Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

микротвердости до 672—709 кГІмм3, на глубине 20—25 мкм она достигает значения микротвердости основного металла (1000-1100 кГ/мм2).

Образцы подвергались рентгеноструктурному анализу. После обработки абразивными брусками полуширина ли­ нии (ПО) a -фазы меньше, чем у образцов, обработанных ал­

мазными брусками (соответственно

13,2 • ІО-3 и 17,0 х

X 10_3 рад). Сжатие линий после

абразивной обработки

свидетельствует об отпуске.

 

Таким образом, после алмазного хонингования в поверх­ ностных слоях деталей из закаленной сталиУ8 изменений не обнаружено.

Исследование поверхностных слоев закаленных чугунных деталей. В качестве образцов применяли гильзы Д-50 из чугуна СЧ 21-40, закаленных т. в. ч. на глубину 1,5 мм до HRC 40—45. Диаметр гильз 110 лш, длина 245 мм. Хонин­ гование производилось в три перехода алмазными и абра­ зивными брусками при режиме цБр = 80 м!мин\ пв.п = = 15 м/мин; Р = 5 -ь 10 кГІсм2. В качестве СОЖ применя­ ли керосин (при окончательном хонинговании применяли СОЖ следующего состава: 70% керосина и 30% машинного масла).

При этом обеспечивался съем 0,05—0,20 мм на диаметр, а шероховатость поверхности соответствовала 9-му классу чистоты при исходной шероховатости поверхности после рас­ тачивания Ѵ5 — Ѵ6.

Методика исследования поверхностных слоев стальных деталей оказалась непригодной для гильз из закаленного чугуна. Несмотря на то, что исследовали большое количе­ ство образцов, определенных результатов получить не уда­ лось. Ввиду неоднородности структуры и сложности соста­ ва серого чугуна невозможно уловить изменение микрост­ руктуры и микротвердости в тонком поверхностном слое. Поэтому в процессе исследования был использован метод по­ слойного рентгеноструктурного анализа. Сущность метода заключается в последовательном удалении электрополиров­ кой слоев металла и последующем рентгеноструктурном исследовании.

Электрополировку производили в сернофосфорно-хро- мовом электролите при плотности тока 50 аідм2 и темпера­ туре 70 —80° С. Для рентгенографического исследования применяли установку УРС-50И (излучение FeKo)- Регистри­ ровали линии (ПО) и (111) a -фазы. Оценка структурного со­

110


стояния a-фазы производилась по полуширине линии (ПО). В процессе исследования определяли также и количество аустенита.

Экспериментально установлено, что алмазное и абразив­ ное хонингование оказывают различное влияние на поверх­ ностные слои закаленного чугуна.

В исходном состоянии матрица закаленного чугуна со­ держит мартенсит, а также около 40% остаточного аусте­ нита. После алмазного хонингования в поверхностных сло­ ях, непосредственно прилегающих к обработанной поверх­ ности, на глубине до 10 мкм остаточный аустенит не обнару­ жен. В этом же слое наблюдается увеличение ширины линии (ПО) a-фазы. В более глубоких слоях металла ширина этой линии a -фазы уменьшается и появляется остаточный аустенит. Полуширина линии a -фазы в еще более глубоких слоях практически остается постоянной. Содержание остаточ­ ного аустенита возрастает до глубины 30 —50 мкм, после чего достигает исходного значения (30—40%) и стабилизируется.

Обнаруженные изменения поверхностного слоя чугун­ ных гильз при алмазном хонинговании происходят в ре­ зультате деформации, которая в основном локализуется в тонком слое толщиной не более 10 мкм.

На рентгенограммах, снятых с поверхностей, обработан­ ных брусками КЗ, наблюдается уменьшение ширины линии (110) a-фазы по сравнению с исходной.

При послойном исследовании металла с переходом от ловерхностного слоя к более глубоким слоям установлено, что полуширина линии (ПО) a -фазы очень медленно во­ зрастает и стабилизируется на глубине 150—200 мкм.

Различно также и распределение остаточного аустенита по глубине. При абразивном хонинговании слой металла, непосредственно прилегающий к обработанной поверхности, содержит меньше аустенита, чем при алмазном. В более глубоких слоях содержание аустенита медленно увеличива­ ется и на глубине 50—80 мкм становится постоянным.

Контактная температура в зоне резания абразивными брусками значительно превосходит контактную температу­ ру в зоне резания алмазными брусками. При такой темпе­ ратуре может произойти отпуск поверхностного слоя зака­ ленной гильзы на глубину свыше 200 мкм (при чистовом хонинговании). Однако в процессе испытаний на твердость, проведенных в заводских условиях, отпуск поверхностного слоя при абразивном хонинговании не обнаружен.


Точность геометрической формы при алмазном и абразив­ ном хонинговании. Исследование точности геометрической формы отверстий гильз, обработанных алмазными и абра­ зивными брусками, было выполнено в условиях массового производства на Киевском заводе им. Лепсе. Замеры гильз до и после обработки производили в трех сечениях и двух

Рис. 46. График нормального распределения овальности гильз:

/ — расточка; 2 — хонингование.

взаимно перпендикулярных направлениях с помощью индикаторного нутромера с ценой деления 0,01 мм, что давало возможность установить конусность и овальность отверстий.

Результаты замеров двух партий гильз (по 2000 шт. в каждой) приведены на графиках (рис. 46). После расточки величина рассеивания овальности гильз (разность между наибольшей и наименьшей овальностью) составила 0,08 мм-, а количество годных гильз с овальностью до 0,02 мм — 39%. После абразивного хонингования величина рассеи­ вания овальности не уменьшилась, а количество годных гильз составило 60%, т. е. увеличилось на 21%. После ал­ мазного хонингования величина рассеивания овальности со­ кратилась до 0,03 мм, количество годных гильз при этом достигло 94%. Кроме того, значительно возросло количест­ во гильз с повышенной точностью геометрической формы: число гильз с овальностью 0,01 мм увеличилось в 2 раза, с овальностью 0,02 мм — в 1,5 раза.

М2

Износостойкость деталей после алмазного и абразивного хонингования. Для определения износостойкости исполь­ зовали гильзы тракторного двигателя Д-50, которые испы­ тывали на специально сконструированной установке. Упро­ щенная схема установки показана на рис. 47. Вырезанный из гильзы образец 1, закрепленный на державке, устанав­

ливали в центрах токарного станка. Хо­

 

нингованная поверхность образца сопри­

 

касалась с шариком 2, закрепленным в

 

державке 3 и прижимаемым тарирован­

 

ной пружиной 4. Кривошипно-шатунный

 

механизм приводится

во вращение гид­

 

равлическим приводом

с помощью экс­

 

центрикового валика, шатуна и ползуна

 

и передает шарику возвратно-поступа­

 

тельное движение.

 

 

В процессе испытания на износостой­

 

кость образцов, обработанных алмаз­

 

ным и обычным хонингованием, делали

 

1000 двойных ходов в минуту с длиной

 

хода 10 мм и давлением пружины 9 кГ.

 

Во всех опытах использовался один ша­

Рис. 47. Схема ис­

рик диаметром 3 мм, изготовленный из

пытания на износо­

стали ШХ15 (HRC 63—65), который пе­

стойкость.

ред каждым опытом поворачивали для сохранения постоян­ ных начальных условий истирания. Трение производилось при обильном охлаждении веретенным маслом в течение 1 и.

Износ оценивали по ширине дорожки, вытертой на гиль­ зе. Ширина дорожки после алмазного хонингования в сред­ нем на 18% меньше, чем после абразивного. Интенсивность увеличения ширины дорожки во времени постепенно умень­ шается. Для получения дорожки шириной 1 мм у образцов, обработанных алмазными брусками, необходимо произво­ дить истирание в течение 2 ч, т. е. в 2 раза дольше, чем у об­ разцов, обработанных абразивными брусками.

При таком определении износостойкости гильз, обрабо­ танных абразивными и алмазными брусками, не учитывает­ ся влияние макрогеометрических погрешностей, которые также в значительной мере влияют на срок службы деталей трущихся пар.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: в процессе алмазного хонингования зна­ чительные изменения в структуре поверхностного слоя

8

3**2577

113


не происходят; поверхностный слой после алмазного хонин­ гования имеет повышенную износостойкость; повышение точности деталей и улучшение качества поверхностных сло­ ев при алмазном хонинговании является резервом увеличе­ ния долговечности деталей двигателей внутреннего сгорания, компрессоров, амортизаторов и т. п.

По данным Минского моторного завода и ГСКБ по дви­ гателям (г. Харьков) после алмазного хонингования зака­ ленных чугунных гильз тракторных двигателей их долго­ вечность повышается на 15—20%.

Украинским республиканским объединением «Укрсельхозтехника» проведена работа по определению долговечнос­ ти автомобильных двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-130 после алмазного хонингования отверстий блоков цилиндров. По данным шести авторемонтных заводов и одиннадцати авто­ хозяйств средний межремонтный пробег автомобилей повы­ сился с 53,1 тыс. км до 62,4 тыс. км, т. е. на 17,5% [22].

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛМ АЗНОГО ХОНИНГОВАНИЯ

Алмазное хонингование используют при обработке серых и легированных чугунов, нетермообработанной и закален­ ной стали, закаленных чугунов, алюминия, его сплавов и других материалов. Наиболее часто алмазное хонингование применяют при обработке деталей из серых и легирован­ ных чугунов: блоков цилиндров грузовых и легковых авто­ мобилей; гильз автомобильных и тракторных двигателей; цилиндров мотоциклетных двигателей; втулок судовых ди­ зелей; деталей гидро- и пневмосистем; деталей станков, хо­ лодильников и др. Хонингуют также шатуны автомобиль­ ных и тракторных двигателей и дизелей, шестерни и дру­ гие детали, изготовленные из сырой (нетермообработанной) стали. Алмазными брусками хонингуют закаленные чугун­ ные гильзы и шестерни из закаленной стали, а также ци­ линдры из алюминиевых сплавов.

Хонингование деталей из серых и легированных чугунов.

Хонингование блоков цилиндров и других деталей автомоби­ льных и мотоциклетных двигателей. На Горьковском ав­ томобильном заводе производится обработка блоков ци­ линдров на шестиили четырехшпиндельных вертикально­ хонинговальных станках «Барнес — Дрилл».

114

Материал блоков цилиндров — чугун СЧ 22-44 (НВ 170 — 241), материал гильзы цилиндра — чугун легированный (НВ 146— 197). Диаметр отверстия 82 мм. Требуемый класс чис­ тоты не ниже 9-го, овальность и конусность не более 0,02 мм, бочкообразность и корсетность не более 0,01 мм.

Для проведения испытаний были изготовлены бруски из синтетических алмазов с размерами 100 X 8 X 3,5 мм, тол­ щиной алмазного слоя 1,5 лш, 100%-ной концентрации, на металлической связке Ml. На операции предварительного хонингования применяли бруски с алмазами обычной проч­ ности зернистостью АСО 50/40 и алмазами повышенной проч­ ности зернистостью АСР 80/63 и АСР 100/80, а на операцию окончательного хонингования — зернистостью ACM 20/14 и ACM 28/20.

До внедрения брусков из синтетических алмазов на опе­ рации предварительного хонингования применяли бруски 9 X 11 X 100 — К36СТ2К, на операции окончательного хонингования — бруски 9 X 11 X 100 — КЗМ28С1К.

Испытания проводили при следующих режимах: ско­ рость вращательного движения пВр = 42 м/мин, скорость возвратно-поступательного движения ѵв.„ = 15 м/мин, дав­ ление разжима брусков Р при черновом хонинговании 15— 25 кГІсм2, при чистовом — 5—ЮкГІсм2, смазочно-охлаждаю­ щая жидкость —98% керосина и 2% оле’иновой кислотыИспытания проводили непосредственно в моторном цехе.. За период испытаний брусками из синтетических алмазов бы­ ло обработано около 50 тыс. блоков.

Для определения точности геометрической формы отвер­ стий и величины снятого припуска производились измере­ ния цилиндров в трех сечениях и двух взаимно-перпенди­ кулярных плоскостях индикаторным нутромером с ценой деления 0,002 мм. Результаты сравнительных испытаний брусков из синтетических алмазов и обычных абразивных приведены в табл. 16. На операции предварительного хо­ нингования лучшие результаты показали бруски зерни­ стостью АСР 80/63 — АСР 100/80. Стойкость комплекта алмазных брусков составила 20,7—22,5 тыс. отверстий, а стойкость комплекта брусков КЗ — 200 отверстий, т. е. в 103—113 раз выше. Расход алмазов составил 0,026— 0,030 мг на 1 г снятого металла или 1,40—1,56 карат на 1000 отверстий.

Несмотря на сравнительно высокую стойкость: бруски зернистостью АСО 50/40 применять не рекомендуется из-за

8*

115


Чо

m

ä о

я- М

3 2

ѴО

ѴО

 

«

при хонинговании

 

 

 

 

обычных абразивных и алмазных брусков

на Горьковском автомобильном заводе

 

испытаний

цилиндров

 

сравнительных

 

 

Результаты

 

 

 

m w / sK ir

о

о

о

о

 

 

о

о

со

со

'чюончі^інігояеносіц

см

со

 

 

 

со

 

со

со

 

 

циіэсіэа

1

о

СО

о

3 cf Й •ХО OOOl/öO-LßdBM

1

см”

 

Гр

в оЙ

 

 

 

 

 

<У«0 §

 

г/г»'

 

о

о

00

 

 

1

о

о

см

 

 

 

о

 

 

 

 

о

о"

о

л

<3

 

 

 

 

 

6 Of

 

3

3

СО

00

О

-

м

со

00

5 g

о

о

о ‘

о ”

о о

*

1

1

1

1

X в

в

со

см

Гр

ГР

0.0.

 

Гр

о

о ‘

о

э §с

 

о ”

 

 

 

 

 

 

 

ECd ОГОНЬ

1

о

со

со

‘нхэонуохэ эннэьнігэа^

со

о

-

 

 

 

 

 

 

ynxodoa

о

-хо хічннвходсадо оігэнь

см

'вхиэігішон чхэонуохэ

 

W1W ‘Kwsde эонннтвдо

со

Гр

 

о ‘

w ir ‘иэЛшкІц

 

•ХГП ‘ЭМѲОІГОЛ

со

уончігваолнннох yontfo

а еомэЛсІр онхээьтго>і

 

•хш ‘дохнэішион

со

хгшнвхгшэи ояхээьшго^

 

ca

 

в

 

 

о.

 

о

 

о

со

в

со

СО

É4

 

в

 

&

 

2 §

 

g S

 

шь.

 

о

 

в

 

О

 

оо

о8 о

ог-. to

со

о

см

 

см

см

см

LO

to

а>

Гр

Гр

о

о “

о ‘

СО

о_ о"

со

СО

СО

СО

см

о

о

со

о

о

со

о

о

LO

со

а

о

0,

CJ

и

о

<

<

<

А

 

 

5

 

 

S

 

 

о*

 

 

я

 

 

э

ссх ыая

о

см

1

о

см

со

to

 

Ö“

o'

 

о

 

1

00

о

о

 

о"

о"

ю

to

ю

со

см

см

о

о*

о

I

1

1

to

о

см

см

см

о

о*

о ”

1

56

99

о

о

о

05

СО

ю

со

см

 

ю

со

 

о

 

 

со

 

 

о “

 

 

о

 

 

о

 

 

о ‘

 

 

со

 

 

Гр

о

00

о

см

00

 

см

 

со

и

и

 

<

<

Cs

X

А

ч

оз

X

о

X

о

•116