Файл: Постников В.И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

bo

 

 

 

 

 

Точки b0, bu b2

назовем

контрольными,

а интервалы

b0, b{ и

b\, bi могут быть разбиты на какое

угодно большое

число

равноотстоящих точек п.

 

 

 

 

Рассмотрим

конкретные результаты

исследований,

связан­

ных с эталонированием

на образцах,

и сопоставим полученные

кривые, описанные различными методами, с кривыми, получен­ ными по уравнению для у (Ь).

2. Вывод типового уравнения износа

Исследования, проведенные на образцах из различных мате­ риалов, показали, что при эталонировании может быть получено большое количество точек, располагающихся с незначительным их разбросом.

Обработка

полученных результатов

эталонирования

мето­

дом

наименьших

квадратов

(полином

второй

степени)

позво­

лила

получить погрешность

в пределах 2%. Такая погрешность,

если

исходить

из

условий,

что эталонирование

проведено на

различных металлах, безусловно, невелика,

но если

учесть, что

в исследовании получено большое число замеров,

то эта по­

грешность значительно больше, чем допустимо.

 

Рассмотрим результаты обработки полученных замеров при

эталонировании на различных материалах

[см. уравнение для

У{Ь)1

Для получения основных параметров уравнения используем

экспериментальные данные

(табл. 11): 60 = 0; 61 = 100,0; 6 2 = 190;

у (bo) = 100;

=42,5; у(Ь2)

=14,1.

примет следующий вид:

В результате

система уравнений

 

42,5 +

6856,7-а0 =

100 +

100сь-

 

14,1 +

9273,0 • а„ =

100 +

190^.

Решая ее, получаем:

а„ = 0,0062188-сх = —0,148593, на - основании этого вычислим

г=—0,0062188 и у' 0)=—0,148593 — 0,62188 = —0,7704773. Окончательно уравнение кривой эталонирования примет вид:

у (Ь) = 100 + 123,894 [ехр [—0,00622 — 60)] — 1].

Кривая эталонирования получена по выведенному уравне­ нию и представляет собой кривые эталонирования для пяти различных металлов, в числе которых легированные сталь и чугун.

80



Т а б л и ц а 11 Относительная скорость счета в зависимости от величины снятого слоя

Относнтельн ая скорость

счета

N •100,

%

 

 

 

Щ

 

 

Величина снятого

 

теоретическая

 

 

 

 

 

слоя, мкм

 

 

 

 

 

экспериментальная

по методу

наимень­

по

выведенному

 

ших квадратов

 

 

уравнению

0

100

100

100

10

92,49

92,1456

92,551

20

86,36

85,9664

85,551

30

78,84

74,2464

78,869

50

66,76

63,3726

66,976

70

56,48

58,2664

56,298

80

51,49

53,3600

51,401

90

46,84

48,6704

46,875

100

42,50

44,1936

42,621

120

34,08

35,8784

34,864

130

30,74 •

32,0400

31,332

150

24,80

26,0016

24,842

170

19,li

18,8144

19,59

190

14,1

13,4784

14,099

220

7,75

7,0706

7,652

240

4,06

3,8624

3,945

260

2,02

1,5056

1,302

280

0

0

0

Относительная

погрешность

для кривой

эталонирования

составляет 0,3%, в то время как при описании указанной кривой методом наименьших квадратов получается погрешность в пре­ делах 2%.

Аналогичную работу провели для ряда промышленных пред­ приятий, на которых исследовали износ различных деталей двигателей, станков и др.

Данные по эталонированию на образцах из легированного чугуна, изготовленных из материала цилиндровой втулки дви­ гателя 5ДКРН (БМЗ), показывают некоторое несовпадение кривых, что объясняется различными условиями эталонирова­ ния, связанными с работами, проводившимися как в различных лабораториях, так и на различной аппаратуре. Активацию про­ водили дейтронами (£<*= 13,4 Мэв) в вакууме.

Аналогичные кривые эталонирования получены для легиро­

ванной стали ШХ-15,

активированной протонами

с энергией

11,7; 8,9 и 6,85 Мэв

в вакууме. Указанная работа

связана с

изучением условий проведения исследования износа подшипни­

ков малых размеров с высокими оборотами.

 

Для получения типовых эталонных кривых,

которые могли

бы обеспечить проведение работ в различных

условиях, для

6 Зак. 289

81


различных материалов и при активации различными частицами, приведено их описание в соответствии с полученными данными (см. табл. 11).

Полученные эталонные кривые позволяют определить ли­ нейный износ непосредственно на исследуемых деталях. Зави­

симость

падения

относительной скорости

счета от

величины

снятого

слоя —

-100=/ (Ь) в общем

виде

можно

записать

 

 

N •100 = c +

k[erib-b°)

- 1 ] ,

 

 

где с, k,

г — постоянные величины, метод

определения

которых

изложен

выше.

 

 

 

 

 

 

Величину линейного износа определяют, сопоставляя зави­

симости

 

 

 

 

 

 

 

 

- j L . 1 0 0 = /(b)

и

1OO =

L(0,

 

где L (t) —величина, характеризующая относительную скорость счета, измеряемую на детали в процессе работы машины, %.

Функцию L (t) определяют с учетом погрешностей, связан­ ных с фоном (Л'ф) и распадом радиоактивных изотопов.

Сравнивая уравнения, можемч записать

- L(t) = c +

k[exp[r(b-b0)}-\}.

Решая последнее уравнение относительно искомой величины Ь, получаем формулу для определения величины линейного износа исследуемой детали:

 

In

1 + - 1 ( 0 - с

1

b =

b0

 

 

Настоящая формула нашла практическое применение в ра­

ботах, проводимых при

исследовании износа на деталях машин

и механизмов, и использована

такими

организациями, как

Минский экспериментальный научно-исследовательский инсти­

тут машиностроения, Московский станкостроительный

завод

им. С. Орджоникидзе, МВТУ им. Н. Э. Баумана, и рядом

других.


Г Л A B A 4

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АППАРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕТОДА

Принципиально новое в вопросах регистрации износа дета­ лей машин методом поверхностной активации—то, что в такого рода работах очень значительно разнятся условия регистрации у-излучения, используются минимальные активности, появля­ ются особые условия нанесения пятна и некоторые другие фак­

торы.

 

Внедрение метода требует организации регистрации

износа

на неподвижных и двигающихся в разных условиях

деталях,

при этом предполагают самые различные преграды

на пути

излучения: разная толщина, форма и даже материал. Возможна вибрация и другие помехи.

Однако прежде всего при внедрении метода следует стре­ миться к использованию серийно выпускаемой аппаратуры, что позволяет значительно снизить затраты.

Накопленный опыт по внедрению метода позволяет провести некоторое обобщение и дать ряд рекомендаций по его аппара­

турному

обеспечению.

 

 

 

§ 1. ДЕТЕКТИРОВАНИЕ у-ИЗЛУЧЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

ИЗНОСА

ДЕТАЛЕЙ

МАШИН

 

 

 

, В настоящее время

известно значительное

количество спо­

собов детектирования у-излучения, которые

наиболее

полно

рассмотрены в работах

[17—19]. Если рассматривать

их при­

менительно к решению поставленной задачи, то удобно выде­ лить следующие основные группы: 1) детекторы, основанные на измерении электрического заряда; 2) калориметрические детек­ торы; 3) химические детекторы; 4) ионизационные детекторы;

5)люминесцентные детекторы; 6) счетчики Черенкова.

Если при использовании детекторов первой группы изме­

ряется электрический ток, который создается в вакууме при наличии источника ионизирующего излучения, что позволяет определить абсолютную активность источника и плотность потока с точностью до нескольких процентов, то при калори­ метрическом детекторе энергия ионизирующего излучения преобразуется в тепловую, определяемую с помощью калори-

6* 83