Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
комплекта составила 16 тыс. отверстий против 2130при ра боте природными алмазами, удельный расход алмазов сни зился с 0,23 до 0,05 мгіг, удельный расход алмазов на обра ботку 1000 цилиндров составляет 2,4 карата вместо 11 кара тов природных алмазов той же зернистости. В результате применения брусков АСР 50/40 вместо А 80/63 производи тельность операции повысилась на 25%. При испытании брусков зернистостью АСР 63/50 результаты по стойкости и удельному расходу алмазов ниже, чем при испытании бру сков АСР 50/40.
На операции окончательного хонингования (полировке) |
|
использовали бруски зернистостью |
AM 20/14 и ACM 20/14. |
В случае применения брусков из |
синтетических алмазов |
стойкость комплекта увеличилась с 10 до 19 тыс. отверстий, |
|
а удельный расход алмазов на обработку 1000 цилиндров |
снизился с 2,4 до 1,9 каратов.
На всех операциях хонингования цилиндров двигателя Д37М бруски из синтетических алмазов оказались более ра ботоспособными, чем применяемые бруски из природных ал мазов. Таким образом, для хонингования цилиндров из хромофосфористых чугунов НВ 220—250 в четыре операции
можно рекомендовать |
бруски |
из синтетических |
алмазов |
|
следующей |
зернистости: АСР |
200/160, АСР |
125/100, |
|
АСР 50/40 и ACM 20/14. При этом суммарный расход син |
||||
тетических |
алмазов на |
хонингование 1000 цилиндров со |
ставляет 26,3 вместо 50,4 каратов при ранее применявших
ся брусках из природных алмазов, т. е. |
расход |
алмазов |
уменьшился в 1,9 раза, а общее машинное время |
хонин |
|
гования цилиндров снизилось с 5,62 до |
3,96 мин, т. е. |
|
в 1,4 раза. |
|
|
Для определения возможности исправления погрешности геометрической формы отверстий цилиндров при хонинго вании брусками из синтетических алмазов были сделаны замеры овальности отверстий 280 цилиндров после операций чистового растачивания и чернового, получистового и чисто вого (окончательное хонингование при съеме 3—5 мкм су щественных изменений в геометрию отверстий не вносит) хонингования. Успех исправления конусности, корсетности и бочкообразности отверстий в основном зависит от то го, насколько правильно подобран пробег брусков.
После операции расточки количество годных гильз (с овальностью 0,02 мм) составило 42% и диапазон рассеива ния величины овальности находился в пределах 0,01—
122
0,06 мм. После чернового хонингования количество годных гильз увеличилось до 76% и рассеивание величины оваль ности сократилось с 0,01 до 0,05 мм после, получистового хонингования количество годных гильз увеличилось до 81% и рассеивание сократилось с 0,1 до 0,04 мм. В резуль тате чистового хонингования количество годных гильз уве личилось до 95%, при этом получено 14% цилиндров с ну левой овальностью, 70% — с овальностью 0,01 мм, 11% — с овальностью 0,02 мм и только 5% — с овальностью 0,03 мм. Таким образом, в процессе хонингования бруска ми из синтетических алмазов обеспечивается получение вы сокой точности геометрической формы.
Обработка втулок судовых дизелей брусками из синте тических алмазов производится на Первомайском машино строительном заводе им. 25-летия Октября и Горьковском заводе «Двигатель Революции». Материал втулок СЧ 24-44 (НВ 170—240), диаметр 250 мм, длина 680 мм, требуемый класс чистоты поверхности 8-й. Стойкость алмазных бру сков составляет 2400 втулок против 16 при использовании обычных абразивных брусков, т. е. в 150 раз выше. Расход алмазов составляет 52 карата на 1000 втулок.
Алмазное хонингование на авторемонтных заводах. Бла годаря разработке и освоению промышленного выпуска синтетических алмазов представилась возможность широкого применения процессов алмазного хонингования не только на заводах-изготовителях, но и на ремонтных предприятиях.
Всвязи с тем, что в Советском Союзе ремонтируется большое кбличество автомобильных двигателей, важное на роднохозяйственное значение имеет повышение качества ре монта и увеличение межремонтных пробегов автомобилей.
Внастоящее время на алмазное хонингование переведе но более 800 авторемонтных заводов. При наличии станков
сручным разжимом хонинговальных головок рекомендует ся модернизация их с целью перевода на пневматический раз жим. При установке пневмокамер на станки с ручным раз жимом обеспечивается постоянное давление на алмазные бруски, которое можно регулировать, что очень важно при алмазном хонинговании. Рекомендуемая конструкция хо нинговальной головки в сборе с пневмокамерой показана на рис. 48.
Спомощью гибкого шланга 1 воздух из заводской ма гистрали подводится к пневмокамере 2 и давление через мембрану 3 и шток 4 с конусами передается на сухари 5.
123
При этом раздвигаются колодки 6, и хонинговальные бруски прижимаются к обрабатываемой поверхности. При выклю чении воздуха под действием двойной пружины 7 шток вме сте с мембраной возвращаются в первоначальное положение.
|
|
|
Путем |
регулировки |
давления |
|||
|
|
|
воздуха |
специальным клапаном |
||||
|
|
|
рабочее давление брусков можно |
|||||
|
|
|
изменять |
в |
широких пределах. |
|||
|
|
|
Благодаря простоте конструкции |
|||||
|
|
|
и надежности |
работы |
такого |
|||
|
|
|
пневматического разжима обес |
|||||
|
|
|
печивается его успешное приме |
|||||
|
|
|
нение на авторемонтных |
пред |
||||
|
|
|
приятиях. |
|
|
|
алмаз |
|
|
|
|
Стойкость комплекта |
|||||
|
|
|
ных брусков |
в |
условиях |
Киев |
||
|
|
|
ского авторемонтного завода № 1 |
|||||
|
|
|
превышает |
стойкость |
обычных |
|||
|
|
|
абразивных брусков в процессе |
|||||
|
|
|
предварительного хонингования |
|||||
|
|
|
в 190 раз, окончательного хонин |
|||||
|
|
|
гования — в 87 раз. |
алмазов |
||||
|
|
|
Удельный |
расход |
||||
|
|
|
в процессе предварительного хо |
|||||
|
|
|
нингования составляет 0,05 мг/г, |
|||||
|
|
|
окончательного'— 0,17 |
мг/г, а |
||||
|
|
|
расход алмазов на 1000 отвер |
|||||
|
|
|
стий — соответственно 2,6 и 1,8 |
|||||
|
|
|
карата. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате применения ал |
|||||
|
|
|
мазного |
хонингования |
на этом |
|||
Рис. 48. |
Хонинговальная |
го |
заводе чистота поверхности бло |
|||||
ловка с |
пневматическим |
раз |
ков цилиндров повысилась с 7— |
|||||
жимом брусков. |
|
8-го класса до 9—10-класса, зна |
||||||
|
|
|
чительно |
улучшилась |
геометри- |
ческая форма отверстий и повысилась стабильность процесса.
На Донецком авторемонтном заводе внедрен процесс алмазного хонингования блоков цилиндров автомобиля ЗИЛ-120. Это позволило повысить чистоту цилиндров с 7-го до 9-го класса. Если при обычном абразивном хонинговании овальность и конусность цилиндров составляли около 0,03 мм, то при алмазном — не более 0,015 мм. Благодаря
124
высокой точности обработки цилиндров после обкатки дви
гателей |
на стенде можно выдерживать тепловой зазор |
в замке |
поршневых колец в пределах технических условий |
0,25—0,45 мм при начальном зазоре 0,2—0,3 мм. Раньше зазор выдерживался в пределах 0,6—0,8 мм при начальном 0,05—0,1 мм. Уменьшенный начальный зазор в замке ча сто приводит к заклиниванию кольца и задиру цилиндров.
При использовании на обкатке масла «Индустриальное 12» двигатели браковали по причине пропуска газов в кар тер, на устранение которого необходимы большие затраты времени. После уменьшения овальности и конусности ци линдров в 2—3 раза пропуск газов в картер уменьшился и процент бракованных двигателей сократился.
Стойкость комплекта обычных абразивных брусков при обработке блоков цилиндров ЗИЛ-120 составила 30 отвер стий, а стойкость алмазных на операции чернового хонинго вания — 11 тыс. отверстий, чистового хонингования — 16 тыс. отверстий, т. е. выше соответственно в 370 и 530 раз. Расход алмазов на 1000 цилиндров при черновом хонинговании составил 2,38 карата, а при чистовом хонин говании— 1,48 карата.
Производительность за смену составила 17 |
блоков вме |
сто 14 при работе брусками КЗ, т. е. повысилась на 20%, |
|
а брак на операциях хонингования снизился в |
20 раз (с 10 |
до 0,5%).
По данным Рижского авторемонтного завода при обра ботке блоков цилиндров ЗИЛ-120 класс чистоты поверхно сти повысился с 8-го до 10-го класса, овальность и конус ность уменьшились с 0,03 до 0,01 мм. Если раньше после обкатки, как правило, приходилось производить частичную разборку двигателя и менять поршневые кольца вследствие их чрезмерного износа из-за низкого качества поверхности цилиндров, то после внедрения алмазного хонингования необходимость разборки двигателей была полностью исклю чена.
Хонингование деталей из незакаленной стали. Хонин гование шатунов. На Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) при обработке шатунов двигателя Д37М (диаметр 71Ах) и на Харьковском моторостроительном заводе «Серп я Молот» при обработке шатунов двигателя СМД-14 (диа метр 84Aj) проведены сравнительные испытания брусков из природных и синтетических алмазов. Материал шату нов — сталь 40Х и 45Х (ИВ 217—289). Требуемый класс
125