Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

иЫМ значениям показателей продукции устанавливаются на уровне нижнего технического предела, в стандар­ тах группы Б требования к показателям продукции мо­ гут устанавливаться на оптимальном уровне. Требования к размерам и показателям качества продукции, устанав­ ливаемые в стандартах группы Б, должны представлять собой ряды необходимых размеров и ступени качества, отражающие передовой достигнутый и перспективный уровни производства. В настоящее время в строитель­ стве нет стандартов на конкретную продукцию. Их роль выполняют чертежи типовых строительных изделии, ти­ повые проекты, технические условия и пр. Разработка этой документации ведется вне рамок стандартизации, что отрицательно сказывается на се качестве.

Таким образом, внедрение системной разработки стандартов по строительству связано с совершенствова­ нием системы планирования и методики разработки стро­ ительных стандартов. В частности, при составлении пла­ нов разработки новых и пересмотра действующих стандартов должна, как правило, предусматриваться од­ новременная разработка всех взаимосвязанных стан­ дартов с участием всех заинтересованных организаций, что должно обеспечить планомерную подготовку произ­ водства к выпуску новой продукции или продукции с по­ вышенными показателями качества.

Сопоставление действующей совокупности строитель­ ных стандартов с примерной схемой системы стандар­ тов, разработанной в соответствии с перечисленными принципами и приведенной на рис. 6, позволяет утвер­ ждать, что действующие стандарты разрабатывались без должной увязки между ними.

В головной организации по стандартизации в граж­ данском строительстве ЦНИИЭП жилища проводятся исследования, направленные на разработку методиче­ ских и организационных основ н принципов перехода к комплексной стандартизации. Предусматривается соз­ дание системы стандартов в строительстве, разрабаты­ ваемой по планам комплексной стандартизации, и созда­ ние соответствующей системы служб стандартизации.

На ведомственном уровне управления качеством стро­ ительства главными направлениями внедрения стандар­ тов в современных условиях являются оценка уровня ка­ чества продукции, аттестация продукции, прогнозирова­ ние уровня качества с учетом результатов анализа

45

С т р о о т ел ь н ы е нор м ы и п р а в и л а

------► прям ое влияние

------\ . обрат ная связь

Рис. 6. Схема системы стандартов

возможного изменения потребностей, создающее условия для отраслевой стандартизации, и проведение мероприя­ тий по планомерному воздействию на качество продук­ ции. Учитывая ведомственную разобщенность строитель­ ства, осуществление работ в указанных направлениях

46


целесообразно было бы поручить междуведомственному органу, подчиненному непосредственно Госстрою СССР. Таким органом мог бы явиться научно-технический центр по стандартизации в строительстве, необходимость соз­ дания которого признается большинством специалистовстандартизаторов. Поскольку в настоящее время такого центра нет, работы следует поручить одному ведущему строительному министерству с привлечением научно-ис­ следовательских организаций и распространить резуль­ таты работы на все строительные министерства.

При оценке уровня качества продукции за базовые могут быть приняты показатели, соответствующие тре­ бованиям государственных стандартов. Такая оценка продукции позволяет сопоставлять деятельность различ­ ных предприятий министерства и планировать меропри­ ятия по внедрению стандартов и повышению уровня ка­ чества продукции на отстающих предприятиях. С этой точки зрения особую важность приобретает скорейшая организация разработки стандартов на продукцию, ко­ торые должны войти в группу А системы строительных стандартов, так как требования действующих стандар­ тов, установленные на высшем течническом уровне, не­ возможно использовать в качестве базовых.

На уровне управления качеством на отдельных пред­ приятиях, в проектных и строительных организациях мероприятия по внедрению стандартов, как правило, со­ четаются с другими мероприятиями, относящимися к управлению качеством продукции. Поскольку большин­ ство таких мероприятий подробно освещено в других разделах книги, здесь остановимся лишь на одном вопро­ се— внедрении стандартов предприятий и развитии за­ водской стандартизации.

ГОСТ 1.0-68 предусматривает возможность разработ­ ки стандартов предприятий в качестве ограничительных 1 по отношению к государственным, отраслевым и респуб­ ликанским (в этом случае в стандарты предприятий включаются те типоразмеры продукции и те требования к показателям их качества из стандартов более высоких

1 Ограничительными называются стандарты (отраслевые или стандарты предприятия), устанавливающие ограничения по приме­ няемой номенклатуре, правилам, нормам н требованиям, предусмот­ ренным государственными, отраслевыми или республиканскими стандартами, применительно к особенностям данного предприятия.

47

категорий, которые соответствуют имеющимся на пред­ приятии технологическому оборудованию и оснастке), а также стандартов предприятий, содержащих нормы, правила и требования к объектам, имеющим применение только на данном предприятии. К объектам заводской стандартизации относятся полуфабрикаты, являющиеся конечной продукцией определенного производственного цикла и поступающие на дальнейшую обработку в дру­ гие подразделения того же предприятия, например ар­ матурные изделия и закладные детали на заводах сбор­ ного железобетона, погонажные изделия на деревообра­ батывающих предприятиях. Требования стандартов пред­ приятий устанавливаются на оптимальном для данного предприятия уровне с учетом данных о качестве исход­ ных материалов и комплектующих деталей, о техноло­ гическом оборудовании и оснастке и о квалификации ра­ ботников.

Установление обоснованных требований к полуфабри­ катам способствует повышению их качества и качества конечной продукции предприятия, изготовляемой в соот­ ветствии с требованиями государственных и отраслевых стандартов. Разработка и внедрение стандартов пред­ приятий создает необходимую нормативную базу внут­ ризаводского приемочного контроля качества. Многие государственные стандарты на строительные изделия не содержат полных требований к испытаниям продукции при ее приемке техническим контролем предприятий. В частности, правила приемки и методы испытаний, вклю­ ченные в действующие государственные стандарты на железобетонные изделия и конструкции для строитель­ ства, содержат требования, рассчитанные главным об­ разом на приемку продукции на предприятиях-пзготови- телях представителями заказчиков, которая, кстати, почти повсеместно отсутствует. Стандарты предприятий могут содержать развернутые требования к приемочным испытаниям продукции при ее приемке техническим кон­

тролем. Следует отметить, что применение

заводской

НТД на предприятиях

строительной

промышленности

в

зарубежных социалистических странах (в

частности,

в

ГДР) расценивается

специалистами

этих

стран как

весьма эффективное средство повышения качества про­ дукции.

Для предприятий промышленности строительных ма­ териалов и изделий основная область заводской стацдар-

48


тизации — создание нормативной базы приемочного кон­ троля, а для строительных организаций эта область связана преимущественно с операционным контролем. Ка­ чество законченных строительных объектов в большой ме­ ре зависит от качества выполнения так называемых скрытых работ, причем требования к этим работам раз­ личаются в зависимости от конструкции зданий и соору­ жений, применяемых материалов, технологического обо­ рудования и пр. В проектной документации и типовых конструкциях и деталях зданий и сооружений содержат­ ся требования к выполнению этих работ, но, как прави­ ло, отсутствуют требования к контролю. Этот контроль мог бы быть организован на основе НТД строительных организаций, трестов или главных управлений по стро­ ительству, разрабатываемой в форме стандартов пред­ приятий.

Заводская стандартизация в строительстве до сих пор проводилась лишь в экспериментальном порядке. Поэ­ тому к разработке стандартов предприятий необходимо привлекать специалистов-стандартизаторов из базовых и головных организаций по стандартизации в строитель­ стве, а также представителей проектных организаций.

На проектных организациях лежит большая ответст­ венность за внедрение стандартов. Результаты проверок соблюдения требований стандартов на предприятиях по­ казывают, что многие нарушения связаны с тем, что при разработке проектной документации не были учтены тре­ бования стандартов, особенно в отношении унификации размеров и других параметров строительных изделий. Поэтому экспертиза утверждаемой проектной докумен­ тации обязательно должна включать анализ соблюдения всей действующей НТД по строительству, в том числе стандартов на строительные материалы и изделия.

4—923


Г л а в а III. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА

1. Структура и организационные принципы работы органов контроля качества

Действенная система контроля является основным элементом системы управления качеством строительно­ монтажных работ. Задачи контроля заключаются в пре­ дупреждении дефектов и брака и обеспечении установ­ ленного уровня качества.

Необходимость контроля качества и создания для этого специальных служб сегодня ни у кого нс вызывает сомнений. Зарубежные специалисты констатируют, на­ пример, что те отрасли промышленности, которые удели­ ли серьезное внимание проблеме контроля качества, за­ няли ведущее положение в экономике.

Контроль качества рассматривается в капиталистиче­ ских странах как одна из сфер вложения капитала, при­ носящая соответствующую прибыль А желание опыт­ ного подрядчика работать с квалифицированным инспек­ тором объясняют тем, что организация хорошо постав­ ленной службы инспекции в конечном счете обеспечивает экономию средств подрядчика21. Необходимость совер­ шенствования организации контроля в строительстве следует также рассматривать как одно из направлений снижения фактической себестоимости строительно-мон­ тажных работ и трудоемкости их выполнения.

При хорошо налаженном контроле количество брака становится несущественным, что помимо экономическо­ го эффекта приводит к сокращению служб контроля за счет перехода от 100%-мой проверки к более дешевой выборочной. При этом применение контроля качества не обязательно связано с ростом административных расхо­ дов. Применяя даже самые простые методы контроля, можно получить экономию во многих звеньях производ­ ства.

Обеспеч-ение качества продукции является обязанно­

стью каждого работника строительной

организации или

предприятия.

Первое

лицо, которое

должно наиболее

1 Х э н с е н .

Контроль

качества. Теория м

применение. Пер. с

англ. М., «Прогресс», 1968.

 

 

2 Х ол Хант. Пути

улучшения контроля

качества строитель­

ных работ. «Гражданское строительство» (журнал Американского общества гражданских инженеров), 1965, № 10.

50


эффективно контролировать качество строительной про­ дукции или обеспечивать информацию, необходимую для достижения определенного уровня качества продукции без дополнительной ее переделки или исправления,— это непосредственный исполнитель работы. Кроме того, создаются специальные контрольные службы.

В Советском Союзе функционируют органы, осущест­ вляющие государственный, ведомственный и обществен­ ный контроль качества строительства и продукции пред­ приятий промышленности строительных материалов и индустрии.

Органами государственного контроля являются ин­ спекции архитектурно-строительного контроля (ГАСК): Главная инспекция как структурная часть Госстроя

СССР; 15 республиканских госстройинспекций; област­ ные и городские инспекции.

Инспекции ГАСК ввиду своей малочисленности не в состоянии охватить контролем даже все объекты жилищ­ ного и культурно-бытового строительства, не говоря уже об объектах промышленных, сельскохозяйственных, энергетических и др. Сегодня в СССР насчитывается 2000 городов, а местные инспекции ГАСК созданы толь­ ко в 442.

На строительстве имеется технический надзор заказ­ чика (застройщика), одной из функций которого являет­ ся контроль качества выполнения работ. Однако техни­ ческий надзор заказчика, как отмечают в своих отчетах все республиканские ГАСК, не оказывает еще решающе­ го влияния на повышение качества строительно-монтаж­ ных работ.

Лишь 25—30% численного состава дирекций строя­ щихся предприятий и УКС (ОКС) исполкомов местных Советов и предприятий осуществляет функции техничес­ кого надзора, а в составе этих служб лишь каждый тре- тий-четвертый работник занимается надзором за строи­ тельством; одновременно эти работники выполняют и другие многочисленные функции, так что для контро­ ля качества строительства у них почти не остается вре­ мени.

Помимо действующего положения о дирекции строя­ щегося .предприятия в союзных республиках имеются утвержденные республиканскими госстроями положения о техническом надзоре, утвержденного союзным орга­ ном, а в положениях союзных республик отмечается раз­

4

51

личная трактовка функции технадзора, пб-разноМу рас­ сматривается его подчиненность.

Технический надзор заказчика еще. не испол-ьзует полностью предоставленных ему прав, ограничивая свою деятельность по контролю качества формаль­ ным подписанием актов на скрытые работы и прием­ кой количества выполненных работ без проверки их ка­ чества.

Технический надзор должен обеспечивать проверку качества и комплектности поступающей проектно-смет­ ной документации, своевременную приемку скрытых ра­ бот с оценкой их качества, а также законченных конст­ руктивных частей (элементов) зданий и сооружений, не допуская оплаты недоброкачественно выполненных работ.

Авторский надзор за качеством строительства осу­ ществляют проектные организации. Несмотря на намеча­ ющуюся тенденцию к усилению авторского надзора па объектах, этот вид надзора за соблюдением запроекти­ рованных конструктивных и архитектурно-планировоч­ ных решений далеко не везде удовлетворяет предъявляе­ мым требованиям. Часто авторские выезды проводят второстепенные лица, так как в проектных организациях загрузка авторов и главных инженеров проектов ве­ лика. В ряде случаев надзор сводится к исправлению ошибок, допущенных проектировщиками в чертежах и сметах.

Следует отметить, что положения об авторском над­ зоре не во всех вопросах согласованы с положениями о техническом надзоре заказчика, в результате чего наб­ людается дублирование функций. Так, контроль разбив­ ки и закрепления на участке основных осей и опорных реперов, детальной разбивки осей и т. п. должен осуще­ ствлять и технический надзор заказчика, и авторский надзор. Аналогично дублируются проверка наличия пас­ портов и результатов лабораторных анализов, приемка скрытых работ.

По нашему мнению, авторский надзор должен не только осуществлять инспекционный контроль с провер­ кой строгого соблюдения проекта при возведении объек­ та, но и оказывать техническую помощь строителям пу­ тем организации групп рабочего проектирования непо­ средственно на уникальных и важных объектах; такие группы на месте решают все возникшие в ходе строи­

52