ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
в стандартном диапазоне допускаемых изменений ока зывается невыгодным для предприятий. Например, в ГОСТ 13015—67 «Изделия железобетонные и бетонные. Общие технические требования» установлено, что глу бина раковин и воздушных пор на поверхностях изде лий, предназначенных под оклейку обоями, не должна превышать 3 мм, а на поверхностях изделий, предназ- - качаемых под окраску и выходящих в помещения жилых и общественных зданий, раковины и воздушные поры вообще не допускаются. Следовательно, все изделия, качество' поверхностей которых не удовлетворяет этим требованиям, подлежат браковке, что противоречит экономической целесообразности: подготовка под окрас ку или оклейку обоями даже в условиях стройки обхо дится значительно дешевле, чем браковка готового из делия, способного выполнять свои функции в зданиях. В стандартах на отдельные конкретные виды железобе тонных изделий повторяются недостатки ГОСТ 13015— 67. В результате ни один из стандартов на железобетон ные и бетонные изделия для гражданского строитель- ■ства, как показывают результаты проверок соблюдения требований стандартов на предприятиях сборного желе зобетона, практически не внедрен в производство.
Необоснованность требований стандартов не только сказывается на степени их внедрения, но и затрудняет проведение работ по управлению качеством продукции. В частности, для того чтобы какое-либо изделие могло быть представлено для государственной аттестации, его показатели должны быть выше, чем установлено в дей ствующих государственных стандартах. Но если пре дельное значение показателей качества в стандартах на продукцию устанавливается на уровне технического пре дела, как в приведенном выше примере, изготовление продукции с показателями, превышающими требования стандартов, либо нецелесообразно, либо невозможно. Так, уменьшение глубины раковин или воздушных пор против 3 мм требуемых ГОСТ 13015—67, на поверхнос тях, предназначаемых под оклейку обоями, не приведет
кснижению стоимости использования изделий. Необоснованность требований присуща стандартам
не только на железобетонные, но и на деревянные стро ительные изделия (ГОСТ 475—70), на технологическую оснастку предприятий сборного железобетона (ГОСТ 12505—67, ГОСТ 12805—67), а также единственному по-
37
Kct стандарту, содержащему требования к зданиям (ГОСТ 11309—65). Преодоление указанных недостат ков способствовало бы существенному повышению роли стандартов в улучшении качества строительства.
Серьезные меры принимаются к развитию действен ности стандартов как нормативов, регламентирующих порядок разработки и контроля качества строительной продукции. В частности, разрабатывается ряд докумен тов, устанавливающих порядок внедрения в строитель ное проектирование государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), спо собствующих улучшению качества проектирования и со кращению затрат на него; систематизирована в форме единого строительного каталога разработка типовой проектной документации. Большое экономическое зна чение будет иметь внедрение недавно введенных в дей ствие стандартов на неразрушающие (ГОСТы 17623—72, 17624—72, 17625—72) п статистические (ГОСТ 18105—-72)
методы контроля прочности бетона в железобетонных к бетонных строительных изделиях и конструкциях.
Дальнейшее развитие стандартизации в области ка чества строительства связано с повышением роли стан дартов в обеспечении единства методов оценки качества строительной продукции. Методические документы Гос стандарта СССР предусматривают оценку качества про дукции по следующим группам показателей: технические и эксплуатационные, показатели надежности, техноло гичности, эстетические и эргономические показатели, показатели уровня стандартизации и унификации. В строительстве до настоящего времени не стандартизова ны номенклатуры и методы оценки показателей продук ции ни по одной из этих групп.
Отсутствие единства методов оценки качества зат рудняет проведение таких важнейших мероприятий по управлению качеством, как отраслевая аттестация про дукции, прогнозирование и планирование уровня каче ства, приводит к применению в строительстве недостаточ но эффективных конструктивных и архитектурно-плани ровочных решений и существенно снижает эффективность стандартизации конкретной продукции. Например, от сутствие стандартов на номенклатуру показателей на дежности строительных изделий и методы их оценки приводит к тому, что многие строительные конструкции представляют собой соединение элементов, обладающих
38
разной долговечностью и ремонтопригодностью. В трсхслойных панелях наружных стен с железобетонными на ружными слоями, срок службы которых до 100 лет, ис пользуются иногда плитные теплоизоляционные матери
алы, срок годности которых 12—20 лет. |
Паркетные пок |
рытия полов (срок службы до 50 лет) |
укладывают на |
упругие подстилающие слои из материалов, срок годно сти которых 10—12 лет.
Стандартизация в строительстве имеет существенные особенности, отличающие ее от стандартизации в дру гих отраслях производства. Это нашло выражение в ор ганизационном выделении стандартизации в строитель стве в качестве самостоятельной системы, руководимой Госстроем СССР. Различные формы НТД сыграли свою роль в индустриализации строительства, в развитии мас сового жилищного строительства и в решении других важ нейших задач. Однако для повышения качества строи тельства требуется перевод работы по стандартизации на новый уровень с использованием опыта передовых от раслей промышленности. Практика показывает, что эф фективное внедрение современных систем управления качеством в рамках отрасли возможно лишь при усло вии упорядочения отраслевой стандартизации на основе государственной системы стандартизации (в соответст вии с ГОСТ 1.0-68—ГОСТ 1.5-68) и перехода к комплек сной стандартизации. Между тем в строительстве до настоящего времени практически не создана единая ос нова для внедрения государственной системы стандар тизации. Следовательно, имеются неиспользованные резервы повышения роли стандартов в управлении ка чеством строительства и в упорядочении строительного производства.
2.Внедрение стандартов
Встроительстве действует около 400 государствен ных стандартов. Часть этих стандартов устарела, пос кольку в них содержатся требования к неиспользуемой продукции или к продукции, применение которой в сов ременных условиях неэффективно. Некоторые стандарты содержат неполную характеристику продукции, напри
мер в стандарты на железобетонные изделия для строи тельства крупнопанельных зданий включены только тех нические требования, а типы, конструкция и размеры
39
этих изделии фактически нестапдартпзованы. В связй с этим количество действующих стандартов не может быть признано достаточным и в ближайшие годы должно значительно возрасти. Тем не менее соблюдение требо ваний большинства действующих стандартов могло бы уже сейчас способствовать значительному повышению качества различных видов строительной продукции.
Анализ результатов многочисленных проверок качес тва продукции на предприятиях строительной промыш ленности показывает, что 50—60% нарушений требова ний стандартов обусловлено низким уровнем технологи ческой дисциплины. Иными словами, соблюдение тре бований стандартов еще не стало обязательным как для предприятий-изготовителей, так и для предприятий и ор ганизаций-потребителей.
Мероприятия по обеспечению внедрения действую щих стандартов 1 должны быть направлены на устране ние причин нарушений. Такие мероприятия должны проводиться на всех уровнях управления качеством стро ительства, для каждого из которых характерны особые задачи управления. Ые претендуя на полноту охвата проблематики, связанной с ликвидацией причин наруше ний требований стандартов, и всех уровней управления качеством строительства, отметим некоторые основные направления таких мероприятий.
На государственном уровне управления качеством строительства мероприятия по обеспечению внедрения стандартов и повышению общей эффективности стандар тизации должны быть направлены на совершенствование системы планирования строительства, политики цен, ор ганизации и методики проведения работ по стандарти зации.
Внедрение стандартов связано с дополнительными затратами труда и совершенствованием технологическо го оборудования предприятий. В настоящее время при
разработке народнохозяйственных |
планов |
эти факто |
ры учитываются лишь частично, |
главным |
образом в |
связи с изменением стандартов или норм на конечную |
продукцию строительства, а затраты на внедрение стан
дартов, устанавливающих требования к качеству |
стро |
|
1 Согласно |
ГОСТ 1.0-68, стандарты считаются внедренными, ес |
|
ли выпускаемая |
продукция соответствует всем требованиям |
этих |
стандартов. Таким образом, понятие «внедрение стандартов» равно значно понятию «обеспечение нормативного качества продукции».
40
ительных изделий и конструкций, практически не пла нируются. Увязка планов государственной стандартиза ции, материально-технического снабжения, капитальных вложений и др. является одной из важных задач совер шенствования народнохозяйственного планирования в области строительства.
Политика цен должна быть направлена на реализа цию эффективности стандартизации. Стандартизация конкретной строительной продукции влияет на эффек тивность производства в двух основных направлениях:
стандартизация конструкции и размеров изделий создает условия для снижения себестоимости продукции за счет повышения серийности, уменьшения количества переналадок технологического оборудования и центра лизации изготовления технологической оснастки; централизованное изготовление технологической оснаст ки возможно на крупных специализированных предприя тиях с применением комплексной механизации и авто матизации производственных процессов, что позволяет изготовлять эту оснастку с высокими показателями ка чества при меньшей себестоимости; использование вы сококачественной технологической оснастки на предпри ятиях строительной промышленности должно привести к существенному повышению качества строительных из делий;
стандартизация требований к качеству строительных материалов, изделий, зданий и сооружений создает ус ловия для повышения и стабилизации на оптимальном уровне показателей качества всех видов продукции, что должно приводить к снижению построечных и эксплуа тационных затрат.
Возможны различные варианты стимулирования вне дрения стандартизации через политику цен. Интересным в этом отношении представляется опыт ГДР, где цены устанавливаются централизованно только на стандарти зованную продукцию, причем для изделий оценивается каждый типоразмер. Цены на нестандартизованную про дукцию в этом случае являются объектом договора между заказчиком и предприятием-изготовителем. В на шей стране цены часто устанавливаются на строитель ную продукцию определенного вида, а не конкретного стандартизованного типа. Кроме того, расценки устанав ливаются на единицу веса или объема продукции, а не на типоразмеры. Следует отметить, что прямое исполь-
41
зованис опыта ГДР в условиях нашей страны невозмож но, так как описанные аспекты политики цен характерны для обстановки высокого уровня развития стандартиза ции и охвата продукции стандартами. Однако этот опыт указывает возможности использования политики цен для стимулирования как внедрения стандартов, так и развития стандартиза ции.
Очень важно непрерывное совершенствование орга низации и методики стандартизации в строительстве.
Как указывалось выше, недостаточная степень внед рения строительных стандартов связана с необоснован ностью некоторых требований самих стандартов, прояв ляющейся, в частности, в том, что достижение показа телей, соответствующих этим требованиям стандартов, невозможно на действующем технологическом оборудо вании предприятий строительных материалов и изделий. И хотя результаты проверок показывают, что необосно ванность требований стандартов вызывает непосредст венно не более 5% всех нарушений, сам факт такой не обоснованности подрывает доверие к стандартам и ста вит под сомнение возможность соблюдения их требо ваний.
В технической литературе и периодической печати высказывается н противоположная точка зрения, сог ласно которой требования действующих стандартов на строительные изделия обусловлены необходимостью дос тижения требуемых нормами показателей качества зда ний и сооружений с минимальными затратами на мон таже. Если технологическое оборудование предприятий не позволяет получать изделия с показателями, соответ ствующими требованиям стандартов, то необходимо при нять меры к совершенствованию технологического обо рудования или к организации на предприятиях техноло гических линий или постов по доводке изделий до уровня, требуемого стандартами.
Обе приведенные точки зрения вскрывают существен ную особенность действующей совокупности строитель ных стандартов: отсутствие комплексности, недостаточ ная координация требований стандартов. Качество рабо ты на всех этапах строительного производства и качество всех видов строительной продукции взаимосвязаны. Взаимосвязь эта определяется единством конечной про дукции строительства, в том числе относительной ста бильностью во времени требований, предъявляемых к г о
42
товым зданиям и сооружениям (Строительные Нормы н Правила пересматриваются в среднем раз в 10 лет).
В настоящее время развитию комплексной стандар тизации большое внимание уделяется во многих отрас лях промышленности. Необходимость ее для строитель ства тем более велика, что специфика строительного производства проявляется в необходимости дифференци ации управления не по производственному, а преимуще ственно по территориальному признаку. Различные стро ительные министерства производят однотипную продук цию, вследствие чего значительно возрастает координационная роль стандартизации.
Комплексная стандартизация предусматривает вза имную увязку требований стандартов на продукцию, ис ходные материалы, комплектующие детали и техноло гическую оснастку предприятий. Для обеспечения эф фективности комплексной стандартизации необходимо, чтобы совокупность стандартов в строительстве функци онировала как система взаимосвязанных элементов. Целесообразно осуществление планомерного перехода от действующей совокупности строительных стандартов (отличающейся во многом случайным характером вза имосвязей, наличием противоречий п неувязок) к си стеме стандартов, разрабатываемых по планам комп лексной стандартизации.
Система стандартов должна предусматривать воз можность:
координации параметров продукции предприятий промышленности строительных материалов, изделий, оборудования и мебели на основе требований к конеч ной продукции строительства;
координации параметров строительной продукции с параметрами потребляемой в строительстве продукции смежных отраслей промышленности, предназначенной для межотраслевого применения;
планомерного управления качеством продукции про мышленности строительных материалов и строитель ства;
оптимизации параметров отдельных видов про дукции;
комплексной стандартизации в строительстве. Система стандартов должна включать группу стан
дартов, имеющих значение для строительства в целом
43
Пли межотраслевое, а также отраслевые . подсистемы стандартов для основных видов строительства: граждан ского, промышленного, сельскохозяйственного, гидротех нического, дорожного, железнодорожного. Стандарты на конкретную продукцию, используемую в различных ви дах строительства, могут входить в разные отраслевые подсистемы стандартов.
При разработке системы стандартов должны учиты ваться принципиальные различия между следующими группами стандартов:
А. Общетехнические и организационно-методические стандарты, а также стандарты, содержащие общие тре бования к продукции, установленные исходя из задан ных параметров конечной продукции (зданий, сооруже ний) .
Б. Стандарты на конкретную строительную продук цию.
К группе А относятся, например, стандарты: регламентирующие систему стандартизации в строи
тельстве, порядок проектирования, систему конструктор ской документации, порядок аттестации продукции, си стему информации и пр.;
устанавливающие терминологию, единицы измерения, систему модульной координации, систему допусков;
на унифицированные параметры зданий, сооружений и их элементов (унифицированные объемно-планировоч ные параметры, нагрузки и т. п.);
на общие технические требования к зданиям, соору жениям и их элементам, а также на унифицированные типы строительных конструкций;
на общие технические требования к строительным из делиям, изготовляемым из материалов одного вида, а также на правила приемки, методы испытаний, прави ла транспортирования и хранения таких изделий;
на координационные параметры материалов и изде лий для конструкций и элементов оборудования зданий и сооружений, изготовляемых смежными отраслями про мышленности.
К группе Б относятся стандарты на строительные из делия, здания и сооружения определенных типов, уста новленные с учетом заданного конструктивного решения, конкретных исходных строительных материалов и, при возможности, технологии изготовления. В отличие от стандартов группы А, в которых требования к предель-
44