ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ры, как масса кабины, моменты инерции и коорди ната h, заданы, поэтому подбирать частотные характери стики приходится за счет изменения упругих характери стик амортизаторов сх , cY, cz и координат их крепления а и ft. В последнем случае условия 2а = 0иЕЬ = 0 должны сохраняться. Для связных форм колебаний выполнение основного условия амортизации достигается путем соот ветствующего подбора и последовательного приближе ния упругих характеристик.
Из формул (104) и (105) видно, что выбор одной из частотных характеристик (даже независимых колеба ний) накладывает ограничения на выбор остальных. В тех случаях, когда зона для частот свободных колеба ний является узкой, в первую очередь должны быть обес печены частотные характеристики кабины в направле нии действия главных возмущающих сил — в направле нии оси У, в плоскости YOX, а затем по возможности и все остальные.
При анализе колебаний кабины на упругой подвеске считалось, что колебательная система является вполне определенной: масса кабины, координаты центра тяже сти и моменты инерции заданы и являются постоянными. Этому допущению ближе всего соответствуют конструк ции кабин сельскохозяйственных тракторов с жестким каркасом при независимой подвеске сиденья водителя к остову трактора. Чаще сиденье устанавливают на полике кабины, а масса водителя может быть различной. В этих случаях инженерные расчеты должны выполнять
ся с учетом массы среднего |
водителя |
(75 кг), т. е. за |
массу т в расчете следует |
принимать |
массу непосред |
ственно кабины оо всем размещенным оборудованием и водителем.
Что касается принятого в начале анализа допущения о совпадении главных осей инерции с координатными ося ми, то оно обычно справедливо лишь для осей X,- и X (рис. 79, а), поскольку тракторные кабины чаще всего симметричны относительно плоскости YOZ. Главные оси инерции Yj и Zj обычно не совпадают с координатными осями Y и Z. Если угол <р между осями У3- и У не превы шает 15—20°, то принятые допущения не вносят сущест венных погрешностей в расчет. При больших значениях угла более точный расчет частотных характеристик и выбор необходимой жесткости амортизаторов могут быть
171
выполнены, если брать направления жесткости парал лельными направлениям главных осей и в расчет вводить моменты инерции относительно главных осей. Это равно сильно допущению, что кабина и амортизаторы повер нуты на угол ф относительно центра тяжести.
Определение суммарной массы кабины с имитирован ной массой водителя и координат центра тяжести прак тических трудностей не представляет. Для определения моментов инерции и направления главных осей автором
применялся метод раскачивания. Кабина при этом уста навливается с одной стороны на призмах или конусах (рис. 80), а с другой подвешивается на пружине, жест кость которой известна. Момент инерции относительно оси качания подсчитывается по формуле
сРТ2 |
кг-м2, |
(106) |
Іх = ——— |
||
4л2 |
|
|
где с — жесткость пружины, Я/лг; I — расстояние от оси подвески до оси качания, м; Т — период одного колеба ния, с.
Момент инерции кабины относительно оси, параллель ной оси качания, вычисляется по формуле
/ = / х — тЯгкг-мг, |
(107) |
172
где т — масса кабины, кг; R — расстояние от оси кача ния до центра тяжести, м.
Таким путем определяются моменты инерции относи тельно всех центральных координатных осей. Для расче та направления главных осей аналогичным путем опре деляется дополнительно момент инерции относительно оси Yv, расположенной в плоскости YOZ под углом 45° к
оси Y. Угол наклона главных осей |
инерции Y/и Zj рас |
|
считывается по формуле |
|
|
tg 2ср = 2Іу — (Іу + |
Iz) |
t |
I у — jz |
|
|
где IY и Iz — моменты инерции относительно центральных осей Y и Z.
Значения главных моментов инерции Іу и Iz вычисля ются по формулам
Гу = —— [Іу -г Iz — (Іу — Iz) s e c 2ф],
(108)
I'z — |
[Iу |
Iz T" (Іу — Iz) sec2ф]. |
16.Характерные конструкции упругой подвески кабин
ирезультаты исследований
Амортизаторы. Для упругой подвески тракторных ка бин используются различные по конструкции резино-ме таллические амортизаторы. Применение упругих элемен тов из резины обусловлено их преимуществами по срав нению с металлическими. Упругие характеристики в направлении различных координатных осей у резиновых элементов сочетаются с хорошими демпфирующими и виброизолирующими свойствами на высоких звуковых ча стотах, поскольку акустическое сопротивление резины примерно в 400 раз меньше, чем стали. Поэтому в отличие от стального резиновый элемент одновременно выполняет функции упругости, демпфера и звукоизолирующей про кладки.
Характерные конструкции резино-металлических свар ных амортизаторов для упругой подвески тракторных ка бин показаны на рис. 81, а наиболее распространенные
173
174
-кронштейн кабины; 2—резиновый элемент; 3—кронштейн остова; 4—дополнительная подушка; 5—ограничительная трубка; 6—стяжной болт
Т а б л и ц а 11
Технические характеристики резин на основе натурального каучука для амортизационных деталей
|
|
|
|
|
Относи |
Относи |
|
||
|
М арка р е |
Т вердость |
Предел |
тельное |
тельное о с |
Интервал р а |
|||
Группа |
по ГО С Т |
прочности |
удлинение |
таточное |
|||||
зиновой |
удлинение |
бочих темпера |
|||||||
резины |
смеси |
263—53 |
при |
разры при р азр ы |
после |
р аз |
тур, °С |
||
|
(по Ш ору) |
ве, |
М Н /м 2 |
ве, % не |
|
||||
|
|
|
|
|
менее |
рыва, |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
не более |
|
||
|
56 |
45—60 |
10,0 |
450 |
32 |
|
|||
|
3949 |
45—60 |
15,0 |
500 |
30 |
( - 4 5 ) - |
|||
|
3703 |
65—80 |
16,0 |
350 |
35 |
||||
|
3701 |
35—50 |
20,0 |
500 |
15 |
(+80) |
|||
|
3311 |
30—45 |
15,0 |
700 |
25 |
|
|||
|
ВИАМ-2 |
35—50 |
17,0 |
600 |
32 |
|
|||
|
1847 |
35—50 |
16,0 |
600 |
32 |
( — 4 0 ) |
|||
VI |
2959 |
45—60 |
16,0 |
500 |
32 |
||||
( + 8 U ) |
|||||||||
|
2462 |
65—80 |
10,0 |
300 |
30 |
||||
|
|
марки резин на основе натурального каучука, применяю щиеся для их изготовления, приведены в табл. 11 [47].
С металлом арматуры, изготавливающейся из низко углеродистых сталей, резина соединяется в процессе вул канизации. Для получения надежного соединения поверх ности арматуры обрабатываются по низкому классу чистоты (до ѴЗ) и подвергаются латунированию электро химическим осаждением. Наносимый слой латуни со ставляет (1,2+5) • ІО-3 мм. Технология изготовления сварных резино-металлических амортизаторов на специ ализированных заводах в настоящее время достаточно обработана. Срок их службы, ограниченный старением резины, достигает 4—5 лет.
У амортизаторов «типа шайбы» (рис. 81, а) резино вый элемент основной подушки в статическом положении работает на сжатие, а у амортизаторов, приведенных на рис. 81, в,— на сдвиг. Сложные деформации прй статиче ском нагружении испытывает резиновый элемент у амор тизаторов, представленных на рис. 81, б. В процессе ра боты, т. е. в динамическом режиме, нагрузки и деформа ции упругих элементов всех приведенных амортизаторов носят сложный характер.
Амортизаторы «типа шайбы» (трактор МТЗ-80) отли чаются простотой конструкции, расчета и изготовления.
175
Наличие изолированного стяжного болта обеспечивает надежное крепление кабины на основе трактора. Расчет ная предварительная затяжка амортизаторов ограничи вается посредством втулки. Основной недостаток таких амортизаторов — относительно низкая жесткость основ ной подушки при работе на сдвиг (в горизонтальной пло скости), что обусловлено более высоким значением мо дулей упругости резины при сжатии, чем при сдвиге. Упругие характеристики основной подушки амортизато ра, приведенного на рис. 81, а, связаны с ее размерами следующими зависимостями:
жесткость при сжатии
ск = E ljL MHJM', |
(109) |
жесткость при сдвиге
сх — — МН/м, |
(ПО) |
тде су и сх—жесткость при сжатии и сдвиге соответст венно; £’у и G — модули упругости при сжатии и сдвиге, МН/м2; F — площадь нагру женной поверхности, м2; h — высота резинового элемента, м.
Модуль упругости при сдви ге определяется техническими характеристиками резины как материала (рис. 82). Посколь ку резина практически несжн-
Рис. 82. Зависимость модуля упруго сти резины при сдвиге от твердости по ГОСТ 263—53 (по Шору)
маема и упругие характеристики при сжатии элементов обусловлены ее перетеканием и выпучиванием в сторону ненагруженных поверхностей, модуль при сжатии зависит также от формы амортизатора и способа соединения ре»
176
зины с арматурой. Для сварных амортизаторов модули при сжатии и сдвиге связаны соотношением
Еу = 60(1 + Ф2), |
(111) |
где Ф — фактор формы, определяемый как отношение нагруженной поверхности (одной) резинового элемента к ненагруженной. Для круглых подушек с отверстием
|
D — d |
(112) |
|
4h |
|
Здесь D — наружный диаметр, а |
|
|
d — диаметр отверстия. |
|
|
Низкая жесткость при сдвиге |
|
|
амортизаторов, |
приведенных на |
|
рис. 81, а, накладывает свои огра |
|
|
ничения на выбор упругих харак |
|
|
теристик сжатия, так как при |
|
|
Рис. 83. Схема виброизоляции с наклон |
|
|
ными |
опорами |
|
' 1 ; Ѵ.'К
слишком большой податливости амортизатора при сжа тии он оказывается еще более податливым при сдвиге.
Для того чтобы кабина, установленная на амортиза торах, представленных на рис. 81, а, с заданной малой жесткостью при сжатии не имела бы больших горизон тальных перемещений относительно остова при резком торможении, разгоне и тряске, на основные подушки мо гут устанавливаться специальные ограничительные ста каны или применяется конструкция подвески кабины с наклонными опорами (рис. 83).
Отличительной особенностью амортизаторов, приве денных на рис. 81, в (трактор ZETOR CRYSTAL 8011), является меньшая жесткость в вертикальном направлении (при сдвиге) по сравнению с жесткостью в горизонталь ной плоскости. В последнем случае амортизатор работа ет как втулка при радиальном нагружении — резиновый элемент испытывает сложные деформации сжатия, рас-
12. Зак. 735 |
т |