Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Допуски, приведенные в табл. 21, являются наиболее же­ сткими; практически совпадение всех неблагоприятных факторов, снижающих точность съемки кривой, — явление чрезвычайно редкое; вероятность его не превышает 0 , 1 % .

Наконец, при больших углах поворота (р > 2 0 ° ) кривая чаще всего помещается на одном аэроснимке; при этом допуски могут быть увеличены, как это показано в табл. 20.

Наиболее желательной является аэрофотосъемка с гпростабплизировапиой установки.

Из факторов, искажающих изображение кривой, отметим совместное влияние дисторсии аэрофотосъемочного объектива, неравномерной деформации и невыравнивания фильма, смещения (смаза) изображения, явлений рефракции и др.

 

Т а б л и ц а 22

 

м

 

 

 

1000

 

0,012

 

2000

' v

0,006

 

3000

 

0,004

Рис.

5000.

 

0,003

33

 

 

На рис. 33 Да

и Ab — линейная дисторсия

изображения,

вызванная совместным влиянием перечисленных факторов в точ­ ках А и В кривой.

Угловое смещение отрезка АВ

равно

 

 

 

дрв

Дй— Да

Р •

(8.5)

 

 

АВ

 

 

Обозначив Ab — Да

ц, получим

 

 

 

 

 

 

(9.5)

так как АВ = 2-10-'

ТО

 

 

 

М

 

 

 

 

2-Ю4 Aft'.

(10.5)

р'М

 

Как было установлено выше, предельная величина Др' не должна превышать 2', в соответствии с чем получаем расчетную формулу

12

мм.

(11.5)

М

Подставляя в выражение (11.5)

различные значения М,

полу­

чим значения и (табл. 22).

7J


Практическое достижение такой точности построения изобра­ жения затруднено из-за влияния неравномерной деформации и невыравнпвапия фильма, случайных смещений отдельных уча­ стков эмульсионного слоя и т. д.

В результате совместного влияния этих факторов элементар­

ный отрезок АВ

перемещается в А'В', соответственно чему дирек-

ционнын угол а

приобретает новое значение а'.

 

 

t r r

„« _

(.'/& + %) — U/a + 6у0)

,,,

 

**а

~

{*ъ + Ьхь)-(ха + 8ха) '

(и-°>

где 5z/b, ь, 8ха, 8уа — искажения координат точек А и В, обу­ словленные дисторспей изображения вследствие неравномерной деформации фильма.

Т а б л и ц а 23

Допустимые величины певыравннваннн пленки, мм

Масштаб

снимка

 

/fc=200 мм

//< = 100 мм

1

: 1000

0,012

0,006

1

: 2000

0,000

0,003

1

: 3000

0,004

0,002

1

: 5000

0,001

0,001

Ряс. 34

Выразив коэффициент деформации вдоль координатных осей

снимка Кх и Ку через а = хаКх\

 

Ьхь

=

хьКх и т. д., вместо

(12.5) получим

 

 

 

К у—К

 

 

 

t g a ' — tga = tga

г

(13.5)

 

 

*

+

к

Так как a' — a =

АВ, по малости угла АВ получим

 

 

A B ^ p ' t g a - ^ L - g L

 

(14.5)

 

АВ

р* t

 

 

 

 

 

Приняв Ку = QKxi

будем иметь

 

 

 

 

 

 

 

Aft»~

/ч" +г, г,

Кх (8 — 1 )

(15.5)

 

АР - Р

*ge

^ К

х

 

 

 

 

д р « ~ P l M g * ( B _ l ) ,

(16.5)

где 0 — коэффициент разностной деформации. Решив

(16.5) отно­

сительно 0, получим

А Р ' ( 1 + ^ )

 

 

 

 

 

 

 

L

 

( 1 ? 5 )

 

 

Р tg

аКх

 

 

 

 

72


Для

современных

отечественных

сортов аэропленки

Кх

«=«0,003.

Положив,

как

принято

выше,

АВ = 2 ' при

а = 45°,

получим

6

1,12;

Ку

=

0,003 х

1,12

=

0,004.

 

Как видим, разностная деформация аэрофильма не должна превышать 0,04%, а при увеличении допустимого искажения дирекциониых направлений до 3' эта величина может достигать

—0,06%.

Рис. 35

Рис. 36

Схема смещения элемента изображения точки Ъ за невыравипвание пленки показана на рис. 34. Из этого рисунка следует, что

8 & ~ - f ,

(18.5)

где А — величина неровности относительно фокальной плоскости, обусловленная недостаточным выравниванием пленки; г — от­ стояние элемента изображения от главной точки снимка; // ; — •фокусное расстояние аэрофотоашгарата.

При 5b - ым согласно (11.5) получим допустимые вели­

чины провисания (невыравнивания) пленки,

приведенные

в табл. 23.

 

На рис. 35 аЪ — хорда кривой, оа и оЪ — лучи,

проведенные

из главной точки снимка *. Поскольку смещение точек, вызванное

.невыравниванием пленки, происходит вдоль линий оа, ob,

формула

(18.5) примет вид

 

6b = - ^ - s i n 8 ,

(19.5)

где 6 — угол между элементарной хордой и радиусом-вектором, проведенным из главной точки аэроснимка.

* Снимок полагаем горизонтальным.

73


 

 

 

Т а б л и ц а 24

 

 

Допустимое невыравип-

Масштаб

вапие пленки, мм

 

 

снимка

 

1к= 100 мм

 

 

/ Л = 2 0 0 мм

1

: 1000

0,04

0,02

1

: 2000

0,02

0,01

1

: 3000

0,01

0,005

1

: 5000

0,003

0,003

;Как показано на рис. 36, для хорд 1—2 и 6—7, расположенных на краю аэроснимка, углы 0 не больше 20—25°, вследствие чего допуски на невыравниваиие, приведенные в табл. 23, могут быть увеличены в 2—3 раза, в соответствии с чем отклонения толщины пленки и ее провисание не должны превышать следующих величин (табл. 24).

А

Рис. 37

Менее благоприятный случай имеет место, когда хорда рас­ положена нормально к лучам (хорда S9 показана пунктиром); однако смещение изображения в этом случае ограничивается допусками, приведенными в табл. 22.

Кроме того, следует принять во внимание, что двадцатиметро­ вая хорда изображается на снимках масштаба 1 : 3000—1 : 5000 отрезками длиной 4—7 мм, соизмеримыми с зоной невыравни­ вания. Смещение всех промежуточных точек между а и Ъ (см. рис. 35) не оказывает влияния на результат измерения.

Допуски, приведенные в табл. 24, могут быть несколько уве­ личены. Влияние невыравнивания следует по возможности ослаблять, выполняя аэрофотосъемку так, чтобы ось снимаемого пути совпадала с осью съемочного маршрута. При этом лучшие результаты могут быть получены при аэросъемке аппаратами,

74