Файл: Степанян А.Г. Изготовление малогабаритных корпусных деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
этом случае, возможностью обработки только с одной стороны, неблагоприятными условиями для отвода стружки и т. п.
3. Резьбовые, сквозные отверстия (рис. 2, в). Эта группа от верстий характеризуется наличием резьбовой посадочной поверх ности. Обработка резьбовых посадочных поверхностей (отвер стий) осложняется тем, что трудно обеспечить точностные пара метры резьбовой поверхности и точность расположения оси резь бового отверстия.
Рис. 2. Виды посадочных отверстий в малогабаритных корпусных деталях
4. Ступенчатые отверстия (рис. 2, г) . В группу ступенчатых
отверстий условно |
включаются |
отверстия, |
у которых имеет |
ся только одна |
посадочная |
поверхность |
с буртиком у выхо |
да. Технологический процесс обработки посадочных поверхностей таких отверстий аналогичен технологическому процессу обработ ки глухих отверстий. Однако при обработке ступенчатых отвер стий более благоприятные условия по сравнению с другими груп пами для выхода стружки и применения ряда методов контроля их расположения.
5. Комбинированные отверстия (рис. 2,(3). Отверстия этой группы характеризуются наличием двух или более взаимосвязан ных посадочных поверхностей, которые могут быть как гладкими (цилиндрическими и коническими), так и резьбовыми. По слож ности технологического процесса эти отверстия включают эле
10
менты всех указанных выше групп. В то же время, необходи мость обеспечения соосности нескольких посадочных поверхно стей еще более усложняет технологический процесс.
Возможные варианты посадочных отверстий малогабаритных корпусов не ограничены приведенными на рис. 2 примерами. Со четанием посадочных поверхностей (канавки, фаски и т. д.) мож но получить большое количество конкретных вариантов отвер стий, но во всех случаях по указанным выше признакам их мож но отнести к одной из приведенных выше групп.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОРПУСНЫМ ДЕТАЛЯМ
Малогабаритные корпусные детали являются базовыми дета лями в машиностроении и приборостроении, поэтому к ник, предъявляется ряд требований конструктивного, технологическо го и эксплуатационного характера. Все технические требования, предъявляемые к малогабаритным корпусным деталям, мож.т. разделить на следующие пять групп.
1. Требования конструктивного характера по: а) жесткости
ипрочности; б) герметичности; в) весу и габаритам.
2.Требования по точности: а) линейных размеров; б) диамет ральных размеров (цилиндрических поверхностей, наружных и внутренних); в) резьбовых посадочных поверхностей; г) коорди натных размеров — межосевого расстояния и расстояния осей цилиндрических поверхностей от базовых плоских поверхностей, д) формы плоских поверхностей (плоскостность или прямоли
нейность в двух взаимно перпендикулярных направлениях); е) формы цилиндрических поверхностей в продольном и попереч ном сечениях; ж) взаимного расположения плоских поверхно стей (параллельность, перпендикулярность и точность угла меж ду поверхностями); з) взаимного расположения цилиндрических базирующих поверхностей (соосность, параллельность, перпен дикулярность, пересечение и угловое расположение осей или двух пар осей); и) взаимного расположения цилиндрических и пло ских поверхностей (параллельность, перпендикулярность и угло вое расположение осей или двух пар осей относительно плоской поверхности).
3.Требования по качеству поверхностей — плоских, цилинд рических гладких и резьбовых (ГОСТ 2789—59).
4.Требования по технологичности: а) хорошая обрабатывае мость; б) удобство базирования при обработке; в) удобство конт роля точностных параметров; г) удобство сборки и разборки сбо рочных единиц.
5.Эксплуатационные требования, характеризующие надеж ность детали в процессе эксплуатации, т. е. стабильность перво начальных расчетно-конструктивных и точностных параметров в допустимых пределах при определенных условиях эксплуатации: а) износостойкость; б) стабильность во времени; в) стабильность
1!
при воздействии перепада температуры и влажности окружаю щей среды; г) стабильность при больших ударах и вибрацион ных нагрузках; д) стабильность при воздействии различных из лучений и радиации; е) стабильность при многократной разбор ке и сборке.
Часть указанных требований обеспечивается правильным вы бором материала и расчетно-обоснованным конструированием детали. Другая же часть обеспечивается в процессе изготовле ния и обусловлена правильностью разработки технологического процесса и точностью его выполнения.*Часть требований не имеет непосредственного отношения к рассматриваемым в данной кни ге вопросам, однако следует указать, что в ряде случаев к мало габаритным корпусным деталям предъявляются весьма жесткие требования по этой части, по сравнению с обычными корпусными деталями. »
Ниже приведены некоторые параметры, характеризующие ок ружающую среду, в которой работают корпусные детали ряда приборов [8].
К деталям, предназначенным для работы в таких тяжелых условиях эксплуатации, предъявляются весьма жесткие техниче ские требования.
Температура: |
-65 ч-+500° С |
рабочая ................... |
|
хранения ................... |
-65ч-+85°С |
теплового удара . . . |
-65ч-+500° С |
Относительная влажность |
до 100°/о |
Вибрация: |
10—3000 Гц |
частота ....................... |
|
ускорение ............... |
10—40 g |
Удар: |
до 50 g |
ускорение ................ |
|
скорость ................... |
11 ±1 м/с |
' В отличие от других типов деталей, к малогабаритным кор пусным деталям обычно предъявляется комплекс точностных требований, включающий большое количество параметров, а не редко и все указанные выше параметры. Эти точностные требо вания отличаются весьма жесткими допусками. В табл. 1 приве дены основные характеристики и технические требования по точ ности взаимного расположения поверхностей для некоторых корпусных деталей приборов.
Точность размеров цилиндрических посадочных поверхностей регламентируется допусками в основном по 1 и 2-му классам, точность линейных размеров по 3—5-му классам. Шероховатость посадочных поверхностей V7—Ѵ10 (ГОСТ 2789—59). Особенно
жесткими допусками регламентируются точностные |
параметры |
||
по взаимному расположению |
поверхностей |
(ГОСТ 10356—63). |
|
На отклонение от соосности двух посадочных отверстий на |
|||
значаются наиболее жесткие |
требования из |
всех |
отклонений |
12
расположения. Так как в настоящее время фактически отсутст вуют объективные и стабильные методы контроля соосности, можно сказать, что обработка соосных отверстий является одной из наиболее ответственных и сложных операций в процессе обра ботки корпусов. С другой стороны, любые доводочные и прити рочные операции для достижения точности по размеру, точности геометрической формы и шероховатости поверхности посадочно-
Рис. 3. Схемы несоосности отверстий в корпусных деталях
го отверстия, в той или иной степени нарушают соосность, до стигнутую при растачивании.
Для отклонения от соосности по ГОСТ 10356—63 предусмот рены два определения: несоосность (отклонение от соосности) относительно базовой поверхности (рис. 3, а) и несоосность от носительно общей оси (рис. 3, б). Однако на ряде заводов за ве личину несоосности принимают максимальное расстояние точек пересечения осей с торцевыми поверхностями. Практически это соответствует половине максимального биения одного отверстия относительно другого.
Соосность противоположных отверстий следует рассматри вать. как параллельность двух осей, номинальное межосевое рас стояние которых равно нулю. Таким образом, несоосность яв ляется суммарным отклонением от непараллельности двух осей и от их параллельного смещения (эксцентриситета).
Для малогабаритных корпусов, а в некоторых случаях и для корпусных деталей, трудно определить, какая из двух
13
|
|
|
Характеристика малогабаритных |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Отклонения |
|
Наименование |
Материал |
Габаритные |
Размеры посадочных |
Несоосность |
||||
корпуса |
|
|
||||||
корпуса |
размеры |
|
поверхностей |
|
|
|||
и назначение |
|
на |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
чертеже |
100 мм |
Корпус ГП |
Сталь 35Л |
0 3 0 X 3 7 |
Два |
отверстия |
0,005 |
0,026 |
||
|
|
|
Два |
0 |
ЗА! |
19 |
|
|
|
|
|
отверстия |
|
||||
|
|
|
0 |
|
0 |
5Ті |
0,01 |
0,033 |
|
|
|
7Т„ |
0 28А! |
30 |
|
||
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
28,1- 0 '014 |
|
|
||
|
|
|
0 |
29,3+0-013 |
|
|
Корпус |
ГП |
Титановый |
0 38X 2 3 |
пі |
19+0,007 |
0,04 |
0,19 |
|
|
|
сплав ВТ1-1 |
|
к? |
IZ-0,00-l |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
10А3 |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
12С |
0,005 |
0,028 |
|
|
|
|
0 |
35,2+0,015 |
|||
|
|
|
|
18 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кардан |
ГП |
Титановый |
5 8 X 5 7 X 2 3 ,5 |
Два отверстия |
0,01 |
0,017 |
||
|
|
сплав ВТ1-2 |
|
|
0 |
6А |
58 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Два отверстия |
0,01 |
0,018 |
||
|
|
|
|
|
0 |
4А |
54 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Рама ГП f |
Сталь 35Л |
7 8 x 6 0 x 3 5 |
Два отверстия |
0,005 |
0,006 |
|||
|
|
|
|
|
0 |
6А |
78 |
|
|
|
|
|
Два отверстия |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
0 |
ЗА |
|
|
|
|
|
|
Два отверстия |
|
|
||
|
|
|
|
|
0 ЗАі |
|
|
|
Рама |
ГП |
Алюминиевый 6 7 X 6 2 X 4 2 |
Два отверстия |
0,005 |
0,008 |
|||
|
|
сплав АЛ9 |
|
|
0 |
6А |
62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Два |
отверстия |
0,01 |
0,011 |
|
|
|
|
|
|
0 |
ЗА |
45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рама ГП |
Сталь 35Л |
116X 112X 39 |
Два отверстия |
0,005 |
0,0043 |
|||
|
|
|
|
|
0 |
18А |
116 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Два |
отверстия |
0,005 |
0,0045 |
|
|
|
|
|
|
0 |
8А |
112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
корпусных деталей (размеры в мм)
расположения поверхностей |
|
|
|||
Непараллель- |
Неперпендн- |
Неперпенднкулярность |
|||
кулярность |
_ ,осн к торцовой |
||||
ность осей |
осей |
поверхности |
|||
на |
на |
на |
на |
на |
на 100 мм |
черте |
100 мм |
черте |
100 мм |
чертеже |
|
же |
|
же |
|
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|||
Непараллельпость |
|
Смещение паралотосей |
раслельного положения |
-Непересече |
осейние |
|
плоских поверх |
|
|
|
|
|
|
ностей |
|
|
|
|
|
|
на |
на |
|
|
|
|
|
чертеже |
100 мм |
|
|
|
|
|
|
0,015 0,079 |
0,005 |
0,0041 |
0,05 |
0,5 |
+ 0,03 0,02 |
||
|
|
(19) |
(012) |
Г23" |
(10) |
|
|
||
— |
— |
0,01 |
0,01 |
0,33 |
0,005 |
0,042 |
0,02 |
||
|
|
(0 |
3) |
(0 |
3) |
11'06" |
(12) |
|
|
|
|
|
|
0,004 |
0,057 |
0,005 |
0,071 |
|
|
|
|
|
|
(0 |
7) |
Г54" |
7 |
|
|
|
|
|
|
0,01 |
0,05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(0 20) |
Г40" |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
0,033 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(0 |
30) |
Г04" |
|
|
|
|
0,09 |
0,02 |
0,13 |
|
|
0,02 |
|
|
|
(0 |
15,5) |
4'14" |
|
|
|
|
|
0,02 |
0,1 |
|
|
|
|
|
|
(0 |
20) |
3'20" |
|
|
|
0,01 |
0,025 |
0,005 |
0,017 |
0,005 |
0,017 |
±0,02 |
|
4 0 / |
|
на |
0 29 |
33" |
(0 29) |
|
±0,01 |
|
|
|
|
0,02 |
0,044 |
0,005 |
0,04 |
|
|
±0,05 |
|
|
|
45 |
|
(0 |
12,5) |
Г20" |
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
0,044 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(0 |
23) |
Г27" |
|
|
|
|
|
0,01 |
0,009 |
0,005 |
0,015 |
|
|
|
|
|
|
112 |
|
(0 |
32) |
31" |
|
|
|
|
— |
— |
|
0,005 |
0,016 |
[— |
— |
— |
0,05 |
|
|
|
|
0 |
30 |
32" |
|
|
|
|
15
|
|
|
|
Отклонения |
|
Наименование: |
Материал |
Габаритные |
Размеры посадочных |
Иесооспость |
|
корпуса |
корпуса |
размеры |
поверхностей |
|
|
|
|
|
|
на |
на |
|
|
|
|
чертеже |
100 мм' |
Корпус |
ГП |
Алюминиевый |
0 88х99_> |
Два отверстия |
|||
|
|
сплав АЛ2 |
|
0 |
20,5+t>-013 |
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Два |
отверстия |
||
|
|
|
|
|
|
0 |
7Н, |
Корпус |
ГП |
Сталь 2Х13Л |
6 4 ,5 X 5 9 X 24 |
Два отверстия |
|||
|
|
|
|
|
0 |
5+М°8 |
|
Корпус ГП |
Дюралюминий |
7 3 X 6 8 X 6 3 |
Два отверстия |
||||
|
|
Д16 |
|
|
|
0 |
6А |
|
|
|
|
|
0 |
4 + 0.008 |
|
|
|
|
|
0 |
56,8+0’08 |
||
Корпус ОП |
Алюминиевый |
5 6 X 2 8 X 3 9 |
Три отверстия |
||||
|
|
сплав АЛ2 |
|
|
|
0 |
10П |
|
|
|
|
|
|
0 |
13П |
Корпус ОП |
Алюминиевый |
6 4 X 3 6 X 3 0 |
Два отверстия |
||||
|
|
сплав АЛ2 |
|
|
|
0 |
10П |
|
|
|
|
|
|
0 |
13П |
Корпус ОП |
Алюминиевый |
0 100X115 |
Два отверстия |
||||
|
|
сплав АЛ2 |
|
|
|
0 |
32П |
|
|
|
|
|
|
0 ЗОП |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
26П |
16
0,005 0,005
99
0,005 0,0054
92
0,005 0,008
64,5
0,005 0,0068
73
0,01 0,018
56
0,01 0,016
64
0,02 0,042
47
0,03 0,06
50
Продолжение табл. 1
расположения поверхностей |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Непараллель |
Неперпендн- |
Неперпеиднкулярность |
Непараллельность |
5 І |
О |
|||||
кулярпость |
оси к торцовой |
плоских поверх |
||||||||
ность |
осей |
осей |
|
поверхности |
ностей |
и |
ГГ |
|||
|
|
|
= н 2 1 |
<ис: |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й>и |
|
па |
на |
на |
на |
|
на |
|
па |
на |
g О О ~ |
Си о |
|
|
1 « 5 о |
о |
|||||||
черте |
100 мм |
черте |
100 мм |
чертеже |
на 100 мм |
чертеже |
100 мм |
S о =: ч |
С «и |
|
U о ч С |
о я |
|||||||||
же |
|
же |
|
|
|
|
|
|
К S |
|
0,0 2 |
0,022 |
— |
— |
0,005 |
0,018 |
0,003 |
0,01 |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
(92) |
|
|
|
на |
R14 |
36" |
(0 28) |
|
|
|
|
|
|
|
0,005 |
0,072 |
0 ,0 2 |
0,023 |
|
|
|
|
|
|
|
( 0 7) |
2'23" |
(87) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'0 ,0 1 |
0,011 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(87) |
|
|
|
____ |
___ |
___ |
|
0,0 0 5 |
0,0037 |
0,01 |
0,017 |
± 0 ,0 5 |
0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
( 0 |
13,5) |
Г14" |
(59) |
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
0,017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
59 |
34" |
|
|
|
|
___ |
___ |
0,01 |
0,0 1 4 |
0,008 |
0 ,0 4 |
. |
_ |
_ |
_ |
|
|
|
(73) |
|
( 0 |
20) |
Г20" |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,005 |
0,042 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
R6 |
Г23" |
|
|
|
|
0,0 2 |
0,0 3 6 |
___ |
_ |
___ |
____ |
____ |
_ |
+ 0 ,0 3 |
____ |
|
56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___ |
____ |
0 ,0 4 |
0 ,0 5 |
0,01 |
0,0 7 7 |
|
|
± 0 ,0 2 |
|
|
|
|
(80) |
|
( 0 |
13) |
2'34" |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 ,0 5 |
0 ,2 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
R10 |
8'20" |
|
|
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
- - |
— |
+0,05 |
— |
|
2 Зак. 2882 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |