Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
микротвердости до 672—709 кГІмм3, на глубине 20—25 мкм она достигает значения микротвердости основного металла (1000-1100 кГ/мм2).
Образцы подвергались рентгеноструктурному анализу. После обработки абразивными брусками полуширина ли нии (ПО) a -фазы меньше, чем у образцов, обработанных ал
мазными брусками (соответственно |
13,2 • ІО-3 и 17,0 х |
X 10_3 рад). Сжатие линий после |
абразивной обработки |
свидетельствует об отпуске. |
|
Таким образом, после алмазного хонингования в поверх ностных слоях деталей из закаленной сталиУ8 изменений не обнаружено.
Исследование поверхностных слоев закаленных чугунных деталей. В качестве образцов применяли гильзы Д-50 из чугуна СЧ 21-40, закаленных т. в. ч. на глубину 1,5 мм до HRC 40—45. Диаметр гильз 110 лш, длина 245 мм. Хонин гование производилось в три перехода алмазными и абра зивными брусками при режиме цБр = 80 м!мин\ пв.п = = 15 м/мин; Р = 5 -ь 10 кГІсм2. В качестве СОЖ применя ли керосин (при окончательном хонинговании применяли СОЖ следующего состава: 70% керосина и 30% машинного масла).
При этом обеспечивался съем 0,05—0,20 мм на диаметр, а шероховатость поверхности соответствовала 9-му классу чистоты при исходной шероховатости поверхности после рас тачивания Ѵ5 — Ѵ6.
Методика исследования поверхностных слоев стальных деталей оказалась непригодной для гильз из закаленного чугуна. Несмотря на то, что исследовали большое количе ство образцов, определенных результатов получить не уда лось. Ввиду неоднородности структуры и сложности соста ва серого чугуна невозможно уловить изменение микрост руктуры и микротвердости в тонком поверхностном слое. Поэтому в процессе исследования был использован метод по слойного рентгеноструктурного анализа. Сущность метода заключается в последовательном удалении электрополиров кой слоев металла и последующем рентгеноструктурном исследовании.
Электрополировку производили в сернофосфорно-хро- мовом электролите при плотности тока 50 аідм2 и темпера туре 70 —80° С. Для рентгенографического исследования применяли установку УРС-50И (излучение FeKo)- Регистри ровали линии (ПО) и (111) a -фазы. Оценка структурного со
110
стояния a-фазы производилась по полуширине линии (ПО). В процессе исследования определяли также и количество аустенита.
Экспериментально установлено, что алмазное и абразив ное хонингование оказывают различное влияние на поверх ностные слои закаленного чугуна.
В исходном состоянии матрица закаленного чугуна со держит мартенсит, а также около 40% остаточного аусте нита. После алмазного хонингования в поверхностных сло ях, непосредственно прилегающих к обработанной поверх ности, на глубине до 10 мкм остаточный аустенит не обнару жен. В этом же слое наблюдается увеличение ширины линии (ПО) a-фазы. В более глубоких слоях металла ширина этой линии a -фазы уменьшается и появляется остаточный аустенит. Полуширина линии a -фазы в еще более глубоких слоях практически остается постоянной. Содержание остаточ ного аустенита возрастает до глубины 30 —50 мкм, после чего достигает исходного значения (30—40%) и стабилизируется.
Обнаруженные изменения поверхностного слоя чугун ных гильз при алмазном хонинговании происходят в ре зультате деформации, которая в основном локализуется в тонком слое толщиной не более 10 мкм.
На рентгенограммах, снятых с поверхностей, обработан ных брусками КЗ, наблюдается уменьшение ширины линии (110) a-фазы по сравнению с исходной.
При послойном исследовании металла с переходом от ловерхностного слоя к более глубоким слоям установлено, что полуширина линии (ПО) a -фазы очень медленно во зрастает и стабилизируется на глубине 150—200 мкм.
Различно также и распределение остаточного аустенита по глубине. При абразивном хонинговании слой металла, непосредственно прилегающий к обработанной поверхности, содержит меньше аустенита, чем при алмазном. В более глубоких слоях содержание аустенита медленно увеличива ется и на глубине 50—80 мкм становится постоянным.
Контактная температура в зоне резания абразивными брусками значительно превосходит контактную температу ру в зоне резания алмазными брусками. При такой темпе ратуре может произойти отпуск поверхностного слоя зака ленной гильзы на глубину свыше 200 мкм (при чистовом хонинговании). Однако в процессе испытаний на твердость, проведенных в заводских условиях, отпуск поверхностного слоя при абразивном хонинговании не обнаружен.
Точность геометрической формы при алмазном и абразив ном хонинговании. Исследование точности геометрической формы отверстий гильз, обработанных алмазными и абра зивными брусками, было выполнено в условиях массового производства на Киевском заводе им. Лепсе. Замеры гильз до и после обработки производили в трех сечениях и двух
Рис. 46. График нормального распределения овальности гильз:
/ — расточка; 2 — хонингование.
взаимно перпендикулярных направлениях с помощью индикаторного нутромера с ценой деления 0,01 мм, что давало возможность установить конусность и овальность отверстий.
Результаты замеров двух партий гильз (по 2000 шт. в каждой) приведены на графиках (рис. 46). После расточки величина рассеивания овальности гильз (разность между наибольшей и наименьшей овальностью) составила 0,08 мм-, а количество годных гильз с овальностью до 0,02 мм — 39%. После абразивного хонингования величина рассеи вания овальности не уменьшилась, а количество годных гильз составило 60%, т. е. увеличилось на 21%. После ал мазного хонингования величина рассеивания овальности со кратилась до 0,03 мм, количество годных гильз при этом достигло 94%. Кроме того, значительно возросло количест во гильз с повышенной точностью геометрической формы: число гильз с овальностью 0,01 мм увеличилось в 2 раза, с овальностью 0,02 мм — в 1,5 раза.
М2
Износостойкость деталей после алмазного и абразивного хонингования. Для определения износостойкости исполь зовали гильзы тракторного двигателя Д-50, которые испы тывали на специально сконструированной установке. Упро щенная схема установки показана на рис. 47. Вырезанный из гильзы образец 1, закрепленный на державке, устанав
ливали в центрах токарного станка. Хо |
|
|
нингованная поверхность образца сопри |
|
|
касалась с шариком 2, закрепленным в |
|
|
державке 3 и прижимаемым тарирован |
|
|
ной пружиной 4. Кривошипно-шатунный |
|
|
механизм приводится |
во вращение гид |
|
равлическим приводом |
с помощью экс |
|
центрикового валика, шатуна и ползуна |
|
|
и передает шарику возвратно-поступа |
|
|
тельное движение. |
|
|
В процессе испытания на износостой |
|
|
кость образцов, обработанных алмаз |
|
|
ным и обычным хонингованием, делали |
|
|
1000 двойных ходов в минуту с длиной |
|
|
хода 10 мм и давлением пружины 9 кГ. |
|
|
Во всех опытах использовался один ша |
Рис. 47. Схема ис |
|
рик диаметром 3 мм, изготовленный из |
пытания на износо |
|
стали ШХ15 (HRC 63—65), который пе |
стойкость. |
ред каждым опытом поворачивали для сохранения постоян ных начальных условий истирания. Трение производилось при обильном охлаждении веретенным маслом в течение 1 и.
Износ оценивали по ширине дорожки, вытертой на гиль зе. Ширина дорожки после алмазного хонингования в сред нем на 18% меньше, чем после абразивного. Интенсивность увеличения ширины дорожки во времени постепенно умень шается. Для получения дорожки шириной 1 мм у образцов, обработанных алмазными брусками, необходимо произво дить истирание в течение 2 ч, т. е. в 2 раза дольше, чем у об разцов, обработанных абразивными брусками.
При таком определении износостойкости гильз, обрабо танных абразивными и алмазными брусками, не учитывает ся влияние макрогеометрических погрешностей, которые также в значительной мере влияют на срок службы деталей трущихся пар.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: в процессе алмазного хонингования зна чительные изменения в структуре поверхностного слоя
8 |
3**2577 |
113 |
не происходят; поверхностный слой после алмазного хонин гования имеет повышенную износостойкость; повышение точности деталей и улучшение качества поверхностных сло ев при алмазном хонинговании является резервом увеличе ния долговечности деталей двигателей внутреннего сгорания, компрессоров, амортизаторов и т. п.
По данным Минского моторного завода и ГСКБ по дви гателям (г. Харьков) после алмазного хонингования зака ленных чугунных гильз тракторных двигателей их долго вечность повышается на 15—20%.
Украинским республиканским объединением «Укрсельхозтехника» проведена работа по определению долговечнос ти автомобильных двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-130 после алмазного хонингования отверстий блоков цилиндров. По данным шести авторемонтных заводов и одиннадцати авто хозяйств средний межремонтный пробег автомобилей повы сился с 53,1 тыс. км до 62,4 тыс. км, т. е. на 17,5% [22].
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛМ АЗНОГО ХОНИНГОВАНИЯ
Алмазное хонингование используют при обработке серых и легированных чугунов, нетермообработанной и закален ной стали, закаленных чугунов, алюминия, его сплавов и других материалов. Наиболее часто алмазное хонингование применяют при обработке деталей из серых и легирован ных чугунов: блоков цилиндров грузовых и легковых авто мобилей; гильз автомобильных и тракторных двигателей; цилиндров мотоциклетных двигателей; втулок судовых ди зелей; деталей гидро- и пневмосистем; деталей станков, хо лодильников и др. Хонингуют также шатуны автомобиль ных и тракторных двигателей и дизелей, шестерни и дру гие детали, изготовленные из сырой (нетермообработанной) стали. Алмазными брусками хонингуют закаленные чугун ные гильзы и шестерни из закаленной стали, а также ци линдры из алюминиевых сплавов.
Хонингование деталей из серых и легированных чугунов.
Хонингование блоков цилиндров и других деталей автомоби льных и мотоциклетных двигателей. На Горьковском ав томобильном заводе производится обработка блоков ци линдров на шестиили четырехшпиндельных вертикально хонинговальных станках «Барнес — Дрилл».
114
Материал блоков цилиндров — чугун СЧ 22-44 (НВ 170 — 241), материал гильзы цилиндра — чугун легированный (НВ 146— 197). Диаметр отверстия 82 мм. Требуемый класс чис тоты не ниже 9-го, овальность и конусность не более 0,02 мм, бочкообразность и корсетность не более 0,01 мм.
Для проведения испытаний были изготовлены бруски из синтетических алмазов с размерами 100 X 8 X 3,5 мм, тол щиной алмазного слоя 1,5 лш, 100%-ной концентрации, на металлической связке Ml. На операции предварительного хонингования применяли бруски с алмазами обычной проч ности зернистостью АСО 50/40 и алмазами повышенной проч ности зернистостью АСР 80/63 и АСР 100/80, а на операцию окончательного хонингования — зернистостью ACM 20/14 и ACM 28/20.
До внедрения брусков из синтетических алмазов на опе рации предварительного хонингования применяли бруски 9 X 11 X 100 — К36СТ2К, на операции окончательного хонингования — бруски 9 X 11 X 100 — КЗМ28С1К.
Испытания проводили при следующих режимах: ско рость вращательного движения пВр = 42 м/мин, скорость возвратно-поступательного движения ѵв.„ = 15 м/мин, дав ление разжима брусков Р при черновом хонинговании 15— 25 кГІсм2, при чистовом — 5—ЮкГІсм2, смазочно-охлаждаю щая жидкость —98% керосина и 2% оле’иновой кислотыИспытания проводили непосредственно в моторном цехе.. За период испытаний брусками из синтетических алмазов бы ло обработано около 50 тыс. блоков.
Для определения точности геометрической формы отвер стий и величины снятого припуска производились измере ния цилиндров в трех сечениях и двух взаимно-перпенди кулярных плоскостях индикаторным нутромером с ценой деления 0,002 мм. Результаты сравнительных испытаний брусков из синтетических алмазов и обычных абразивных приведены в табл. 16. На операции предварительного хо нингования лучшие результаты показали бруски зерни стостью АСР 80/63 — АСР 100/80. Стойкость комплекта алмазных брусков составила 20,7—22,5 тыс. отверстий, а стойкость комплекта брусков КЗ — 200 отверстий, т. е. в 103—113 раз выше. Расход алмазов составил 0,026— 0,030 мг на 1 г снятого металла или 1,40—1,56 карат на 1000 отверстий.
Несмотря на сравнительно высокую стойкость: бруски зернистостью АСО 50/40 применять не рекомендуется из-за
8* |
115 |
Чо
m
ä о
я- М
3 2
ѴО |
ѴО |
|
« |
при хонинговании |
|
|
|
|
|
обычных абразивных и алмазных брусков |
на Горьковском автомобильном заводе |
|
испытаний |
цилиндров |
|
сравнительных |
|
|
Результаты |
|
|
|
m w / sK ir |
о |
о |
о |
о |
|
|
о |
о |
со |
со |
|
'чюончі^інігояеносіц |
см |
со |
||||
|
|
|
со |
|
со |
со |
|
|
циіэсіэа |
1 |
о |
СО |
о |
3 cf Й •ХО OOOl/öO-LßdBM |
1 |
см” |
|
Гр |
||
в оЙ |
|
|
|
|
|
|
<У«0 § |
|
г/г»' |
|
о |
о |
00 |
|
|
1 |
о |
о |
см |
|
|
|
|
о |
|||
|
|
|
|
о |
о" |
о |
л |
<3 |
|
|
|
|
|
6 Of |
|
3 |
3 |
СО |
00 |
|
О |
- |
м |
со |
00 |
||
5 g |
о |
о |
о ‘ |
о ” |
||
о о |
* |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
X в |
в |
со |
см |
Гр |
ГР |
|
0.0. |
|
Гр |
о |
о ‘ |
о |
|
э §с |
|
о ” |
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
ECd ОГОНЬ |
1 |
о |
со |
со |
‘нхэонуохэ эннэьнігэа^ |
со |
о |
- |
|||
|
|
|
|
|
|
ynxodoa |
о |
-хо хічннвходсадо оігэнь |
см |
'вхиэігішон чхэонуохэ |
|
W1W ‘Kwsde эонннтвдо |
со |
Гр |
|
|
о ‘ |
w ir ‘иэЛшкІц |
|
•ХГП ‘ЭМѲОІГОЛ |
со |
уончігваолнннох yontfo |
|
а еомэЛсІр онхээьтго>і |
|
•хш ‘дохнэішион |
со |
хгшнвхгшэи ояхээьшго^ |
|
ca |
|
в |
|
>» |
|
о. |
|
о |
|
о |
со |
в |
со |
СО |
É4 |
|
|
в |
|
& |
|
2 § |
|
g S |
|
шь. |
|
о |
|
в |
|
О |
|
оо
о8 о
ог-. to
со |
о |
см |
|
см |
см |
см |
LO |
to |
а> |
Гр |
Гр |
о |
о “ |
о ‘ |
СО
о_ о"
со |
СО |
СО |
СО |
см |
о |
о |
со |
о |
о |
со |
о |
о |
||
LO |
со |
а |
о |
0, |
|
CJ |
и |
о |
< |
< |
< |
А |
|
|
5 |
|
|
S |
|
|
о* |
|
|
я |
|
|
э
ссх ыая
о
см
1 |
о |
см |
со |
to |
|
|
Ö“ |
o' |
|
о |
|
1 |
00 |
о |
о |
||
|
о" |
о" |
ю |
to |
ю |
со |
см |
см |
о |
о* |
о |
I |
1 |
1 |
to |
о |
см |
см |
см |
|
о |
о* |
о ” |
1 |
56 |
99 |
о |
о |
о |
05 |
СО |
ю |
со |
см |
|
|
ю |
со |
|
о |
|
|
со |
|
|
о “ |
|
|
о |
|
|
о |
|
|
о ‘ |
|
|
со |
|
|
Гр |
о |
00 |
о |
см |
00 |
||
|
см |
|
со |
и |
и |
|
< |
< |
Cs
X
А
ч
оз
X
о
X
о
•116