Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всех параметров решеток профилей = 4ч- l l j , применяемых

в современных судовых вентиляторах.

Величину снижения общего уровня шума вентилятора можно подсчитать по формуле

i t = 3 , 5 l g ( l 0 0 f ) - 4 ( S r - A p .

При выборе параметров сеток следует учитывать характер спектра шума вентилятора. Если наибольшее снижение необходимо полу­ чить в области низких и средних

частот (до 2—3 кГц), то целесо­

 

образно

использовать

сетчатый

 

турбулизатор

с относительно

 

большим

диаметром

проволочки

 

(б = 1-М,5

мм).

При

этом

в об­

 

ласти высоких частот может по­

 

явиться помеха с уровнем шума

 

большим,

 

чем

уровень

шума

 

исходного вентилятора. Если же

 

необходимо

снизить

шум по

 

всему спектру, то целесообразно

 

использовать сетку

с

меньшим

 

диаметром

проволочки

(6 = 0,4-4-

 

-4-0,8 мм). Тогда помеха от сетки

 

(если она появляется) будет про­

 

являться в области частот />8-4-

 

-4-10 кГц. Если помеха возникает

 

на частотах /=4-4-10 кГц, то ее

 

нетрудно

устранить

с

помощью

Рис. 46. Вид рабочего колеса центро­

глушителей шума, звукоизоли­

бежного вентилятора с сетчатыми

рующих

кожухов

и

 

других

турбулизаторами. Сетка на входных

средств, применение которых эф­

кромках подрезана со стороны зад­

фективно именно в диапазоне вы­

него диска.

 

соких частот.

С учетом условий течения воздуха в центробежных вентилято­ рах сетчатые турбулизаторы целесообразно устанавливать не по

всей длине лопаток, а только на

части лопаток,

примыкающей

к переднему диску рабочего колеса

(см. рис. 45).

В этом случае

акустическая эффективность сетчатых турбулизаторов останется практически такой же, как и при сетках, установленных по всей длине лопаток. Однако дополнительные потери давления и к. п. д. вентилятора при этом уменьшаются. Например, для центробежных судовых вентиляторов серии ЦС оптимальная длина сетчатого турбулизатора составляет (0,3—0,5)/, где I — длина входной кромки лопатки (рис. 46).

При использовании сетчатых турбулизаторов, располагаемых в районе входных кромок лопаток, целесообразно также устанав­ ливать сетки и на выходные кромки лопаток рабочего колеса.

91


Акустическая эффективность этих сеток незначительна (1—2 дБ), но зато они выравнивают поле скоростей в межлопаточном канале, способствуя тем самым некоторой компенсации потерь давления и к. п. д., которые имеют место вследствие установки сетчатых турбулизаторов. Например, для вентилятора 80ЦС-17(а) уста­ новка сеток на выходных кромках привела к повышению давления с 122 до 134 кгс/м2 и к. п. д. с 0,47 до 0,5 по сравнению с вентиля­ тором только с сетчатыми турбулизаторами на входных кромках лопаток.

§ 23. Применение полупроницаемых лопаток

Для снижения вихревого шума, генерируемого рабочим коле­ сом вентилятора, наряду с использованием сетчатых турбулизато­ ров целесообразно применять так называемые полупроницаемые

лопатки. Такие лопатки получаются путем их перфорирования (сверления отверстий) при определенных параметрах перфорации: коэффициенте перфорации k, диаметре й?0тв и угле наклона отвер­ стий а (рис. 47).

Наличие перфорации лопаток приводит к тому, что вследствие разности давления на всасывающей и нагнетающей поверхностях лопатки наблюдается перетекание воздуха на всасывающую сто­ рону. Эта картина аналогична вдуву воздуха в пограничный слой всасывающей поверхности лопатки. Как известно из теории аэро­ динамики, вдув потока в пограничный слой переносит точку отрыва потока вниз по течению (если течение носит отрывной характер). Зона отрыва потока в выходном сечении при этом резко уменьша­

92

ется. Уменьшаются интенсивность и размеры срывных вихрей, а следовательно, и воздушный шум решетки профилей.

Отмеченное выше хорошо подтверждается результатами проду­ вок плоских решеток профилей на аэроакустической установке. На рис. 48 изображены спектрограммы воздушного шума пло­ ской решетки профилей без перфорации и с перфорированными лопатками. Из рисунка следует, что перфорация лопаток приво­ дит к снижению шума решетки на 6—10 дБ по спектру. Одновре­ менно улучшаются и условия обтекания лопатки.

Рис. 48. Влияние коэффициента перфорации k на шум плоской решетки профилей.

0 — лопатки не перфорированы; О— k—0,03, ^отв = 1 мм; — □ — k =*0,07, ^ отв= 1,5 мм;

X —£=0Д96, dorQ = 2,5 мм.

Сдругой стороны, перфорация лопаток вызывает некоторое уменьшение перепада давления между всасывающей и нагнета­ тельной поверхностями лопаток, что должно повлечь за собой уменьшение подъемной силы. Это уменьшение, однако, незначи­ тельное и не оказывает существенного влияния на аэродинамиче­ ские параметры решетки в целом. Такое утверждение будет спра­ ведливо только в случае оптимальных параметров перфорации, так как при увеличении коэффициента перфорации выше некото­ рого значения выравнивание давления между всасывающей и на­ гнетательной поверхностями будет столь велико, что подъемная сила может существенно уменьшиться.

Для определения параметров решеток профилей, на которых перфорирование лопаток приведет к улучшению их аэроакустических характеристик, целесообразно в качестве характеризующего параметра использовать величину максимальной местной скорости

на всасывающей поверхности лопатки ѵм = -^-. При ум>2,5 АL

изменяется от 3 до 5,5 дБ по общему уровню, уменьшаясь с умень­ шением ѵм. Это свидетельствует о том, что при улучшении усло­ вий обтекания профиля АL уменьшается и при ѵш<2 (в этом

93


случае наблюдается безотрывное обтекание) применение перфора­ ции лопаток для снижения шума неэффективно.

Несмотря на относительно невысокое снижение общего уровня воздушного шума решеток профилей при перфорировании лопа­ ток, снижение шума по спектру имеет довольно большое значение, достигая 12—15 дБ на частотах 100—500 Гц (см. рис. 48). Это по­ зволяет получить спектр воздушного шума вентиляторов с макси­ мальной интенсивностью в области высоких звуковых частот. Это, в свою очередь, приводит к тому, что для дальнейшего снижения шума вентиляторов можно с большой эффективностью использо­ вать активные глушители малых габаритов.

Как упоминалось выше, положительные качества перфориро­ ванных решеток проявляются лишь при правильно выбранных па­ раметрах перфорации. На примере плоской решетки рассмотрим влияние этих параметров на ее аэроакустические характеристики. Параметры решетки следующие: относительная кривизна профиля

f = 11% ;'угол атаки і = 4°; густота решетки т=0,5; хорда лопатки

Ь = 60 мм; относительное удлинение лопатки

1—1,7; относительная

толщина лопатки d = 0,0334; обтекание

такой

решетки происходит

с отрывом потока; координата точки отрыва

хотр = — = 0,25.

Между коэффициентом перфорации

£ =

и величиной сни-

 

 

2

жения шума решетки профилей существует прямая зависимость: при увеличении коэффициента перфорации с 0,03 до 0,196 значение AL изменяется от 2—8 до 5—17 дБ по спектру (см. рис. 48). Что касается аэродинамических параметров су и сх, то в этом случае вопрос оказывается несколько сложнее. При увеличении коэффи­ циента перфорации коэффициент сопротивления решетки умень­ шается, так как точка отрыва потока смещается вниз по хорде лопатки (рис. 49). Но при этом уменьшается угол поворота потока в решетке (А<р—*"0 при k —Н). Изменение Лер и сх обусловливает и изменение сѵ. При малых коэффициентах перфорации (£<0,2) коэффициент подъемной силы профиля увеличивается и достигает своего максимального значения при £«0,084-0,12. Одновременно с повышением су улучшается и аэродинамическое качество про­ филя.

Для скоростей воздуха, которые имеют место в судовых венти­ ляторах, диаметр отверстия в лопатках целесообразно выбирать в пределах 1—2 мм, причем меньшие диаметры отверстий соот­ ветствуют решеткам с лучшими условиями обтекания лопаток.

При перфорировании лопаток рабочих колес вентиляторов не­ обходимо правильно выбирать угол наклона отверстия а по отно­ шению к хорде лопатки (см. рис. 47). При больших углах наклона отверстий (<х>60°) аэродинамические параметры решетки профи­ лей Су и сх ухудшаются по сравнению с неперфорированной решет­ кой. Одновременно наблюдается и ухудшение акустической эффек­ тивности перфорации. При а>60° акустическая эффективность

94


перфорированной решетки составляет всего лишь 2 дБ по общему уровню. Уменьшение акустической эффективности вызвано тем, что на высоких частотах (начиная с / = 500 Гц) у перфорированной решетки резко увеличивается интенсивность воздушного шума по сравнению с неперфорированной решеткой. С учетом ухудшения аэродинамических параметров решетки при а>60° можно предпо­ ложить, что снижение акустической эффективности при этом обу-

А£,9б

Рис. 49.

Зависимость су, сх, Д і

от коэффициента перфорации лопатки

 

 

(7=0,11,

т=0,5, і = 4°).

 

 

— д — Асх =

сх исх- р — сх перф. р’ ~' X — ^ су

су перф. р ~~су исх. р !

^

— LИСх. р ~ ^перф. р’ — О —

=

М-исх. р ~ ^перф. р-

словлено резким ухудшением характеристик турбулентности при взаимодействии основного потока в межлопаточном канале со струйками воздуха, вытекающими из отверстий в лопатке. Таким образом, для улучшения аэроакустических характеристик перфо­ рированных решеток следует выбирать угол а как можно мень­ шим. Однако, принимая во внимание технологические трудности при осуществлении операции сверления, а также тот факт, что при а<40-^50° изменение Асѵ и Дсж мало (рис. 50), оптимальный угол между осью отверстий и хордой лопатки целесообразно выбирать в пределах а = 40-^50°.

На аэроакустические характеристики перфорированной решетки существенное влияние оказывает также относительная площадь

95

перфорированной поверхности

лопатки (по отношению ко всей

площади лопатки):

с

^ перф

 

 

>

 

о =

-----------ы

 

 

 

где b, I — хорда и длина лопатки;

 

5дерф—(ЛФтв

Х іо

vQTp) Iперфі

/перф — длина перфорированной лопатки;

Хотр — координата

по хорде точки отрыва потока;

*ютв — координата

по хорде первого ряда отверстий;

Xqtb— координата

по хорде последнего ряда отверстий.

Рис. 50. Влияние угла наклона отверстия на изменение шума (а), коэффициентов подъемной силы сх, су и сопро­ тивления плоской решетки профилей (6).

х=0,5; 7=0.11; і=4°;

*=0,101;А/=20^-35000 Гц;

^ су ” 5/исх. р ~ срперф. р’

^ сх “ схисх. р — схперф- р'

В случае когда перфорация осуществляется по всей длине ло­ патки,

Xqtb ■Уіотв ' -^отр

S

b

Зависимость акустического эффекта перфорации от параметра

S, приведенная на рис. 51, показывает, что при 0,15 AL имеет практически постоянное значение и достигает 5—6 дБ по общему

96


уровню. По спектру значение АL в зависимости от числа рядов перфорации изменяется в большей степени. Как следует из рис. 52, уменьшение шума плоской решетки профилей изменяется с 3—5 дБ

в случае 2—3 рядов перфорации при S = —0,254-0,1 до 7—И дБ

при 5 = 0,154-0,3. Следует отметить, что первые 2—3 ряда перфо­ рации необходимо располагать до точки отрыва потока, а осталь­ ные — после нее.

Кроме параметров непосредствейно перфорации на аэроакустические характеристики перфорированных лопаток оказывает

влияние и относительная толщина d профиля. Исследование влия-

AL, дв

 

 

 

 

 

— 1Г~

~~т

 

- о -

ТУХ вг

5^1

о*ХІ 1

- о -

 

 

 

 

 

 

.

 

§

 

 

 

л

 

 

$

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

4

ш

 

 

 

 

 

\s

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

0 -0,25 - 0,20

-0,15 -0,10 ~0,В5

0

0,05

0,10

0,15 0,20 0,25

0,30 S

д - / , X—2 t А —3 t 0 —4

в - 5 ^ я - 6 t » - 7 , а -8

 

Рис. 51. Зависимость снижения общего уровня шума плоских решеток профилей_от нормированного параметра перфорации S.

(X =

2)

Ботв =

15 мм;

20 т- 35 000 Гц, b =

*) *10твотр

ММ-

=

итв

0.5, і -- 4°,

f — ОЛЬ Д/ =

60

мм. д: л =

15

мм,

 

 

'>

 

 

=

2,5 мм, k — 0,196).

 

7>*ютв =

5 мм;

 

 

 

хютв

10мм;

*ютв = 30 мм;

 

 

 

 

* отв

 

20 мм;

5>*іотв = 35 мм;

 

= 25

 

 

 

 

 

3>

=

6>*ютв = 40 мм;

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния d на аэроакустические характеристики решеток профилей по­

казывает, что изменение d от 3 до 12% практически не сказывается на изменении су и сх. Что касается изменения уровня шума, то при увеличении толщины профиля акустическая эффективность перфорированных решеток несколько ухудшается. Уменьшение об­

щего уровня составляет от 6 до 3 дБ при изменении d с 3 до 12%. В качестве примера, характеризующего влияние перфорации рабочих лопаток на аэроакустические характеристики вентилятора, на рис. 53 представлена спектрограмма воздушного шума судового центробежного вентилятора, лопатки которого перфорированы по всей площади, но с разным коэффициентом перфорации. Общий вид рабочего колеса с перфорированными лопатками показан на рис. 54. Из рис. 53 видно, что при увеличении коэффициента пер­ форации с 0,1 до 0,18 акустическая эффективность увеличивается с 2—3 до 5 дБ по спектру. Эти данные хорошо согласуются с теми выводами, которые были сделаны выше. К. п.д. вентилятора с пер­ форированными лопатками уменьшается всего лишь на 2% при

4 Г. А. Хорошев и другие

97