Файл: Сагарда А.А. Алмазно-абразивная обработка деталей машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
приятий станкостроительной промышленности ■применяютпри шлифовании круги из кубического нитрида бора (кубонита, эльбора). Например, круги из кубонита применяют при шлифовании плоских направляющих карусельных станков длиной до 3000 мм и шириной 35—ПО мм, изготов ленных из серого чугуна СЧ 28-48. Раньше окончательноешлифование этих деталей выполнялось кругами ЧК 150зернистостью Э40 и Э25 на керамической связке. При этом достигалась чистота поверхности —SJ7. По новой тех нологии направляющие обрабатывают кругами из кубони та диаметром 150 и 200 мм, зернистостью 80/63—100/80, без охлаждения. При этом обеспечивается получение чисто ты поверхности \78. Такими кругами шлифуют станины из чугуна СЧ 28-49, закаленного т. в. ч. до твердости HRC 45—50. Наибольшая длина обрабатываемой поверхности 1800 мм и ширина 40 мм. Согласно требованиям чертежа,, отклонение от прямолинейности деталей не должно превы шать 0,015 мм на 1000 мм при чистоте обрабатываемой по верхности \/8. Шлифование выполняют кругами ЧК 150 X
X 5 зернистостью |
КО 125/160 |
(окр = 20 м/сек\ Snp0fl = |
= 4 м/мин\ S поп = |
0,005—0,01 |
мм/дв. ход). Удельный рас |
ход кубонита составляет менее 1 мг/г. В результате приме
нения этих кругов производительность труда |
повысилась- |
в 1,5—2 раза. |
шлифовании |
Круги из кубонита применяют также при |
зубчатых колес на станках модели 5851 и фирмы МААГ.. При обработке обычными абразивными кругами возникают высокие температуры и усилия резания, вследствие чегопроисходят структурные изменения в поверхностных слоях зубьев, что приводит к значительному снижению уста лостной и контактной прочности металла и нередко является, причиной разрушения зубчатых колес. Поэтому при шлифо вании абразивными кругами высокое качество повер хностного слоя зубьев может быть достигнуто только при малой производительности шлифования.
Шлифование зубчатых колес производится тарельча тыми кругами из кубонита диаметром 225 мм с неметалли ческим покрытием зернистостью 125/100 и 160/125 на орга нической связке Б8. Обрабатываются зубчатые колеса из цементированных и закаленных до твердости HRC 58—64 сталей 12ХНЗА, 18Х2Н4ВА и 14ХГСНГМА. Режимы шли фования за исключением глубины резания сохраняются такими же, как при абразивном шлифовании. При пред
41
верительных проходах глубина шлифования составляет 0,05—0,10 мм, а при окончательных — 0,01—0,02 мм.
Испытания показали высокую режущую способность кругов из кубонита. Прижогов на зубьях, обработанных с различной глубиной шлифования, не обнаружено, в то вре мя как при шлифовании абразивными кругами на боросо держащей связке прижоги возникают уже при глубине 0,05 мм. Чистота обработанной поверхности зубьев соот ветствовала 7—8-му классу. Благодаря высокой размерной стойкости кругов из кубонита зубошлифование можно про изводить с отключенными механизмами автоматической компенсации износа кругов. Точность обработанных шесте рен при этом соответствует 3—5-й степени точности в зави симости от режимов шлифования.
В процессе зубошлифования круги из кубонита имеют стабильную режущую способность, правка кругов требует ся только при установке круга на станок и в некоторых слу чаях перед последними проходами для образования узкой рабочей поверхности.
Установлено, что при шлифовании кругами из кубони та производительность зубошлифования увеличивается в среднем в 1,5 раза по сравнению со шлифованием абра зивными кругами.
Стойкость комплекта из двух кругов, выраженная ко личеством обработанных зубчатых колес, определяется по формуле
4 • 104fe
(14)
mbAzqtf ’
где k — количество кубонита в комплекте кругов, караты; т — модуль зубчатого колеса, мм; b — ширина зубчато го колеса, мм; z — число зубьев; А — припуск под шлифо
вание на сторону, |
мм; qx — удельный |
вес обрабатываемо |
го металла, гісм3; |
q — удельный расход кубонита, мгіг. |
|
Применяемые тарельчатые круги из |
кубонита изготав |
ливаются с широким абразивным слоем (3—5 мм), т. е. значительно большим, чем рабочая часть кругов (при шли фовании нулевым методом круги работают узкой кромкой). Это вызвано тем, что узкий слой невозможно достаточно прочно закрепить на металлическом корпусе. При наличии широкого абразивного слоя не всегда обеспечивается мак симально возможная точность зубьев из-за подрезания го ловки зуба при обкатке внутренней частью такого слоя.
42
Для избежания этого предложена новая конструкция кру гов из кубонита для зубошлифования (рис. 14). Круг име ет тарельчатый алюминиевый корпус 4. На корпусе закреп лен рабочий слой кубонита 2 и дополнительный слой 3 из
материала, снижающего |
трение в зоне ре |
|
||||
зания и легко изнашивающегося при тре |
|
|||||
нии с обрабатываемой поверхностью зубча |
|
|||||
того колеса 1. Дополнительный слой может |
|
|||||
быть выполнен из связки с твердой смаз |
|
|||||
кой или с мелкодисперсным наполнителем. |
|
|||||
Радиус |
поверхности |
дополнительного |
|
|||
слоя Rx больше радиуса Д2 корпуса круга. |
|
|||||
Это необходимо для того, чтобы |
рабочий |
|
||||
слой 3 полностью изнашивался. |
|
|
||||
Двухслойные круги испытывали в лабо |
|
|||||
раторных |
и |
производственных |
условиях. |
|
||
Опытным путем установлено, что примене |
|
|||||
ние таких |
кругов позволяет |
снизить на |
|
|||
20—30% расход кубонита и полностью ис |
|
|||||
ключить правку кругов в процессе зубо |
|
|||||
шлифования. |
Промышленные |
испытания |
|
|||
показали, |
что при использовании |
кругов |
Рис. 14. Двух |
|||
из кубонита |
повышается качество |
поверх |
слойный круг из |
|||
ности зубчатых колес и |
снижается себе |
кубонита для зу |
||||
стоимость |
зубошлифования. Несмотря на |
бошлифования |
||||
на станках типа |
||||||
некоторое увеличение стоимости инструмен |
«МААГ». |
та шлифование кругами из кубонита весь ма эффективно, так как затраты на заработную плату и коли
чество дорогостоящих зубошлифовальных станков в этом случае ниже, чем при шлифовании другими абразивными кругами. В результате внедрения кругов из кубонита толь ко при обработке одного типоразмера зубчатых колес сэко номлено 15,8 тыс. руб.
КРУГЛОЕ ШЛИФОВАНИЕ ЧАШЕЧНЫМИ КРУГАМИ
Одним из новых технологических процессов обработки цилиндрических деталей является круглое шлифование ча шечными алмазными кругами.
В результате проведенных ранее опытов по круглому шлифованию чашечными абразивными кругами установле но, что при этом улучшаются условия резания и уменьшаются
43
вибрации в зоне шлифования. Шлифование торцем абразив ного круга не рационально из-за малой размерной стойкос ти абразивных кругов. При использовании для этих це лей алмазных кругов, обладающих высокой износостой костью и стабильной режущей способностью, этотметод можно
с успехом применить в про мышленности.
Для возможности выбо ра оптимальных постоян ных нагрузок на алмазные зерна и компенсации изно са алмазного круга выбра на упругая схема шлифова ния, при которой можно снизить колебания усилий в процессе шлифования и тем самым уменьшить износ инструментов и шерохова тость обработанной поверх
ности. Кроме того, при помощи звена малой жесткости (на пример, пружины) можно снизить вибрации в зоне резания.
Для круглого шлифования чашечными кругами с по стоянной силой прижатия круга к детали разработана прин
ципиальная схема приспо |
|
|||
собления, на |
основе кото |
|
||
рой можно |
изготавливать |
|
||
приспособления, |
соответ |
|
||
ствующие конкретным усло |
|
|||
виям, |
имеющимся |
станкам |
|
|
и размерам |
обрабатывае |
|
||
мых деталей. |
|
|
|
|
Общий вид приспособ |
|
|||
ления, |
изготовленного на |
Рис. 16. Оправка для поддержания |
||
базе |
стандартных |
узлов, |
постоянной составляющей Ру. |
представлен на рис. 15. При способление состоит из шлифовальной головки 2 универсаль
но-заточного станка модели ЗА64М с установленным на ней электродвигателем 1, от которого с помощью клиноременной передачи 5 вращение передается на шпиндель головки со специальной оправкой 3, на которой установлен алмаз ный круг 4. Оправка (рис. 16) состоит из корпуса 1, пружины 2 и стакана 3, который может скользить по корпусу вдоль его оси. Стакан фиксируется в корпусе с помощью паль-
44