающем центре.
155
В принципе телевизионные приемники могут быть построены как по схеме прямого усиления, так и по супергетеродинной. В настоящее время приемники прямого усиления не выпускают.
На рис. 55 изображена блок-схема унифицирован ного телевизионного приемника класса УНТ-47/59.
Рис. 55. Блок-схема унифицированного телевизора клас са УНТ-47/59 (назначение отдельных блоков схемы см. в табл. 7)
Назначение отдельных блоков схемы и типы исполь зованных радиоламп и полупроводниковых приборов приведены в табл. 7.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕЛЕВИЗОРОВ
Качество телевизионного изображения определяет ся следующими основными параметрами: размерами, числом строк разложения, яркостью, частотой кадров, контрастом, числом градаций яркости, четкостью, гео метрическими искажениями, стационарными поме хами— «тянучками» и «окантовками», флуктуационными помехами — «шумами».
Все параметры можно разделить на две принци пиально различные группы. Первая группа включает показатели, улучшение которых можно достичь со вершенствованием телевизионной аппаратуры. Пока затели эти нормируются требованиями ГОСТа и яв ляются' общими для всех телевизоров, они не
156
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
Условный |
|
|
|
|
Тип лампы |
номер |
Наименование каскада |
|
н полупро |
||
каскада |
|
водникового |
|||
на блок- |
|
|
|
|
Диода |
схеме |
|
|
|
|
|
|
Общий канал изобраокения и звука |
|
|||
ПТК |
Усилитель высокой |
ч а с т о т ы .................... |
|
6Н24П |
|
6 |
Гетеродин, |
смеситель .................................. |
|
|
6Ф1П |
Автоподстройка частоты гетеродина . . . |
6Ж5П, |
||||
7 |
Первый каскад усилителя промежуточной |
Д808, Д20 |
|||
|
|||||
8 |
частоты |
|
|
|
6К13П |
Второй каскад усилителя промежуточной |
|
||||
9 |
частоты ......................................................... |
|
|
|
6Ж1П |
Третий каскад усилителя промежуточной |
|
||||
|
частоты ......................................................... |
|
|
|
6Ж5П |
10 |
Видеодетектор ...............................................' |
|
|
|
Д20 |
11 |
Выходной каскад усиления видеосигналов |
6Ф4П |
|||
12 |
Каскад автоматической регулировки уси |
6Ф4П, |
|||
|
ления ............................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д226Б |
|
|
Канал звука |
|
|
|
1 |
Усилитель |
промежуточной |
частоты звука |
6Ж1П |
|
2 |
Усилитель —амплитудный |
ограничитель |
6Ж1П |
||
3 |
Частотный .....................................детектор |
|
звука . . |
Д2Б |
|
4 |
Предварительный каскад УНЧ |
6Ф5П |
|||
5 |
Выходной .................каскад УНЧ з в у к а |
|
6Ф5П |
||
|
Канал синхронизации и блоки разверток |
|
|||
17 |
Амплитудный ..............................с е л е к то р |
|
|
6Ф1П |
|
18 |
Усилитель—фазоиивертор синхроимпуль |
6Ф1П |
|||
14 |
сов ........................ ...................................... |
- |
|
|
|
Фазовый дискриминатор автоподстройки |
|
||||
|
частоты |
(АПЧ |
и Ф) |
строчной |
|
15 |
развертки ................................................... |
|
|
|
Д2Е |
Задающий генератор (мультивибратор) |
6Н1П |
||||
16 |
строчной |
развертки . . ........................... |
|||
Выходной каскад строчной развертки . . |
6П36С |
||||
20 |
Высоковольтный .................выпрямитель |
1Ц21П |
|||
22 |
Задающий генератор (блокинг-генератор) |
6Ф5П |
|||
23 |
кадровой .................................. |
развертки |
|
развертки |
|
Выходной |
кадровой |
6Ф5П |
|||
31 |
Схема гашения обратного |
хода луча . . |
Д226Д, |
||
|
|
|
|
|
6Х2П |
157
зависят от качества изготовления приемников.'К та ким показателям относятся:
число строк разложения — 625; |
|
|
формат кадра |
(отношение ширины |
к высоте) — |
4 : 3 и 5 : 4; |
|
|
число элементов разложения — около |
500 000; |
|
система развертки — чересстрочная; |
|
|
число полных кадров, передаваемых в секунду,— |
||
25 (соответственно |
число полукадров — |
50 в 1 сек) ; |
полоса частот, занимаемая телевизионным сигна лом, — 65 МГц;
разность несущих частот передатчика изображения
ипередатчика звукового сопровождения — 6,5 МГц; полярность передачи — негативная; модуляция передатчика изображения — амплитуд
ная; модуляция передатчика звукового сопровожде ния— частотная;
промежуточная частота изображения — 38 МГц; промежуточная частота звука — 31,5 МГц, вторая
промежуточная частота звука — 6,5 МГц.
Вторая группа включает показатели, которые взаимно обусловливают друг друга. Они зависят от конструктивных особенностей схемы, качества выпол нения отдельных узлов и всего телевизора в целом. К этой группе относятся: яркость, контраст, число градаций яркости, четкость, качество звукового со провождения, помехозащищенность, надежность, удобство управления и эксплуатации.
Для товароведной оценки качества телевизоров важно знать количественное выражение перечислен ных параметров, их взаимосвязь, а также методику их определения.
Я р к о с т ь характеризует степень свечения экрана кинескопа. Она зависит от плотности электронного потока (луча), бомбардирующего экран, а также от свойств люминофоров. Регулируется яркость с по мощью потенциометра изменением напряжения на управляющем электроде приемной трубки. От уме лого подбора величины яркости во многом зависит качество изображения, в частности четкость. Чрез мерная яркость приводит к расфокусировке электрон ного луча. Следовательно, чем меньше яркость, тем больше четкость и тем более равномерна она по всей
158
поверхности экрана. Однако при слишком малой яр кости падает разрешающая сила глаза и становится трудно смотреть телепередачу. Поэтому надо подо брать такую степень яркости, которая окажется, с одной стороны, приятной для глаза, с другой — обес печит хорошую четкость. Яркость измеряется фото метром и выражается в канделах на квадратный метр (кд/м2). Максимальная яркость современных ки нескопов колеблется в пределах 40— 100 кд/м2.
К о н т р а с т оказывает большое влияние на субъ ективное восприятие качества изображения. Хорошая контрастность делает изображение более естествен ным, увеличивает его разборчивость. Под контрастом понимают отношение яркости самого светлого уча стка изображения к яркости самого темного участка передаваемого изображения:
РВ шах
—Bmin ’
Таким образом, для оценки контраста данного изображения с помощью фотометра последовательно измеряют Вшах и Вrain на сравнительно крупных уча стках изображения. Изображение оценивается как хорошее при контрасте 30, и качество его значительно улучшается при увеличении контраста до 100. При дальнейшем увеличении коистраста качество изобра жения улучшается мало. Контраст падает при умень шении размеров отдельных элементов передаваемого изображения. Контраст мелких деталей достигает значений 8— 15. В целом снижение контрастности вы зывается несовершенством работы кинескопа и про исходит за счет внутренней подсветки люминофоров, образования ореолов и внешней подсветки.
К о л и ч е с т в о в о с п р о и з в о д и м ы х г р а д а ц и й я р к о с т и характеризует в большей степени ка чество изображения, чем контраст. Говоря о кон трасте, мы сравниваем наиболее яркие участки'изоб ражения с наиболее темными. Однако большинство передаваемых объектов имеет большое количество промежуточных градаций яркости, так называемых полутеней. Наличие полутеней делает передаваемое изображение более объемным и художественным.
159