Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
всех параметров решеток профилей = 4ч- l l j , применяемых
в современных судовых вентиляторах.
Величину снижения общего уровня шума вентилятора можно подсчитать по формуле
i t = 3 , 5 l g ( l 0 0 f ) - 4 ( S r - A p .
При выборе параметров сеток следует учитывать характер спектра шума вентилятора. Если наибольшее снижение необходимо полу чить в области низких и средних
частот (до 2—3 кГц), то целесо |
|
||||||
образно |
использовать |
сетчатый |
|
||||
турбулизатор |
с относительно |
|
|||||
большим |
диаметром |
проволочки |
|
||||
(б = 1-М,5 |
мм). |
При |
этом |
в об |
|
||
ласти высоких частот может по |
|
||||||
явиться помеха с уровнем шума |
|
||||||
большим, |
|
чем |
уровень |
шума |
|
||
исходного вентилятора. Если же |
|
||||||
необходимо |
снизить |
шум по |
|
||||
всему спектру, то целесообразно |
|
||||||
использовать сетку |
с |
меньшим |
|
||||
диаметром |
проволочки |
(6 = 0,4-4- |
|
||||
-4-0,8 мм). Тогда помеха от сетки |
|
||||||
(если она появляется) будет про |
|
||||||
являться в области частот />8-4- |
|
||||||
-4-10 кГц. Если помеха возникает |
|
||||||
на частотах /=4-4-10 кГц, то ее |
|
||||||
нетрудно |
устранить |
с |
помощью |
Рис. 46. Вид рабочего колеса центро |
|||
глушителей шума, звукоизоли |
бежного вентилятора с сетчатыми |
||||||
рующих |
кожухов |
и |
|
других |
турбулизаторами. Сетка на входных |
||
средств, применение которых эф |
кромках подрезана со стороны зад |
||||||
фективно именно в диапазоне вы |
него диска. |
||||||
|
соких частот.
С учетом условий течения воздуха в центробежных вентилято рах сетчатые турбулизаторы целесообразно устанавливать не по
всей длине лопаток, а только на |
части лопаток, |
примыкающей |
к переднему диску рабочего колеса |
(см. рис. 45). |
В этом случае |
акустическая эффективность сетчатых турбулизаторов останется практически такой же, как и при сетках, установленных по всей длине лопаток. Однако дополнительные потери давления и к. п. д. вентилятора при этом уменьшаются. Например, для центробежных судовых вентиляторов серии ЦС оптимальная длина сетчатого турбулизатора составляет (0,3—0,5)/, где I — длина входной кромки лопатки (рис. 46).
При использовании сетчатых турбулизаторов, располагаемых в районе входных кромок лопаток, целесообразно также устанав ливать сетки и на выходные кромки лопаток рабочего колеса.
91
Акустическая эффективность этих сеток незначительна (1—2 дБ), но зато они выравнивают поле скоростей в межлопаточном канале, способствуя тем самым некоторой компенсации потерь давления и к. п. д., которые имеют место вследствие установки сетчатых турбулизаторов. Например, для вентилятора 80ЦС-17(а) уста новка сеток на выходных кромках привела к повышению давления с 122 до 134 кгс/м2 и к. п. д. с 0,47 до 0,5 по сравнению с вентиля тором только с сетчатыми турбулизаторами на входных кромках лопаток.
§ 23. Применение полупроницаемых лопаток
Для снижения вихревого шума, генерируемого рабочим коле сом вентилятора, наряду с использованием сетчатых турбулизато ров целесообразно применять так называемые полупроницаемые
лопатки. Такие лопатки получаются путем их перфорирования (сверления отверстий) при определенных параметрах перфорации: коэффициенте перфорации k, диаметре й?0тв и угле наклона отвер стий а (рис. 47).
Наличие перфорации лопаток приводит к тому, что вследствие разности давления на всасывающей и нагнетающей поверхностях лопатки наблюдается перетекание воздуха на всасывающую сто рону. Эта картина аналогична вдуву воздуха в пограничный слой всасывающей поверхности лопатки. Как известно из теории аэро динамики, вдув потока в пограничный слой переносит точку отрыва потока вниз по течению (если течение носит отрывной характер). Зона отрыва потока в выходном сечении при этом резко уменьша
92
ется. Уменьшаются интенсивность и размеры срывных вихрей, а следовательно, и воздушный шум решетки профилей.
Отмеченное выше хорошо подтверждается результатами проду вок плоских решеток профилей на аэроакустической установке. На рис. 48 изображены спектрограммы воздушного шума пло ской решетки профилей без перфорации и с перфорированными лопатками. Из рисунка следует, что перфорация лопаток приво дит к снижению шума решетки на 6—10 дБ по спектру. Одновре менно улучшаются и условия обтекания лопатки.
Рис. 48. Влияние коэффициента перфорации k на шум плоской решетки профилей.
—0 — лопатки не перфорированы; —О— k—0,03, ^отв = 1 мм; — □ — k =*0,07, ^ отв= 1,5 мм;
—X —£=0Д96, dorQ = 2,5 мм.
Сдругой стороны, перфорация лопаток вызывает некоторое уменьшение перепада давления между всасывающей и нагнета тельной поверхностями лопаток, что должно повлечь за собой уменьшение подъемной силы. Это уменьшение, однако, незначи тельное и не оказывает существенного влияния на аэродинамиче ские параметры решетки в целом. Такое утверждение будет спра ведливо только в случае оптимальных параметров перфорации, так как при увеличении коэффициента перфорации выше некото рого значения выравнивание давления между всасывающей и на гнетательной поверхностями будет столь велико, что подъемная сила может существенно уменьшиться.
Для определения параметров решеток профилей, на которых перфорирование лопаток приведет к улучшению их аэроакустических характеристик, целесообразно в качестве характеризующего параметра использовать величину максимальной местной скорости
на всасывающей поверхности лопатки ѵм = -^-. При ум>2,5 АL
изменяется от 3 до 5,5 дБ по общему уровню, уменьшаясь с умень шением ѵм. Это свидетельствует о том, что при улучшении усло вий обтекания профиля АL уменьшается и при ѵш<2 (в этом
93
случае наблюдается безотрывное обтекание) применение перфора ции лопаток для снижения шума неэффективно.
Несмотря на относительно невысокое снижение общего уровня воздушного шума решеток профилей при перфорировании лопа ток, снижение шума по спектру имеет довольно большое значение, достигая 12—15 дБ на частотах 100—500 Гц (см. рис. 48). Это по зволяет получить спектр воздушного шума вентиляторов с макси мальной интенсивностью в области высоких звуковых частот. Это, в свою очередь, приводит к тому, что для дальнейшего снижения шума вентиляторов можно с большой эффективностью использо вать активные глушители малых габаритов.
Как упоминалось выше, положительные качества перфориро ванных решеток проявляются лишь при правильно выбранных па раметрах перфорации. На примере плоской решетки рассмотрим влияние этих параметров на ее аэроакустические характеристики. Параметры решетки следующие: относительная кривизна профиля
f = 11% ;'угол атаки і = 4°; густота решетки т=0,5; хорда лопатки
Ь = 60 мм; относительное удлинение лопатки |
1—1,7; относительная |
|
толщина лопатки d = 0,0334; обтекание |
такой |
решетки происходит |
с отрывом потока; координата точки отрыва |
хотр = — = 0,25. |
|
Между коэффициентом перфорации |
£ = |
и величиной сни- |
|
|
2 |
жения шума решетки профилей существует прямая зависимость: при увеличении коэффициента перфорации с 0,03 до 0,196 значение AL изменяется от 2—8 до 5—17 дБ по спектру (см. рис. 48). Что касается аэродинамических параметров су и сх, то в этом случае вопрос оказывается несколько сложнее. При увеличении коэффи циента перфорации коэффициент сопротивления решетки умень шается, так как точка отрыва потока смещается вниз по хорде лопатки (рис. 49). Но при этом уменьшается угол поворота потока в решетке (А<р—*"0 при k —Н). Изменение Лер и сх обусловливает и изменение сѵ. При малых коэффициентах перфорации (£<0,2) коэффициент подъемной силы профиля увеличивается и достигает своего максимального значения при £«0,084-0,12. Одновременно с повышением су улучшается и аэродинамическое качество про филя.
Для скоростей воздуха, которые имеют место в судовых венти ляторах, диаметр отверстия в лопатках целесообразно выбирать в пределах 1—2 мм, причем меньшие диаметры отверстий соот ветствуют решеткам с лучшими условиями обтекания лопаток.
При перфорировании лопаток рабочих колес вентиляторов не обходимо правильно выбирать угол наклона отверстия а по отно шению к хорде лопатки (см. рис. 47). При больших углах наклона отверстий (<х>60°) аэродинамические параметры решетки профи лей Су и сх ухудшаются по сравнению с неперфорированной решет кой. Одновременно наблюдается и ухудшение акустической эффек тивности перфорации. При а>60° акустическая эффективность
94
перфорированной решетки составляет всего лишь 2 дБ по общему уровню. Уменьшение акустической эффективности вызвано тем, что на высоких частотах (начиная с / = 500 Гц) у перфорированной решетки резко увеличивается интенсивность воздушного шума по сравнению с неперфорированной решеткой. С учетом ухудшения аэродинамических параметров решетки при а>60° можно предпо ложить, что снижение акустической эффективности при этом обу-
А£,9б
Рис. 49. |
Зависимость су, сх, Д і |
от коэффициента перфорации лопатки |
|||
|
|
(7=0,11, |
т=0,5, і = 4°). |
|
|
— д — Асх = |
сх исх- р — сх перф. р’ ~' X — ^ су “ |
су перф. р ~~су исх. р ! |
|||
— |
^ |
— LИСх. р ~ ^перф. р’ — О — |
= |
М-исх. р ~ ^перф. р- |
словлено резким ухудшением характеристик турбулентности при взаимодействии основного потока в межлопаточном канале со струйками воздуха, вытекающими из отверстий в лопатке. Таким образом, для улучшения аэроакустических характеристик перфо рированных решеток следует выбирать угол а как можно мень шим. Однако, принимая во внимание технологические трудности при осуществлении операции сверления, а также тот факт, что при а<40-^50° изменение Асѵ и Дсж мало (рис. 50), оптимальный угол между осью отверстий и хордой лопатки целесообразно выбирать в пределах а = 40-^50°.
На аэроакустические характеристики перфорированной решетки существенное влияние оказывает также относительная площадь
95
перфорированной поверхности |
лопатки (по отношению ко всей |
||
площади лопатки): |
с |
^ перф |
|
|
> |
||
|
о = |
-----------ы |
|
|
|
|
|
где b, I — хорда и длина лопатки; |
|
||
5дерф—(ЛФтв |
Х іо |
vQTp) Iперфі |
|
/перф — длина перфорированной лопатки; |
|||
Хотр — координата |
по хорде точки отрыва потока; |
||
*ютв — координата |
по хорде первого ряда отверстий; |
||
Xqtb— координата |
по хорде последнего ряда отверстий. |
Рис. 50. Влияние угла наклона отверстия на изменение шума (а), коэффициентов подъемной силы сх, су и сопро тивления плоской решетки профилей (6).
х=0,5; 7=0.11; і=4°; |
*=0,101;А/=20^-35000 Гц; |
^ су ” 5/исх. р ~ срперф. р’ |
^ сх “ схисх. р — схперф- р' |
В случае когда перфорация осуществляется по всей длине ло патки,
Xqtb ■Уіотв ' -^отр
S
b
Зависимость акустического эффекта перфорации от параметра
S, приведенная на рис. 51, показывает, что при 0,15 AL имеет практически постоянное значение и достигает 5—6 дБ по общему
96
уровню. По спектру значение АL в зависимости от числа рядов перфорации изменяется в большей степени. Как следует из рис. 52, уменьшение шума плоской решетки профилей изменяется с 3—5 дБ
в случае 2—3 рядов перфорации при S = —0,254-0,1 до 7—И дБ
при 5 = 0,154-0,3. Следует отметить, что первые 2—3 ряда перфо рации необходимо располагать до точки отрыва потока, а осталь ные — после нее.
Кроме параметров непосредствейно перфорации на аэроакустические характеристики перфорированных лопаток оказывает
влияние и относительная толщина d профиля. Исследование влия-
AL, дв
|
|
|
|
|
— 1Г~ |
~~т |
|
- о - |
ТУХ вг |
5^1 |
о*ХІ 1 |
- о - |
|
|
|
|
|
|
. |
|
§ |
|
|
|
л |
|
|
$ |
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
4 |
ш |
|
|
|
|
|
\s |
|
|
|
|
|
|
— 4 |
|
|
|
|
|
|
0 -0,25 - 0,20 |
-0,15 -0,10 ~0,В5 |
0 |
0,05 |
0,10 |
0,15 0,20 0,25 |
0,30 S |
д - / , X—2 t А —3 t 0 —4 |
в - 5 ^ я - 6 t » - 7 , а -8 |
|
Рис. 51. Зависимость снижения общего уровня шума плоских решеток профилей_от нормированного параметра перфорации S.
(X = |
2) |
Ботв = |
15 мм; |
20 т- 35 000 Гц, b = |
*) *10твотр |
ММ- |
= |
итв |
||||
0.5, і -- 4°, |
f — ОЛЬ Д/ = |
60 |
мм. д: л = |
15 |
мм, |
|
||||||
|
'> |
|
|
“ |
= |
2,5 мм, k — 0,196). |
|
7>*ютв = |
5 мм; |
|
|
|
|
хютв |
10мм; |
*ютв = 30 мм; |
|
|
|||||||
|
|
* отв |
|
20 мм; |
5>*іотв = 35 мм; |
|
= 25 |
|
|
|
|
|
|
3> |
= |
6>*ютв = 40 мм; |
|
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния d на аэроакустические характеристики решеток профилей по
казывает, что изменение d от 3 до 12% практически не сказывается на изменении су и сх. Что касается изменения уровня шума, то при увеличении толщины профиля акустическая эффективность перфорированных решеток несколько ухудшается. Уменьшение об
щего уровня составляет от 6 до 3 дБ при изменении d с 3 до 12%. В качестве примера, характеризующего влияние перфорации рабочих лопаток на аэроакустические характеристики вентилятора, на рис. 53 представлена спектрограмма воздушного шума судового центробежного вентилятора, лопатки которого перфорированы по всей площади, но с разным коэффициентом перфорации. Общий вид рабочего колеса с перфорированными лопатками показан на рис. 54. Из рис. 53 видно, что при увеличении коэффициента пер форации с 0,1 до 0,18 акустическая эффективность увеличивается с 2—3 до 5 дБ по спектру. Эти данные хорошо согласуются с теми выводами, которые были сделаны выше. К. п.д. вентилятора с пер форированными лопатками уменьшается всего лишь на 2% при
4 Г. А. Хорошев и другие |
97 |
|