Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

более низкой производительности. Небольшое увеличениешероховатости поверхности при использовании брусков АСР 80/63 — АСР 100/80 в данном случае вполне допусти­ мо, так как оно не влияет на шероховатость поверхности после окончательной обработки.

В результате применения брусков зернистостью ACM. 20/14 — ACM 28/20 на операции окончательного хонинго­ вания вместо брусков КЗМ 28 стойкость комплекта повы­ силась в 56—66 раз. Стойкость комплекта алмазных бру­ сков составляет 53,6—62,5 тыс. обработанных отверстий. Удельный расход алмазов 0,07—0,08 мгіг или 0,52 — 0,60 карат на 1000 отверстий. Таким образом, суммарный расход алмазов составляет в среднем 2 карата на 1000 ци­ линдров. Экономия при использовании 1 карата синтети­ ческих алмазов только по инструменту составила 5,6 руб.

При алмазном хонинговании в условиях массового про­ изводства удается получить стабильную шероховатость по­ верхности блоков цилиндров 96 класса (при абразивном — 8в — 9а). В результате хонингования алмазными бруска­ ми была значительно повышена точность геометрической фор­ мы обрабатываемых цилиндров, а повышение чистоты и точ­ ности способствует увеличению долговечности деталей, что является основным показателем эффективности алмазного хонингования. Алмазное хонингование внедрено на всех поточных линиях обработки блоков цилиндров грузовых и легковых автомобилей.

Эффективность алмазного хонингования может быть зна­ чительно повышена за счет применения более современного оборудования.

На Горьковском автомобильном заводе производится об­ работка 15 типоразмеров колесных и главных тормозных цилиндров грузовых и легковых автомобилей. Материал цилиндров СЧ 18-36 (НВ 136—148), диаметры обрабатывае­ мых отверстий 22—42 мм, длина 36—148 мм. Требуемый класс чистоты — 10-й, конусность не более 0,01 мм на длине отверстия, овальность не более 0,01 мм.

Сравнительные испытания обычных абразивных и ал­ мазных брусков проведены на колесном цилиндре средних размеров (диаметром 38А и длиной 98 мм). При этом при­

менялись

алмазные

бруски 50 X 8 X 3, 5 X 1,5 м на

связке Ml

100%-ной концентрации (2,6 карата в

бруске).

Материал

картера

амортизатора чугун

СЧ 18-36.

Диаметр

обрабатываемого отверстия 38А, длина

140 мм. Требуемый

117


класс чистоты 8а, конусность и овальность не более 0,01 мм. Применялись алмазные бруски 100 X 8 х 3,5 X 1,5 мм.

Результаты сравнительных испытаний обычных абразив­ ных и алмазных брусков при хонинговании колесных тор­

мозных

цилиндров и картера амортизатора приведены

в табл.

17.

Стойкость алмазных брусков на операции чернового хо­ нингования колесных цилиндров составляет 9 тыс. отвер­ стий, на операции чистового хонингования — 50 тыс. от­ верстий. Расход алмазов на 1000 отверстий составляет со­ ответственно 0,78 и 0,14 карата. На операции хонингования отверстия картера амортизатора стойкость комплекта ал­ мазных брусков составляет соответственно 20 тыс. отверстий, а расход алмазов 0,7 карата на 100 отверстий. При этом зна­

чительно

улучшилась

геометрическая форма

отверстий,

а

частота поверхности

картеров амортизатора

повысилась

на

один

класс.

 

 

 

Алмазное хонингование колесных и главных тормозных

цилиндров внедрено также и на Чамзинском заводе «Авто­ запчасть», который специализируется на выпуске этих ци­ линдров к грузовым и легковым автомобилям Горьковского автомобильного завода. Стойкость алмазных брусков на опе­ рациях чернового хонингования превышает стойкость обыч­ ных абразивных в 100—130 раз, а на операции чистового хонингования — в 250—280 раз.

Процесс алмазного хонингования блоков цилиндров ав­ токомпрессоров к автомобилям ЗИЛ внедрен на Паневежском заводе автокомпрессоров. Материал блоков СЧ 18-36 (НВ 170—229). Стойкость комплекта алмазных брусков на операции чернового хонингования составила 24—25 тыс. отверстий против 200—340 при абразивном, на операции чи­ стового хонингования — 78—79 тыс. отверстий против 630 при абразивном, т. е. повышена их стойкость в 70—125 раз. Толщина алмазоносного слоя применяемых брусков ■— 1,5 мм.

На Ирбитском мотоциклетном заводе внедрен процесс алмазного хонингования цилиндров мотоциклетного двига­ теля. Материал специальный чугун (НВ 204—228), диаметр отверстия 78 мм, длина 140 мм. Стойкость брусков выше в 90—100 раз, а машинное время на черновое и чистовое хо­ нингование снизилось с 1,4 до 1,08 мин, т. е. на 25%. Ал­ мазное хонингование цилиндров внедрено также на Киев­ ском мотоциклетном заводе. Обрабатываемый материал —

118


Таблица И

хонинговании колесных

заводе

 

обычных абразивных и алмазных брусков при

амортизатора на Горьковском автомобильном

 

испытаний

и картера

 

сравнительных

цилиндров

 

Результаты

 

S crSg ё

1 1 ^ 8 -

о o2 и

<J t j

-C. D.

«J >*

• 03

а

о

g

 

3 й

Ct 03

a* о s* o.

еьЕо

J a s I

>>S s

«rat

Лcu °0.

Ö« к я о ° a h

| § я &

Uo,5

3 ;

I1

Бч

34

&

СО

н

о

Tt«

СО

*

C

О

«з £ ca ч

a2

£Ö

южst

00

T*«

О

C-.

о

О

©

CD

00

О

о

 

О

о

О

О

 

©

 

о

 

 

ю

 

 

(N

 

 

О

 

оо

О

 

о

 

 

о*

о"

 

 

£

 

 

 

I ю

со

 

 

о ^

Н

 

 

s 4

CN

 

 

Ö о

£

 

 

СО

 

 

< 2

&

 

О

 

о

а)

шS

X

s

<U S

Я S

О

со

шаэ

= 2

2 о

8- и

Он а*

ОЯ

и

к

5 *

£П

а:

 

X

 

» X *33

 

 

 

ago .

 

 

Я со 3

 

 

у I

g

 

 

B S B

 

о

CN

О

СП

ооЧ

§ 7

н

а

•gss

■ВТ

со

§ § ■

Ія?

а.

о

Я

я я

0.9-

119


специальный чугун, диаметр отверстия цилиндра 78+0,м мм, длина 160 мм, класс чистоты 106, овальность и конусность не более 0,015 мм, припуск на обработку 0,05 мм. Испы­ тания проводились в производственных условиях на одно­ шпиндельных вертикально-хонинговальных станках моделей 3633 и 382 при следующем режиме хонингования: ѵвр = = 42 -г- 60 м/мин) ѵв.п = 15 -г- 18 мімин, давление разжима брусков при алмазном хонинговании Р — 2 ~ 4 кГ/см2. Охлаждающая жидкость — керосин.

До внедрения брусков из синтетических алмазов цилинд­ ры хонинговали брусками 9 X 11 X 10 КЗМ28СТ1К, а за­ тем на том же станке шлифовали шкуркой КЗМ28, наверну­ той на хонинговальную головку.

Испытания показали, что в результате применения син­ тетических алмазов на операциях чернового и чистового хо­ нингования вместо брусков КЗ на черновом хонинговании и шлифшкурки на чистовом хонинговании общее машинное время уменьшилось с 1,5 до 1,0 мин\ стойкость комплекта алмазных брусков на предварительном хонинговании со­ ставила 12 200 цилиндров против 78 при абразивном хонин­ говании, т. е. увеличилась более чем в 150 раз; стойкость брусков на окончательном хонинговании 20000 цилиндров. Удельный расход алмазов при черновом хонинговании 0,07 мг/г, при чистовом — 0,08 мг/г. Суммарный расход ал­ мазов на 1000 цилиндров — 3,23 карата. При использова­ нии брусков из синтетических алмазов для хонингования цилиндров улучшается геометрическая форма отверстия, сни­ жается процент брака от 3—4% при абразивном хонингова­ нии до 0,1—0,2%. Чистота зеркала цилиндра после чисто­ вого хонингования находится в пределах 10—11-го класса.

Хонингование цилиндров тракторных двигателей. До внедрения алмазного хонингования брусками с синтетически­ ми алмазами на Владимирском тракторном заводе при обра­ ботке цилиндров двигателя Д37М хонингование выполня­ лось брусками из природных алмазов, изготовляемых Мо­ сковским комбинатом твердых сплавов.

Целью испытаний было определение оптимальных харак­ теристик брусков из синтетических алмазов на металличе­ ской связке Ml и сравнение работоспособности брусков из синтетических и природных алмазов в производственных условиях.

По технологии, принятой на Владимирском тракторном заводе, хонингование цилиндров осуществляется за четыре

120


операции: черновое, получистовое, чистовое и окончатель­ ное хонингование (полирование). Средний припуск на хо­ нингование — 0,2 мм. Предварительная обработка — раста­ чивание шестизубыми головками на четырехшпиндельных вертикально-расточных станках. Исходная шероховатость поверхностиѴб — Ѵ6. Материал гильзы хромофосфористый чугун (НВ 220—250). Диаметр обрабатываемого отверстия 105А, длина 260 мм. Требуемый класс чистоты поверхнос­ ти — 9-й, конусность и овальность не более 0,02 мм. Чер­ новое хонингование выполняли на одношпиндельных двух­ позиционных вертикально-хонинговальных станках «Наумбург» модели SZS 200x250, остальные операции — на четырехшпиндельных восьмипозиционных вертикально-хо­ нинговальных станках «Наумбург» модели SZXR 4х ХІ25Х325А. Обработку производили по методу жесткозакрепленного инструмента и плавающей детали.

Сравниваемые бруски были изготовлены на связке Ml при 100%-ной концентрации алмазов.

На операции чернового хонингования вместо ранее при­ менявшихся брусков из природных алмазов зернистостью А 80/63 были испытаны бруски из синтетических алмазов зернистостью АСР 200/160 и АСР 125/100. Стойкость ком­ плекта увеличилась с 1165 до 1650—2500 шт., удельный расход алмазов снизился с 0,12 до 0,07—0,09 мг/г и расход алмазов на 1000 цилиндров уменьшился с 23,0 до 15,0— 13,5 каратов. Наиболее экономичными на этой операции оказались бруски зернистостью АСР 200/160. Расход алма­ зов в этом случае составил 15 каратов на 1000шт., произво­ дительность повысилась на 68%. При использовании бру­ сков зернистостью АСР 125/100 расход алмазов меньше (13,5 каратов на 1000 шт.), производительность обработки также меньше на 27%.

На операции получистового хонингования вместо при­ меняемых брусков А 80/63 были испытаны бруски зернистос­ тью АСР 125/100. При этом стойкость комплекта брусков, увеличилась с 1823 до 3400 шт., удельный расход алмазов

на обработку

1000 цилиндров снизился

с 14 до 7

каратов.

В результате

внедрения синтетических

алмазов

на этой

операции производительность повысилась на 50%.

 

На операции чистового хонингования были проведены испытания брусков зернистостью А 80/63, АСР 63/50 и АСР 50/40. Наилучшие результаты получены при использовании брусков из синтетических алмазов АСР 50/40. Стойкость

121