ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
большей акустической активности. Поэтому в практике борьбы с шумами на транспортных средствах с двигате лями внутреннего сгорания и механическими трансмис сиями при расчетах шумовых характеристик этих источ ников применяют принципы подобия и упрощенные эмпирические зависимости.
Двигатели. Анализ результатов экспериментальных исследований воздушного шума тракторных двигателей показывает, что основная зона акустических излучений сосредоточена в октавных полосах 0,5; 1; 2 и 4 кГц с пре валирующими уровнями в октавах 1 или 2 кГц, т. е. из лучения являются высокочастотными, определяющими корректированный уровень звукового давления и звуко вой мощности. В этом диапазоне частот отмечается наи большая акустическая активность корпусных деталей (см. рис. 41), а излучаемый шум является следствием импульсных возмущений (см. табл. 7) от газовых сил при сгорании топлива в цилиндрах и ударов при перекладке поршней, выборе тепловых зазоров и посадке клапанов в гнезда, пересопряжении зубьев в механизме распреде лительных шестерен. Все эти возмущения имеют широ кий высокочастотный спектр.
Низкочастотные излучения, обусловленные гармони ческими и полигармоническими возмущениями от инер ционных и газовых сил, в общем шуме двигателей не ве лики. Это объясняется низким акустическим к.п.д. тракторных двигателей как излучателей низкочастотных звуков, поскольку их линейные размеры в этих случаях значительно меньше длины излучаемых волн. В спектрах звуковых вибраций двигателей, наоборот, низкочастот ные составляющие от названных возмущений по уровням амплитуд обычно превалируют над высокочастотными (см. рис. 16). Их распространение на детали с большими поверхностями (облицовки, панели кабины) приводит к увеличению низкочастотного шума на тракторах.
На основании анализа модели I (см. параграф 6 ), выражений (22) — (24) и опытных данных уровень вы сокочастотных акустических излучений тракторных дви гателей можно выразить функцией следующих основных параметров:
L = Ф(п, рі, Ѵа, М), |
(60) |
где п — число оборотов коленчатого вала в единицу вре мени; рі — среднее индикаторное давление; Ѵл — лит
105
раж двигателя (полный рабочий объем цилиндров); М — масса двигателя. Первые две переменные характеризуют эффективные показатели двигателя и в определенной степени возмущающие силы, а последние — его размер ные и весовые показатели, которые во многом опреде ляют акустическую активность конструкции.
Из известных эмпирических зависимостей для расче та характеристик шума дизельных двигателей, предло женных у нас в стране и за рубежом [25, 52, 70, 71], наи более полно отвечает функции (60) формула ЦНИДИ для расчета общего уровня звукового давления на рас стоянии 0,5 м от корпусных деталей двигателя
Ьлв = 8,32 lgD2'3«3'1/ + 20 lg Q + 35 дб, |
(61) |
где k — коэффициент, учитывающий конструктивные осо бенности дизеля (для рядных двигателей k = \, для Е-образных &= 0,75); D — диаметр цилиндра, м; п — число оборотов в минуту; і — число цилиндров; Q — ко эффициент, учитывающий возмущение от газовых сил.
Значение коэффициента Q рекомендуется определять из выражения
Q =
Здесь ре— среднее эффективное давление, кгс/см2; г — коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей z = 0 ,5, а для двухтактных z= 1 ).
Формула (61) получена на основании анализа стати стических данных по судовым дизелям. Ее применение для расчетов воздушного шума тракторных дизелей дает существенно завышенные результаты (на 5— 8 дб), т. е. применительно к тракторным дизелям требуется коррек тирование постоянных в формуле, поскольку в ней не учитываются весовые соотношения.
Учитывая функциональную зависимость (60) акусти ческих излучений двигателей от механических и газоди намических возмущений, средние уровни шума однотип ных двигателей могут быть определены из выражения
(6 2 )
106
где L0, п0, |
Pi0, |
m Vo — соответственно средний уровень |
шума, частота |
вращения, среднее индикаторное давле |
|
ние, масса, |
отнесенная к рабочему объему эталонного |
|
двигателя |
данного типа; Ьяв, п, ри тѵ — соответствую |
щие параметры двигателя; а, Ь, с — постоянные для дан ного типа двигателей.
На основании анализа результатов эксперименталь ных исследований шума тракторных дизелей автором были определены значения постоянных а, Ь, с в выраже нии (62) и получена формула для расчета среднего уров ня шума тракторных дизелей на расстоянии 1 м от кор
пуса |
ГДЕ = В +10 (lg пар \— lg ту) . |
|
|
|
|
или |
_ |
|
|
І (л)да- 5 - 1 0 (lg n3/>?’55 - lg mir-5) дбА, |
(63) |
где В — постоянный член (5 = 31 дбА)\ п — число оборо тов в минуту; рі — среднее индикаторное давление, МПа\ тѵ — масса двигателя, отнесенная к рабочему объему (литражу), кг/л.
Значение постоянного члена В в формуле (63) опреде ляется из выражения
В = 10(clgm^ 0 — ö lg « 0 — &lgp(f) + Z(A),дбА.
Формула (63) дает хорошее совпадение рассчитанных по ней и полученных экспериментальным путем средних уровней шума четырехтактных тракторных дизелей, включая двигатели воздушного охлаждения (см. табл. 6 ). При этом расчет может быть выполнен для любого ско ростного и нагрузочного режима работы двигателя.
Для построения ориентировочных спектров высоко частотных излучений тракторных дизелей от газодина мических и механических возмущений может быть ис пользован усредненный относительный спектр, приведен ный на рис. 51. Уровень звукового давления в октавной
полосе Li = L(А)дв—АLj, где L(A)rb— средний уровень шу
ма, определяемый по формуле (63).
Переход от средних уровней звукового давления на расстоянии 1 ж от двигателя к уровням звуковой мощ ности на опорном радиусе эквивалентной полусферы, равном 1 м, необходимый для выполнения различных
107
акустических расчетов, может быть выполнен по фор муле
Lp — LRB -)- 10 lg |
(/ -j- 2)(b ~r 2h -f- 4) дб, (64) |
где l, b, h — соответственно длина, ширина и высота кор пуса двигателя, м.
Рис. 51. Осредненный относительный спектр для построения октав ного спектра шума двигателя
В тех случаях, когда известны параметры вибраций двигателя, для расчета мощности акустических излуче ний В. Н. Луканиным [38] предложена формула
|
р = |
Р |
cSQfW |
У |
pcs,о*, |
(65) |
|
|
|
2 |
|||||
|
|
|
|
с |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где 5 |
и S{ — соответственно |
общая |
поверхность двига |
||||
теля |
и ее і-й участок; |
и и Ѵг — скорость колебательного |
процесса двигателя на подвеске и t-го участка его поверх ности.
Первый член формулы характеризует низкочастот ную составляющую акустической мощности, излучаемой при колебаниях двигателя на подвеске, а второй — t-м участком поверхности. Один из членов формулы, отно сящийся к впускной системе двигателя, здесь опущен.
Следует отметить, что на этапе проектирования опре деление скорости колебательного процесса отдёльных участков поверхности двигателя сопряжено с теми же трудностями, что и при определении общей функции преобразования возмущений в акустические излучения.
Расчет параметров низкочастотных вибраций трак торных двигателей и остова трактора под действием сил
108
и моментов (гармонические и полигармонические возму-1 щения) может быть произведен разными методами, при' анализе колебательной системы двигателя и трактора. В последнее время применительно к дизелям такая зада-1 ча решается методом импедансов [3, 4], который широко1 используется для решения задач колебательного движе ния механических систем.
Трансмиссии. На сельскохозяйственных тракторах наиболее распространены механические шестеренчатые' силовые передачи. Универсальность тракторов вызывает необходимость применения сложных многоступенчатых' передач. Достаточно сказать, что число ступеней перед него хода у них достигает 12—18, а количество пар зуб-' чатых зацеплений, одновременно передающих поток мощности к ведущим колесам,— 5—7 (без учета шесте рен дифференциала, многоколесных и других приводов); Разнообразие кинематических, схем и конструктивного' исполнения трансмиссий осложняют их классификацию с точки зрения акустических признаков и тем более акусти-’ ческий расчет.
Звуковые излучения силовой передачи являются след ствием работы зубчатых зацеплений, подшипников, изгибных и крутильных колебаний валов. Главными источ никами возмущения звуковых колебаний являются зуб
чатые зацепления. |
•> |
При работе зубчатых |
передач можно выделить три |
основных вида взаимодействия зубьев, обусловливаюіЩих возникновние звуковых колебаний: -
циклические нагрузки без разрыва контакта между зубьями (толчки);
удары между зубьями при наличии зазоров; относительное скольжение рабочих поверхностей. Перечисленные взаимодействия носят импульсный
характер. При изготовлении зубчатых передач с высокой точностью без зазоров, в том числе и при двухпарном зацеплении, это обусловлено упругими деформациями зубьев и перераспределением нагрузок при входе и выхо де их из зацепления. При относительном скольжении рабочих поверхностей импульсы возникают из-за измене ния направления тангенциальных сил трения на ѳкруж-' ности качения.
Продолжительность силовых импульсов при переСо-1 пряжении зубьев шестерен трансмиссии не велика, осо-
ш