Файл: Степанян А.Г. Изготовление малогабаритных корпусных деталей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

Отклонения

Наименование

Материал

Габаритные

Размеры посадочных

Несоосность

 

 

корпуса

корпуса

размеры

пооерхностеВ

 

 

и назначение

 

 

 

 

 

 

на

 

 

 

 

 

 

 

 

100 мм

 

 

 

 

 

 

 

чертеже

Корпус ОП

Алюминиевый

115X 44X 49

0

27А

0,02

0 ,0 5

 

сплав

АЛ2

 

 

 

 

42

 

Корпус m j

Алюминиевый

9 6 x 6 6 x 5 2

Два отверстия

0,005

0,0056

 

сплав АЛ2

 

0

191-І!

8 8

 

 

 

 

 

0

13Н,

 

 

 

 

 

 

0

14Н у

0,005

0,03

 

 

 

 

 

 

 

14

 

П р и м е ч а н и я :

1. ОП — оптические приборы. ГП — гироскопические приборы.

2. Несоосность, указанная на чертеже, рассматривается

на длине

расстояния

у

3. Когда длина, на которую

следует отнести

отклонение

расположения, не эадани, в

4. Для торцовой поверхности указывается номинальное значение ее

диаметра

( о

Продолжение табл. І

расположения поверхностей

 

 

 

 

Непараллель­

Неперпеидн-

Неперпендикулярность

Непараллельность

кулярность

оси к торцовой

плоских поверх­

ность

осей

осей

поверхности

ностей

 

на

на

на

на

на

на 100 мм

на

на

черте­

100 мм

черте­

100 мм

чертеже

чертеже

100 мм

же

 

же

 

 

 

 

 

_

_

_

0,01

0,025

_

_

 

 

 

 

(0 40)

Сп О

 

 

_

_

_

0,0 2

0,035

0 ,0 5

0,1 5

 

 

 

 

( 0 57)

П О "

(36)

 

Смещение осей от парал­ лельного рас­ положения

Неперссечс-

[иие осей

_

г -

; .

 

_

_

наружными торцовыми поверхностями отверстий.

скобках указывается минимальная длина из двух рассмотренных поверхностей.

ках), если размер, по которому следует отнести величину неперпенднкулярностн, не задан.

поверхностей является базовой. Для этих деталей характерным является взаимное отклонение от соосности обоих отверстий.

По определению несоосности относительно базовой поверхно­ сти и при контроле по этому определению в основном выявляет­ ся только параллельное смещение (эксцентриситет) осей. Если ось второго отверстия пересекается с осью «базового» в прове­ ряемом сечении, величина несоосности (от непараллельное™ осей) не выявляется (рис. 3, в).

В общем случае из-за небольшой длины отверстий макси­ мальное значение несоосности на всей длине «проверяемой по­ верхности» мало и определяется из выражения

где b — длина рассматриваемой поверхности в мм;

L — расстояние между торцовыми поверхностями двух отвер­

стий в мм; е — величина несоосности по существующему ранее опреде­

лению в мм.

На рис. 3, г показана схема параллельного смещения осей двух отверстий на величину е.

Величины несоосности относительно общей оси с двух сторон определяются из выражений

еі =

е и е, — —- е,

(2)

1 2L,

 

ІЯ

где b1 и Ь2— длины двух отверстий в мм;

Lx— расстояние между центрами средних сечений двух отверстий в мм.

Выражения (1) и (2) показывают, что величина несоосности по определению, данному в ГОСТе, несоизмерима с величиной эксцентриситета или несоосности по ранее принятому определе­ нию; причем, если величина эксцентриситета независима от раз­ меров детали, а несоосность от перекоса на угол Aß определяет­ ся величиной L, то величина несоосности по новому определению находится в зависимости также от длины отверстия.

Если принимать во внимание, что для корпусов отношение

у^ 1 0 является обычным, то для величины взаимного биения

одного отверстия относительно другого (удвоенная величина не­ соосности от перекоса или эксцентриситета) при допуске ех=

— 1 мкм получим

о = 2<? = 2

е, > 40 мкм.

ь

Это означает, что все точные малогабаритные корпуса, для которых несоосность по старому определению характеризуется величиной 0,002—0,005 мм, не соответствует требованиям ГОСТа и их точность намного превышает точность, соответствующую 1-й степени.

2*

У”..... . ‘ '

пуЯлччная

9

 

І

Гои.

 

! н а у ч н и - т о . ч н ; . ': о с н Е ч


Например, несоосность рамы (рис. 4)

по

действующему

ГОСТу (приведенная на длину отверстия)

соответствует вели­

чине

 

 

еі = —-— • 0,005 «і 0,00006 мм =

0,06

мкм.

2-78

 

 

Из сказанного ясно, что для малогабаритных корпусов несо­ осность должна быть отнесена не к длине отверстия, а к длине детали или к расстоянию между средними сечениями двух от­ верстий, т. е. удобнее за основу брать существующее на практи­ ке определение несоосности.

С - С

Но здесь необходимо учесть следующее обстоятельство. Для точных корпусов, соосные отверстия которых предназначены для установки прецизионных шарикоподшипников, перекос колец за­ висит от суммарной погрешности перекоса осей и эксцентрисите­ та. Момент трения в подшипниковой опоре при прочих равных условиях является функцией относительно перекоса наружного и внутреннего колец. Для сборочных единиц, имеющих два ша­ рикоподшипника, момент трения будет зависеть от перекоса ко­ лец в одном и другом шарикоподшипниках.

На рис. 5, а изображена схема рамы карданного подвеса с эксцентричным расположением осей отверстий подшипниковых

20

опор на величину е. В этом случае внутренние кольца подшипни­ ков перекошены относительно наружных на угол

0 = arctg-2-,

На рис. 5, б показана та же рама, когда оси отверстия имеют перекос на величину Ѳи точка пересечения находится в среднем сечении одного отверстия. В этом случае имеет перекос внутрен­ нее кольцо только одной опоры:

Ѳ= arctg - j - .

Следовательно, момент трения от несоосности двух отверстий в первом случае будет в 2 раза больше, чем во втором случае.

Рис. 5. Схема рамы карданного подвеса в сборе

В табл. 2 приведены различные схемы несоосности располо­ жения двух отверстий. Анализ этих схем показывает, что вели­ чина перекоса колец двух шарикоподшипников, вставленных в эти отверстия, определяется расстоянием между двумя осями в средних сечениях отверстий или величинами биений каждого от­ верстия относительно другого (с двух сторон).

Следовательно, если ограничивающим фактором точности узла является нормальное условие работы шарикоподшипников, в частности, момент трения в опорах, а последний является функ­ цией суммы углов перекоса колец шарикоподшипников, то ха­ рактеристикой точности соосности должна быть величина, опре­ деляющая состояние двух опор. Такой характеристикой может быть несоосность как сумма расстояний между точками пересе­ чения осей со средними поперечными сечениями проверяемых от­ верстий.

Это определение сохраняет значение и для общего случая, когда оси двух отверстий не расположены в одной плоскости, т. е. скрещиваются. На рис. 6 показана схема такого расположе­ ния осей, когда в одной плоскости имеется параллельное смеще­ ние и перекос осей, характеризуемые величинами есі и ес2, а в другой, ей перпендикулярной, имеется перекос осей, харак-

21


22

cf

сч

Условия работы шарикоподшипниковых опор при различных схемах несоосности расположения отверстий


Продолжение табл.

23

теризуемый величинами епі и еп2. Расстояние точек пересечения осей со средними сечениями отверстий (на рисунке для просто­ ты берутся торцовые сечения):

е> = 0 ' ; м " = Ѵ

e, = 0-,N" = V el2+e--2 .

Углы, составленные общей осью с действительными направ­ лениями осей отверстий, соответственно

ßi = arctg

и = arctg

При условии e„i = en2= 0 и ec]=ec2 = e схема приводится к па­ раллельному смещению осей, рассмотренному выше. Отсюда сле-

Рис. 6. Схема несоосности отверстий в общем случае

дует, что если ограничивающим фактором является ßflon^'ßi + ß2 ,

то параметры в\Л-е2 полностью характеризуют состояние опор. Предельные отклонения от соосности в зависимости от степе­ ни точности детали должны назначаться соответственно расстоя­ ниям между средними сечениями рассматриваемых отверстий, или просто расстояниям торцовых поверхностей рассматривае­ мых отверстий. Данные табл. 1 показывают, что назначение до­ пусков на несоосность только в зависимости от степени точности детали приводит к увеличению допустимой погрешности по абсо­

лютной величине для деталей небольшой длины и наоборот.

На основе анализа большого количества чертежей точных ма­ логабаритных корпусных . деталей различного назначения в табл. 3 приведены обобщенные характеристики по их точности.

24

 

Т а б л и ц а 3

Характеристика точности корпусных деталей

 

Отклонение формы и расположения поверхностей

Предельное отклонение

Отклонение диаметральных размеров ...............

Отклонение линейных размеров ...........................

Отклонение размеров резьбовых поверхностей

Шероховатость посадочных поверхностей . . .

Отклонение геометрической формы посадочных

поверхностей в поперечном сечении (огранка

и овальность)..........................................................

Отклонение геометрической формы цилиндриче­ ских посадочных поверхностей в продольном сечении (конусность, бочкообразность, изо­ гнутость) ..................................................................

Отклонение

геометрической

формы плоских

посадочных поверхностей

(неплоскостность)

в м м ..........................................................................

 

 

Отклонение

координатных размеров (межосёвое

расстояние и расстояние оси цилиндрической поверхности от базовой поверхности) в мм

Несоосность (эксцентриситет н перекос осей) в м м .........................................................................

Неперпендикулярность осей в м м .......................

Непараллельность осей в м м ...............................

Непараллельность поверхностей в мм

Неперпендикулярность поверхностей в мм . . .

Непараллельность оси к поверхности в мм . .

Неперпендикулярность оси к поверхности в мм

Непересечение (скрещивание) в м м ...................

П р и м е ч а н и е . S — допуск о мм.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ

1- или 2-й класс 3—5-й класс 2-й класс Ѵ7—Ѵ10

0,01

100

±0,005— ±0,01

0,02—0,01

0,01

100

0,01

0,005

100 _

100

0,01

 

100

0,01

100

0,01

100

0,01

100

0,02

Малогабаритные корпусные детали отличаются от обычных кор­ пусных деталей большим разнообразием применяемых материа­ лов. Серый чугун, конструкционные стали, стали специального назначения, алюминиевые сплавы, титановые сплавы, медные сплавы, цинковые сплавы, магниевые сплавы •— вот примерный перечень материалов, применяемых для малогабаритных кор­ пусов.

25


Корпусные детали стационарных приборов н машин с высоки­ ми требованиями по жесткости, стабильности и износостойкости обычно изготовляют из серого чугуна различных марок: СЧ12-28, СЧ15-32, СЧ18-36, СЧ21-40, СЧ24-44 и СЧ28-48 (ГОСТ 1412—70), а в ряде случаев из ковкого чугуна (ГОСТ 1215—59).

Корпусные детали «ажурной» конструкции с повышенными требованиями по прочности и пластичности, подвергающиеся ударным нагрузкам, изготовляют из углеродистых качественных конструктивных сталей марок ЗОЛ, 35Л, 40Л, 45Л, 50Л (ГОСТ 977—65).

Корпуса с аналогичными требованиями, но работающие в не­ благоприятной окружающей среде (влажность, пары морской во­ ды, химически активная среда, высокая температура и пр.) изго­ товляют из сталей специального назначения марок 1X13, 2X13, 3X13, Х18Н10Т и 0Х16Н4ДЗ (ГОСТ 5632—61).

Для машин и приборов, в которых детали должны иметь ми­ нимальный вес, широко применяют алюминиевые литейные спла­ вы марок АЛ2, АЛЗ, АЛ8, АЛ9, АЛІ2 и АЛ13 (ГОСТ 2685—63). Указанные алюминиевые сплавы имеют хорошие технологические характеристики — жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, коррозионную стойкость, герметичность и стойкость против уса­ дочных трещин.

Малогабаритные корпусные детали несложной конфигурации изготовляют также из прутков и штучных заготовок (поковок, штамповок), деформируемых алюминиевых сплавов марок АД1, АК2, АК4, Д 1, Д6, Д18П и др.

Для изготовления корпусных деталей в последнее время не­ редко применяют литейные магниевые сплавы марок Мл4, Мл5

и Мл6 (ГОСТ 2856—68). Преимуществами магниевых

сплавов

перед алюминиевыми являются меньшая плотность

(1,8—

1,83 г/см3) и хорошая механическая обрабатываемость.

 

Малогабаритные корпусные детали в отдельных случаях из­ готовляют также из цинковых литейных сплавов марок ЦАМ4-1 и ЦАМ4-3. Более высокими механическими и антикоррозионны­ ми свойствами обладают медные сплавы, которые также приме­ няют для изготовления малогабаритных корпусов. Для корпус­ ных деталей специального назначения применяют титановые сплавы марок ВТ-1, ВТ-3 и др., имеющие малую плотность, весь­ ма высокие механические свойства и, что весьма важно, хорошую коррозийную стойкость. По прочности титановые сплавы превос­ ходят конструкционные стали и большинство марок жаропроч­ ных сталей при температурах 400—500°С.

Основными методами получения заготовок для корпусов сложной конфигурации являются различные виды литья, а для корпусов простой конфигурации помимо литья применяют поков­ ки, штамповки и штучные заготовки из проката.

Прогрессивным широко распространенным в настоящее вре­ мя методом изготовления малогабаритных сложных заготовок из

26