Файл: Степанян А.Г. Изготовление малогабаритных корпусных деталей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нетрудно заметить также, что при одинаковых габаритах,

когда Д = L: = -j-, несоосность со стороны корпуса от переко­

са торцов в 2 раза больше в корпусе с одной крышкой по срав­ нению с корпусом из двух половинок.

Для определения характера влияния отдельных погрешно­ стей корпуса и крышки на результирующую величину несоосно­ сти отверстий в сборном корпусе автором проведены контроль­ ные измерения на корпусе с крышкой.

Оправки из набора (изготовленного через 0,002 мм) вставля­ лись в отверстия крышек плотно от руки, и в вертикальных цент­ рах проверяли как торцовое биение опорной поверхности, так и радиальное биение посадочной поверхности. Затем, не снимая оправки, крышку собирали с корпусов и проверяли биение в от­ верстии корпуса. Биение измеряли в трех отмеченных точках (по двум осям) относительно точки, принятой за нуль. Аналогично корпус базировали по отверстию 0 24Ні мм, измеряли биения опорных платиков и посадочной поверхности 0 103 мм, а после сборки с крышкой — биение в отверстии 0 24Нj мм крышки.

При контроле биения в отверстии крышки с базированием сборного корпуса по отверстию 0 24Ні мм в корпусе выявилась функциональная линейная зависимость полученных результатов от значений биений посадочной поверхности 0 103 мм корпуса. Неперпендикулярность опорных платиков корпуса вызывает не­ значительные отклонения, следовательно, результирующее зна­ чение биения в основном зависит от величин биений посадочных поверхностей корпуса и крышки относительно отверстий 0 24Ні мм. В результирующее значение погрешности входит действительная неперпендикулярность опорной поверхности оси отверстия. При расчете ожидаемой суммарной погрешности сбор­ ного корпуса с базированием по отверстию в крышке вместо зна­ чений неперпендикулярности опорной поверхности относительно оси отверстия следует брать значения непараллельиости опорной и торцовой поверхностей крышки.

При контроле биения в отверстиях сборного корпуса при ба­ зировании по отверстию в крышке полученные значения в боль­ шой степени зависят от неперпендикулярности торца крышки и опорных платиков корпуса осям соответствующих отверстий.

Вследствие погрешности измерения искажается зависимость результирующего биения в отверстии сборного корпуса от дру­ гих первичных погрешностей биений посадочных поверхностей корпуса и крышки относительно отверстий 0 24Ні мм. При этом в результирующее значение входит биение опорной поверхности крышки являющееся суммарной погрешностью от неперпендику­ лярности опорной поверхности оси отверстия 0 24Ні мм и от по­ грешности установки. Следовательно, при расчете ожидаемой суммарной погрешности сборного корпуса при базировании по от­

134


верстию в крышке необходимо взять среднее или среднее квад­ ратичное значение этой погрешности.

Имея конструктивные параметры для указанного корпуса (/=12,5 мм, L=105 мм, D = 103 мм) и средние квадратичные от­ клонения для всех первичных погрешностей на основе статисти­ ческих данных, по выражениям (118) и (119) можно рассчитать средние квадратичные отклонения биений сборного корпуса с двух сторон ав и GSn. Сравнение этих значений со средни­

ми квадратичными отклонениями

биений корпуса (на основе

статистических данных)

и

показало, что при базирова­

нии сборного корпуса по отверстию в корпусе полученные зна­

чения совпадают хорошо ( ^ = 9,25, <^ = 10,1), а

при ба­

зировании по отверстию в крышке — резко отличаются

(sri =

= 16,5; стВі = 32). Это объясняется тем, что погрешности уста­ новки, вызывающие биение опорной поверхности крышки а

(при базировании по отверстию в крышке) порождают погреш­ ности удвоенной величины 'кр, а погрешности установки кор­

пуса, вызывающие биение опорных платиков корпуса о” (при

базировании сборного корпуса по отверстию

в корпусе) —•

0,24 а" .

 

Расчетные формулы (115), (118), (119), (120) и (121) позво­

ляют определить величину ожидаемой суммарной

погрешности

сборного корпуса, имея конструктивные характеристики — но­ минальные размеры и допустимые значения отдельных погреш­ ностей.

Пример. Для корпуса

с двумя крышками имеем:

0=,100 мм, L 80 мм,

/=20 мм, 161= 64= 0,01 мм,

Яі = а3=0,015 мм, 102=0,005

мм (средний зазор —

10 мкм). Принимая распределение несоосностей и неіперпендикулярностей по закону Максвелла рс=І1,14), а распределение среднего зазора по ‘нормальному

закошу (к= 1 ),

согласно выражению (115) получим

величину

погрешности

с каждой стороны:

 

 

 

 

 

о„ =

Ѵ і

, 143 • 103+

2 • 53+

2 • 1,14- •

ІО3+ 4 • I , I43-153

= 35,2 мкм.

3 _

1,14

 

 

 

 

 

 

Сохраняя

габаритные

размеры в тех же 'пределах для корпуса с одной

крышкой

(.0= 100 мм, 0=100 мм,

/=20 мм),

при

аналогичных

точностных

параметрах получим: со стороны крышки

В*. = —і— = 15,4 мкм

211,14

и-со стороны -корпуса

8Г =

—— Ѵ ъ • 1,143 • 103+ 53+ 2 ■1,14= • 153 = 25,8 мкм.

ы

1 14

Для корпуса :ііз двух лоло-вин (при £] = L2= 60 мм и О=і100 ,мм) получим:

о31= Ва2= - 1 — V 2 ■1,143 ■W H - 53+ 2 • 1 ,143 ■0,6= • 15= = 18,6 мкм. 1,14

Проведенный анализ и рассмотренные примеры показывают, что в сборных корпусах источником несоосности для номиналь­

135


но соосных отверстий являются биения посадочных и опорных поверхностей корпуса и крышки (или крышек), а также смеще­ ние крышки (крышек) за счет зазора в сопряжении. В общем случае все эти первичные погрешности суммируются как случай­ ные независимые величины. Поэтому трудно обеспечить высокую точность по соосности отверстий при раздельной обработке от­ дельных частей.

Ожидаемая погрешность соосности для рассмотренных типов корпусов при остальных равных условиях имеет максимальное значение для корпуса с двумя крышками.

В корпусах с одной крышкой и из двух половин эксцентриси­ тет и перекос осей образуются из аналогичных составляющих. При идентичных параметрах корпусов получаются равные вели­ чины эксцентриситетов и углов перекоса осей. Однако по приня­ тому определению иесоосностн величина этой погрешности от не­ перпендикулярности торцов в корпусе с одной крышкой почти в 2 раза больше, чем в корпусе из двух половинок, так как в первом случае биение отверстия в корпусе равно 2уL, а со сто­ роны крышки почти 2у/; во втором случае биение обоих отверг стий уL.

КОНТРОЛЬ точности ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Контроль точности взаимного расположения поверхностей у корпусных деталей является одним из сложнейших вопросов в производстве. Контроль точности взаимного расположения по­ верхностей малогабаритных корпусных деталей еще более усложняется из-за более жестких допусков на эти параметры по сравнению с другими корпусами общего машиностроения и от­ носительно меньших величин базовых поверхностей.

Ведение процесса обработки корпусных деталей невозможно без поэтапного контроля точности и, в частности, контроля точ­ ности взаимного расположения поверхностей.

Вопросы контроля точности номинальных размеров посадоч­ ных поверхностей и точности их геометрической формы (оваль­ ности, огранки, конусности) успешно решаются для малогаба­ ритных корпусных деталей, несмотря на жесткие допуски на эти параметры. Помимо широко применяемых контрольных средств, таких как предельные гладкие пробки и скобы, микро­ метры и индикаторные скобы, нутромеры высокой точности с це­ ной деления 0,001 мм и др., указанные параметры особоточных малогабаритных корпусов контролируются на универсальных из­ мерительных приборах, как-то: универсальном микроскопе, гори­ зонтальном оптиметре, кругломере и др., что обеспечивает высо­ кую точность измерения и возможность паспортизации резуль­ татов измерений.

Для контроля неплоскостностн малогабаритных корпусных деталей широко применяемым методом контроля является метод контроля «на краску».

Существующие методы контроля взаимного расположения по­ верхностей из-за небольших длин базовых поверхностей большей частью обладают значительными методическими погрешностями, вследствие чего погрешность измерения в ряде случаев дости­ гает недопустимых значений.

Контроль точности взаимного расположения поверхностей нельзя рассматривать отдельно от точности геометрической фор­ мы поверхностей. Именно неточности формы и обусловливают возникновение значительных погрешностей измерения. Для оцен­ ки пригодности каждого метода в каждом конкретном случае

137


необходим точный анализ, обеспечивающий выявление источни­ ков погрешностей измерения и их ожидаемых величин. Только на основе такого анализа можно решать вопрос о пригодности данного метода контроля и при необходимости введения соответ­ ствующих коррективов.

Ниже рассматриваются несколько типовых широко распро­ страненных схем для контроля основных параметров взаимного расположения поверхностей.

КОНТРОЛЬ НОМИНАЛЬНО СООСНЫХ ОТВЕРСТИЙ

В настоящее время существует ряд методов контроля взаимного расположения номинально соосных отверстий. Основными из них являются: 1) контроль калибрами положения; 2) контроль при помощи гладких оправок относительно базовой поверхности; 3) контроль индикатором при установке детали с пробками в центрах; 4) контроль индикаторным приспособлением с базиро­ ванием детали по одному отверстию; 5) контроль по комплекс­ ному допуску.

Кроме указанных, можно применять оптические, пневмати­ ческие и емкостные методы контроля соосности. Все они, в ос­ новном, основаны на принципе базирования корпуса по одному отверстию и измерению положения второго отверстия. Тем са­ мым увеличивается только точность измерительного прибора, а. погрешности, связанные с базированием детали по одному отвер­ стию, остаются.

Рассмотрим коротко указанные выше методы отдельно. Контроль калибрами положения. Контроль взаимного распо­

ложения номинально соосных отверстий калибрами положения применим главным образом тогда, когда необходимо обеспечить собираемость деталей (рис. 34, а, б).

Точностной анализ этого метода и границы применения ка­ либров положения достаточно подробно изложены в техниче­ ской литературе [23]. Установлено предельное соотношение меж­

138

ду суммой допусков на диаметральные размеры 6 і

и 6 2 и допус­

ком на точность расположения Д,

 

2 Д > 5 ;+ 8 2.

(1 2 2 )

Принимая для простоты, что размер одного отверстия всегда имеет максимальное значение, перекос оправки (калибра) за счет зазора Z] во втором отверстии определится из выражения

La = ^ - . Ь1

Линейная величина возможной несоосностн зависит также от расстояния между отверстиями L и определяется следующим об­ разом:

Для малогабаритных корпусов всегда Следователь­

но, калибр положения может не обнаружить несоосности вели­ чиной на порядок больше зазора. Допустимое отклонение несо­ осности для этих деталей всегда меньше величины зазора. Отсю­ да следует, что указанный метод не приемлем для точных кор­ пусов. Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что указанные детали не удовлетворяют предельному условию по форму­ ле (122). Этот метод имеет некоторое применение, когда допуск на несоосность определяется величиной порядка 0 , 0 2 мм.

Для уменьшения погрешности измерения часто применяют калибры положения в комплекте с промежуточными втулками, подбираемыми плотно по размеру каждого отверстия из комп­ лекта, изготовленного с интервалом 0,002—0,005 мм.

Вследствие уменьшения фактического зазора между калиб­ ром и втулкой уменьшается погрешность измерения, однако та­ кой схеме присущи методические погрешности, связанные с не­ точностью геометрической формы отверстия и действительным зазором между втулкой и отверстием вследствие ограниченности количества втулок в комплекте и неточности их подбора. На рис. 3 4 , б представлена схема контроля, когда имеется конусо­

образность отверстий.

Перекос втулок за счет конусообразности определится из вы­ ражения

max Д min -

Из-за малости угла а здесь к далее принимаем tga = a. Возможная величина несоосности определится так:

е, —

Д шах

Д ’гпіп г

-----------------

L.

139