Файл: Степанян А.Г. Изготовление малогабаритных корпусных деталей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этом случае, возможностью обработки только с одной стороны, неблагоприятными условиями для отвода стружки и т. п.

3. Резьбовые, сквозные отверстия (рис. 2, в). Эта группа от верстий характеризуется наличием резьбовой посадочной поверх­ ности. Обработка резьбовых посадочных поверхностей (отвер­ стий) осложняется тем, что трудно обеспечить точностные пара­ метры резьбовой поверхности и точность расположения оси резь­ бового отверстия.

Рис. 2. Виды посадочных отверстий в малогабаритных корпусных деталях

4. Ступенчатые отверстия (рис. 2, г) . В группу ступенчатых

отверстий условно

включаются

отверстия,

у которых имеет­

ся только одна

посадочная

поверхность

с буртиком у выхо­

да. Технологический процесс обработки посадочных поверхностей таких отверстий аналогичен технологическому процессу обработ­ ки глухих отверстий. Однако при обработке ступенчатых отвер­ стий более благоприятные условия по сравнению с другими груп­ пами для выхода стружки и применения ряда методов контроля их расположения.

5. Комбинированные отверстия (рис. 2,(3). Отверстия этой группы характеризуются наличием двух или более взаимосвязан­ ных посадочных поверхностей, которые могут быть как гладкими (цилиндрическими и коническими), так и резьбовыми. По слож­ ности технологического процесса эти отверстия включают эле­

10

менты всех указанных выше групп. В то же время, необходи­ мость обеспечения соосности нескольких посадочных поверхно­ стей еще более усложняет технологический процесс.

Возможные варианты посадочных отверстий малогабаритных корпусов не ограничены приведенными на рис. 2 примерами. Со­ четанием посадочных поверхностей (канавки, фаски и т. д.) мож­ но получить большое количество конкретных вариантов отвер­ стий, но во всех случаях по указанным выше признакам их мож­ но отнести к одной из приведенных выше групп.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОРПУСНЫМ ДЕТАЛЯМ

Малогабаритные корпусные детали являются базовыми дета­ лями в машиностроении и приборостроении, поэтому к ник, предъявляется ряд требований конструктивного, технологическо­ го и эксплуатационного характера. Все технические требования, предъявляемые к малогабаритным корпусным деталям, мож.т. разделить на следующие пять групп.

1. Требования конструктивного характера по: а) жесткости

ипрочности; б) герметичности; в) весу и габаритам.

2.Требования по точности: а) линейных размеров; б) диамет­ ральных размеров (цилиндрических поверхностей, наружных и внутренних); в) резьбовых посадочных поверхностей; г) коорди­ натных размеров — межосевого расстояния и расстояния осей цилиндрических поверхностей от базовых плоских поверхностей, д) формы плоских поверхностей (плоскостность или прямоли­

нейность в двух взаимно перпендикулярных направлениях); е) формы цилиндрических поверхностей в продольном и попереч­ ном сечениях; ж) взаимного расположения плоских поверхно­ стей (параллельность, перпендикулярность и точность угла меж­ ду поверхностями); з) взаимного расположения цилиндрических базирующих поверхностей (соосность, параллельность, перпен­ дикулярность, пересечение и угловое расположение осей или двух пар осей); и) взаимного расположения цилиндрических и пло­ ских поверхностей (параллельность, перпендикулярность и угло­ вое расположение осей или двух пар осей относительно плоской поверхности).

3.Требования по качеству поверхностей — плоских, цилинд­ рических гладких и резьбовых (ГОСТ 2789—59).

4.Требования по технологичности: а) хорошая обрабатывае­ мость; б) удобство базирования при обработке; в) удобство конт­ роля точностных параметров; г) удобство сборки и разборки сбо­ рочных единиц.

5.Эксплуатационные требования, характеризующие надеж­ ность детали в процессе эксплуатации, т. е. стабильность перво­ начальных расчетно-конструктивных и точностных параметров в допустимых пределах при определенных условиях эксплуатации: а) износостойкость; б) стабильность во времени; в) стабильность

1!


при воздействии перепада температуры и влажности окружаю­ щей среды; г) стабильность при больших ударах и вибрацион­ ных нагрузках; д) стабильность при воздействии различных из­ лучений и радиации; е) стабильность при многократной разбор­ ке и сборке.

Часть указанных требований обеспечивается правильным вы­ бором материала и расчетно-обоснованным конструированием детали. Другая же часть обеспечивается в процессе изготовле­ ния и обусловлена правильностью разработки технологического процесса и точностью его выполнения.*Часть требований не имеет непосредственного отношения к рассматриваемым в данной кни­ ге вопросам, однако следует указать, что в ряде случаев к мало­ габаритным корпусным деталям предъявляются весьма жесткие требования по этой части, по сравнению с обычными корпусными деталями. »

Ниже приведены некоторые параметры, характеризующие ок­ ружающую среду, в которой работают корпусные детали ряда приборов [8].

К деталям, предназначенным для работы в таких тяжелых условиях эксплуатации, предъявляются весьма жесткие техниче­ ские требования.

Температура:

-65 ч-+500° С

рабочая ...................

хранения ...................

-65ч-+85°С

теплового удара . . .

-65ч-+500° С

Относительная влажность

до 100°/о

Вибрация:

10—3000 Гц

частота .......................

ускорение ...............

10—40 g

Удар:

до 50 g

ускорение ................

скорость ...................

11 ±1 м/с

' В отличие от других типов деталей, к малогабаритным кор­ пусным деталям обычно предъявляется комплекс точностных требований, включающий большое количество параметров, а не­ редко и все указанные выше параметры. Эти точностные требо­ вания отличаются весьма жесткими допусками. В табл. 1 приве­ дены основные характеристики и технические требования по точ­ ности взаимного расположения поверхностей для некоторых корпусных деталей приборов.

Точность размеров цилиндрических посадочных поверхностей регламентируется допусками в основном по 1 и 2-му классам, точность линейных размеров по 3—5-му классам. Шероховатость посадочных поверхностей V7—Ѵ10 (ГОСТ 2789—59). Особенно

жесткими допусками регламентируются точностные

параметры

по взаимному расположению

поверхностей

(ГОСТ 10356—63).

На отклонение от соосности двух посадочных отверстий на­

значаются наиболее жесткие

требования из

всех

отклонений

12


расположения. Так как в настоящее время фактически отсутст­ вуют объективные и стабильные методы контроля соосности, можно сказать, что обработка соосных отверстий является одной из наиболее ответственных и сложных операций в процессе обра­ ботки корпусов. С другой стороны, любые доводочные и прити­ рочные операции для достижения точности по размеру, точности геометрической формы и шероховатости поверхности посадочно-

Рис. 3. Схемы несоосности отверстий в корпусных деталях

го отверстия, в той или иной степени нарушают соосность, до­ стигнутую при растачивании.

Для отклонения от соосности по ГОСТ 10356—63 предусмот­ рены два определения: несоосность (отклонение от соосности) относительно базовой поверхности (рис. 3, а) и несоосность от­ носительно общей оси (рис. 3, б). Однако на ряде заводов за ве­ личину несоосности принимают максимальное расстояние точек пересечения осей с торцевыми поверхностями. Практически это соответствует половине максимального биения одного отверстия относительно другого.

Соосность противоположных отверстий следует рассматри­ вать. как параллельность двух осей, номинальное межосевое рас­ стояние которых равно нулю. Таким образом, несоосность яв­ ляется суммарным отклонением от непараллельности двух осей и от их параллельного смещения (эксцентриситета).

Для малогабаритных корпусов, а в некоторых случаях и для корпусных деталей, трудно определить, какая из двух

13

 

 

 

Характеристика малогабаритных

 

 

 

 

 

 

 

Отклонения

Наименование

Материал

Габаритные

Размеры посадочных

Несоосность

корпуса

 

 

корпуса

размеры

 

поверхностей

 

 

и назначение

 

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

 

 

 

 

 

 

 

чертеже

100 мм

Корпус ГП

Сталь 35Л

0 3 0 X 3 7

Два

отверстия

0,005

0,026

 

 

 

Два

0

ЗА!

19

 

 

 

 

отверстия

 

 

 

 

0

 

0

5Ті

0,01

0,033

 

 

 

7Т„

0 28А!

30

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

28,1- 0 '014

 

 

 

 

 

0

29,3+0-013

 

 

Корпус

ГП

Титановый

0 38X 2 3

пі

19+0,007

0,04

0,19

 

 

сплав ВТ1-1

 

к?

IZ-0,00-l

23

 

 

 

 

 

 

0

10А3

 

 

 

 

 

 

0

12С

0,005

0,028

 

 

 

 

0

35,2+0,015

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кардан

ГП

Титановый

5 8 X 5 7 X 2 3 ,5

Два отверстия

0,01

0,017

 

 

сплав ВТ1-2

 

 

0

58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два отверстия

0,01

0,018

 

 

 

 

 

0

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Рама ГП f

Сталь 35Л

7 8 x 6 0 x 3 5

Два отверстия

0,005

0,006

 

 

 

 

 

0

78

 

 

 

 

 

Два отверстия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

ЗА

 

 

 

 

 

 

Два отверстия

 

 

 

 

 

 

 

0 ЗАі

 

 

Рама

ГП

Алюминиевый 6 7 X 6 2 X 4 2

Два отверстия

0,005

0,008

 

 

сплав АЛ9

 

 

0

62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два

отверстия

0,01

0,011

 

 

 

 

 

0

ЗА

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рама ГП

Сталь 35Л

116X 112X 39

Два отверстия

0,005

0,0043

 

 

 

 

 

0

18А

116

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два

отверстия

0,005

0,0045

 

 

 

 

 

0

112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

корпусных деталей (размеры в мм)

расположения поверхностей

 

 

Непараллель-

Неперпендн-

Неперпенднкулярность

кулярность

_ ,осн к торцовой

ность осей

осей

поверхности

на

на

на

на

на

на 100 мм

черте­

100 мм

черте­

100 мм

чертеже

же

 

же

 

 

 

 

 

Таблица

1

Непараллельпость

 

Смещение парал­отосей

рас­лельного положения

-Непересече

осейние

плоских поверх­

 

 

 

 

 

ностей

 

 

 

 

 

на

на

 

 

 

 

 

чертеже

100 мм

 

 

 

 

 

 

0,015 0,079

0,005

0,0041

0,05

0,5

+ 0,03 0,02

 

 

(19)

(012)

Г23"

(10)

 

 

0,01

0,01

0,33

0,005

0,042

0,02

 

 

(0

3)

(0

3)

11'06"

(12)

 

 

 

 

 

 

0,004

0,057

0,005

0,071

 

 

 

 

 

(0

7)

Г54"

7

 

 

 

 

 

 

0,01

0,05

 

 

 

 

 

 

 

(0 20)

Г40"

 

 

 

 

 

 

 

0,01

0,033

 

 

 

 

 

 

 

(0

30)

Г04"

 

 

 

 

0,09

0,02

0,13

 

 

0,02

 

 

(0

15,5)

4'14"

 

 

 

 

 

0,02

0,1

 

 

 

 

 

(0

20)

3'20"

 

 

 

0,01

0,025

0,005

0,017

0,005

0,017

±0,02

4 0 /

 

на

0 29

33"

(0 29)

 

±0,01

 

 

 

 

0,02

0,044

0,005

0,04

 

 

±0,05

 

 

45

 

(0

12,5)

Г20"

 

 

 

 

 

 

 

0,01

0,044

 

 

 

 

 

 

 

(0

23)

Г27"

 

 

 

 

 

0,01

0,009

0,005

0,015

 

 

 

 

 

112

 

(0

32)

31"

 

 

 

 

 

0,005

0,016

[—

0,05

 

 

 

0

30

32"

 

 

 

 

15


 

 

 

 

Отклонения

Наименование:

Материал

Габаритные

Размеры посадочных

Иесооспость

корпуса

корпуса

размеры

поверхностей

 

 

 

 

 

 

на

на

 

 

 

 

чертеже

100 мм'

Корпус

ГП

Алюминиевый

0 88х99_>

Два отверстия

 

 

сплав АЛ2

 

0

20,5+t>-013

 

 

 

 

 

 

 

 

Два

отверстия

 

 

 

 

 

 

0

7Н,

Корпус

ГП

Сталь 2Х13Л

6 4 ,5 X 5 9 X 24

Два отверстия

 

 

 

 

 

0

5+М°8

Корпус ГП

Дюралюминий

7 3 X 6 8 X 6 3

Два отверстия

 

 

Д16

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

4 + 0.008

 

 

 

 

0

56,8+0’08

Корпус ОП

Алюминиевый

5 6 X 2 8 X 3 9

Три отверстия

 

 

сплав АЛ2

 

 

 

0

10П

 

 

 

 

 

 

0

13П

Корпус ОП

Алюминиевый

6 4 X 3 6 X 3 0

Два отверстия

 

 

сплав АЛ2

 

 

 

0

10П

 

 

 

 

 

 

0

13П

Корпус ОП

Алюминиевый

0 100X115

Два отверстия

 

 

сплав АЛ2

 

 

 

0

32П

 

 

 

 

 

 

0 ЗОП

 

 

 

 

 

 

0

26П

16

0,005 0,005

99

0,005 0,0054

92

0,005 0,008

64,5

0,005 0,0068

73

0,01 0,018

56

0,01 0,016

64

0,02 0,042

47

0,03 0,06

50

Продолжение табл. 1

расположения поверхностей

 

 

 

 

 

 

 

Непараллель­

Неперпендн-

Неперпеиднкулярность

Непараллельность

5 І

О

кулярпость

оси к торцовой

плоских поверх­

ность

осей

осей

 

поверхности

ностей

и

ГГ

 

 

 

= н 2 1

<ис:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й>и

па

на

на

на

 

на

 

па

на

g О О ~

Си о

 

 

1 « 5 о

о

черте­

100 мм

черте­

100 мм

чертеже

на 100 мм

чертеже

100 мм

S о =: ч

С «и

U о ч С

о я

же

 

же

 

 

 

 

 

 

К S

0,0 2

0,022

0,005

0,018

0,003

0,01

 

 

 

 

 

 

 

(92)

 

 

 

на

R14

36"

(0 28)

 

 

 

 

 

 

 

0,005

0,072

0 ,0 2

0,023

 

 

 

 

 

 

( 0 7)

2'23"

(87)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'0 ,0 1

0,011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(87)

 

 

 

____

___

___

 

0,0 0 5

0,0037

0,01

0,017

± 0 ,0 5

0,01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 0

13,5)

Г14"

(59)

 

 

 

 

 

 

 

0,01

0,017

 

 

 

 

 

 

 

 

0

59

34"

 

 

 

 

___

___

0,01

0,0 1 4

0,008

0 ,0 4

.

_

_

_

 

 

(73)

 

( 0

20)

Г20"

 

 

 

 

 

 

 

 

0,005

0,042

 

 

 

 

 

 

 

 

на

R6

Г23"

 

 

 

 

0,0 2

0,0 3 6

___

_

___

____

____

_

+ 0 ,0 3

____

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___

____

0 ,0 4

0 ,0 5

0,01

0,0 7 7

 

 

± 0 ,0 2

 

 

 

(80)

 

( 0

13)

2'34"

 

 

 

 

 

 

 

 

0 ,0 5

0 ,2 5

 

 

 

 

 

 

 

 

на

R10

8'20"

 

 

 

 

- -

+0,05

2 Зак. 2882

 

 

 

 

 

 

 

 

17