ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|
Уровни высокочастотного шума процессов впуска и выпуска |
|||||
Система без заглу- |
Средняя ско- |
|
Средний уро |
|
|
Расстояние до вень звукового Уровень шума, |
|||||
шающих устройств |
ростъ воздуха |
микрофона, м |
давления, дб |
дбА (экспери |
|
|
(газа), м/с |
|
(расчет) |
мент) |
|
Впуск |
24 |
0,25 |
98,5 |
100 |
|
27 |
101,5 |
102 |
|||
|
32 |
|
106,5 |
107 |
|
Выпуск |
75 |
0,5 |
119.5 |
120 |
|
83 |
121.5 |
122 |
|||
|
|
1 0 0 м/с у тракторных двигателей шумы свободной струи сравнительно не велики.
Спектр периодически повторяющихся импульсов, ка кими практически являются импульсы разрежения и давления в рассматриваемых системах (рис. 46), являет ся. дискретным. Модули амплитуд его гармонических со ставляющих могут быть аналитически определены в том случае, если математически описана функция p(t). Для расчетов в стадии проектирования особый интерес пред ставляют упрощенные методы описания p(t) или фун кции объемной скорости за клапаном, не требующие большого количества исходных данных. Известны, на пример, методы представления функции p(t) прямоуголь ными (метод Клуге) и трапецеидальными импульсами [30, 72]. Удовлетворительные результаты могут быть прлучены, если закон изменения давления в рассматри ваемых системах представить в виде функции колоколь ного импульса (см. рис. 40, г)
P(f) = Рае -(аі)\ |
(52) |
где Ра — амплитуда давления; а — коэффициент |
(а — |
Ѵ я/іт ). Уровни звукового давления дискретных состав ляю щ их низкочастотного шума впуска и выпуска в этом случае определяются по формуле
+ —
2
- |
Lt = 2 0 lg -Е™— |
Г е~{аі)° |
(53) |
I ! М |
Р0Т |
J |
|
Т
'2~
9 6 ’
где Т — период следования импульсов в системах; k порядковый номер гармоники.
Анализ осциллограмм колебаний давления во впуск ных и выпускных системах тракторных дизелей и спек-* трограмм шума на номинальных режимах показывает, что при ориентировочных расчетах импульсы давления (разрежения) могут быть аппроксимированы колоколь ными импульсами при значении коэффициента а в пре делах 0,5—0,8.
Рис. 49. Относительные третьоктавные спектры высокочастотного шума процесса впуска (/) и выпуска (2) при работе без заглушаю щих устройств
Для построения высокочастотной области спектров шума процессов выпуска и впуска (без глушителей-филь тров) на рис. 49 приведены относительные третьоктавные спектры высокочастотного шума, полученные в резуль тате усреднения экспериментальных данных. Уровни зву кового давления в третьоктавных полосах высокочастот ного шума определяются из выражения
Lf — LB4 + ALj дб, |
(54} |
где LB4— уровень звукового давления, определяемый по формуле (51); ДL/ — составляющая относительного спек тра, представленного на рис. 49. <' В качестве примера на рис. 50 приведены третьоктав ные спектрограммы шума у впускных и выпускных от верстий тракторного дизеля при работе на номинальном режиме без заглушающих устройств и спектры, получен-
7*
лше расчетным путем для низко- и высокочастотных диа пазонов. При расчетах и построении низкочастотного диапазона спектров принималось а = 0,6 для процесса впуска и а = 0,8 для процесса выпуска. Удовлетворитель ное г-совпадение рассчитанных спектров с эксперимен тальными позволяет использовать их для расчетов звуко воро.; поля трактора, шума в кабине и требуемых харак-
Рис. 50, Спектрограммы и расчетные спектры шума процесса впуска
(а) (г=0,25 м) и выпуска (б) (г=0,5 м) без заглушающих устройств при работе дизеля Д-240 на номинальном режиме
іеристик заглушающих устройств. При необходимости они' легко могут быть пересчитаны в октавные.
• Применение на двигателях сельскохозяйственных тракторов турбонаддува приводит к изменению характе ра колебательных процессов в системах впуска и выпуска и-.характеристик излучаемого шума. При умеренном над дуве избыточное давление воздуха после компрессора до стигает 0,05 МН/м2, а давление перед турбиной —
too
0,06 МН/м2. В связи с этим увеличивается постоянная составляющая объемной скорости газового потока и уменьшается избыточная работа импульсов при наполне нии и очистке цилиндров, что в свою очередь приводит к снижению шума в широком диапазоне частот (см. рис. 20). Величина уменьшения шума выпуска из-за демпфи рования, вносимого турбиной, приближенно определяет ся из выражения
AL — lO lg-^- дб, |
(55) |
" Р2 |
|
где рі — избыточное давление перед турбиной; р2— из быточное давление после турбины. По этой же формуле ориентировочно может быть определена величина умень шения низкочастотного шума при впуске: вместо рі в формулу подставляется значение избыточного давления после компрессора, а вместо р2— абсолютная величина разрежения до него.
Вспектрах незаглушенного шума выпуска двигателя
стурбокомпрессором выделяется высокочастотная то нальная составляющая, обусловленная работой турбины (5 ),—- сиренный шум (см. рис. 20), звуковая мощность
которого Р ~ п \ cfT [1], где пт— число оборотов в секун ду колеса турбины, а dT — его диаметр, м. Средний уро вень звукового давления сиренного шума осевой турби ны на расстоянии г м от отверстия выпускной трубы мо жет быть приближенно определен по формуле
ь т= m g K - ^ - д б . |
(6 6 ) |
Здесь К — коэффициент подобия для выпускных систем с турбиной без заглушающих устройств. При выполнении расчетов применительно к тракторным двигателям со стандартными турбокомпрессорами (работа в зоне ма ксимального к.п.д.) его значение может быть принято равным 6,5-ІО2.
В шуме процесса впуска без заглушающих устройств шум вращения при работе центробежного компрессора обычно не проявляется (см. рис. 24). При работе двига теля с большими нагрузками в высокочастотном шуме впуска преобладают вихревые шумы и шумы от неодно
101
родности потока, которые хорошо заглушаются комплек том воздушных фильтров.
Построение ориентировочного спектра шума выпуска двигателя с турбонаддувом при работе без заглушающих устройств может быть выполнено следующим образом. Вначале рассчитывается спектр низко- и высокочастот ного шума, как для обычного выпускного тракта, без учета уменьшения шума турбиной. Затем полученный спектр смещается вниз по графику на величину, опреде ляемую по формуле (55). Уровень звукового давления сиренного шума определяется по формуле (56).
При обычных скоростях вращения турбокомпрессоров тракторных двигателей порядка 40000—60000 об/мин тональные составляющие по частоте выходят за преде лы нормируемого диапазона и располагаются в октавной полосе со среднегеометрической частотой 16 кГц. По имеющимся данным [18], безопасный уровень звукового давления на рабочем месте на частотах 16—18 кГц со ставляет 85—90 дб. Исходя из этого, могут быть опре делены необходимые характеристики заглушающих устройств сиренного шума.
Вентиляторы системы охлаждения. В спектре шума вентиляторов системы охлаждения двигателей наблюда ются полосы частот, в которых уровни звукового давле ния соизмеримы с уровнями излучений главных источни ков шума на тракторах. Поэтому при выполнении аку стических расчетов особый интерес представляет определение частотного диапазона и уровней максималь ных излучений при работе вентиляторов.
На тракторных двигателях применяются преимущест венно осевые вентиляторы, создающие воздушный поток со скоростями до 50—60 м/с. Излучаемый ими шум по характеру возмущения можно разделить на следующие составляющие:
шум вращения; шум от неоднородности потока; вихревой шум; механический шум.
Шум вращения возникает от силового воздействия ло пастей вентилятора на воздушную среду. Максимум на правленности этого шума — под углом ~ 1 1 0 ° к оси вен тилятора, а минимум — по его оси [33]. Частота шума вращения определяется из выражения (5).
102
Шум от неоднородности потока возникает в резуль тате турбулентных пульсаций набегающего потока и осо бенно проявляется при наличии направляющего аппара та у вентиляторов двигателей воздушного охлаждения. Этот шум имеет одинаковую природу с вихревым шумом и подчиняется одним и тем же законам.
Частота наиболее интенсивного вихревого шума явля ется частотой срыва вихрей, зависящей от скорости по тока и поперечных размеров лопастей:
/8 = Sh — ^---- k Гц, |
(57) |
b sin а |
|
где Sh — число Струхаля; b — поперечный размер лопа сти; а — угол установки лопастей; k —l, 2, 3, ... Для плос ких лопастей по аналогии с пластинами Sh = 0,18-—0,2.
Максимальные уровни в спектре вихревого шума имеют первые гармонические составляющие, хотя его спектр сплошной в широком диапазоне частот.
Механический шум, составляющие которого кратны частоте вращения вентилятора, зависит от качества изго товления, балансировки, зазоров в подшипниках и т. п. У современных тракторных двигателей в результате про водимой балансировки в динамическом режиме механи ческие шумы вентиляторов не велики.
При расчете уровней шума различных вентиляторов обычно пользуются закономерностями и формулами, по лученными Е. Я- Юдиным [8 , 6 6 ]. Звуковая мощность вихревого шума, превалирующего в общем шуме венти ляторов тракторных двигателей на высоких частотах, определяется по формуле
Рв = к |
u6D2, |
(58) |
с3 |
|
|
где X — коэффициент, учитывающий форму лопастей, на |
||
правление потока и аэродинамические критерии |
Рей |
|
нольдса и Маха; и — окружная |
скорость крыльчатки; |
|
D — диаметр крыльчатки; р и с |
— соответственно |
плот |
ность и скорость звука в воздухе. При выполнении ори ентировочных расчетов применительно к вентиляторам, распространенным на тракторных двигателях, можно принимать х = (8-7-11) • ІО-5.
Уровень звукового давления шума вращения венти ляторов часто выделяется в спектрах над остальным шу
103
мом на 6 — 8 дб. Его можно приближенно рассчитать по формуле, полученной на основании закономерностей, установленных Л. Я- Гутиным и А. Демингом:
|
6+ "Т т |
|
LBP = |
lO lg/С я— -------дб, |
(59) |
|
г2 |
|
где и — окружная |
скорость крыльчатки, м/с; |
т — число |
лопастей; г — расстояние от центра крыльчатки, м. При менительно к расчету вентиляторов тракторных двигате лей К п = (1 -е З) • 10~7.
Из формул (58) и (59) видно, что основным факто ром, влияющим на шум вентиляторов, является окруж ная скорость крыльчатки и для уменьшения шума необ ходимо стремиться ее уменьшить. При сохранении заданной производительности вентилятора и параметров охлаждения двигателей это достигается главным обра зом за счет уменьшения скорости вращения крыльчатки при увеличёнии числа лопастей, площади радиатора и некоторого увеличения диаметра крыльчатки. Уменьше ние шума вентиляторов двигателей воздушного охлажде ния достигается также за счет уменьшения неоднородно сти потока путем соответствующего подбора числа лопа ток направляющего аппарата (zn.a>zK), параметров и места установки защитных решеток [38].
10.Определение характеристик шумов механического происхождения
Сточки зрения акустических расчетов главные источ
ники шумов механического происхождения — двигатели и силовые передачи являются наиболее сложными. Стро гий математический расчет их излучений практически невозможен из-за весьма ограниченных возможностей определения расчетным путем механического импеданса (см. выражение (24)) таких сложных по конфигурации деталей, как блоки и головки цилиндров, корпусные де тали трансмиссии и т. п., которые являются основными излучателями воздушного шума. В лучшем случае в ре зультате упрощений, например при представлении их в виде комплекса осцилляторов [16], удается в первом приближении определить границы диапазона частот наи-
104