Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
!04
Таким образом, используя данные, приведенные на рис. 58, и зная геометрические размеры языка улитки и шаг лопаток рабо
чего колеса, |
по |
формуле |
(115) |
можно рассчитать |
угол наклона |
|
4Х3= t |
|
|
|
|
|
|
1, 0 - |
|
|
|
|
|
|
0,5- |
|
|
|
|
|
|
0l----------- 1----------- 1 |
I_ |
0,025 |
0,01 |
І М |
||
0,005 |
0,01 |
0,015 |
0,0Z |
Рис. 58. Завивимость параметра А х3 от расстояния до рабочего колеса для центробежных вентиляторов серии ЦС.
языка улитки (или любого другого обтекаемого тела), при кото ром в спектре воздушного шума вентилятора составляющая шума от неоднородности потока будет отсутствовать.
Рис. 59. Спектрограмма воздушного шума центробежного вентилятора.
1 — прямой язык; 2 — косой язык.
В качестве примера на рис. 59 приведена спектрограмма воз душного шума центробежного судового вентилятора серии ЦС с уменьшенным по сравнению с серийным вентилятором радиаль ным зазором между рабочим колесом и языком улитки (As = 6 мм
105
вместо As = 13 мм у серийного вентилятора). Общий вид вентиля тора с косым языком показан на рис. 60. Из рис. 59 видно, что при правильно спроектированном косом языке уровень воздушного шума спектральной составляющей шума от неоднородности потока уменьшается на 19 дБ на первой гармонике и на 13 дБ на второй гармонике.
Из анализа зависимости (ПО) можно сделать вывод о том, что звуковое давление на частоте fz изменяется по гармоническому за кону в зависимости от угла наклона языка улитки. Следовательно, минимальное значение уровня шума от неоднородности будет иметь место только при некотором определенном значении угла
наклона языка, изме няющегося в неболь ших пределах относи тельно оптимального. При его уменьшении или увеличении эф фективность примене ния косого языка мо жет уменьшиться.
Применение косых языков у центробеж ных вентиляторов по зволяет существенно уменьшить радиаль ные зазоры, которые обычно, исходя из ус ловия снижения шума от неоднородности по тока, выбирают в пре
делах (0,1—0,12) D2. В случае использования косого языка ради альный зазор может быть сколь угодно малым, и его величина обус ловливается уже требованиями эксплуатации, а не уровнем шума. Уменьшение радиального зазора обычно приводит к повышению экономичности вентиляторов с малой быстроходностью и не ухуд шает экономичности вентиляторов с большой быстроходностью.
В заключение параграфа рассмотрим влияние формы входной кромки обтекаемого тела на интенсивность спектральной состав ляющей шума от неоднородности. Для этого разделим (76') на (79):
Дрс |
р Ди2 \ bd |
0,639 Дрст + 0,318р До2 ^ |
0,318р Ди2 |
1,27. |
|
|
|
||||
Дрс |
р До2 nrb |
Арст + 0,25р До2 |
0,25р До2 |
||
|
Из последнего выражения следует, что уровень шума в случае, если форма входной кромки тела прямоугольная, будет больше уровня шума для случая, когда входная кромка выполнена в виде полуокружности, на величину
AL = 20 lg 1,27 = 2 дБ.
106
Определим отношение пульсационной силы F при параболиче ской форме входной кромки тела к силе F при входной кромке
в виде полуокружности в предположении, что г= у0 = ріУ~2 :
Ду2
14,45Дрст + |
1.29 |
2 |
РіЬ |
0 ,0 6 р |
Д у2 |
|
|
1 ,З З А р ст + 0 ,0 6 р Д у2 |
|||
I ДРст+ |
р Д а 2 nrb |
Д р с т + 0 ,2 5 р Д у2 |
0 ,2 5 р |
Д у 2 |
|
|
4 |
|
|
|
|
Как следует из этого выражения,
AL = 20 lg —^— = 12,5 дБ.
0 ,2 4
Отсюда видно, что использование входной кромки параболиче ской формы более целесообразно, чем сферической. Однако отме тим, что величина 12,5 дБ получилась при условии, что первое сла гаемое в выражениях (79) и (87) равно нулю, т. е. что сила F обу словлена изменением только динамического давления в аэродина мическом следе и основном потоке. В случаях когда изменение статического давления по шагу лопаток больше или равно измене-
. |
\ Р Д у2 |
, |
нию динамического давления Дрст |
—-—, |
влияние формы вход |
ной кромки будет сказываться значительно меньше. Так, уже при
2Дуст I . „
— = 1 влияние формы входной кромки практически не сказы
вается, так как в этом случае отношение выражений (87) и (79)
равно 0,965 и AL~0,5 дБ.
§ 25. Применение наклонных лопаток в спрямляющих аппаратах осевых вентиляторов
Одним из методов снижения шума |
от неоднородности |
потока |
в осевых вентиляторах (аналогично |
применению косых |
языков |
в улитках центробежных вентиляторов) является использование наклонных лопаток спрямляющего (направляющего) аппарата [51].
Применительно к осевому вентилятору наклон лопатки спрям ляющего аппарата (СА) в тангенциальном направлении приводит к тому, что в данном цилиндрическом сечении изменяются пара метры профиля и условия его обтекания: кривизна профиля, гео метрический угол входа профиля, геометрический угол выхода. При значительных изменениях этих величин аэродинамические параметры вентилятора могут ухудшаться. Поэтому перед проекти ровщиком вентилятора, стремящимся использовать наклонные ло патки СА с целью уменьшения шума от неоднородности потока, возникают две задачи — прямая и обратная.
Прямая задача: как изменяются параметры средней линии пря мой лопатки в том же цилиндрическом сечении при ее наклоне и насколько при этих изменениях могут ухудшиться (если они ухуд шаются) коэффициенты су и сх. Обратная задача: какими парамет
ру
рами средней линии профиля необходимо задаться у прямого про филя (в заданном цилиндрическом сечении), чтобы получить рас четные параметры средней линии у наклонного профиля (в том же цилиндрическом сечении). При решении этих задач полагают, что форма телесности профиля не влияет или очень слабо влияет на аэроакустические характеристики профиля.
Рис. 61. Схема наклона лопатки спрямляющего аппарата осевого вентилятора.
Прежде чем решать поставленные задачи, найдем выражение для определения угла наклона лопатки спрямляющего аппарата с учетом веерности лопаток и закрутки лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата по радиусу. При этом примем следующие допущения:
1.Эпюра скорости на выходе из рабочего колеса осевого вен
тилятора-— прямоугольная. Как было показано раньше, для осе вых судовых вентиляторов это утверждение справедливо для ре жимов работы вентилятора, когда его производительность не от личается от расчетной более чем на ±20% .
108
2. Ширина аэродинамического следа на расстоянии As от вы ходных кромок рабочего колеса постоянна по высоте и равна Ах2. При условии прямоугольной формы эпюры скорости угол наклона лопатки СА Ѳ следует определять из условия совпадения (рис. 61) точки А 2 с т о ч к о й В2 при неподвижной точке 0 2.
3. Вследствие закрутки лопатки аэродинамический след по вы соте лопатки на выходе из рабочего колеса наклонен по сравне нию с радиальной прямой (рис. 62).
При определении зависимости для расчета угла наклона ло патки спрямляющего аппарата на угол Ѳ рассмотрим два случая: лопатка СА не закручена; лопатка СА закручена.
Рис. 62. Схема ступени осевого вентилятора.
Лопатка спрямляющего аппарата не закручена. На рис. 61 по казана проекция входной кромки прямой лопатки СА — АА20 30 2 и наклоненной на угол Ѳ— ВВ20 '30 2. На этом рисунке изображена также часть эпюры скорости с шириной аэродинамического следа Ах2. Угол наклона лопатки спрямляющего аппарата, при котором шум от неоднородности потока не проявляется в спектре шума вентиляторов, будет равен
Ѳ= / Л 0 2В = |
£А О гС + АС 02В. |
|
(119) |
||
Определим углы, входящие в формулу |
(119). Из |
рисунка |
видно, |
||
что |
|
360 |
|
(120) |
|
ZAOiB= |
LAjOB! |
|
|||
2р. к |
|
||||
|
|
|
|
||
Тогда |
|
|
|
|
|
1_СОгА = 9 0 °— Z СЛ02 = 90°- ( і 8 0 ° - — |
, |
|
|||
|
|
\ |
г Р - к J 2 |
|
|
= 90°— (Э0°— — W — |
; |
|
( 121) |
||
|
* р . К |
* р . |
К |
|
|
z СОгВ |
В |
С |
|
|
(122) |
= arctg с о 2 |
|
|
(123) |
||
BC = AB — AC = A B — AO*cosCA02; |
109
здесь |
|
|
|
|
|
|
AB zu А SB2 |
~AA 3 |
BB2— ^периф A x 2 ß d. |
(124) |
|||
Тогда |
BC = tпериф + Ax2 — а—d —; cos CA 0 2. |
(125) |
||||
|
||||||
Отрезок COi равен |
|
|
|
|
||
|
|
|
С02 = / sin CA02. |
(126) |
||
Подставляя (125) |
и (126) |
в |
(122), получаем |
|
||
|
|
|
^периф ”Ь &Х2 U — d — 1 COS СА 0 2 |
(127) |
||
L C02ß = arctg ■ |
I sin CA Ö 2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Подставляя (127) и (121) в (119), находим |
|
|||||
Ѳ |
180° |
. |
, |
^периф -f- А-^2—а — d — I cos С А 0 2 |
(128) |
|
с р . К |
1 arctg — -— |
|||||
|
|
|
|
I sin СЛО, |
|
За d в первом приближении можно принять максимальную тол щину лопатки СА. Для судовых вентиляторов Ах2 можно принять
равной примерно (0,1—0,2) £Ср- |
|
|
|||
Величина |
а определяется из чертежа лопатки рабочего колеса |
||||
(см. рис. 62). |
|
|
|
|
|
Лопатка спрямляющего аппарата закручена. Если лопатка СА |
|||||
закручена (рис. 62), то при наклоне ее в сторону выпуклой по |
|||||
верхности угол Ѳ рассчитывают по следующей зависимости: |
|
||||
а |
180° , |
, |
^периф + |
Д*2 — а — d — I COS С А 0 2 — « і |
(129) |
Ѳ = |
;----- ь arctg |
|
I sin СЛ02 |
||
|
*р. к |
|
|
|
|
где йі определяют |
из |
чертежа |
лопатки спрямляющего аппарата |
(см. рис. 62).
Если закрученная лопатка СА наклонена в сторону вогнутой
поверхности лопатки, то угол |
Ѳ вычисляют по |
формуле |
|
||
Ѳ |
180° f arctg |
^периф + |
Д*2 — а — d — I cos С А 0 2 + % |
(130) |
|
гр. к |
|
/ sin C A 0 2 |
|
|
|
Определим теперь |
параметры профиля при |
наклоне |
лопатки |
||
на угол Ѳ. |
з а д а ч а . |
Пусть известно уравнение средней линии |
|||
П р я м а я |
|||||
прямого профиля А 'В ' |
в виде функции Zi — f(u) |
и наклонного про |
филя— в виде функции z2= f(u). Тогда геометрический угол входа профиля ßi (рис. 63) определится как arctg производной уравне ния средней линии в точке А', т. е.
tgß; = ^ i m ; |
ßj = arctg JËliâ-L . |
(131) |
||
|
du |
1 |
du |
|
Соответственно |
|
|
|
|
tgß |
dz2(A") |
ßj = arctg |
dz2 (Л") |
(132) |
|
du |
1 |
du |
|
Aßj = |
I arctg z\{A') I — I arctg z2 (A") [ |
(133) |
HO