Файл: Постников В.И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разборка двигателя при переходе на режимы I I и I I I дала оди­ наковое повышение износа, то увеличение износа при режиме

I I связано с окончанием

приработки режима I .

 

На

режиме I I износ

за 8 ч составляет 20%

общего износа

при работе двигателя в

течение <14%

общего

времени, т. е.

износ за первые часы работы двигателя

на режиме I I в 1,5 раза

выше,

чем в последующее время, т. е. приработка заканчи­

вается

в течение 18 ч.

 

 

 

Таким образом, можно сделать окончательный вывод об оди­ наковой величине износа при работе установки ИДМ на од­ ном виде присадок к маслу.

Режимы I I I и IV резко отличаются величиной износа гильзы,

хотя условия работы

изменялись

только за

счет

увеличения

количества присадки

Б в 2,8

раза и уменьшения присадки В

в 2,7 раза. В данном

случае

количество остановок

практиче­

ски не изменилось, а износ за

счет

приработки

после разборки

двигателя различается на 0,2 мкм, увеличивая общий износ на режиме I I I .

В результате анализа работы на режимах I I I и IV можно сделать вывод: снижение содержания присадки типа В в такое

же число раз, как и увеличение количества

присадки

Б,

ведет

к значительному, в 2,3 раза, повышению износа. Причем

время

работы двигателя сократилось на режиме IV на 10%.

 

 

Аналогичная картина получается, если

сравнить

режимы

V и I I I , т. е. режим с 4% присадки В с режимом, имеющим еще

более низкий процент присадки В — 0,7% (против 1,5%

на ре­

жиме IV) .

 

 

 

Износ на режиме I I I , если исключить износ в процессе при­ работки, составляет 0,85 мкм (1,35—0,5), а на режиме V — 0,96 мкм. Если учесть, что время работы двигателя на режиме

I I I в 2

раза больше, то предполагаемый износ на режиме V

должен

был бы составить 1,92 мкм.

Таким образом, износ на режиме V больше, чем на режиме I I I , на ту же величину, что и на IV, — в 2,3 раза. Если же учесть, что на режиме V число остановок было несколько ниже, чем на режиме IV, то можно с достаточной достоверностью утверждать, что снижение количества присадки В не может компенсиро­ ваться увеличением количества присадки, Б к маслу А.

Влияние остановки и разборки двигателя на износ втулки. Износ в процессе приработки, связанный с разборкой двигателя установки ИДМ. для снятия нагара с колец, измерения лунок и других целей, значительно повысил износ на режимах. Анализ увеличения износа за счет разборки двигателя представлен в табл. 15.

Как видно из табл. 15, величина износа, связанная с раз­ боркой и сборкой двигателя и его приработкой, составляет бо­ лее или менее стабильную величину — 0,3—0,5 мкм. Величина износа для режима I I не является характерной, так как она ПО


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

Влияние на износ разборки двигателя

 

 

Величина износа, мкм

Скорость износа,

мкм 1ч

Отношение

 

 

 

 

 

 

Режим

 

 

 

 

 

величин износа

 

за счет

за режим

за

время

 

 

за

режим

^ - =

приработки

приработки

I

1,5

 

0,15

 

 

1:6

 

II

1,75

0,7

0,03

0,35

1:11,7

III

1,35

0,5

0,02

0,11

1:5,5

 

IV

3,1

0,3

0,05

0,15

1:3

 

V

1,26

0,3

0,04

0,15

1:5,7

 

П р и м е ч а н и е . На I режиме величина износа дана исходя из средней величины износа на II и III режимах.

связана с продолжающейся приработкой нового двигателя или двигателя, вышедшего из капитального ремонта. Анализ скоро­ стей износа на различных режимах (см. табл. 15) показывает, что скорость износа в процессе приработки как нового двига­ теля, так и разобранного и вновь собранного двигателя возра­ стает в отдельных случаях более чем в 10 раз по сравнению- с работой в нормальных условиях, при работе на соответствую­

щих присадках,

снижающих износ, это соотношение уменьша­

ется до 3—4.

 

На режиме

I I коэффициент износостойкости, представляю­

щий собой отношение величины износа в процессе приработки &пр к величине износа при работе на режиме bv, резко падает и составляет 0,086 (1 : 11,7), в то время как для нормальной ра­ боты он будет 0,18, а при повышенном износе на режиме IV он составляет 0,33. Объясняется это тем, что в этом случае проис­ ходит повышение величины износа за счет приработки, связан­

ной с тем, что двигатель только начал

работу

после его изго­

товления и имеет износ в результате приработки

после его раз­

борки и сборки. Возрастание,

коэффициента

износостойкости

объясняется тем, что износ на

режиме

также

возрастает. Та­

ким образом, оптимальной величиной износа для данных усло­ вий работы является коэффициент износостойкости, равный 0,2.

Исследование зависимостей, связанных с построением кри­ вой износа. Используя полученные данные по активности для

втулки цилиндра двигателя ИДМ, активированной

дейтронами

на воздухе, и результаты проведенных исследований ее

износа

в процессе работы на различных режимах и маслах,

можно

перейти к построению математических зависимостей

вида

 

J L . ю о % = / ( b ) .

иг



Для получения данных по линейному износу провели эта­ лонирование на образцах, результаты которого были обрабо­ таны предложенным 116] методом, и получили следующее урав­ нение эталонной кривой (результаты замеров даны в табл. 16):

-100 = 100 + 158,3 [ехр[—0,01858(6 —&о)] — 1].

Используя выведенное уравнение для определения линейного износа по данным эталонирования в предыдущем разделе и под-

Ю 1

I

-

1

-

а-

 

а

1

§ '

 

Г

1

1

 

1

I

i

 

 

 

 

40

80

120

160

200'

240

 

 

 

Время работы двигателя, ч

 

 

Рис. 28.

Определение

величины

износа

гильзы

установки

 

 

 

 

ИДМ:

 

 

 

 

 

 

/ — эксперимент;

2 — расчет.

 

 

ставляя в него полученные данные по эталонированию на об­ разцах для двигателя ИДМ, получаем уравнение для определе­ ния величины износа Ъ на работающем двигателе:

ь =

158,3

— 0,01858

Данные по L(t) приведены в табл. 16. Исходя из выведенных уравнений, можно провести анализ результатов полученного линейного износа цилиндра двигателя по предложенному урав­ нению и сравнить его с графически полученной величиной износа из данных эталонной кривой и величины L(t).

На рис. 28 дано графическое решение полученных зависимо­ стей для построения линейной величины износа, которое позво-

•112


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

Величины износа втулки ИДИ, полученные

расчетным методом и

 

 

 

экспериментально

 

 

 

1

Относительная скорость

 

 

 

 

 

N

 

 

Величина износа, мкм.

 

,

счета

100%

 

 

 

 

 

Нарастающее

 

Л/о

 

Величина

 

 

время работы

 

 

 

снятого слоя

 

машины, ч

 

 

 

Ь, мкм

эксперимен­

 

 

 

от детали

от эталона

 

расчетная

 

 

 

тальная

0

 

100

100,00

0

0

0

1

 

98,1

98,10

0,60

0,60

0,60

2

 

97,4

97,40

0,75

0,75

0,77

3

 

97,00

97,00

0,98

0,98

0,90

4

.

96,6

96,60

1,05

1,05

1,01

5

 

96,35

96,35

1,10

1,10

1,11

6

 

96,20

96,14

1,20

1,20

1,20

7

 

95,95

95,90

1,28

1,28

1,28

8

 

95,80

95,80

1,30

1,30

1,36

9

 

95,60

95,70

1,41

1,42

1,43

10

 

95,07

95,07

1,50

1,50

1,50

14

 

96,00

93,00

2,33

2,20

2,26

20

 

92,90

92,90

2,40

2,40

2,33

25

 

95,10

92,56

2,56

2,51

2,40

30

 

92,10

92,10

. 2,60

2,60

2,60

35

 

92,30

92,05

2,40

2,62

2,66

40

 

91,80

91,80

2,15

2,15

2,79

50

 

91,00

91,00

2,95

2,95

2,93

60 .

 

90,60

90,60

3,15

3,15

3,19

71

 

90,95

90,40

3,25

3,20

3,29

80

 

88,90

88,90

3,85

3,85

3,02

82

 

88,86

88,60

3,88

3,75

3,34

85

 

88,70

88,50

3,95

3,80

3,88

90

 

88,30

88,30

4,00

4,00

3,95

97

 

88,00

88,10

4,05

4,10

4,03

99

 

87,90

87,90

4,10

4,00

4,05

100

 

87,60

87,60

4,15

4,15

4,08

ПО

 

•87,50

87,50

4,25

4,25

4,22

115

 

87,32

87,20

4,30

4,30

4,28

120

 

87,00

87,00

4,40

4,40

4,35

130

 

86,00

86,00

4,50

4,50

4,49

138

 

85,00

85,70

4,60

4,43

4,60

150

 

83,70

83,70

5,30

5,30

5,30

160

 

82,50

82,50

5,75

5,75

5,75

168

 

81,75

81,60

6,10

6,20

6,10

171

 

81,30

81,25

6,25

6,45

6,20

175

 

80,92

81,00

6,45

6,50

6,42

177

 

80,55

80,75

6,75

6,60

6,49

180

 

80,00

80,00

6,70

6,70

6,70

191

 

78,90

78,50

7,25

7,55

7,12

198

 

78,45

77,66

7,70

7,80

7,59

200

 

77,36

77,36

8,00

8,00

8,00

210

 

76,50

76,50

8,35

8,35

8,31

220

 

75,50

75,50

8,65

8,65

8,61

231

 

74,86

74,86

8,96

8,96

8,90

8 Зак. 289