Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в которых выравнивание пленки производится прижимом ее к плоскопараллельной стеклянной пластине.

Возвращаясь к условию (6.5)—(7.5), можно заметить, что сделанные замечания относятся и к влиянию радиальной дисторсии.

С этих позиций требования табл. 22 выполнимы постольку, поскольку величина (х является ни чем иным как разностью ради­ альной дистории в точках, ограничивающих элементарную хорду.

Существенное влияние на точность съемки кривой способом угловых измерений оказывают погрешности определения положе­ ния съемочных точек на аэроснимке.

На рис. 37 а и а' — истинное и смещенное положения съемоч­

ной

точки; Аср центральный

угол,

соответствующий

величине

смещения а а'

=

AL

 

 

 

 

 

 

Из рисупка следует, что

 

Мр'

 

 

 

 

 

 

Лф':

 

 

(20.5)

 

 

 

 

 

 

 

Так

как ?•

Ю3Л

, то

 

 

 

 

 

 

 

 

м

Дф' =

А Ш р '

 

 

 

(21.5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m _

Мр'

мм.

 

(22.5)

Приняв, согласно условию (7.5), Дф' ^

2',

получим

 

 

 

 

. ,

2 • 103 ЛЫ

 

 

(23.5)

 

 

 

 

w - мм.

 

 

 

 

 

дг =

 

 

 

Величины

Д^,

вычисленные по формуле

(23.5),

приведены

в табл. 25.

 

 

 

 

Т а б л п ц а 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустимые смещения

съемочных

 

 

 

 

 

 

точек, мм

 

 

 

 

 

 

 

Масштабы

снимков

 

 

 

 

 

1 : 2 0 0 0

 

1 : 3 0 0 0

 

i : 5000

 

 

 

250

0,07

 

0,05

 

0,03

 

 

 

500

0,15

 

0,10

 

0,06

 

 

 

1000

0,30

 

0,20

 

0,12

 

 

 

2000

0,60

 

0,40

 

0,20

 

 

 

4000

1,15

 

0,80

 

0,40

 

Как видно из табл. 25, по условию соответствия углов поворота элементарных хорд положение съемочных точек при малых ра­ диусах снимаемых кривых и масштабе аэроснимков 1 : 2000

75


должно быть определено с точностью ±0,1 мм. При переходе к аэроснимкам более мелких масштабов (1 : 3000—1 : 5000) тре­ бования к точности определения положения пикетов возрастают.

Следовательно, точность определения пикетных точек на снимке должна соответствовать масштабу аэросъемки и радиусам снимаемых кривых.

Определение положения пикетов на аэроснимках различными графическими методами выполняют с точностью около 0,2 мм (в масштабе снимка); в табл. 25 даны жирным шрифтом числа, меньшие этой величины. Они относятся к случаям, когда пикетные точкп необходимо определять с точностью, превышающей точность графических построений.

Можно, в частности, осуществить перенос пикетов с фото­ плана фотомеханическим способом, обеспечивающим точность 0,1—0,08 мм (достаточную для кривых R S& 500 м).

Наибольшую сложность представляет точный перенос пикетов при R 500 м. Здесь возможны следующие приемы:

а) маркировка пикетных точек на местности перед воздушным фотографированием;

б) аналитическое определение координат пикетных точек (в си­ стеме снимка) по данным привязки пикетов в патурё к местным предметам, четко обозначенным на аэроснимке.

Эта задача может быть решена двумя способами: монокулярно па одиночных аэроснимках и методом пространственной фото­ триангуляции. Во втором случае необходим переход от простран­ ственных координат в системе модели к плоским координатам точек на левом и правом аэроснимках.

Располагая способы определения пикетных точек на аэро­ снимках по степени точности, получим следующий перечень:

1)маркировка пикетов на местности;

2)привязка пикетов;

3)определение пикетных точек методами пространственной триангуляции;

4) фотомеханический перенос пикетных точек на аэроснимки

сфотоплана;

5)графический перенос пикетов с фотоплана;

6)графический перенос пикетных точек с фотосхемы.

Если первые три способа по каким-либо причинам невозможно' применить, съемку кривых малых радиусов (R =S 500 м на сним­ ках масштабов 1 : 3000—1 : 2000; R s= 1 : 1000 — масштаба 1 : 5000) следует выполнять способом линейных и угловых изме­ рений.

Общая ошибка определения положения съемочной точки на одиночном аэроснимке определится как *

то? = m\i -\-т\1<

(24.5)

* Во всех случаях положение съемочных точек определяется относи­ тельно ближайших пикетов.

76


где mu — средняя

квадратическая ошибка

положения пикета;

?Uoi — средняя квадратическая

ошибка положения съемочной

точки относительно

ближайшего пикета.

 

Величина этих

ошибок в

значительной

мере определяется

способом нанесения пикетных точек и характером продольного профиля пути.

На станциях уклоны путей обычно не превышают ± 2 ° / 0 0 (10'). В этом случае разбивку пикетажа (относительно опорных пикет­

ных точек) выполняют на фотоплане.

 

аэро­

Суммарный остаточный

наклон трансформированного

снимка не превышает ± 1 0 ' ; с учетом влияния

уклона путей его

величина составит ± 2 0 ' .

Предположив, что

направление

хорд

совпадает с главной вертикалью аэроснимка (т. е. рассматривая

наименее благоприятный

случай), и воспользовавшись форму­

лой

[3]

 

 

 

 

1

= U k — ••csinoQg

 

(05 5)

 

Мв

Hjk

'

'

где

Мп — знаменатель масштаба снимка

на главной

вертикали;

х — отстояние рассматриваемой точки от точки нулевых искаже­ ний; а — угол паклона аэроснимка, получим выражение для относительной погрешности масштаба в данной точке

Для фотоплана а « 3 0 ' ;

при хтах

=

30 мм

для

Д =

200 мм

а м =

±1,002,

для

fk =

100

мм

а м

=

± 1,004.

При этих значениях сгд/ предельные уклонения длины пикетов на аэроснимках различных масштабов определяются величинами, приведенными в табл. 26.

Т а б л и ц а 26

 

Предельные уклонения

 

длины пикета в масштабе

м

снимка,

мм

 

 

 

! k = 100 мм

4 = 200 мм

2000

0,20

0,10

3000

0,15

0,075

4000

0,10

0,05

5000

0,08

0,05

77


Масштабные искажения фотоплана станции не оказывают суще­ ственного влияния на точность разбивки пикетажа и не выходят

за пределы требований табл. 25.

 

 

 

Так как разбивку пикетажа на фотоплане выполняют

графи­

чески

с точностью

0,2—0,3 мм,

то перенос пикетных

точек

с фотоплана на аэроснимок должен удовлетворять условию

 

 

 

 

 

0,ЗЛ/п

(27.5)

 

 

 

 

 

 

•1/с

 

 

 

 

 

 

 

где

тр

— средняя квадратическая

ошибка положения

пикета

на

аэроснимке;

Мп,

Мс — знаменатели .масштабов фотоплана

п аэроснимков;

обычно Мп : Мс

л* 1 : 3.

может

 

Вследствие этого положение пикетов на аэроспимках

быть определено с точностью

 

 

 

 

 

 

 

Мр^

0,1 мм.

 

Практически достижение такой точности возможно при пере­ носе пикетных точек с фотоплана на аэроснимок фотомеханическим способом. Для кривых малых радиусов (R < 400 м) эта,точность недостаточна; в этом случае следует применять маркировку или привязку пикетов.

На перегонах обычно ограничиваются изготовлением фото­ схемы, по которой производят разбивку пикетажа. В этом случае

предельный угол

наклона аэроснимка

следует принять равным

± 3 ° (на линиях

с i

10°/0 0 ) или ±А°

(при больших уклонах).

Пользуясь формулой (26.5), получим выражение для вычисле­ ния средних ошибок длины пикетов, разбитых па фотосхеме:

10°

 

1%

_]MM

(28.5)

т, =- Мс У'2

±

_ — I L

 

 

 

 

или

 

 

 

 

73 800

l"i±

й

1 MM.

(29.5)

т, = • Мс

L

(/ft a ; s i n a ) 2

J

 

Средние квадратические ошибки пц, вычисленные по формуле (29.5) для различных условий, представлены в табл. 27.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 27

 

 

Съемка без гнроустаповкн,

Съемка с гнроустановкп, мм

 

Масштаб

 

мм

 

 

/ft, мм

 

 

 

 

аэроснимка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

10 °/оо

i > 10 °/оо

i < 10 °/оо

i > Ю »/„„

100

1

: 2000

1,18

1,58

0,26

0,63

 

1

: 3000

0,79

1,06

0,17

0,42

 

1

: 5000

0,47

0,63

0,10

0,25

2000

1

: 2000

0,59

0,77

0,11

0,33

 

1

: 3000

0,39

0,52

0,07

0,22

 

1

: 5000

0,23

0,31

0,04

0,13

78


Для съемки с гироустаиовки приняты следующие предельные

углы

наклона аэроснимков: для i 10' а п р = 40'; для i

10'

<хпр =

1°40').

 

Точность разбивки пикетажа па фотосхеме, фотоплане или стереомодели, построенной на универсальном стереоприборе, опре­ деляется характером накопления погрешностей масштаба отдель­ ных звеньев сети, обусловливающих смещение пикетных точек относительно их истинного положения. Расстояние между опор­ ными пикетными точками при построении сетей на универсальных приборах (или при монтаже фотосхемы), например расстояние между искусственными сооружениями, не должно быть большим, чем это обусловлено требованиями табл. 26 и 27 (исходя из усло­ вий равноточиости).

§ 17. Оценка точности съемки кривой

Предельную относительную ошибку вычисления радиуса кри­

вой, вычисленного

по формуле (2.3),

определим из

выражения

 

 

6 Я П Р

=

е (А')пр

+

е(а)пр

(30.5)

 

 

 

 

К

 

 

 

 

где е (А*)Пр и

е ( а ) п р

— предельные абсолютные ошибки измерения

длины К и угла поворота а кривой на аэроснимке.

 

 

В нашем

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ ( А ) п Р =

i Q 3

• е ( а ) п Р = ± 6 ;

 

 

из формулы

(30.5), подставив

значения

 

е (К)пр, е ( а ) п р , а р =

,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ п р %

=

1 0 0

(

^

 

+ 3 - ^ - )

(31.5)

пли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 i ? " P ° / o =

W

(»ЬМС

+ 0,Щ.

(32.5)

При выводе формулы (32.5) было допущено некоторое упро­ щение поскольку предельная ошибка угла поворота принята рав­ ной утроенной расчетной погрешности измерения дирекционного угла шаговой хорды в начале и конце снимаемой кривой.

Помимо этой погрешности, в том случае, когда изображение кривой помещается не на одном, а на нескольких аэроснимках, возникает ошибка, вызванная неточностью взаимного ориенти­ рования соседних аэроснимков. При этом точность взаимного ориентирования идентичных отрезков кривой на соседних снимках определится как

m p = ± - ^ L ,

(33.5)

где т'$ — средняя квадратическая ошибка взаимного ориентиро­ вания одноименных участков кривой, помещающихся на соседних

79