ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
иЫМ значениям показателей продукции устанавливаются на уровне нижнего технического предела, в стандар тах группы Б требования к показателям продукции мо гут устанавливаться на оптимальном уровне. Требования к размерам и показателям качества продукции, устанав ливаемые в стандартах группы Б, должны представлять собой ряды необходимых размеров и ступени качества, отражающие передовой достигнутый и перспективный уровни производства. В настоящее время в строитель стве нет стандартов на конкретную продукцию. Их роль выполняют чертежи типовых строительных изделии, ти повые проекты, технические условия и пр. Разработка этой документации ведется вне рамок стандартизации, что отрицательно сказывается на се качестве.
Таким образом, внедрение системной разработки стандартов по строительству связано с совершенствова нием системы планирования и методики разработки стро ительных стандартов. В частности, при составлении пла нов разработки новых и пересмотра действующих стандартов должна, как правило, предусматриваться од новременная разработка всех взаимосвязанных стан дартов с участием всех заинтересованных организаций, что должно обеспечить планомерную подготовку произ водства к выпуску новой продукции или продукции с по вышенными показателями качества.
Сопоставление действующей совокупности строитель ных стандартов с примерной схемой системы стандар тов, разработанной в соответствии с перечисленными принципами и приведенной на рис. 6, позволяет утвер ждать, что действующие стандарты разрабатывались без должной увязки между ними.
В головной организации по стандартизации в граж данском строительстве ЦНИИЭП жилища проводятся исследования, направленные на разработку методиче ских и организационных основ н принципов перехода к комплексной стандартизации. Предусматривается соз дание системы стандартов в строительстве, разрабаты ваемой по планам комплексной стандартизации, и созда ние соответствующей системы служб стандартизации.
На ведомственном уровне управления качеством стро ительства главными направлениями внедрения стандар тов в современных условиях являются оценка уровня ка чества продукции, аттестация продукции, прогнозирова ние уровня качества с учетом результатов анализа
45
С т р о о т ел ь н ы е нор м ы и п р а в и л а
------► прям ое влияние
------\ . обрат ная связь
Рис. 6. Схема системы стандартов
возможного изменения потребностей, создающее условия для отраслевой стандартизации, и проведение мероприя тий по планомерному воздействию на качество продук ции. Учитывая ведомственную разобщенность строитель ства, осуществление работ в указанных направлениях
46
целесообразно было бы поручить междуведомственному органу, подчиненному непосредственно Госстрою СССР. Таким органом мог бы явиться научно-технический центр по стандартизации в строительстве, необходимость соз дания которого признается большинством специалистовстандартизаторов. Поскольку в настоящее время такого центра нет, работы следует поручить одному ведущему строительному министерству с привлечением научно-ис следовательских организаций и распространить резуль таты работы на все строительные министерства.
При оценке уровня качества продукции за базовые могут быть приняты показатели, соответствующие тре бованиям государственных стандартов. Такая оценка продукции позволяет сопоставлять деятельность различ ных предприятий министерства и планировать меропри ятия по внедрению стандартов и повышению уровня ка чества продукции на отстающих предприятиях. С этой точки зрения особую важность приобретает скорейшая организация разработки стандартов на продукцию, ко торые должны войти в группу А системы строительных стандартов, так как требования действующих стандар тов, установленные на высшем течническом уровне, не возможно использовать в качестве базовых.
На уровне управления качеством на отдельных пред приятиях, в проектных и строительных организациях мероприятия по внедрению стандартов, как правило, со четаются с другими мероприятиями, относящимися к управлению качеством продукции. Поскольку большин ство таких мероприятий подробно освещено в других разделах книги, здесь остановимся лишь на одном вопро се— внедрении стандартов предприятий и развитии за водской стандартизации.
ГОСТ 1.0-68 предусматривает возможность разработ ки стандартов предприятий в качестве ограничительных 1 по отношению к государственным, отраслевым и респуб ликанским (в этом случае в стандарты предприятий включаются те типоразмеры продукции и те требования к показателям их качества из стандартов более высоких
1 Ограничительными называются стандарты (отраслевые или стандарты предприятия), устанавливающие ограничения по приме няемой номенклатуре, правилам, нормам н требованиям, предусмот ренным государственными, отраслевыми или республиканскими стандартами, применительно к особенностям данного предприятия.
47
категорий, которые соответствуют имеющимся на пред приятии технологическому оборудованию и оснастке), а также стандартов предприятий, содержащих нормы, правила и требования к объектам, имеющим применение только на данном предприятии. К объектам заводской стандартизации относятся полуфабрикаты, являющиеся конечной продукцией определенного производственного цикла и поступающие на дальнейшую обработку в дру гие подразделения того же предприятия, например ар матурные изделия и закладные детали на заводах сбор ного железобетона, погонажные изделия на деревообра батывающих предприятиях. Требования стандартов пред приятий устанавливаются на оптимальном для данного предприятия уровне с учетом данных о качестве исход ных материалов и комплектующих деталей, о техноло гическом оборудовании и оснастке и о квалификации ра ботников.
Установление обоснованных требований к полуфабри катам способствует повышению их качества и качества конечной продукции предприятия, изготовляемой в соот ветствии с требованиями государственных и отраслевых стандартов. Разработка и внедрение стандартов пред приятий создает необходимую нормативную базу внут ризаводского приемочного контроля качества. Многие государственные стандарты на строительные изделия не содержат полных требований к испытаниям продукции при ее приемке техническим контролем предприятий. В частности, правила приемки и методы испытаний, вклю ченные в действующие государственные стандарты на железобетонные изделия и конструкции для строитель ства, содержат требования, рассчитанные главным об разом на приемку продукции на предприятиях-пзготови- телях представителями заказчиков, которая, кстати, почти повсеместно отсутствует. Стандарты предприятий могут содержать развернутые требования к приемочным испытаниям продукции при ее приемке техническим кон
тролем. Следует отметить, что применение |
заводской |
|||
НТД на предприятиях |
строительной |
промышленности |
||
в |
зарубежных социалистических странах (в |
частности, |
||
в |
ГДР) расценивается |
специалистами |
этих |
стран как |
весьма эффективное средство повышения качества про дукции.
Для предприятий промышленности строительных ма териалов и изделий основная область заводской стацдар-
48
тизации — создание нормативной базы приемочного кон троля, а для строительных организаций эта область связана преимущественно с операционным контролем. Ка чество законченных строительных объектов в большой ме ре зависит от качества выполнения так называемых скрытых работ, причем требования к этим работам раз личаются в зависимости от конструкции зданий и соору жений, применяемых материалов, технологического обо рудования и пр. В проектной документации и типовых конструкциях и деталях зданий и сооружений содержат ся требования к выполнению этих работ, но, как прави ло, отсутствуют требования к контролю. Этот контроль мог бы быть организован на основе НТД строительных организаций, трестов или главных управлений по стро ительству, разрабатываемой в форме стандартов пред приятий.
Заводская стандартизация в строительстве до сих пор проводилась лишь в экспериментальном порядке. Поэ тому к разработке стандартов предприятий необходимо привлекать специалистов-стандартизаторов из базовых и головных организаций по стандартизации в строитель стве, а также представителей проектных организаций.
На проектных организациях лежит большая ответст венность за внедрение стандартов. Результаты проверок соблюдения требований стандартов на предприятиях по казывают, что многие нарушения связаны с тем, что при разработке проектной документации не были учтены тре бования стандартов, особенно в отношении унификации размеров и других параметров строительных изделий. Поэтому экспертиза утверждаемой проектной докумен тации обязательно должна включать анализ соблюдения всей действующей НТД по строительству, в том числе стандартов на строительные материалы и изделия.
4—923
Г л а в а III. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Структура и организационные принципы работы органов контроля качества
Действенная система контроля является основным элементом системы управления качеством строительно монтажных работ. Задачи контроля заключаются в пре дупреждении дефектов и брака и обеспечении установ ленного уровня качества.
Необходимость контроля качества и создания для этого специальных служб сегодня ни у кого нс вызывает сомнений. Зарубежные специалисты констатируют, на пример, что те отрасли промышленности, которые удели ли серьезное внимание проблеме контроля качества, за няли ведущее положение в экономике.
Контроль качества рассматривается в капиталистиче ских странах как одна из сфер вложения капитала, при носящая соответствующую прибыль А желание опыт ного подрядчика работать с квалифицированным инспек тором объясняют тем, что организация хорошо постав ленной службы инспекции в конечном счете обеспечивает экономию средств подрядчика21. Необходимость совер шенствования организации контроля в строительстве следует также рассматривать как одно из направлений снижения фактической себестоимости строительно-мон тажных работ и трудоемкости их выполнения.
При хорошо налаженном контроле количество брака становится несущественным, что помимо экономическо го эффекта приводит к сокращению служб контроля за счет перехода от 100%-мой проверки к более дешевой выборочной. При этом применение контроля качества не обязательно связано с ростом административных расхо дов. Применяя даже самые простые методы контроля, можно получить экономию во многих звеньях производ ства.
Обеспеч-ение качества продукции является обязанно
стью каждого работника строительной |
организации или |
||
предприятия. |
Первое |
лицо, которое |
должно наиболее |
1 Х э н с е н . |
Контроль |
качества. Теория м |
применение. Пер. с |
англ. М., «Прогресс», 1968. |
|
|
|
2 Х ол Хант. Пути |
улучшения контроля |
качества строитель |
ных работ. «Гражданское строительство» (журнал Американского общества гражданских инженеров), 1965, № 10.
50
эффективно контролировать качество строительной про дукции или обеспечивать информацию, необходимую для достижения определенного уровня качества продукции без дополнительной ее переделки или исправления,— это непосредственный исполнитель работы. Кроме того, создаются специальные контрольные службы.
В Советском Союзе функционируют органы, осущест вляющие государственный, ведомственный и обществен ный контроль качества строительства и продукции пред приятий промышленности строительных материалов и индустрии.
Органами государственного контроля являются ин спекции архитектурно-строительного контроля (ГАСК): Главная инспекция как структурная часть Госстроя
СССР; 15 республиканских госстройинспекций; област ные и городские инспекции.
Инспекции ГАСК ввиду своей малочисленности не в состоянии охватить контролем даже все объекты жилищ ного и культурно-бытового строительства, не говоря уже об объектах промышленных, сельскохозяйственных, энергетических и др. Сегодня в СССР насчитывается 2000 городов, а местные инспекции ГАСК созданы толь ко в 442.
На строительстве имеется технический надзор заказ чика (застройщика), одной из функций которого являет ся контроль качества выполнения работ. Однако техни ческий надзор заказчика, как отмечают в своих отчетах все республиканские ГАСК, не оказывает еще решающе го влияния на повышение качества строительно-монтаж ных работ.
Лишь 25—30% численного состава дирекций строя щихся предприятий и УКС (ОКС) исполкомов местных Советов и предприятий осуществляет функции техничес кого надзора, а в составе этих служб лишь каждый тре- тий-четвертый работник занимается надзором за строи тельством; одновременно эти работники выполняют и другие многочисленные функции, так что для контро ля качества строительства у них почти не остается вре мени.
Помимо действующего положения о дирекции строя щегося .предприятия в союзных республиках имеются утвержденные республиканскими госстроями положения о техническом надзоре, утвержденного союзным орга ном, а в положениях союзных республик отмечается раз
4 |
51 |
личная трактовка функции технадзора, пб-разноМу рас сматривается его подчиненность.
Технический надзор заказчика еще. не испол-ьзует полностью предоставленных ему прав, ограничивая свою деятельность по контролю качества формаль ным подписанием актов на скрытые работы и прием кой количества выполненных работ без проверки их ка чества.
Технический надзор должен обеспечивать проверку качества и комплектности поступающей проектно-смет ной документации, своевременную приемку скрытых ра бот с оценкой их качества, а также законченных конст руктивных частей (элементов) зданий и сооружений, не допуская оплаты недоброкачественно выполненных работ.
Авторский надзор за качеством строительства осу ществляют проектные организации. Несмотря на намеча ющуюся тенденцию к усилению авторского надзора па объектах, этот вид надзора за соблюдением запроекти рованных конструктивных и архитектурно-планировоч ных решений далеко не везде удовлетворяет предъявляе мым требованиям. Часто авторские выезды проводят второстепенные лица, так как в проектных организациях загрузка авторов и главных инженеров проектов ве лика. В ряде случаев надзор сводится к исправлению ошибок, допущенных проектировщиками в чертежах и сметах.
Следует отметить, что положения об авторском над зоре не во всех вопросах согласованы с положениями о техническом надзоре заказчика, в результате чего наб людается дублирование функций. Так, контроль разбив ки и закрепления на участке основных осей и опорных реперов, детальной разбивки осей и т. п. должен осуще ствлять и технический надзор заказчика, и авторский надзор. Аналогично дублируются проверка наличия пас портов и результатов лабораторных анализов, приемка скрытых работ.
По нашему мнению, авторский надзор должен не только осуществлять инспекционный контроль с провер кой строгого соблюдения проекта при возведении объек та, но и оказывать техническую помощь строителям пу тем организации групп рабочего проектирования непо средственно на уникальных и важных объектах; такие группы на месте решают все возникшие в ходе строи
52