ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Сколько же должно быть градаций полутеней для создания качественного изображения? Вероятно, на этот вопрос можно ответить, исходя из способности глаза различать постепенное увеличение яркости в ин
тервале от Бит Д° s max.
Опыты показывают, что ощутимое, восприятие плавно изменяемой тональности происходит при до стижении определенного приращения АВ, величина которого зависит от субъективного восприятия зрите лем и, что самое главное, от величины начальной яркости В. Зависимость эта почти прямая. С увели чением исходной яркости увеличивается и размер ощутимого приращения тональности. Другими сло вами, на черном поле легче уловить изменение то нальности, чем на светлом. Экспериментально дока зано, что отношение приращения яркости, ощутимое глазом, к исходной яркости есть величина постоян ная. Она называется контрастной чувствительностью глаза. Если учесть, что телевизионный экран имеет яркость в пределах от 1 до 50 кд/м2, а контрастная чувствительность меняется от 0,02 до 0,05 кд/м2, то теоретическое количество яркостных зон превышает 100. Практически же вследствие несовершенства те левизионной системы на экране телевизора наблю дается не более 8— 10 градаций яркости. Однако это оказывается вполне достаточным для получения каче ственного изображения. Определяют количество вос производимых градаций яркости по градационным шкалам, имеющимся в телевизионной испытателы-юй таблице.(см. рис. 59).
Ч е т к о с т ь и з о б р а ж е н и я — это способность телевизионной системы передавать мельчайшие детали
ирезкие переходы яркости передаваемого объекта. Иногда под четкостью понимают разрешающую спо собность телевизионного тракта. Это один из важней ших показателей качества телевизионного изображе ния, имеющий более широкое понятие, чем контраст. Недостаточная четкость приводит к резкому ухудше нию, качества изображения, которое становится блек лым и туманным. Вследствие того что изображение имеет строчную структуру, четкость передаваемых мелких элементов будет неодинакова в вертикальном
игоризонтальном направлениях. Поэтому четкость
160
подразделяют на вертикальную и горизонталь ную.
Вертикальную четкость исследуют при передаче объекта в виде черных и белых горизонтальных по лос. При постепенном удалении объекта от передаю щей камеры полосы на мишени будут становиться все уже. Наконец, наступит такой момент, когда сосед ние черная и белая полосы разместятся на соседних строчках развертки. Это будет предельный случай; количество четко передаваемых черных и белых полос будет равно половине всех строк развертки. При даль нейшем удалении объект будет восприниматься как серое поле, четкость пропадает.
На практике не удается получить столь большого числа четко различимых горизонтальных строк. Это объясняется тем, что очень трудно осуществить раз мещение черной, к примеру, полосы на одной строке. Незначительное перемещение объекта вверх или вниз, наклон или изгиб развертывающих строк, их переме щение из-за нестабильности источников питания — все это приводит к слиянию полос на телевизионном изображении.
Считывающий электронный луч передающей трубки, проходя по границе «черное — белое», дает усредненный сигнал, соответствующий серому, при водя к полной потере информации о мелких деталях передаваемого объекта.
Горизонтальную четкость исследуют с помощью объекта, имеющего вертикальные черные и белые по лосы. При определенном удалении его от передаю щей камеры наступает момент предела четкости по горизонтали, и объект воспринимается как серое поле. Ограничение четкости происходит под действием апертурных1 искажений, возникновение которых объясняется тем', что диаметр развертывающего пят на становится несколько больше, чем черные и белые
1 А п е р т у р н ы м и называются искажения, возникающие в местах резкого перехода яркости, а также в случаях, когда чере дуются черно-белые детали передаваемого изображения, имею щие размеры меньше диаметра развертывающего электронного луча. Вследствие апертурных искажении контрастный переход, который есть на Передаваемом объекте, будет иметь серый уча сток на воспроизводимом изображении, а мелкие детали вообще не воспроизведутся.
161
элементы передаваемого объекта. Поэтому при на хождении луча на черной полосе апертура будет ча стично захватывать л белую полосу, а находясь на белой, — черную полосу. Таким образом, «черный» сигнал посветлеет, а «белый» — потемнеет, изображе ние будет передаваться как серое. Четкость по верти кали будет тем большей, чем меньше апертура элект ронного луча передающей и приемной трубок. Коли чественно четкость выражается числом раздельно пе редаваемых линий по вертикали и горизонтали.
К а ч е с т в о з в у к о в о г о |
с о п р о в о ж д е н и я |
характеризуется следующими |
основными парамет |
рами: чувствительностью телевизора по каналу зву кового сопровождения, полосой эффективно воспроиз водимых звуковых частот и выходной мощностью.
Чувствительность телевизоров по каналу звуко вого сопровождения находится в пределах 50— 200 мкВ в зависимости от типа и класса приемника. Полоса эффективно воспроизводимых звуковых ча стот для телевизоров УНТ-47/59 находится в пределах
100— 10 000 Гц\ для телевизоров УНТ-35— 100—5000 Пц.
Качество воспроизведения звука тем выше, чем меньше приемник вносит частотных искажений.
Выходная мощность характеризует громкость зву кового сопровождения. Чем выше выходная мощ ность, тем большее пространство может обслужить телевизионный приемник. Современные телевизоры имеют выходную мощность порядка 0,5—2 Вт.
При настройке телевизора прежде всего важно установить совпадение настройки «на звук» и «на изображение». В исправном и хорошо отрегулирован ном телевизоре с раздельными каналами достаточно настроиться по наилучшему приему звукового сопро вождения. Этим будет обеспечена и правильная на стройка канала изображения.
В телевизоре с общим каналом качество звука значительно меньше зависит от настройки, поэтому настройку производят по наилучшему изображению. Наличие искажений звука будет указывать на неточ ную настройку дискриминатора или на неисправность
усилителя низкой частоты. |
устойчивость |
П о м е х о з а щ и щ е н н о с т ь — это |
|
телевизора к воздействиям различного |
рода помех. |
162
Помехоустойчивость телевизора особенно необходима в районах, отдаленных от телецентра, где телевизион ный сигнал сильно ослаблен и отношение сигнал/помеха невелико. Помехи могут проникать в телевизор несколькими путями и воздействовать на разные эле менты приемника. Наиболее резко на качестве изоб ражения сказывается поражение помехами сигналов синхронизации.
Большое значение для повышения помехоустойчи вости телевизоров имеет автоматическая регулировка усиления (АРУ), чувствительная к быстрым и глубо ким изменениям телевизионного сигнала на входе приемника. Лучшей в этом отношении является клю чевая АРУ, широко используемая в современных те левизорах.
Повышение помехоустойчивости телевизоров зави сит от решения нескольких задач, важнейшими из которых являются: повышение избирательности при емника, защита цепей синхронизации, создание поме хоустойчивых систем автоматического регулирования усиления и др.
На д е ль но с т ь телевизора количественно харак теризуется вероятностью выхода из строя одного из его узлов в течение определенного промежутка вре мени. Надежность телевизора зависит от его конст рукции, качества использованных материалов,- пра вильного выбора режимов работы отдельных элемен тов телевизора и т. п. Статистика показывает, что телевизионные приемники подвергаются ремонту в среднем один-два раза в год. Поэтому с увеличением парка телевизионных приемников надежность стано вится одним из основных качественных параметров телевизора.
Конструирование телевизоров должно быть в пер вую очередь подчинено требованиям наделшости. Кроме того, к ним предъявляются достаточно высокие механические и климатические требования: телевизор должен выдерживать воздействие окружающей тем пературы от —40 до +40° С, относительной влаж ности до 85% и тряску при транспортировании.
Известно, что максимальная интенсивность отка зов телевизора наблюдается в первые 100 часов ра боты, т. е. в период приработки. Поэтому для
163
обеспечения безотказной его работы в процессе экс плуатации необходимо правильно выбрать режим «тренировки» телевизора и входящих в него элемен тов. В период приработки телевизор должен нести умеренную нагрузку как по номинальным значениям электроакустических параметров, так и по продолжи тельности эксплуатации.
Удобство управления и эксплуатации — важное свойство телевизионных приемников. Телевизор отно сится к технически сложным приборам, эксплуатация которых требует определенных знаний и навыков. Ка чество работы телевизора в большой степени зави сит от опыта и умения владельца отрегулировать те левизор доступными ему органами управления. Не удивительно, что большая часть телевизоров из-за неточности установки органов управления практи чески работает ниже своих возможностей, что при водит к значительным потерям информации.
Все элементы управления телевизором можно под разделить на две группы: основные и вспомогатель ные. К основным относятся: переключатель телевизион ныхканалов, регуляторы яркости и контрастности,
регулятор громкости |
звукового |
|
сопровождения |
|
и выключатель |
телевизора; |
к |
вспомогатель |
ным— регуляторы размеров и линейности изображе ния, регуляторы частоты строк и кадров, регулятор подстройки частоты гетеродина.
Однако чем большеорганов управления имеет телевизор, тем меньше вероятность точной его настройки. Для облегчения управления настройкой со временные телевизионные приемники имеют автомати ческие регулировки или схемы стабилизации парамет ров. В современных телевизорах используют сле дующие автоматические регулировки, помогающие правильно настраивать приемник: автоматическая ре гулировка усиления (АРУ), автоматическая подстрой ка частоты и фазы строчной развертки (АПЧ и Ф), автоматическая регулировка яркости (АРЯ), автома тическая регулировка контрастности (АРК).
Наиболее правильно настроить телевизор можно только находясь на некотором расстоянии от него, т. е. из точки наблюдения. Для этого используют дистанционные пульты управления, позволяющие
164
с определенного расстояния включать и выключать телевизор, переключать каналы, регулировать гром кость звука и яркость или контрастность изображе ния.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦВЕТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Цветное изображение обладает несравненно боль шей выразительностью, чем черно-белое; оно более художественно и легче смотрится, более реально пе редает действительность.
В черно-белом телевидении два одинаковых по яркости изображения, но разного цвета передаются
одинаковой |
тонально |
|
|
|||||
сти, |
т. |
е. |
|
сливаются. |
|
|
||
Цветное |
|
телевидение |
|
|
||||
передает |
|
всю |
гамму |
Зелено |
|
|||
цветов и их яркость. |
синий |
|
||||||
|
Индикатор |
|||||||
Существует |
|
не |
|
|||||
|
|
|
||||||
сколько систем цветно |
Сине- |
Оранхсевый |
||||||
го |
телевидения: |
Аме- |
зеленый |
|||||
риканская |
NTSC, |
За |
|
|
||||
падногерманская |
PAL, |
|
|
|||||
Франко |
- |
|
Советская |
СиреL |
Вишне |
|||
SECAM (Секам). |
|
|||||||
пер |
неоый |
вый |
||||||
Изобретателем |
Рис. 56. Принцип пространствен |
|||||||
вого варианта |
SECAM |
|||||||
является |
|
французский |
ного смешения цветов, использу |
|||||
|
емый в цветном телевидении |
|||||||
ученый Анри де Франс. |
|
|
||||||
В основе |
цветного |
телевидения |
лежит цветовое |
зрение человека. Человек с нормальным зрением раз личает до 180 цветовых оттенков.
Цветовое зрение трехмерно и на этой замечатель ной способности глаза основано цветное телевидение. Трехмерность заключается в том, что из трех цветов (красного, зеленого и синего), принятых условно за основные, путем их комбинирования можно получить любой цветовой оттенок. Таким образом, отпадает не обходимость в непосредственной передаче всех цве тов. Достаточно передавать информацию только о ко личественном соотношении трех основных цветов.
Для пояснения сказанного представим себе уст ройство в виде треугольника с цветовыми вершинами
165
из основных цветов: красной R, зеленой G и синей В, между которыми может свободно перемещаться инди катор, представляющий собой матовый стеклянный шар (рис. 56).
Закон сложения цветов можно легко проиллюст рировать на трех следующих опытах:
1. Включим поочередно только один из источников света. Вблизи источника красного света R шар инди катора нальется красным светом, вблизи G — зеле ным, вблизи В — синим.
2. Включим одновременно попарно все источники в такой последовательности: R — G; G — В; В —R.
Рис. 57. Упрощенная схема цветной телевизионной системы:
/ — дихроичные зеркала; 2 — линия связи; 3 — экран
При движении индикатора вдоль сторон треуголь ника по пути R — G — В — R окраска шара будет из меняться в такой последовательности: красный, оран жевый, желтый, зеленый, зелено-синий, сине-зеленый,
синий, |
сиреневый, пурпурный, вишневый, |
крас |
ный. |
|
|
3. |
Включим все источники света одновременно и, |
|
перемещая индикатор внутри треугольника, |
найдем |
точку Б, в которой шар примет белое свечение.
Из проведенных опытов можно сделать следующий вывод: комбинированием в различных пропорциях основных цветов можно получить любой цветовой от тенок от белого до черного через все цветные. По принципу рассмотренного треугольника (см. рис. 56) построены экраны современных кинескопов цветного изображения.
В цветном телевидении для получения цветного изображения можно использовать два способа сложе
166
ния цветов: одновременный и поочередный. Все со временные системы цветного телевидения используют метод одновременного сложения цветов (в приемном устройстве).
Сильно упрощенная схема цветной телевизионной передачи сводится к следующему. Передаваемое цвет
ное изображение разбивается с помощью |
специаль |
|||||||
ных |
устройств |
на |
три |
цветовых сигнала |
(рис. |
57): |
||
красный R, зеленый G и синий В. |
|
|
||||||
Разделение сигнала на цветные составляющие |
||||||||
производится |
с |
помощью д и х р о и ч н ы х |
з е р к а л , |
|||||
которые |
обладают спо |
|
|
|
||||
собностью |
отражать |
|
|
|
||||
один из основных цве |
|
|
|
|||||
тов |
и |
пропускать |
|
|
|
|||
остальные. |
Разделен |
|
|
|
||||
ные |
цветные |
сигналы |
|
|
|
|||
передаются |
самостоя |
|
|
|
||||
тельно в эфир |
в |
виде |
|
|
|
|||
электромагнитных волн |
|
|
|
|||||
и сводятся в одно об |
|
|
|
|||||
щее изображение в те |
|
|
|
|||||
левизоре, точнее в ки |
Рис. 58. Схема устройства |
кине |
||||||
нескопе |
цветного |
изо |
скопа цветного изображения |
бражения.
Для современных цветных телевизоров разрабо таны специальные трехцветные кинескопы с теневой маской, позволяющие получать на экране всю гамму цветов от красного до фиолетового через оранжевый, желтый, зеленый, голубой и синий.
Кинескоп цветного изображения (рис. 58) имеет три электронных прожектора, расположенных симмет рично под углом 120° один к другому. Каждый про жектор модулируется (управляется) определенным цветовым сигналом (R, G, В). Люминесцирующий экран состоит из трех групп люминофоров, располо женных триадами: красного (фосфат цинка Zn3 (Р 04) 2) ; зеленого, (виллемит — Zn2 Si0 4 Mn) и синего (сульфид цинка ZnSAg). Общее количество люминесцирующих зерен (R, G, В) составляет более миллиона. Прожек торы, теневая маска и цветовые зерна люминофоров (триады) расположены так, что красный сигнал попадает только на красносветящиеся зерна,
> |
167 |