Файл: Постников В.И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
разборка двигателя при переходе на режимы I I и I I I дала оди наковое повышение износа, то увеличение износа при режиме
I I связано с окончанием |
приработки режима I . |
|
||
На |
режиме I I износ |
за 8 ч составляет 20% |
общего износа |
|
при работе двигателя в |
течение <14% |
общего |
времени, т. е. |
|
износ за первые часы работы двигателя |
на режиме I I в 1,5 раза |
|||
выше, |
чем в последующее время, т. е. приработка заканчи |
|||
вается |
в течение 18 ч. |
|
|
|
Таким образом, можно сделать окончательный вывод об оди наковой величине износа при работе установки ИДМ на од ном виде присадок к маслу.
Режимы I I I и IV резко отличаются величиной износа гильзы,
хотя условия работы |
изменялись |
только за |
счет |
увеличения |
|
количества присадки |
Б в 2,8 |
раза и уменьшения присадки В |
|||
в 2,7 раза. В данном |
случае |
количество остановок |
практиче |
||
ски не изменилось, а износ за |
счет |
приработки |
после разборки |
двигателя различается на 0,2 мкм, увеличивая общий износ на режиме I I I .
В результате анализа работы на режимах I I I и IV можно сделать вывод: снижение содержания присадки типа В в такое
же число раз, как и увеличение количества |
присадки |
Б, |
ведет |
к значительному, в 2,3 раза, повышению износа. Причем |
время |
||
работы двигателя сократилось на режиме IV на 10%. |
|
|
|
Аналогичная картина получается, если |
сравнить |
режимы |
|
V и I I I , т. е. режим с 4% присадки В с режимом, имеющим еще |
|||
более низкий процент присадки В — 0,7% (против 1,5% |
на ре |
||
жиме IV) . |
|
|
|
Износ на режиме I I I , если исключить износ в процессе при работки, составляет 0,85 мкм (1,35—0,5), а на режиме V — 0,96 мкм. Если учесть, что время работы двигателя на режиме
I I I в 2 |
раза больше, то предполагаемый износ на режиме V |
должен |
был бы составить 1,92 мкм. |
Таким образом, износ на режиме V больше, чем на режиме I I I , на ту же величину, что и на IV, — в 2,3 раза. Если же учесть, что на режиме V число остановок было несколько ниже, чем на режиме IV, то можно с достаточной достоверностью утверждать, что снижение количества присадки В не может компенсиро ваться увеличением количества присадки, Б к маслу А.
Влияние остановки и разборки двигателя на износ втулки. Износ в процессе приработки, связанный с разборкой двигателя установки ИДМ. для снятия нагара с колец, измерения лунок и других целей, значительно повысил износ на режимах. Анализ увеличения износа за счет разборки двигателя представлен в табл. 15.
Как видно из табл. 15, величина износа, связанная с раз боркой и сборкой двигателя и его приработкой, составляет бо лее или менее стабильную величину — 0,3—0,5 мкм. Величина износа для режима I I не является характерной, так как она ПО
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
|
|
Влияние на износ разборки двигателя |
|
|
||||
Величина износа, мкм |
Скорость износа, |
мкм 1ч |
Отношение |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
Режим |
|
|
|
|
|
величин износа |
||
|
за счет |
за режим |
за |
время |
|
|
||
за |
режим |
^ - = |
*с |
|||||
приработки |
приработки |
|||||||
I |
1,5 |
|
0,15 |
|
|
1:6 |
|
|
II |
1,75 |
0,7 |
0,03 |
0,35 |
1:11,7 |
|||
III |
1,35 |
0,5 |
0,02 |
0,11 |
1:5,5 |
|
||
IV |
3,1 |
0,3 |
0,05 |
0,15 |
1:3 |
|
||
V |
1,26 |
0,3 |
0,04 |
0,15 |
1:5,7 |
|
П р и м е ч а н и е . На I режиме величина износа дана исходя из средней величины износа на II и III режимах.
связана с продолжающейся приработкой нового двигателя или двигателя, вышедшего из капитального ремонта. Анализ скоро стей износа на различных режимах (см. табл. 15) показывает, что скорость износа в процессе приработки как нового двига теля, так и разобранного и вновь собранного двигателя возра стает в отдельных случаях более чем в 10 раз по сравнению- с работой в нормальных условиях, при работе на соответствую
щих присадках, |
снижающих износ, это соотношение уменьша |
ется до 3—4. |
|
На режиме |
I I коэффициент износостойкости, представляю |
щий собой отношение величины износа в процессе приработки &пр к величине износа при работе на режиме bv, резко падает и составляет 0,086 (1 : 11,7), в то время как для нормальной ра боты он будет 0,18, а при повышенном износе на режиме IV он составляет 0,33. Объясняется это тем, что в этом случае проис ходит повышение величины износа за счет приработки, связан
ной с тем, что двигатель только начал |
работу |
после его изго |
|
товления и имеет износ в результате приработки |
после его раз |
||
борки и сборки. Возрастание, |
коэффициента |
износостойкости |
|
объясняется тем, что износ на |
режиме |
также |
возрастает. Та |
ким образом, оптимальной величиной износа для данных усло вий работы является коэффициент износостойкости, равный 0,2.
Исследование зависимостей, связанных с построением кри вой износа. Используя полученные данные по активности для
втулки цилиндра двигателя ИДМ, активированной |
дейтронами |
|
на воздухе, и результаты проведенных исследований ее |
износа |
|
в процессе работы на различных режимах и маслах, |
можно |
|
перейти к построению математических зависимостей |
вида |
|
J L . ю о % = / ( b ) .
иг
Для получения данных по линейному износу провели эта лонирование на образцах, результаты которого были обрабо таны предложенным 116] методом, и получили следующее урав нение эталонной кривой (результаты замеров даны в табл. 16):
—-100 = 100 + 158,3 [ехр[—0,01858(6 —&о)] — 1].
Используя выведенное уравнение для определения линейного износа по данным эталонирования в предыдущем разделе и под-
Ю 1
I |
- |
1 |
- |
а- |
|
а |
1 |
§ ' |
|
Г |
1 |
1 |
|
1 |
I |
i |
|
|
|
|
40 |
80 |
120 |
160 |
200' |
240 |
|
|
|
|
Время работы двигателя, ч |
|
|
|||
Рис. 28. |
Определение |
величины |
износа |
гильзы |
установки |
|||
|
|
|
|
ИДМ: |
|
|
|
|
|
|
/ — эксперимент; |
2 — расчет. |
|
|
ставляя в него полученные данные по эталонированию на об разцах для двигателя ИДМ, получаем уравнение для определе ния величины износа Ъ на работающем двигателе:
ь =
158,3
— 0,01858
Данные по L(t) приведены в табл. 16. Исходя из выведенных уравнений, можно провести анализ результатов полученного линейного износа цилиндра двигателя по предложенному урав нению и сравнить его с графически полученной величиной износа из данных эталонной кривой и величины L(t).
На рис. 28 дано графическое решение полученных зависимо стей для построения линейной величины износа, которое позво-
•112
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
|
Величины износа втулки ИДИ, полученные |
расчетным методом и |
|||||
|
|
|
экспериментально |
|
|
|
|
1 |
Относительная скорость |
|
|
|
|
|
|
N |
|
|
Величина износа, мкм. |
|
|
, |
счета |
100% |
|
||
|
|
|
|
|||
Нарастающее |
|
Л/о |
|
Величина |
|
|
время работы |
|
|
|
снятого слоя |
|
|
машины, ч |
|
|
|
Ь, мкм |
эксперимен |
|
|
|
от детали |
от эталона |
|
расчетная |
|
|
|
|
тальная |
|||
0 |
|
100 |
100,00 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
98,1 |
98,10 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
2 |
|
97,4 |
97,40 |
0,75 |
0,75 |
0,77 |
3 |
|
97,00 |
97,00 |
0,98 |
0,98 |
0,90 |
4 |
. |
96,6 |
96,60 |
1,05 |
1,05 |
1,01 |
5 |
|
96,35 |
96,35 |
1,10 |
1,10 |
1,11 |
6 |
|
96,20 |
96,14 |
1,20 |
1,20 |
1,20 |
7 |
|
95,95 |
95,90 |
1,28 |
1,28 |
1,28 |
8 |
|
95,80 |
95,80 |
1,30 |
1,30 |
1,36 |
9 |
|
95,60 |
95,70 |
1,41 |
1,42 |
1,43 |
10 |
|
95,07 |
95,07 |
1,50 |
1,50 |
1,50 |
14 |
|
96,00 |
93,00 |
2,33 |
2,20 |
2,26 |
20 |
|
92,90 |
92,90 |
2,40 |
2,40 |
2,33 |
25 |
|
95,10 |
92,56 |
2,56 |
2,51 |
2,40 |
30 |
|
92,10 |
92,10 |
. 2,60 |
2,60 |
2,60 |
35 |
|
92,30 |
92,05 |
2,40 |
2,62 |
2,66 |
40 |
|
91,80 |
91,80 |
2,15 |
2,15 |
2,79 |
50 |
|
91,00 |
91,00 |
2,95 |
2,95 |
2,93 |
60 . |
|
90,60 |
90,60 |
3,15 |
3,15 |
3,19 |
71 |
|
90,95 |
90,40 |
3,25 |
3,20 |
3,29 |
80 |
|
88,90 |
88,90 |
3,85 |
3,85 |
3,02 |
82 |
|
88,86 |
88,60 |
3,88 |
3,75 |
3,34 |
85 |
|
88,70 |
88,50 |
3,95 |
3,80 |
3,88 |
90 |
|
88,30 |
88,30 |
4,00 |
4,00 |
3,95 |
97 |
|
88,00 |
88,10 |
4,05 |
4,10 |
4,03 |
99 |
|
87,90 |
87,90 |
4,10 |
4,00 |
4,05 |
100 |
|
87,60 |
87,60 |
4,15 |
4,15 |
4,08 |
ПО |
|
•87,50 |
87,50 |
4,25 |
4,25 |
4,22 |
115 |
|
87,32 |
87,20 |
4,30 |
4,30 |
4,28 |
120 |
|
87,00 |
87,00 |
4,40 |
4,40 |
4,35 |
130 |
|
86,00 |
86,00 |
4,50 |
4,50 |
4,49 |
138 |
|
85,00 |
85,70 |
4,60 |
4,43 |
4,60 |
150 |
|
83,70 |
83,70 |
5,30 |
5,30 |
5,30 |
160 |
|
82,50 |
82,50 |
5,75 |
5,75 |
5,75 |
168 |
|
81,75 |
81,60 |
6,10 |
6,20 |
6,10 |
171 |
|
81,30 |
81,25 |
6,25 |
6,45 |
6,20 |
175 |
|
80,92 |
81,00 |
6,45 |
6,50 |
6,42 |
177 |
|
80,55 |
80,75 |
6,75 |
6,60 |
6,49 |
180 |
|
80,00 |
80,00 |
6,70 |
6,70 |
6,70 |
191 |
|
78,90 |
78,50 |
7,25 |
7,55 |
7,12 |
198 |
|
78,45 |
77,66 |
7,70 |
7,80 |
7,59 |
200 |
|
77,36 |
77,36 |
8,00 |
8,00 |
8,00 |
210 |
|
76,50 |
76,50 |
8,35 |
8,35 |
8,31 |
220 |
|
75,50 |
75,50 |
8,65 |
8,65 |
8,61 |
231 |
|
74,86 |
74,86 |
8,96 |
8,96 |
8,90 |
8 Зак. 289