Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

l , дБ

Рис. 52. Влияние числа рядов отверстий на шум плоской решетки профилей

(лг„Тр=0,25 5,7=0,11, і=4°, т=0,5); ж1ряда=0,0835 Ь; *5Ряда=0,427 6;

^ЯРяда =0,666 Ь .

О — лопатки неперфорированные;

— — X ------

два ряда отверстий; — О — пять рядов

отверстий;

—Л —восемь

рядов отверстий.

Среднегеометрические частоты октадных полос, Гц

Рис. 53. Спектрограмма воздушного шума центро­ бежного вентилятора (Q = const).

------------ неперфорированные

лопатки (Я= 154 кгс/м2, т| =

=0,688);—

—перфорированные лопатки

(rfOTB=l,8

мм,Я =

’=■151 кгс/м2,

п =0,782);----------

перфорированные

лопатки

(dотв-2,4 мм,

Я=149 кгс/м2,

Т| =0,67).

 

98

Рис. 54. Общий вид рабочего колеса центробеж­ ных вентиляторов с перфорированными лопат­ ками.

Среднегеометрические частоты октабных полос, Гц

Рис. 55. Влияние площади перфорации лопатки рабо­ чего колеса центробежного вентилятора на спектр воздушного шума на всасывании.

--------------- лопатки не перфорированы; — • • — лопатки перфорированы на Уз поверхности, начиная от входных кро­ мок; --------- лопатки перфорированы по всей поверхности.

4*

99

6 = 0,18 и значительно увеличивается (почти на 10%) при 6 = 0,1.

Это свидетельствует о том, что в ряде случаев можно рекомендо­

вать применение перфорации

не только для снижения шума вен­

тилятора, но и для повышения

его экономичности.

На рис.

55 представлены спектрограммы

шума вентилятора,

у которого

изменялась площадь перфорации

(6 = 0,282). Из ри­

сунка видно, что при увеличении площади перфорации акустиче­ ская эффективность увеличивается. В случае когда вся рабочая лопатка перфорирована, наблюдается максимальное снижение шума вентилятора в области низких и средних звуковых частот. В области высоких частот в обоих случаях появляется помеха, обусловленная двумя причинами: шумом, образующимся при взаи­ модействии струек воздуха, вытекающих из отверстий, с основным потоком в межлопаточном канале; шумом, генерируемым турбу­ лентным пограничным слоем при обтекании потоком воздуха ше­ роховатой поверхности лопатки. Применением комплексного ме­ тода уменьшения шума вентилятора путем воздействия на источник шума (для снижения шума в области низких и средних частот) и путем использования чисто акустических средств, наиболее эф­ фективных на высоких частотах (см. гл. VI), можно добиться су­ щественного снижения шума систем вентиляции кондиционирова­ ния воздуха.

§ 24. Применение наклонных языков в улитках центробежных вентиляторов

Для оценки шума от неоднородности потока, проявляющегося

на лопаточной частоте fz = — , в § 18 была получена зависимость,

60

связывающая звуковое давление на этой частоте с основными па­ раметрами аэродинамического следа и обтекаемого тела:

p = 4,15-10 ---- sin-— Lsm

----- (110)

rk

2

2

Проанализируем это выражение. Примем для определенности, что форма входной кромки обтекаемого тела представляет собой полуокружность. Такая форма входной кромки, например, практи­ чески всегда наблюдается у языков улиток центробежных венти­ ляторов. Подставив значение F из (79) в формулу (ПО), получим

 

р = 4,15-10'—7 л-гяз^я

р ( Д ф 2

 

 

 

Дрс

sin écüTi sin ktiiT*

( 111)

 

 

k rГі

 

 

Из рассмотрения выражения (111) следует, что для уменьше­

ния звукового давления р необходимо:

 

Этот способ

1.

Уменьшить размеры обтекаемого тела гяз и Ьяз.

однако, не всегда может быть использован, так как геометрические размеры обтекаемого тела обычно выбирают исходя из других со­ ображений.

100



2. Уменьшить Дрст и Ди. Эти величины уменьшаются по мере увеличения расстояния от выходных кромок лопаток. Поэтому при достаточном удалении обтекаемого тела от кромок лопатки Арст и Ди могут оказаться настолько незначительными, что значение звукового давления р будет мало (подробнее о выборе расстояния между выходными кромками лопаток и обтекаемым телом см. в § 26). Здесь же отметим только, что этот метод несколько ухуд­ шает энергетические параметры вентиляторов. Например, увеличе­ ние радиального зазора в центробежном вентиляторе наряду с уменьшением спектральной составляющей шума от неоднород­ ности приводит также к уменьшению экономичности вентилятора. К-п.д. центробежных вентиляторов при увеличении зазора с 0,030 2 до (0,09—0,12) D2 снижается на 6—8% {Dz— диаметр рабочего колеса). Увеличение осевого зазора в осевых многоступенчатых вентиляторах и компрессорах влечет за собой значительное воз­ растание осевых габаритов машин.

3. Изменять параметры ті и т2 так, чтобы тригонометрические функции, входящие в формулу (111), были равны нулю. Так как параметры п и т2 определяются величиной угла наклона обтекае­ мого тела Ѳ{(см. формулу (70)], то очевидно, что при прочих рав­ ных условиях тригонометрические функции будут равны нулю при

некотором значении Ѳ. Для определения Ѳ приравняем

эти функ­

ции нулю:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= т л ;

&(ОТ2

тл,

 

 

 

(112)

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где т = 0, 1, 2...,

£ = 1, 2, 3...

 

 

 

 

 

 

Подставляя значение ті из выражения (70), имеем

 

 

feCÜTj

 

k m { А х ^ +

Д а; , - ) - х А 3 — b t g Ѳ

— —

 

 

 

__

\

 

'

 

 

c o s Ѳ

пт.

(113)

2

~

 

 

4 а R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упростив это выражение, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

Ахх+ Ах2+

Длг3— b tg 0—d/cos0 = 2тt

 

 

(114)

Равенство

(114) справедливо

только при т = 0,

 

так как при

т Ф 0 формула теряет физический смысл.

 

(поставив

в числителе

Решая

(114)

относительно Ѳ при т = 0

знак плюс)

и учитывая,

что угол

Ѳ может изменяться

от нуля до

90°, получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѳ = arccos

(t + Ах3) d +

V (t + Ax3f

+ 62 —

 

 

(115)

 

 

 

 

 

(t + Ах3Г + 62

 

 

 

Из формулы

(115)

следует, что наибольшее влияние на Ѳ ока­

зывает шаг лопаток, длина обтекаемого тела и параметр эпюры аэродинамического следа Ах3. Диаметр тела мало сказывается на величине угла наклона, так как в вентиляторах обычно d<^b.

101


Рассмотрим второе выражение в формуле (112):

k(äX2 ■тип.

Аналогично первому случаю, подставляя вместо тг его значение из (70), имеем

fern (A % -f- Д х 2 — Ах3-j- b tg Ѳ - f d/co s Ѳ) ■тип.

 

 

(116)

 

 

2aR

 

 

 

 

 

 

 

Преобразуем это выражение к виду

 

 

 

 

 

 

 

A jCj А /\х~2А х , "|- Ь

I

 

2 mt

 

 

(117)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

co s Ѳ

 

 

 

 

Решая уравнение

(117) относительно

Ѳ с учетом

в

числителе

только знака плюс, получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2mt

 

\ 3

&2— d 2

 

 

 

 

 

— гМ - Ддг3 ) +

 

Ѳ = arccos

 

 

k

 

 

 

(П8)

/2mt

■t + Ax3\

 

 

 

 

 

+

63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение

(118)

справедливо

только

при

1.

Полагая

в (118) m = l

и k = \,

получаем для

первой

гармоники,

что

выра­

жение, определяющее угол наклона тела, во втором случае совпа­ дает с выражением (115). Таким образом, минимальный угол, на который следует наклонить обтекаемое тело, чтобы в спектре воз­ душного шума вентилятора отсутствовала составляющая /2, сле­ дует рассчитывать по формуле (115).

Из формулы (118) следует также, что имеется множество зна­ чений углов наклона обтекаемого тела, ограниченных пределами 0<Ѳ<90°, при которых будут наблюдаться минимальные значения звукового давления. Однако наименьшее значение угол Ѳ будет

'иметь при m = 1.

Вформулу (118) кроме геометрических размеров обтекаемого

тела и шага лопаток входит еще величина Ах3— один из парамет­ ров эпюры скорости на выходе из колеса (см. рис. 35). Теорети­ ческим путем эту величину установить невозможно, особенно для таких машин, как центробежные вентиляторы. Для ее определения целесообразно воспользоваться способом, разработанным авто­ рами. Он заключается в следующем.

В улитке вентилятора устанавливают датчик термоанемо­ метра 2 (рис. 56) так, чтобы проволочка датчика находилась на таком же расстоянии от выходных кромок лопаток рабочего ко­ леса 1, как и входная кромка языка улитки. Сигнал с датчика по­ ступает на термоанемометр 3 и с выхода прибора подается на

осциллограф

4. Ввиду малой инерционности нити датчика

(0,02 мл/с)

замеряют мгновенную скорость на выходе из колеса

по шагу лопаток в любом диапазоне частот пульсаций потока. Ре­

102


Рис. 56. Схема измерения эпю­ ры абсолютной скорости на выходе из вращающегося ко­ леса вентилятора.

гулировкой частоты развертки на экране осциллографа устанавли­ вают один или несколько периодов скорости. Для получения непод­ вижного изображения применяют внутреннюю синхронизацию. Изображение эпюры скорости на экране фотографируют. Кроме возможности быстро определять форму эпюры скорости по шагу лопаток этот метод позволяет в случае необходимости наблюдать характер изменения эпюры скорости при различных расстояниях от рабочих колес, а также на различных режимах работы венти­ лятора.

В качестве примера на рис. 57 приведены фотографии эпюры скорости на выходе из рабочего колеса центробежного и осевого судовых вентиляторов. Приведенные данные подтверждают вывод, сделан­ ный в § 18, о том, что для центробеж­ ных вентиляторов характерна трапе­ цеидальная форма аэродинамического следа, а для осевых — прямоугольная.

Данный метод позволяет произво­ дить не только качественный анализ эпюр скоростей в потоке за вращаю­ щимся колесом, но и получить их ко­ личественные характеристики. Для этого одновременно с фотографирова­ нием замеряют с помощью термоане­ мометра среднюю скорость потока и степень турбулентности в заданном диапазоне частот. В результате вели­ чину недостатка скорости Ап, м/с, в аэродинамическом следе можно под­ считать по формуле

АV= гѵ,ср»

где е — степень турбулентности; -'срсредняя скорость.

Зная шаг лопаток рабочего колеса t и измеряя на фотографии расстояние между аналогичными точками, можно определить Ах3:

. . Д^зфот Ахз = t ------,

Гфот

где Ахзфот — горизонтальный участок эпюры скорости на фотогра­ фии;

^Фот— расстояние между аналогичными точками на фото­ графии.

Для судовых центробежных вентиляторов серии ЦС на рис. 58 представлена полученная указанным методом зависимость, безраз-

*

от безразмерного расстояния от вы-

мерного значения Адг3 = -

Дs

ходных кромок рабочих лопаток Аs =

D.

103