Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в стандартном диапазоне допускаемых изменений ока­ зывается невыгодным для предприятий. Например, в ГОСТ 13015—67 «Изделия железобетонные и бетонные. Общие технические требования» установлено, что глу­ бина раковин и воздушных пор на поверхностях изде­ лий, предназначенных под оклейку обоями, не должна превышать 3 мм, а на поверхностях изделий, предназ- - качаемых под окраску и выходящих в помещения жилых и общественных зданий, раковины и воздушные поры вообще не допускаются. Следовательно, все изделия, качество' поверхностей которых не удовлетворяет этим требованиям, подлежат браковке, что противоречит экономической целесообразности: подготовка под окрас­ ку или оклейку обоями даже в условиях стройки обхо­ дится значительно дешевле, чем браковка готового из­ делия, способного выполнять свои функции в зданиях. В стандартах на отдельные конкретные виды железобе­ тонных изделий повторяются недостатки ГОСТ 13015— 67. В результате ни один из стандартов на железобетон­ ные и бетонные изделия для гражданского строитель- ■ства, как показывают результаты проверок соблюдения требований стандартов на предприятиях сборного желе­ зобетона, практически не внедрен в производство.

Необоснованность требований стандартов не только сказывается на степени их внедрения, но и затрудняет проведение работ по управлению качеством продукции. В частности, для того чтобы какое-либо изделие могло быть представлено для государственной аттестации, его показатели должны быть выше, чем установлено в дей­ ствующих государственных стандартах. Но если пре­ дельное значение показателей качества в стандартах на продукцию устанавливается на уровне технического пре­ дела, как в приведенном выше примере, изготовление продукции с показателями, превышающими требования стандартов, либо нецелесообразно, либо невозможно. Так, уменьшение глубины раковин или воздушных пор против 3 мм требуемых ГОСТ 13015—67, на поверхнос­ тях, предназначаемых под оклейку обоями, не приведет

кснижению стоимости использования изделий. Необоснованность требований присуща стандартам

не только на железобетонные, но и на деревянные стро­ ительные изделия (ГОСТ 475—70), на технологическую оснастку предприятий сборного железобетона (ГОСТ 12505—67, ГОСТ 12805—67), а также единственному по-

37

Kct стандарту, содержащему требования к зданиям (ГОСТ 11309—65). Преодоление указанных недостат­ ков способствовало бы существенному повышению роли стандартов в улучшении качества строительства.

Серьезные меры принимаются к развитию действен­ ности стандартов как нормативов, регламентирующих порядок разработки и контроля качества строительной продукции. В частности, разрабатывается ряд докумен­ тов, устанавливающих порядок внедрения в строитель­ ное проектирование государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), спо­ собствующих улучшению качества проектирования и со­ кращению затрат на него; систематизирована в форме единого строительного каталога разработка типовой проектной документации. Большое экономическое зна­ чение будет иметь внедрение недавно введенных в дей­ ствие стандартов на неразрушающие (ГОСТы 17623—72, 17624—72, 17625—72) п статистические (ГОСТ 18105—-72)

методы контроля прочности бетона в железобетонных к бетонных строительных изделиях и конструкциях.

Дальнейшее развитие стандартизации в области ка­ чества строительства связано с повышением роли стан­ дартов в обеспечении единства методов оценки качества строительной продукции. Методические документы Гос­ стандарта СССР предусматривают оценку качества про­ дукции по следующим группам показателей: технические и эксплуатационные, показатели надежности, техноло­ гичности, эстетические и эргономические показатели, показатели уровня стандартизации и унификации. В строительстве до настоящего времени не стандартизова­ ны номенклатуры и методы оценки показателей продук­ ции ни по одной из этих групп.

Отсутствие единства методов оценки качества зат­ рудняет проведение таких важнейших мероприятий по управлению качеством, как отраслевая аттестация про­ дукции, прогнозирование и планирование уровня каче­ ства, приводит к применению в строительстве недостаточ­ но эффективных конструктивных и архитектурно-плани­ ровочных решений и существенно снижает эффективность стандартизации конкретной продукции. Например, от­ сутствие стандартов на номенклатуру показателей на­ дежности строительных изделий и методы их оценки приводит к тому, что многие строительные конструкции представляют собой соединение элементов, обладающих

38


разной долговечностью и ремонтопригодностью. В трсхслойных панелях наружных стен с железобетонными на­ ружными слоями, срок службы которых до 100 лет, ис­ пользуются иногда плитные теплоизоляционные матери­

алы, срок годности которых 12—20 лет.

Паркетные пок­

рытия полов (срок службы до 50 лет)

укладывают на

упругие подстилающие слои из материалов, срок годно­ сти которых 10—12 лет.

Стандартизация в строительстве имеет существенные особенности, отличающие ее от стандартизации в дру­ гих отраслях производства. Это нашло выражение в ор­ ганизационном выделении стандартизации в строитель­ стве в качестве самостоятельной системы, руководимой Госстроем СССР. Различные формы НТД сыграли свою роль в индустриализации строительства, в развитии мас­ сового жилищного строительства и в решении других важ­ нейших задач. Однако для повышения качества строи­ тельства требуется перевод работы по стандартизации на новый уровень с использованием опыта передовых от­ раслей промышленности. Практика показывает, что эф­ фективное внедрение современных систем управления качеством в рамках отрасли возможно лишь при усло­ вии упорядочения отраслевой стандартизации на основе государственной системы стандартизации (в соответст­ вии с ГОСТ 1.0-68—ГОСТ 1.5-68) и перехода к комплек­ сной стандартизации. Между тем в строительстве до настоящего времени практически не создана единая ос­ нова для внедрения государственной системы стандар­ тизации. Следовательно, имеются неиспользованные резервы повышения роли стандартов в управлении ка­ чеством строительства и в упорядочении строительного производства.

2.Внедрение стандартов

Встроительстве действует около 400 государствен­ ных стандартов. Часть этих стандартов устарела, пос­ кольку в них содержатся требования к неиспользуемой продукции или к продукции, применение которой в сов­ ременных условиях неэффективно. Некоторые стандарты содержат неполную характеристику продукции, напри­

мер в стандарты на железобетонные изделия для строи­ тельства крупнопанельных зданий включены только тех­ нические требования, а типы, конструкция и размеры

39


этих изделии фактически нестапдартпзованы. В связй с этим количество действующих стандартов не может быть признано достаточным и в ближайшие годы должно значительно возрасти. Тем не менее соблюдение требо­ ваний большинства действующих стандартов могло бы уже сейчас способствовать значительному повышению качества различных видов строительной продукции.

Анализ результатов многочисленных проверок качес­ тва продукции на предприятиях строительной промыш­ ленности показывает, что 50—60% нарушений требова­ ний стандартов обусловлено низким уровнем технологи­ ческой дисциплины. Иными словами, соблюдение тре­ бований стандартов еще не стало обязательным как для предприятий-изготовителей, так и для предприятий и ор­ ганизаций-потребителей.

Мероприятия по обеспечению внедрения действую­ щих стандартов 1 должны быть направлены на устране­ ние причин нарушений. Такие мероприятия должны проводиться на всех уровнях управления качеством стро­ ительства, для каждого из которых характерны особые задачи управления. Ые претендуя на полноту охвата проблематики, связанной с ликвидацией причин наруше­ ний требований стандартов, и всех уровней управления качеством строительства, отметим некоторые основные направления таких мероприятий.

На государственном уровне управления качеством строительства мероприятия по обеспечению внедрения стандартов и повышению общей эффективности стандар­ тизации должны быть направлены на совершенствование системы планирования строительства, политики цен, ор­ ганизации и методики проведения работ по стандарти­ зации.

Внедрение стандартов связано с дополнительными затратами труда и совершенствованием технологическо­ го оборудования предприятий. В настоящее время при

разработке народнохозяйственных

планов

эти факто­

ры учитываются лишь частично,

главным

образом в

связи с изменением стандартов или норм на конечную

продукцию строительства, а затраты на внедрение стан­

дартов, устанавливающих требования к качеству

стро­

1 Согласно

ГОСТ 1.0-68, стандарты считаются внедренными, ес­

ли выпускаемая

продукция соответствует всем требованиям

этих

стандартов. Таким образом, понятие «внедрение стандартов» равно­ значно понятию «обеспечение нормативного качества продукции».

40


ительных изделий и конструкций, практически не пла­ нируются. Увязка планов государственной стандартиза­ ции, материально-технического снабжения, капитальных вложений и др. является одной из важных задач совер­ шенствования народнохозяйственного планирования в области строительства.

Политика цен должна быть направлена на реализа­ цию эффективности стандартизации. Стандартизация конкретной строительной продукции влияет на эффек­ тивность производства в двух основных направлениях:

стандартизация конструкции и размеров изделий создает условия для снижения себестоимости продукции за счет повышения серийности, уменьшения количества переналадок технологического оборудования и центра­ лизации изготовления технологической оснастки; централизованное изготовление технологической оснаст­ ки возможно на крупных специализированных предприя­ тиях с применением комплексной механизации и авто­ матизации производственных процессов, что позволяет изготовлять эту оснастку с высокими показателями ка­ чества при меньшей себестоимости; использование вы­ сококачественной технологической оснастки на предпри­ ятиях строительной промышленности должно привести к существенному повышению качества строительных из­ делий;

стандартизация требований к качеству строительных материалов, изделий, зданий и сооружений создает ус­ ловия для повышения и стабилизации на оптимальном уровне показателей качества всех видов продукции, что должно приводить к снижению построечных и эксплуа­ тационных затрат.

Возможны различные варианты стимулирования вне­ дрения стандартизации через политику цен. Интересным в этом отношении представляется опыт ГДР, где цены устанавливаются централизованно только на стандарти­ зованную продукцию, причем для изделий оценивается каждый типоразмер. Цены на нестандартизованную про­ дукцию в этом случае являются объектом договора между заказчиком и предприятием-изготовителем. В на­ шей стране цены часто устанавливаются на строитель­ ную продукцию определенного вида, а не конкретного стандартизованного типа. Кроме того, расценки устанав­ ливаются на единицу веса или объема продукции, а не на типоразмеры. Следует отметить, что прямое исполь-

41

зованис опыта ГДР в условиях нашей страны невозмож­ но, так как описанные аспекты политики цен характерны для обстановки высокого уровня развития стандартиза­ ции и охвата продукции стандартами. Однако этот опыт указывает возможности использования политики цен для стимулирования как внедрения стандартов, так и развития стандартиза ции.

Очень важно непрерывное совершенствование орга­ низации и методики стандартизации в строительстве.

Как указывалось выше, недостаточная степень внед­ рения строительных стандартов связана с необоснован­ ностью некоторых требований самих стандартов, прояв­ ляющейся, в частности, в том, что достижение показа­ телей, соответствующих этим требованиям стандартов, невозможно на действующем технологическом оборудо­ вании предприятий строительных материалов и изделий. И хотя результаты проверок показывают, что необосно­ ванность требований стандартов вызывает непосредст­ венно не более 5% всех нарушений, сам факт такой не­ обоснованности подрывает доверие к стандартам и ста­ вит под сомнение возможность соблюдения их требо­ ваний.

В технической литературе и периодической печати высказывается н противоположная точка зрения, сог­ ласно которой требования действующих стандартов на строительные изделия обусловлены необходимостью дос­ тижения требуемых нормами показателей качества зда­ ний и сооружений с минимальными затратами на мон­ таже. Если технологическое оборудование предприятий не позволяет получать изделия с показателями, соответ­ ствующими требованиям стандартов, то необходимо при­ нять меры к совершенствованию технологического обо­ рудования или к организации на предприятиях техноло­ гических линий или постов по доводке изделий до уровня, требуемого стандартами.

Обе приведенные точки зрения вскрывают существен­ ную особенность действующей совокупности строитель­ ных стандартов: отсутствие комплексности, недостаточ­ ная координация требований стандартов. Качество рабо­ ты на всех этапах строительного производства и качество всех видов строительной продукции взаимосвязаны. Взаимосвязь эта определяется единством конечной про­ дукции строительства, в том числе относительной ста­ бильностью во времени требований, предъявляемых к г о ­

42


товым зданиям и сооружениям (Строительные Нормы н Правила пересматриваются в среднем раз в 10 лет).

В настоящее время развитию комплексной стандар­ тизации большое внимание уделяется во многих отрас­ лях промышленности. Необходимость ее для строитель­ ства тем более велика, что специфика строительного производства проявляется в необходимости дифференци­ ации управления не по производственному, а преимуще­ ственно по территориальному признаку. Различные стро­ ительные министерства производят однотипную продук­ цию, вследствие чего значительно возрастает координационная роль стандартизации.

Комплексная стандартизация предусматривает вза­ имную увязку требований стандартов на продукцию, ис­ ходные материалы, комплектующие детали и техноло­ гическую оснастку предприятий. Для обеспечения эф­ фективности комплексной стандартизации необходимо, чтобы совокупность стандартов в строительстве функци­ онировала как система взаимосвязанных элементов. Целесообразно осуществление планомерного перехода от действующей совокупности строительных стандартов (отличающейся во многом случайным характером вза­ имосвязей, наличием противоречий п неувязок) к си­ стеме стандартов, разрабатываемых по планам комп­ лексной стандартизации.

Система стандартов должна предусматривать воз­ можность:

координации параметров продукции предприятий промышленности строительных материалов, изделий, оборудования и мебели на основе требований к конеч­ ной продукции строительства;

координации параметров строительной продукции с параметрами потребляемой в строительстве продукции смежных отраслей промышленности, предназначенной для межотраслевого применения;

планомерного управления качеством продукции про­ мышленности строительных материалов и строитель­ ства;

оптимизации параметров отдельных видов про­ дукции;

комплексной стандартизации в строительстве. Система стандартов должна включать группу стан­

дартов, имеющих значение для строительства в целом

43

Пли межотраслевое, а также отраслевые . подсистемы стандартов для основных видов строительства: граждан­ ского, промышленного, сельскохозяйственного, гидротех­ нического, дорожного, железнодорожного. Стандарты на конкретную продукцию, используемую в различных ви­ дах строительства, могут входить в разные отраслевые подсистемы стандартов.

При разработке системы стандартов должны учиты­ ваться принципиальные различия между следующими группами стандартов:

А. Общетехнические и организационно-методические стандарты, а также стандарты, содержащие общие тре­ бования к продукции, установленные исходя из задан­ ных параметров конечной продукции (зданий, сооруже­ ний) .

Б. Стандарты на конкретную строительную продук­ цию.

К группе А относятся, например, стандарты: регламентирующие систему стандартизации в строи­

тельстве, порядок проектирования, систему конструктор­ ской документации, порядок аттестации продукции, си­ стему информации и пр.;

устанавливающие терминологию, единицы измерения, систему модульной координации, систему допусков;

на унифицированные параметры зданий, сооружений и их элементов (унифицированные объемно-планировоч­ ные параметры, нагрузки и т. п.);

на общие технические требования к зданиям, соору­ жениям и их элементам, а также на унифицированные типы строительных конструкций;

на общие технические требования к строительным из­ делиям, изготовляемым из материалов одного вида, а также на правила приемки, методы испытаний, прави­ ла транспортирования и хранения таких изделий;

на координационные параметры материалов и изде­ лий для конструкций и элементов оборудования зданий и сооружений, изготовляемых смежными отраслями про­ мышленности.

К группе Б относятся стандарты на строительные из­ делия, здания и сооружения определенных типов, уста­ новленные с учетом заданного конструктивного решения, конкретных исходных строительных материалов и, при возможности, технологии изготовления. В отличие от стандартов группы А, в которых требования к предель-

44